Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Утрата и лишение статуса беженца.



2020-02-03 201 Обсуждений (0)
Утрата и лишение статуса беженца. 0.00 из 5.00 0 оценок




Естественно полагать, что при возникновении статуса беженца у человека, в определённый момент времени происходит и утрата этого статуса. Это может происходить, как и предоставлением, этому человеку гражданства государства, в котором он непосредственно проживает, по истечению определённого промежутка времени, и вследствие каких-либо противоправных действий совершённых со стороны этого человека, и вследствие переезда в другое государство на постоянное местожительство, и при добровольном возвращении в страну своей гражданской принадлежности. В связи с этим необходим определённый порядок утраты или лишения статуса беженца, законодательно оформленный и принятый на международной конференции или в парламенте отдельного государства.

И Устав УВКБ, и Конвенция 1951 г. предусматривают утрату статуса беженца, если человек собственными действиями показывает, что вполне обоснован­ные опасения преследований перестали существовать либо международная защита уже не требуется. Такие обстоятельства включают: добровольное возвращение к защите страны происхождения, добровольное приобретение прежнего гражданства, приобретение нового гражданства и связанной с ним защиты и добровольное повторное поселение в стране происхождения.

При добровольном возвращении к защите беженец должен не только дей­ствовать добровольно: он должен стремиться к получению защиты и реально получить ее. Термин "защита" охватывает любые действия беженца, свиде­тельствующие об установлении нормальных отношений с властями страны происхождения, такие как регистрация в консульствах либо подача и удовле­творение ходатайств о продлении паспортов или удостоверений о гражданстве. Однако иногда беженец может быть вынужден просить эти власти о каких-либо мерах защиты, — например, когда паспорт или проездной документ нужен для получения вида на жительство в стране убежища. Вынужденное обращение к защите не прекращает действие статуса беженца.

В других случаях, если лицо ходатайствует о выдаче или продлении на­ционального паспорта и добивается этого, можно предположить (если нет свидетельств обратного), что оно намерено вновь воспользоваться защитой. Данная презумпция укрепляется, если беженец фактически пользуется этим паспортом для поездок, для возвращения в страну происхождения либо для получения в стране убежища некоторых преимуществ, зависящих от гражданства. Наличие у лица национального паспорта и посещение им страны происхождения, по-видимому, дают все основания для прекращения статуса беженца.

При повторном приобретении гражданства прямо требуется доброволь­ность действия. Такой акт проще удостоверить, чем возвращение к защите, которое, возможно, является высшим проявлением последнего. В данном случае в меньшем объеме требуются раскрытие смягчающих обстоятельств:

в большинстве случаев достаточными факторами будут намерение лица и эффективность данного акта.

Однако при приобретении нового гражданства лицо еще должно и поль­зоваться защитой в силу этого статуса. Новое гражданство должно быть эф­фективным в том смысле, что должны признаваться хотя бы основные по­следствия гражданства, включая право вернуться в государство и проживать в нем.

И, наконец, статус беженца может быть утрачен при добровольном повтор­ном поселении в стране происхождения. Требуется нечто большее, чем по­сещение страны или простое присутствие в ней; человек должен рассчитывать на постоянное поселение и не иметь явного намерения уехать. Если человек снова уедет, и будет ходатайствовать о предоставлении статуса беженца, дело нужно будет рассматривать в свете событий, последовавших за повторным по­селением.

Также существует определённая категория лиц ''заранее'' не получающих статуса беженца. Эта категория определена в соответствующих международных документах, таких как Устав УВКБ ООН, Устав Международной организации по делам беженцев (1946 год), а также в Конвенции 1951 года о статусе беженца.

