Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государство по Аристотелю



2020-02-03 199 Обсуждений (0)
Государство по Аристотелю 0.00 из 5.00 0 оценок




Что такое государство для Платона и Аристотеля?

Эссе студента 1 курса бакалавриата группы №194

по истории философии

 

Ст. преп.

Копылова А. О.

 

 

Москва 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………………………………………3

 

Глава 1. Государство по Платону……………………………………………………………….4

 

Глава 2. Государство по Аристотелю…………………………………………………………..7

 

Заключение……………………………………………………………………………………….9

 

Список использованных источников и литературы………………………………………….10

 

 

Введение

Теория государства, его появление, его роль, значение в жизни общества, а также все проблемы, которые, так или иначе, связаны с этим историко-философическим феноменом – вопросы, которые преследуют людей с появления самого понятия «государства» в мире. С развитием технологий, общества, усложнением его организации, менялось соответственно и государство, которому общество делегировало часть прав и полномочий.

Конечно, сегодня практически невозможно сравнивать «государство» двадцать первого века и «государство» периода античности, первых философов, таких как, Платон, Аристотель и других, однако некоторые вопросы, например, цель государства, до сегодняшнего дня остаются актуальными и обсуждаемыми. Как мне кажется, ответы на вопросы и решения всех проблем, которые относятся к понятию «государство», будут отличаться в зависимости от времени, эпохи и ступени развития человечества. Доказательством вышеуказанного тезиса может быть изменение функций государства на протяжении всей истории человечества. Если в древние времена не существовало даже намеков на функцию защиты государством авторских прав, то сегодня им же (государством) разрабатываются настоящие законы, которые должны регулировать эту сферу общества.

Цель данного эссе – исследовать труды Платона и Аристотеля для того, чтобы выделить особенности и сходства государственного строительства. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать диалог «Государство» Платона, исследовать труды Аристотеля, связанные с политикой, выявить сходства и различия.

По моему мнению, для того, чтобы разобраться в понятии «государство», необходимо вернуться к истокам этого понятия. Первыми и самыми главными политическими философами, которые рассуждали о «государстве», как мне кажется, остаются Платон(429-347 гг. до н. э.) и Аристотель(384-322 гг. до н. э.). Многие философы и ученые обращались и обращаются к их труда: Фома Аквинский, Августин, Лосев, Александров и другие.

Таким образом, политическая философия Платона и Аристотеля до сих пор актуальна, так как является одной из самых древнейших и оказала огромное влияние на дальнейшее развитие государственного устройства.

 

 

Глава I .

 Государство по Платону

Основные идеи об устройстве идеального государства Платон описал в своем диалоге «Государство» или «Полития». Стоит заметить, что на Платона в юности очень сильно повлиял Сократ. Не случайно Платон считается его учеником. Ученые прослеживают это в первой книге «Политии», остальные книги Платон написал уже в возрасте, в так называемый зрелый период своего творчества.

Прежде, чем говорить о политической философии Платона, нужно вспомнить, что он считает, что есть 2 мира: мир идей (эйдосов) и материальный мир. Главной идеей, по теории Платона, является идея блага, к которому стремится каждый человек: «Так вот что мне видится: в том, что познаваемо, идея блага - это предел, и она с трудом различима, но стоит только ее там различить, как отсюда напрашивается вывод, что именно она - причина всего правильного и прекрасного. В области видимого она порождает свет и его владыку, а в области умопостигаемого она сама - владычица, от которой зависят истина и разумение, и на нее должен взирать тот, кто хочет сознательно действовать как в частной, так и в общественной жизни».[1] Однако не каждый человек способен правильно понимать идею блага. По Платону, на такое способен только человек, обладающий всеми положительными качествами. Таким человеком у Платона представляется философ, а реализация идеи блага на Земле, в материальном мире представляется в виде создания и управления полисом, а также в виде справедливости. Полис – не самостоятельная организация, а часть мироздания, которая создана по проекции космоса. Платон выделяет три начала в человеке: разумное, яростное и вожделеющее. Эти же три начала существуют на трех уровнях бытия: в человеке, в полисе и в космологии().

