Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Административные методы



2020-02-03 207 Обсуждений (0)
Административные методы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Административные методы включают: финансовую поддержку государства отдельным предприятиям, секторам экономики, проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и научно-технических, экологических и других государственных программ, финансирование социальной сферы и т.д.

Финансовая поддержка из госбюджета осуществляется обычно в форме дотаций, субвенций, субсидий.

Административные методы предполагают использование мер по рационированию, лицензированию, квотированию, контролю над ценами, доходами, валютным курсом, учетным процентом и другим. Такие меры нередко имеют силу приказа.

Административные методы предполагают также введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство принимает соответствующие санкции. Стандартами могут быть экологические, санитарные и другие обязательные нормы.

К административным методам государственного регулирования относят и антимонопольные меры.

Они расследуют случаи нарушения законов и злоупотреблений со стороны частных и государственных компаний и отдельных лиц в том . что касается цен, качества товаров и услуг, воздействия производственной деятельности на окружающую среду и т. п. Так, только регулированием банков и рынка ценных бумаг занимаются четыре федеральных органа.

 

Экономические методы

К экономическим методам относится бюджетное, налоговое и кредитно-денежное регулирование, одним направлением бюджетной политики может быть увеличение или сокращение государственных доходов посредством налогов. Налоги являются основным источником государственных доходов, в результате которых образуется госбюджет.

Налоговое регулирование включает увеличение или снижение совокупных налоговых поступлений, смену форм обложения, изменение налоговой структуры, дифференциацию льгот и скидок, отсрочку платежа налога, аннулирование налоговой задолженности, изменение сферы распространения налогов и т.д.

Суть кредитно-денежного регулирования состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они в свою очередь на потребительский и инвестиционный спрос. Строго говоря, денежная политика оказывает воздействие на величину денежной массы, а кредитная политика воздействует на уровень процентных ставок. На практике их различить весьма трудно, ибо денежная масса и ставка процента неразрывно друг с другом связаны. Так, при уменьшении процентной ставки количество выданных банками займов возрастает, а это означает рост денежной массы посредством кредитной эмиссии.

Экономические и административные методы взаимосвязаны. Так, любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования, поскольку контролируется той или иной государственной службой. Например, денежная система ощутит влияние ставки межбанковского кредита, не раньше, чем будет принято административное решение о ее повышении. В свою очередь, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении субъектов хозяйственной системы. Прибегая к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования капиталовложений и т.д. Приходится приспосабливаться и потребителям - изменять структуру текущего спроса, а также соотношение между его объемом и суммой сбережений.

В то же время экономические и административные методы противоположны. Экономические методы не сужают свободу выбора субъектов, которые сохраняют за собой право на свободное принятие рыночного решения.

В странах с развитой рыночной экономикой административные методы давно превратились в неотъемлемую часть хозяйственного механизма, и нигде не ставится задача заменить их чем-то другим. Мировая и отечественная практика свидетельствуют о том, что администрирование опасно, когда не имеет экономического обоснования. Напрочь отвергать его - значит, неточно представлять себе устройство современной рыночной экономики.

Конечно, вмешательство государства в экономические отношения не должно быть безграничным - экономика не должна быть излишне административно «зарегулирована», так как это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики. Государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. Особое положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них - возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем (строительство крупных промышленных объектов, освоение космоса, строительство новых городов), но это не должно приводить к снижению жизненного уровня населения.

В начале XXI столетия человечество стоит перед задачей, как органически соединить рыночную экономику, социальную политику государства и все возрастающую необходимость охраны окружающей среды. В цивилизованном обществе экономика должна быть социальной. Это возможно лишь при позитивном воздействии на нее государства, в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство. По всей видимости, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере влияния на рыночную экономику.

 

Задание

Показатели ВНП и ВВП в расчете на душу населения используются для сравнения между странами. Назовите причины, по которым эти показатели не могут точно охарактеризовать благосостояние нации.

ВНП — показатель общего экономического состояния страны. Он дает представление об общем материальном благосостоянии нации, так как чем выше уровень производства, тем выше благосостояние страны. Но ВНП не отражает социальное состояние нации. Поэтому его нельзя считать показателем благосостояния общества.