В большинстве принятых в последний период международных документов определяются не только категории беженцев, но и обстоятельства, при кото­рых действие статуса беженца прекращается, а льготы, которые предостав­ляются на его основе, либо аннулируются, либо не предоставляются. На­пример, Устав МОБ содержит описание обстоятельств, при которых беженцы и перемещенные лица более не входят в круг компетенции Организации, а также условий отказа в таком статусе и льготах другим категориям лиц, в том числе военным преступникам, квислингам и предателям, а также уголовным преступникам, подлежащим выдаче по договору. Статья 14 Всеобщей декларации прав человека не предоставляет права на убежище в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и прин­ципам Организации Объединенных Наций. Эти категории были более широко определены в других международных документах, и можно выделить четыре группы обстоятельств, при которых статус беженца может быть утра­чен либо в нем может быть отказано: 1) вследствие добровольных деяний лица; 2) вследствие изменения обстоятельств; 3) вследствие предоставления защиты другими государствами или международными учреждениями и 4) в случае с преступниками и другими лицами, недостойными предоставленной защиты.

Устав Международной организации по делам беженцев определяет обстоятельства, при которых беженцы и перемещённые лица перестают подлежать компетенции Организации так:

Беженцы или перемещенные лица перестают подлежать компетенции Организации:

(а) когда они вернулись в страны своего гражданства, находящиеся на территории Объединенных Наций, за исключением тех случаев, когда их обычные прежние места жительства, куда они желают возвратиться, находятся вне страны их гражданства; или

(б) когда они приобрели новое гражданство; или

(в) когда они, по определению Организации, каким-либо другим образом прочно обосновались; или

(а) когда они без достаточных к тому оснований отказались принять предложения Организа­ции о переселении или репатриации; или

(б) когда они не делают достаточных усилий зарабатывать себе на жизнь при наличии возможности заработка или злоупотребляют помощью Организации

а также:

1. Военные преступники, квислинги и предатели.

2. Любое другое лицо, в отношении которого может быть доказано, что оно:

а) оказывало помощь неприятелю в преследовании гражданского населения стран, являющихся членами Организации Объединенных Наций; или

б) добровольно оказывало помощь вооруженным силам неприятеля после начала Второй мировой войны в их операциях против Организации Объединенных Наций.

3. Уголовные преступники, подлежащие выдаче по договору.

4. Лица немецкого этнического происхождения (будь то германские граждане или члены не­мецких меньшинств в других странах), которые:

а) были или могут быть перевезены в Германию из других стран;

б) были во время Второй мировой войны эвакуированы из Германии в другие страны;

в) бежали из Германии или в Германию, или с места своего постоянного жительства в дру­гие, кроме Германии, страны для того, чтобы не попасть в руки союзных армий.

5. Лица, пользующиеся финансовой поддержкой и защитой страны их гражданства, за ис­ключением тех случаев, когда эта страна просит об оказании им международной помощи.

6. Лица, которые после окончания военных действий Второй мировой войны:

а) принимали участие в какой-либо организации, ставящей одной из своих целей свержение силой оружия правительства страны их происхождения, являющейся членом Организации Объе­диненных Наций или свержение силой оружия правительства любого члена Организации Объе­диненных Наций, пли принимали участие в какой-либо террористической организации;

б) стали вожаками движений, враждебных правительству страны их происхождения, являющейся членом Организации Объединенных Наций, или инициаторами движений, поощряющих невозвращение беженцев в страну их происхождения;

в) состоят на военной или гражданской службе иностранного государства в то время, когда они обращаются за помощью.

В данном определении в основном отражаются события произошедшие в годы Второй мировой войны и поэтому прослеживается явная узко - направленность против военных преступников, а не уголовных.

Уже в определении обязанностей Верховного Комиссара Организации Объединённых наций пункт 7-ой расширяет понятие лица, на которое не распространяются эти обязанности. Это лица:

а) являющиеся гражданами нескольких стран; или 

б) за которыми компетентные власти страны, в которой они проживают, признают права и обязанности, связанные с гражданской принадлежностью этой страны; или

в) продолжающие пользоваться защитой или помощью других органов или учреждений организации Объединенных Наций; или                                           

г) в отношении которых имеются серьезные основания предполагать, что они совершили преступление, предусмотренное положениями договоров о выдаче преступников, или преступление, предусмотренное в статье VI Лондонского статута Международного военного трибунал или положениями пункта 2 статьи 14 Всеобщей декларации прав человека.

А уже раздел С статьи 1 общих положений Конвенции 1951 года о статусе беженца практически окончательно определяет круг лиц на которых не распространяется предоставление статуса беженца.

