Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальная сущность государства



2020-02-03 224 Обсуждений (0)
Социальная сущность государства 0.00 из 5.00 0 оценок




Сущность государства, т.е. его социальная направленность, проявляется в основных приоритетах его деятельности, называемых функциями государства. В них выражается практическая деятельность государства, его цели и задачи. Функции реализуются не внутри самого государственного аппарата, они воздействуют на общественные отношения в стране. Классифицировать функции государства возможно по разным критериям. Наиболее распространенным является разделение на внутренние и внешние, т.е. в зависимости от сферы их воздействия.

1. Внутренние функции – это основные направления деятельности государства внутри самого общества.  

Ø Правоохранительная функция выражается в защите и восстановлении правопорядка и безопасности в обществе, охране прав и свобод граждан и организаций, а также в применении мер государственного высказывания к правонарушителям.

Ø Экономическая функция заключается в регулировании государством основных направлений экономической деятельности страны. Данная функция проявляется в формировании и исполнении бюджета страны, обеспечение равных условий для существования различных форм собственности, стимулирования роста производства и т.д.

Ø Социальная функция направлена на обеспечение достойных условий существования всего общества в целом и каждой личности в отдельности. Важнейшей задачей данной функции является поддержание на достойном уровне жизни малоимущих слоев населения и нетрудоспособных граждан (инвалиды, пенсионеры и т.д.).

Ø Экологическая функция выражается в разработке и контроле за соблюдением природоохранительного законодательства. Она призвана обеспечить чуткое и бережное отношение общества к среде обитания, сохранять и улучшать природные условия страны, а также карать за нарушения правового режима природопользования.

Ø Идеологическая функция характерна для недемократических государств, ибо при демократии в обществе существует идеологический плюрализм и отсутствует официальная идеология.

2. Внешние функции – это деятельность государства международной арене, действия по установлению и поддержанию отношений с другими странами.

Ø Оборонная функция включает в себя систему мер, направленных на защиту суверенитета, целостности страны, создание и развитие вооруженных сил, организацию деятельности таможни и других способов защиты от внешних нападений.

Ø Функция сотрудничества с другими государствами предполагает разносторонние виды взаимодействия с зарубежными странами – это и политическое, и дипломатическое, и культурное, и торгово-экономическое сотрудничество.

Ø Контрольно-наблюдательная функция связана с деятельностью государства по разоружению, предотвращению войн, мирному урегулированию мировых конфликтов и т.д. Это функция предполагает участие страны в миротворческих операциях, посредничество в разрешении межнациональных конфликтов и т.д.

Приведенная выше классификация функций государства не является единственной. Помимо неё, существует разделение функций на постоянные (правоохранительная, социальная) и временные (оказание гуманитарной помощи); на охранительные (экологическая, оборонная) и регулятивные (экономическая).

С течением времени функции государства могут меняться – приобретать и утрачивать значение, возникать и отпадать. Многие функции могут трансформироваться и обновляться, однако очевидно одно – в социально направленном государстве все они ориентированны на поддержание нормальной жизни людей и развитие общества.

 

 

Правовое государство.

 Понятие «правовое государство» стало употребляться в языке наших политиков и правоведов в положительном смысле не так давно. Еще лет десять тому назад о концепции правового государства говорили критически, осуждая её сторонников за приверженность к буржуазным демократическим ценностям, будто бы чуждым нашему обществу.

Говорить о том, что идея правового государства родилась лишь в новое время и связана с утверждением буржуазных отношений, ошибочно. Она вызревала, крепла, совершенствовалась на протяжении нескольких столетий, постепенно вбирая в себя передовые представления о роли права в развитии человеческого общества. Первые элементы концепции правового государства появились в античности. Вспомните о Древней Греции и Древнем Риме, где философы говорили о власти закона как о сочетании силы и права, о естественном (природном) равенстве людей, о праве как о мериле справедливости, о государстве как о «дело народа» (буквальный перевод латинского). Мыслители эпохи перехода от средневековья к новому времени смотрели на государство как на продукт длительного развития общества и пытались из разума и опыта вывести естественные законы его жизни. Вспомним слова английского философа Дж. Локка:

«… Свобода людей, находящихся под властью правительства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем; это – свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной, самовластной воли другого человека. …» 

Правовое государство – это правовая форма организации и деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.

Правовое государство – государство, где властвует закон.

Правовое государство – это государство, которое характеризуется суверенностью народа как единственного источника власти; государство, ограниченное в своих действиях правом, где граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном верховенстве конституции, демократически принятых законов и равной ответственности всех перед законом; призванное обеспечить индивидуальную свободу, основополагающие права личности.

Разъясним признаки правового государства:

Признаки правового государства Их содержание
1 2
Верховенство права во всех сферах жизни общества Подчинение закону государства всех его органов, любых коллективов и объединений граждан, должностных лиц, каждого человека
Эффективная система самоконтроля и надзора за соблюдением закона Контроль за исполнением закона должны осуществлять специально созданные независимые суды, арбитражи
Принцип разделения властей Наличие законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом ни одному из государственных органов не принадлежит вся полнота государственной власти
Полная гарантированность и незыблемость прав человека Реальное обеспечение прав и свобод граждан, создание механизма их полной гарантированности и всесторонней защищенности
Взаимная ответственность государства и личности Граждане несут ответственность перед государством, государственная власть должна нести ответственность перед гражданами. Наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов

Современное конституционное государство складывалось поэтапно (см. Е. Н. Захарова. Дидактические материалы к курсу «Человек и общество». – М., 1998.):

I этап – государство установило суверенную государственность посредством монополизации средств «Узаконенного физического насилия» (М. Вебер) и сосредоточило их в руках государства;

II этап – государство становится конституционным, когда этот «Левиафан» (Гоббс) создает условия мира и выживания, осуществляет разделение властей и гарантирует права человека;

III этап – с проведением в жизнь принципа суверенитета народа и с завоеванием всеобщего избирательного права оно становится демократическим конституционным государством;

IV этап – государство дополняется компонентами специального государства, государства «всеобщего благоденствия».

– Какие вы знаете определения государства, каковы различные подходы к определению государства?

– Что, по-вашему мнению, лежит в основе рассмотрения этапов становления правового демократического государства – классовый подход (государство – есть насилие одного класса над другим) или признание регулятивной задачи государства как главное?

Главная цель правового государства – обеспечение гарантии прав и свобод граждан во всех сферах.

Правовое государство – это и правовое общество, где правовые отношения объединены с гражданскими.

Права человека – система экономических, политических, социальных и юридических прав и гарантий, направленных на обеспечение жизнедеятельности в тех или иных конкретно-исторических условиях.



2020-02-03 224 Обсуждений (0)
Социальная сущность государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальная сущность государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)