  ВНП не учитывает свободное время, которое возрастает за счет сокращения рабочей недели, выходных, отпусков и праздников. А свободное время — это показатель благосостояния народа. По величине свободного времени у населения можно судить о его жизненном уровне.

  ВНП не отражает улучшения качества товаров, изменений в структуре потребления (кастрюли или книги) и распределении (у одних — больше, у других — меньше) товаров среди населения. А это все самым непосредственным образом характеризует благосостояние общества.

  Кроме того, рост ВНП не всегда показывает рост благосостояния, так как одновременно может расти численность населения, в результате чего объем производства на душу населения не увеличивается. А выпуск продукции на душу населения — один из важнейших показателей благосостояния общества.

  Показатель ВНП может занижать реальный валовой национальный продукт за счет таких видов деятельности, которые не включаются в ВНП, но влияют на жизненный уровень в стране. Такими видами деятельности являются:

- нерыночные операции — домашнее хозяйство, ремонт собственного дома, труд ученых (которые пишут неоплаченные статьи);

- теневая экономика — легальная деятельность, скрывающая свои доходы (например, предприниматель может скрывать часть своей прибыли, официант ресторана — свои “чаевые”, безработный устроился на работу, не поставив в известность биржу труда).

   Вместе с тем в ВНП включаются затраты, которые увеличивают его размер, но не ведут к росту благосостояния. Среди них, прежде всего издержки, связанные с загрязнением окружающей среды (загрязнение воздуха и воды, автомобильные свалки, перенаселение, шум и т. д.). Это побочные издержки, завышающие показатель уровня материального благосостояния. Чем больше загрязнение окружающей среды, тем больше объем ВНП и масштабы искажения ВНП.

  Таким образом, ВНП не является показателем благосостояния общества. Мерилом национального благосостояния служит такой показатель, как валовой внутренний продукт на душу населения. ( ВВП ) . Кроме него, используются и такие показатели, как личный доход и располагаемый доход.

   Величина  ВВП  на душу населения в разных странах различна. Так, в 1986 г. в США он составлял 17 840 долл., а в Эфиопии — 120 долл. (в 146 раз меньше, чем в США). Неодинаково распределяются доходы и между различными группами населения внутри стран, т. е. в рыночной экономике существует проблема неравенства доходов. Равное распределение — это когда, например, на 20% семей приходится 20% дохода, на 40% семей — 40% дохода, на 60% семей — 60% дохода и т. д. В реальной действительности существуют отклонения. Неравенство доходов можно выразить с помощью кривой Лоренца

                   

Кривая Лоренца

  Причины неравенства в распределении доходов связаны с самой рыночной системой. Рыночная система — бесстрастный механизм, она не приспосабливается к моральным нормам. Поэтому главная причина неравенства доходов заключена в частном характере экономики с безжалостными законами конкуренции. Но есть и специфические факторы, способствующие этому неравенству. Среди них:

- различия в способностях людей: врожденный талант позволяет получать больший доход;

- образование и обучение как база для получения более высокого дохода;

- владение собственностью, право наследования усиливают неравенство в доходах;

- профессиональный риск (более интенсивно работать и рисковать) увеличивает доход;

- господство на рынке, возможность вздувать цены на рынке и тем увеличивать доход;

- психологические факторы (удача, связи, несчастье) влияют на неравенство в доходах.

  Проблема неравенства доходов находится постоянно в центре внимания экономистов. У нее есть свои сторонники и противники. Сторонники выравнивания доходов приводят такой аргумент: потребитель способен извлечь максимальную пользу из полученного равного дохода. Противники выравнивания доходов считают, что равенство доходов подрывает стимулы к трудовой деятельности, к инвестициям, к риску и тем самым уменьшает как объем распределяемого дохода, так и рост эффективности производства.

  Однако две страны могут иметь одинаковый показатель ВВП на душу населения, но разный уровень цен, а значит, на 1 доллар дохода в этих странах можно будет купить разное количество благ.

   Таким образом, характеристика благосостояния общества требует учета всей совокупности факторов, определяющих материальное, культурное и социальное положение людей.

 

Задача

Имеется следующая информация: численность занятых 100 млн.человек, численность безработных 10 млн.человек.

 А) Рассчитать уровень безработицы.



2020-02-03 207 Обсуждений (0)
Административные методы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Административные методы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)