С. Положения Конвенции не распространяются более на лицо, которое:

1) добровольно вновь воспользовалось защитой страны своей гражданской принадлежности; или

2) лишившись своего гражданства, снова его добровольно приобрело; или

3) приобрело новое гражданство и пользуется защитой страны своей новой гражданской принадлежности; или

4) добровольно вновь обосновалось в стране, которую оно

покинуло или вне пределов которой оно пребывало вследствие опасений преследований; или

5) не может более отказываться от пользования защитой страны своей гражданской принад­лежности, ибо обстоятельства, на основании которых оно было признано беженцем, более не существуют;

положения настоящего пункта не применяются к беженцам, подпадающим под определение пункта 1 раздела А настоящей статьи, если они в состоянии привести достаточные основания вытекающие из прежних преследований, для своего отказа пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности;

6) будучи лицом, не имеющим определенного гражданства, может вернуться в страну своего обычного прежнего местожительства, ибо обстоятельства, на основании которых оно было признано беженцем, более не существует;

положения настоящего пункта не применяются к беженцам, подпадающим под определение пункта 1 раздела А настоящей статьи, если они в состоянии привести достаточные основания, вытекающие из прежних преследований, для своего отказа вернуться в страну своего прежнего обычного местожительства.

D. положения настоящей Конвенции не распространяются на лиц, которые в настоящее время пользуются защитой или помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.

В тех случаях, когда такая защита или помощь были по какой-либо причине прекращены, до того как положение этих лиц было окончательно урегулировано согласно соответствующим резолюциям, принятым Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, эти лица автоматически приобретают права, вытекающие из настоящей Конвенции.

Е. Положения настоящей Конвенции не распространяются на лиц, за которыми компетентные власти страны, в которой они проживают, признают права и обязанности, связанные с гражданством этой страны.

F. Положения настоящей Конвенции не распространяются на всех тех лиц, в отношении которых имеются серьезные основания предполагать, что они:

а) совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;

Ь) совершили тяжкое преступление неполитического характера вне страны, давшей им убежище, и до того как они были допущены в эту страну в качестве беженцев;

с) виновны в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Что касается законодательства Украины, то статья 14 закона Украины ''О беженцах'' непосредственно определяет порядок утраты и лишения иностранцем статуса беженца.

Иностранец утрачивает статус беженца:

после получения разрешения на постоянное жительство на территории Украины по основаниям, не связанным со статусом беженца, либо при приобретении гражданства Украины;

если снова добровольно воспользовался защитой государства своей гражданской принадлежности;

если, лишившись своего гражданства, снова его добровольно приобрел;

если приобрел гражданство другого государства и пользуется защитой государства своей новой гражданской принадлежности;

если добровольно вновь обосновался в государстве, которое покинул или вне пределов которого пребывал вследствие опасений преследований по обстоятельствам, предусмотренным абзацем вторым статьи 2 настоящего Закона;

если не может больше отказываться от пользования защитой государства своей гражданской принадлежности, территорию которого вынужден, был покинуть по обстоятельствам, предусмотренным абзацем вторым статьи 2 настоящего Закона, в связи с тем, что данные обстоятельства более не существуют;

если не имеет определенного гражданства и может вернуться в государство своего обычного прежнего местожительства в связи с тем, что обстоятельства, предусмотренные абзацем вторым статьи 2 настоящего Закона, в данном государстве более не существуют.

Иностранец лишается статуса беженца, если он:

сообщил заведомо ложные сведения либо предъявил поддельные документы, послужившие основанием для признания его беженцем:

создает угрозу национальной безопасности, общественному порядку, здоровью населения Украины.

 

Заключение.

Проблема беженцев продолжает оставаться вызовом для международного сообщества. В то время как государства, принимающие беженцев, должны и впредь выполнять свои обязательства по обеспечению их защиты и способствовать созданию обстановки терпимости по отношению к представителям других народов государства происхождения беженцев обязаны предотвращать действия порождающие массовый уход их населения.