Сам полис состоит из трех страт, которые осуществляют четкие функции, являются воплощениями трех начал: земледельцы и ремесленники (вожделеющее), стражи (яростное), философы (разумное).[2] Об их особенностях я попытаюсь рассказать ниже. Однако, существование такого полиса будет возможно при выполнении нескольких условий. Во-первых, в таком государстве все три страты должны сосуществовать в полной гармонии, которая основывается на справедливости (идея блага в материальном мире). По Платону, справедливость – это когда каждый на своем месте.[3] Во-вторых, создание такого политического образования необходима «команда философов, стоящая у истоков», которая сможет воспитать первое поколение полиса.[4] Важно знать, что для полиса Платона принципиально важно воспитание детей и их образование, так как от них зависит дальнейшая жизнь города, на этом строится сама система полиса.

Говоря о государстве, Платон выстраивает иерархию по аналогии с человеческим телом: философы – голова, стражи – туловище, земледельцы и ремесленники – конечности. Кроме того, в такой системе устройства полиса практически отсутствовала возможность перехода из страт, потому что это вредило бы полису и вело к дисгармонии. При таком описании может сложиться впечатление, что Платон первым описал идеи тоталитарного государства. За это его активно критиковал Карл Поппер в труде «Открытое общество и его враги».[5] Однако, на самом деле в государстве Платона главной стратой являются ремесленники и земледельцы, так как без них, без материальной базы, создаваемой ими, невозможно представить сам полис. Кроме того, это основная масса населения.

Распределение людей по стратам идет в зависимости от их склонности к делам. Меньше всего внимания уделяется третьей страте, так как обучению ремеслам не требует особых затрат и сил. Ремесленники вправе иметь семью, частную собственность и землю. Страта стражей не имеет никакой собственности, так как удобства и богатства развращают их, женщины равны в правах с мужчинами, детей общих стражи не имеют, так как они (дети) распределяются философами. Их основная задача – защита полиса. Страта философов одно из самых малочисленных, так как образование философа длится больше 50 лет, а также они проходят службу стражей. Философы управляют государством и ведут его к благу.

Из учета индивидуальных особенностей человека и его распределения по стратам Платон выводит виды государственных устройств. Примечательно, что у него политическое устройство может деградировать со временем. Самой лучшей формой правления для Платона является монархия или аристократия, когда во главе стоит один или несколько правителей-философов или, если философы находятся при монархе. Важно, что для Платона образцовым полисом была Спарта времен законов Ликурга. Следующей ступенью в этом цикле может быть тимократия, когда во главе полиса встанут воины, однако, добравшись до вершин власти, воины не смогут вечно противостоять соблазну богатства. Как только воины «сломаются» под давлением соблазнов, тимократия начнет превращаться в олигархию, что будет связано с ростом коррупции, налогов и других поборов, что в свою очередь отразится на состоянии 3 сословия. В конечном итоге это приведет к войне бедных против богатых, в которой первые победят, спустя некоторое время, так как их количественно больше. В дальнейшем воцарится самая худшая форма правления по Платону – демократия, когда власть будет принадлежать толпе, а не мудрым философам. Апогеем развала полиса является тирания – власть одного человека, который, прежде всего, заботится о своем благе, а не об общем.

Таким образом, полис Платона основывается на идее блага, состоит из 3 сословий с четкими функциями, огромную роль имеет воспитание людей, отличается жесткой структурой, монархия признается лучшим видом государственного устройства.

 

Глава II .

Государство по Аристотелю

 

Аристотель являлся учеником Платона и многие идеи, которые позднее он записал в трактатах «О душе», «Политика» и «Никомахова этика», были получены им в спорах со своим учителем. Прежде всего, Аристотель отрицает идею Платона о мире идей. Вместо этого он выдвигает телеологию – учение о целесообразном строении мира, которое опирается на природные закономерности. Основной целью человека является поиск счастья, а для самого Аристотеля счастье – это стремление к мудрости. В этой связи полис становится институтом, который помогает человеку достичь счастья.

