Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственно-административной системы.



2020-02-03 224 Обсуждений (0)
Государственно-административной системы. 0.00 из 5.00 0 оценок




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Мировая экономика»

Тема: МОДЕРНИЗАЦИЯ ЯПОНИИ

В КОНЦЕ XVIII – НАЧАЛЕ XIX вв.

 

Работу выполнил:
студент группы ФИК – 08
Дулькина Юлия Олеговна
Волгоград, 2011

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

I ГЛАВА

ГЛАВА II

ГЛАВА III

1. Первые шаги реформирования

Государственно-административной системы

Образование институтов местного самоуправления

Реформа сословной системы

Военная реформа. Создание регулярной армии

Создание полицейского аппарата

Судебно-правовая реформа

Реформы 1880-х годов

Аграрные реформы 1871-1873 гг.

Капитализация самурайских пенсий

Начальный период индустриализации Японии

Реформа образования

Реорганизация государственного аппарата страны

Конституция Мейдзи

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Процесс перехода страны от феодального общества к капиталистическому, который также называют процессом модернизации общества, в разных странах проходил неодинаково. В некоторых странах Европы этот процесс занял столетия. На Востоке, где все социальные и политические процессы не укладываются в рамки европейских научных схем, подобного рода процессы весьма отличались от европейских, и в наиболее яркой форме их можно проследить на примере Японии второй половины ХIX века.

Как отмечал известный американский японовед Э. Рейсшауэр (Гарвардский университет), Япония вступила на путь модернизации в период Мэйдзи, находясь уже на достаточно высоком уровне развития. К тому же в преобразованиях важную роль сыграла поддержка государства, которое сделало модернизацию приоритетом своей политики. Заимствование западных методов индустриализации привело к значительному сокращению сроков перехода японского общества от феодального состояния к современному. В то же время, такое сокращение сроков привело и к осложнениям в обществе, которые можно объяснить тем, что в процессе осуществления модернизации, внедряемые в японские традиционные структуры современные технологии, политические, экономические и другие нововведения не всегда согласовывались с уровнем развития данного общества.

Характерной чертой японской модернизации в эпоху Мэйдзи являлось осуществление ее через посредство элиты нации. Население само непосредственно не сталкивалось с представителями западной цивилизации и получало новые знания и информацию, переведенную на японский язык. Поэтому быстрый поворот общества в сторону Запада, европеизация общества, не порождали в японском сознании чувства отторжения, а, кроме того, некоторые западные концепции (позитивизм, например) были близки японским традиционным воззрениям. Вообще надо сказать, что именно прагматизм японцев позволил им столь успешно ответить на вызов Запада и провести достаточно эффективные реформы в сравнительно короткие сроки, в отличие, скажем, от Китая. И в японском и в китайском случаях важнейшую роль сыграли социально-психологические причины, имеющие глубокие исторические корни, как, например, отношение национального сознания к внешнему миру. Китай, на протяжении всей своей длительной истории, исполнял роль донора культурных достижений для окружающих его стран. Поэтому-то китайцы долгое время не могли смириться с мыслью о наличии других, отличных от их собственных, культурных ценностей вовне и необходимости чему-то учиться у других народов. Например, неприятие естественной для европейца мысли о равноуровневом положении посольских представительств с главой государства, в котором эти представительства представлены, явилось одной из причин третьей опиумной войны.

Японцы же на протяжении истории заимствовали культурные достижения извне (большей частью из того же Китая), и потому смогли быстро переориентироваться на новый их источник, сохранив при этом свою национальную самобытность.

I ГЛАВА

Переход от феодализма к капитализму в Японии, в отличие от стран Запада, прошел довольно быстро и, можно сказать, достаточно безболезненно. Объяснить это можно совпадением во времени, как минимум, двух факторов: кризиса феодальной политической системы внутри страны и давления на Японию со стороны Запада. Причем, кризис носил всеобъемлющий характер, т.е. затрагивал все стороны политической и экономической жизни страны (системный кризис).

Сложившаяся в Японии еще в XII веке, исторически уникальная по своему характеру система сёгуната на рубеже XVIII-XIX веков приближалась к своему концу. С начала XVII века, когда Токугава Иэясу (1542-1616 гг.) утвердил господство своего дома над большей частью Японии, в стране был установлен последний в истории Японии сёгунат.

С начала XVII века токугавские правители стали проводить политику изоляции страны от внешнего мира.

После 1640 г. иностранцам вообще был запрещен всякий въезд в страну, а также внешняя торговля. Исключение было сделано лишь голландским (за помощь в борьбе с португальцами) и китайским торговцам, которые могли торговать исключительно через небольшую факторию на островке Дэдзима в г. Нагасаки. Для полнейшей изоляции, в 1637 г. под страхом смерти для всех жителей страны был запрещен выезд из страны, а также было запрещено строить большие суда, способные совершать дальние плавания.

Причины проведения сёгунатом политики "закрытия Японии" можно объяснить тем, что посредством такого политического курса сёгунат пытался предотвратить угрозу потери политической независимости страны.