В то же время мировое сообщество должно определить наиболее эффективные пути предотвращения новых потоков беженцев. Следует продолжить изучение глубинных причин этих явлении и деятельность по улучшению положения. Если главной причиной потоков беженцев является нищета, то одним из вариантов решений могло бы стать предоставление помощи в целях развития или технической помощи. Если основными причинами массового ухода являются нарушения прав человека, то решение проблемы может заключаться в постоянном наблюдении за ходом развития событий со стороны органов системы Организации Объединенных Наций по правам человека, осуждении нарушений международным сообществом и назначении специальных докладчиков для изучения конкретных ситуаций и подготовки рекомендаций. Если причинами потоков беженцев являются конфликты с применением насилия, то решения могут быть найдены в области превентивной дипломатии, в содействии посредничеству, как средству урегулирования конфликтов, а также в соблюдении положений гуманитарного права.

Однако международное сообщество всегда должно быть готово к действиям в чрезвычайных ситуациях. В этой связи огромное значение могла бы иметь система раннего предупреждения созданная Генеральным секретарем ООН. Она могла бы играть важную роль в выявлении ситуаций, которые могут породить крупные потоки беженцев. Самым эффективным способом реагирования в чрезвычайных ситуациях всегда будет скоординированный и общесистемный подход.

Тем не менее, в системе защиты, установленной Конвенцией 1951 г. / протоколом 1967г. и общим международным правом, имеются определению пробелы, как и между статусом беженца и решением проблем беженца Беженцы защищены принципом non-refoulement, а статус беженца, часто, хотя и не обязательно) является достаточным условием предоставления постоянного или долговременного убежища. Но не существует обязательной связи между принципом non-refoulement и приемом либо предоставлением убежища. И в практике государств, и в международном праве свобода усмотрения государства при предоставлении убежища и обязательство со­блюдать принцип non-retoulement остаются разделенными, хотя их и связы­вает общий стандарт определения: вполне обоснованные опасения пресле­дований или риск пыток или иного значительного вреда.

На практике государства не только предоставляют постоянную защиту, но понятие убежища в целом не рассматривают в отрыве от понятия беженца и от нормативного принципа non-refoulement. Государства обязаны защищать беженцев и, следовательно, соблюдать принцип non-refoulement. Время его соблюдения не ограничено и не может быть ограничено никакими принципами международного права.

В той мере, в какой государство своими действиями может подвергнуть человека риску нарушения прав человека, его ответственность диктуется обязанностью, а не соотносится строго с каким-либо правом отдельного лица. Отказ от возвращения беженцев в обстановку преследований либо опасности для их жизни или здоровья — обязательство государства перед международным сообществом, которое в данной сфере представляет УВКБ. Аналогичным образом международное сообщество вправе требовать, чтобы отдельные государства предоставляли беженцам не только защиту его соблюдения принципа non-refoulement, но и возможность окончательно вырваться из бедственного положения. Требуемая степень защиты соответствует ситуации, и с учетом существующего уровня развития международного права сохраняются исключения, выгодные государствам. В этой области продолжает преобладать свобода усмотрения государства, а не обязанности, но при анализе выясняется, что эта свобода усмотрения не только ограничена принципами, но и конкретизирована иными юридически значимыми элементами, такими как международная солидарность, совместное несение бремени и право УВКБ осуществлять функциональную защиту.

Список использованной литературы:

1. Закон Украины ''О беженцах''.

2. Права человека и беженцы. Изложение фактов №20.

3. Situation Report – Беларусь. Сентябрь 1999 год. 

4. Конвенция, определяющая государство, ответственное за рассмотрение заявлений о предоставлении убежища, поданных в одном из государств – членов Европейских Сообществ (Дублинская конвенция) 15 июня 1990г.

5. Конвенция и Протокол,  касающиеся статуса беженца УВКБ ООН.

6. Гай С. Гудвин – Гилл ''Статус беженца в международном праве'' Москва 1997 год.

7. Міжнародний Пакт про громадянські і політичні права. 1996 / Права людини. Збірник документів.



2020-02-03 201 Обсуждений (0)
Утрата и лишение статуса беженца. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Утрата и лишение статуса беженца.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)