Переходя к описанию полиса, важно вспомнить, что Аристотель ассоциирует его с семьей. Здесь же уместно вспомнить его цитату: «Человек по своей природе есть политическое животное». Отношения в семье он сравнивает с государственными, властными отношениями. Прежде всего – это отношения подчинения (раб - рабовладелец). Полис по Аристотелю состоит из граждан – свободных людей, имеющих благосостояние и досуг. Варваров и рабов он даже не причислял к людям, так как, по его мнению, в них не были развиты душевные начала. Об этом и началах души он пишет в трактате «О душе» во второй книге во второй главе.[6] Способом достижения счастья в полисе являются добродетели. Аристотель выделяет 2 вида: добродетель разума и добродетель чувства. Первый вид определяет образ мышления и направлен на выработку общих законов мироздания. Исследователями данной добродетели Аристотель называет философов и ученых (теоритический разум). Вторым видом занимаются политики (практический разум), суть работы которых сводится к выработке законов, по которым живет полис.

Огромное внимание Аристотель уделял рабству в греческом полисе, так как на этом основывалась идея о свободном гражданине, а также рабству способствовала идея телеологии.[7] В экономической сфере Аристотель жестко критиковал обобществление имущества, за которое выступал Платон, полагая, что это вредит индивидуальному развитию гражданина и его хозяйства: «Люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им; менее заботятся они о том, что является общим».

Классификация форм государств в «Политике» Аристотеля зависит от 2 показателей: по числу правящих лиц (один, мало, много) и приоритета целей (общественные, частные). Таким образом, автор выделяет 6 форм правления, разделенных на 2 категории: монархия, аристократия и полития (правильные); тирания, олигархия и демократия (неправильные).[8] Можно сказать, что здесь Аристотель вторит Платону отчасти. Важную роль играют уравнивающая и распределяющая справедливость, которые помогают снизить имущественное расслоение.

Таким образом, полис Аристотеля основывается на телеологии и счастье, состоит из граждан, которых обслуживают рабы, формы государства во многом схожи с полисом Платона, идеалом является полития.

 

 

Заключение

Подводя общий итог, можно сделать сравнение понятия «государства» в трудах Платона и Аристотеля. Вышеуказанные типы государства или полиса имеют разные цели и внутреннюю структуру. Для Платона важна идея блага, воплощенная в полисе и понятии «справедливость», и жесткое разделение людей на 3 страты без возможности перехода, а также уделяется особое внимание воспитанию человека. У Аристотеля, государство должно помочь гражданину обрести «счастье», полис состоит из граждан – свободных людей, имеющих все начала души (вегетативную, животную, разумную). В противоположность гражданам выступают рабы и варвары, неполноценные в душевном плане, которые обеспечивают материальную базу государства (у Платона материальную базу создает страта земледельцев и ремесленников).

Однако о некоторых аспектах государства Платон и Аристотель думают одинаково. Например, оба философа поддерживают идею аристократической формы правления и негативно отзываются о демократии.

Можно сказать, что в данной работе исследованы основные положения философии Платона и Аристотеля, которые касаются государства. Нельзя отрицать значимость всей философии двух вышеупомянутых философов. Доказательство – большая популярность Аристотеля, как философа в средневековье.

К недостаткам данной работы можно отнести ее неполноту и частичность, так как очень трудно в одной работе охватить всю философию Платона и Аристотеля.

В конце хочу высказать свои предпочтения. Лично мне ближе политическая философия Платона, чем Аристотеля, так как в его произведение «Государство» лучше организовано, автор четче разъясняет разные моменты и аспекты своей политической философии, а также у Платона лучше прослеживается взаимосвязь всех частей государства (страты, воспитание и другие).



2020-02-03 199 Обсуждений (0)
Государство по Аристотелю 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государство по Аристотелю

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)