Другим важным фактором, вызвавшим закрытия страны, было быстрое и довольно эффективное распространения христианства в Японии. Впрочем, необходимо заметить, что "закрытия страны" имело место не только в Японии, что достаточно известно, но также и в Китае и Корее. Такая политика была естественной реакцией стран конфуцианской морали на вторжение новой для Востока, совершенно иной по своей сути религии - христианства.

Однако к началу XIX века политическая система сёгуната стала тормозом для дальнейшего развития общества.

В стране складывались как внутренние (системный кризис сёгуната), так и внешние (стремление стран Запада к открытию Японии, вызванное, прежде всего, потребностью мирового флота в промежуточных базах снабжения) предпосылки, которые, в конечном счете, привели феодальную систему сёгуната к краху.

К тому же, высокие налоги и голод послужили причиной роста числа восстаний крестьян.

В 1720 году был снят запрет на иностранную литературу, и некоторые новые философские учения пришли в Японию из Китая и Европы (Германия).

В конце XVIII века начало нарастать давление со стороны остального мира, когда Россия безуспешно попыталась установить торговые отношения с Японией. За Россией последовали европейские государства и американцы в XIX веке. Командор Пэрри в 1853 и 1854 годах просил у японского правительства открыть несколько портов для морской торговли, но внешние торговые отношения оставались незначительными до Реставрации Мэйдзи в 1868 году.

Эти события породили волну анти-западных настроений и критики в отношении сёгуната Токугава, а так же рост движения в поддержку реставрации императора. Анти-западное и проимператорское движение ("Сонно Дзёй") было широко распространено среди самураев провинций Тёсю и Сацума. Более сдержанные люди гораздо раньше поняли серьёзные достижения науки и военного искусства Запада и предпочитали открыть Японию миру. Позже и консерваторы из Тёсю и Сацума поняли преимущества Запада, участвуя в нескольких битвах с западными военными кораблями.

В 1867 - 68 годах правительство Токугава под политическим давлением ушло со сцены и началась эпоха Мэйдзи.

ГЛАВА II

Эпоха Мэйдзи (яп. мэйдзи дзидай) — период в истории Японии с 23 октября 1868 по 30 июля 1912, когда императором был Муцухито). Император Муцухито взял имя Мэйдзи, которое означает «просвещённое правительство» (Мэй - свет, знание; дзи - правление). И действительно, этот период ознаменовался отказом Японии от самоизоляции и становлением её как мировой державы.

После падения режима Токугава появились возможности по превращению Японии из отсталой феодальной монархии в продвинутую и построенную по европейским образцам державу. Первым серьёзным ударом по феодальному строю и привилегиям самурайства было то, что правительство заставило даймё отказаться от их феодальных прав в управлении кланами. В 1869 г. произошло так называемое добровольное возвращение страны и народа императору — хансэки-хокан.

Муцухито (1852—1912), первый после свержения сёгуната император Японии. В годы его «просветлённого правления» были отменены все привилегии сословия самураев.

Даймё сначала были оставлены во главе их прежних владений в качестве наследственных губернаторов (тихандзи), но после полного уничтожения деления Японии на княжества и введения префектур (кэн) в 1871 г. князей вовсе отстранили от дел управления. Осуществление верховной власти в префектурах стало входить уже в компетенцию правительственных чиновников. Земельная собственность была аннулирована, её владельцами стали помещики нового типа и буржуазия.

В 1872 г. было отменено сложное и строгое сословное деление, принятое в токугавской Японии. Всё население страны (не считая императорской фамилии — кадзоку) стало делиться на три сословия: кадзоку, образовавшееся из представителей придворной (кугэ) и военной знати; сидзоку — бывшего военно-служилого дворянства (букэ) и хэймин — простого народа (крестьян, горожан и т. д.). Все сословия были формально уравнены в правах. Крестьяне и горожане получали право иметь фамилию.

Кроме трёх основных сословий, получили права и японские парии, которые стали именоваться синхэймин, то есть новый хэймин (или буракумин — жители специальных поселений — бураку). Им также разрешалось иметь фамилию, они стали формально равноправными членами общества.

"Реставрация Мэйдзи" имела революционное значение для дальнейшего развития Японии. На фоне активных колонизационных процессов в Азии, японские политики поставили перед собой задачу - не только сохранить национальную независимость страны, но в кратчайшие сроки овладеть достижениями европейцев в области техники, технологии, государственном строительстве и подняться до уровня передовых западных держав. Для решения этих задач в качестве национальной идеи была взята на вооружение идея божественного происхождения нации, выраженной в личности императора (идея "синто"). Поэтому восстановление императорской власти было вполне логичным шагом, символизирующим характерный для японцев принцип преемственности. Этот принцип выражался во всех шагах последующих изменений Мэйдзи. Новые элементы добавлялись к старым структурам, не разрушая, а как бы дополняя их, вплоть до отмирания этих старых структур. Благодаря этому, в японском обществе даже очень существенные кардинальные изменения обходились без значительных социальных потрясений. Потому и в период "Мэйдзи исин" в японском обществе сложился внутренний компромисс между реформистской частью, стремящейся к обновлению, и консервативными силами, которые прилагали усилия для сохранения старых традиций.

Сравнивая развитие Японии с "классическими" европейскими странами, можно видеть, что в средневековой Японии существовали все признаки развитого для того времени государства: существовала внешняя торговля, пиратство (как источник накопления капитала, пока оно не было запрещено Тоётоми Хидэёси), и даже попытки проведения политики колонизации. К концу XVI века Япония поддерживала связи с более полутора десятков стран, японские корабли не только совершали плавание в районе Юго-Восточной Азии, но неоднократно пересекали Тихий океан, доставляя посольства сёгуна в Новую Испанию (Мексику). Военная экспедиция в Корею Тоётоми Хидэёси (1592-1598 гг.), которая, правда, являлась не столько проявлением агрессивной внешней политики, сколько попыткой Хидэёси канализовать внутреннюю смуту самураев вовне.

Все эти действия вполне соответствовали своему времени и обозначаются в историографии как проявление "политики меркантилизма", которую проводили многие страны Европы и, прежде всего, Великобритания. Последовавший затем 250-летний период изоляции Японии остановил поступательное развитие страны, наложил глубокий отпечаток на экономику и общество этой страны.

После "Реставрации Мэйдзи" японское общество было вынуждено преодолевать отсталость, которая сложилась к этому времени. В этой новой ситуации, когда на карту была поставлена экономическая и даже политическая независимость страны, Япония должна была в кратчайшие сроки догнать передовые страны с их современной машинной технологией.

ГЛАВА III

2. Первые шаги реформирования

государственно-административной системы.

Основой будущих преобразований стал политический курс новой Японии, который был провозглашен в клятве императора (гокадзё госэймон) 6 апреля 1868 года. Основная идея этой клятвы состояла в том, что отныне "...все государственные дела будут решаться в соответствии с общественным мнением" и "на основе справедливых законов", а правители, (как и управляемые) "должны посвящать себя служению народу", которому предоставляется возможность "проявить личную предприимчивость и активность". Таким образом, уже в клятве императора были заложены контуры будущей парламентской системы. Фактической реализацией этого документа стал указ о государственном устройстве от 17 мая 1868 года, в который клятва императора была включена полностью, в виде статьи первой.

По этому указу власть сосредотачивалась в руках государственного совета, который имел двухступенчатую структуру и состоял из консультативного совета и ряда ведомств. Фактическим правительственным органом являлся двухпалатный консультативный совет. Его верхняя палата, состояла из высших должностных лиц страны - членов императорской фамилии, "кугэ" и представителей юго-западных княжеств. Они занимались разработкой законов, осуществлением высшей судебной власти, решением важнейших политических вопросов. Нижняя палата состояла из представителей административных единиц страны. Будучи совещательным органом, эта палата просуществовала недолго, но в дальнейшем именно на основе ее опыта будет создана нижняя палата японского парламента.

Примечательно, что уже на первом этапе новой государственности вводился принцип разделения властей, выраженный формулой "власть законодательная не должна иметь исполнительных функций, а власть исполнительная не может иметь законодательных функций". С целью централизации власти в стране указами нового правительства была ограничена власть крупных феодалов "даймё": без согласия центрального правительства они уже не могли чеканить монету, привлекать на службу иностранцев и др. Таким образом, после Мэйдзи существование независимых от центра княжеств становилось невозможным. Вводилось также положение об избираемости и "ротации" чиновников.

Становление централизованной власти происходило постепенно. Уже в мае 1868 года в княжествах стали осуществлять свои функции специальные органы центрального правительства, которые в начале выступали в качестве посредников между правительством и местной властью. Соответственно при правительстве был создан специальный аппарат, на который замыкались уполномоченные правительства в княжествах.

Последующим шагом правительства было упразднение княжеств (хайхантикэн), что было сделано по закону от 29 августа 1871 года, и создание на основе бывших княжеств новой системы административного деления. По этому закону было создано более 300 префектур "кэн" и 3 столичных округа "фу" в Токио, Осака и Киото.

Одновременно в среде реформаторов зрела идея необходимости образования в стране парламентской системы. У этой идеи были как сторонники, так и противники. Под давлением первых, 14 апреля 1875 года был опубликован императорский указ о постепенном введении в стране конституционного строя.

            2. Образование институтов местного самоуправления.

В период преобразований Мэйдзи идеи демократизации были настолько сильны, что порою обгоняли время. Так было, например, с созданием институтов местного самоуправления. Создание системы местного самоуправления берет начало с формирования в 1873 году ведомства внутренних дел. В сферу деятельности этого ведомства входил контроль всей системы власти на местах. Общее направление политики регионов, а также контроль за ее исполнением возлагался на губернаторов префектур, которые назначались вместе со штатом чиновников из центра. Согласно серии актов 1878 года, было установлено административно-территориальное деление префектур на уезды (гун), районы (ку), поселки (мати) и деревни (мура). По этим законам, главы соответствующих административных единиц избирались населением, и затем их утверждал губернатор, выдавая документ о назначении.



2020-02-03 224 Обсуждений (0)
Государственно-административной системы. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственно-административной системы.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)