Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гражданское общество и правовое государство в их взаимодействии



2020-02-03 217 Обсуждений (0)
Гражданское общество и правовое государство в их взаимодействии 0.00 из 5.00 0 оценок




Взаимоотношения государства и гражданского общества являются наиболее серьезным фактором развития социального организма в целом. Понимание комплекса отношений этих контрагентов означает обнаружение возможностей трансформации общественной системы, ее способностей к самообновлению и

развитию. Особую важность такого рода задача приобретает именно для России, переживающей переходный период, когда и формирование новой государственности, и становление полноценного гражданского общества во

 

1Варианте А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1988. С. 6.   2Федерализм и демократия // Государство и право. 1992. № 4. С. 143.

3 КудрявневВ.Н., Лукашева Е. А. На пути к социалистческому правовому государству// Пульс реформ. М., 1989. С. 26

многом зависят от успешного функционирования и взаимодействия этих основных субъектов социального и политического процессов.

Гражданское общество не представляет собой некое изолированное от государства социальное пространство, противостоящее ему в любых формах. Наоборот, гражданское общество и государство соединены друг с другом целым рядом структурных связей, поскольку государство, осуществляя управленческо-посреднические функции в общественной жизни, не может не соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами, так как последние через систему горизонтальных связей как бы охватывают все общественные отношения. Кроме того, ряд общественных элементов и институтов занимает маргинальное положение, частично переплетается с государственными структурами, а частично — с гражданским обществом. Примером здесь может служить, скажем, правящая в данный момент политическая партия, которая вышла из недр гражданского общества, но в то же время тесно связана в своей деятельности с государственным аппаратом. Вместе государство и гражданское общество как бы погружены в обволакивающее их "глобальное человеческое общество" в самом широком смысле этого слова.

Правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создает условия для его нормального функционирования и развития. В таком взаимодействии содержится гарантия разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путем, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного поступательного развития общества. Гражданское общество - это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства. Таким образом, государство и гражданское общество неразрывно связаны друг с другом, составляют две части единого общественного организма. В идеале развитое гражданское общество создает условия для свободных, демократических межличностных отношений, для удовлетворения разнообразных интересов и потребностей общественных индивидов. Степень независимости институтов гражданского общества (различных объединений, ассоциаций, партий, движений, средств массовой информации, семьи, церкви и др.) от государства, демократичности общественно-политической системы оказывает решающее влияние на характер и распределение власти в обществе. В целом гражданское общество как область частной жизнедеятельности сочетает в себе интересы и потребности различных социальных и политических субъектов, что довольно часто приводит к конфликтам, противостоянию между ними, которые могут дополняться противоречиями между частными и государственными интересами. Снимать остроту противоречий между субъектами гражданского общества, создавать некую социальную гармонию призваны не только сами граждане, а главным образом государство, являющееся верховным арбитром. Без государства гражданское общество не сможет нормально функционировать: в нём могут начаться дезинтеграционные процессы распада и острого противостояния разных социальных групп, общественных организаций. И, наоборот, без свободного, саморазвивающегося гражданского общества государство никогда не будет демократическим, станет одной из разновидностей авторитарных режимов.

«Гражданское общество и правовое государство – это две стороны одной медали»1, а значит, безусловно предполагают дуг друга

 

 

 

 

 

1 Ильин М. Коваль В. Две стороны одной медали: гражданское общество и правовое государство//Полис.- 1992-№1-2.

Правовое государство

и гражданское общество в современной России.

Гражданское общество имеет сложную структуру. Оно охватывает экономические сферы и институты (частная собственность, свободный труд, предпринимательство), организацию и деятельность общественных союзов, политических партий, профсоюзов, творческих ассоциаций, религиозных общин и т.п., сферу образования, воспитания, науки и культуры, семью - первичную естественную основу человеческого общежития, систему средств массовой информации.

Рынок в гражданском обществе действует как саморегулирующаяся система, но государство участвует в сглаживании и совершенствовании этой системы. Оно должно создавать баланс между конкурирующими субъектами. Государство - мощный фактор формирования и поддержания рыночной сферы, хозяйственной деятельности. В соответствии с ч. 1 ст. 34 Конституции РФ "каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности". Предпринимательская деятельность была легализована в нашей стране Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25 декабря 1990 г. В настоящее время предпринимательская деятельность регулируется Гражданским кодексом РФ.

В экономике конкуренция, наряду с частной собственностью и свободой предпринимательской деятельности, является одним из главных двигателей хозяйственного развития и научно-технического прогресса. Согласно ст. 8 Конституции РФ в нашей стране гарантируется поддержка конкуренции, но государство обязано не только провозгласить эти права, а и обеспечить условия для практической реализации свободы экономической деятельности. Однако, учитывая, что свобода не может быть абсолютной, рамки ее осуществления должны быть четко обозначены. Правовые предпосылки для их установления также предусмотрены Конституцией РФ, исходящей из того, что определенные действия хозяйствующих субъектов на законном основании могут ограничиваться в целях защиты интересов других предпринимателей и всего общества (ч. 3 ст. 55). Поскольку в отношении предпринимательской деятельности действует общедозволительный правовой режим регулирования (дозволено все, кроме прямо запрещенного законом), то и пределы устанавливаются в виде ограничений, обязанностей и запретов.

Конституция РФ 1993 г. четко сформулировала права человека в сфере труда применительно к рыночной экономике. Основной упор сделан на закрепление свободы труда, его надлежащих условий и права человека свободно распоряжаться своим трудом. Такое содержание прав в сфере труда объективно обусловлено изменением роли государства, переставшего быть единственным собственником всех средств производства и вследствие этого как раньше единственным работодателем, единственным гарантом получения каждым работы.

Церковь, если она отделена от государства, является элементом гражданского общества. В ст. 14 Конституции РФ указывается, что Российская Федерация является светским государством.Особенности режима взаимоотношения государства и церкви заключаются в следующем:

1. Государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии.

2. Государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность (если нет нарушения закона).

3. Государство не оказывает церкви материальной или какой-либо иной. в том числе финансовой поддержки.

4. Церковь не выполняет каких-либо государственных функций.

Семья - еще один важнейший институт, играющий ключевую роль в гражданском обществе прошла сложный путь развития. От родоплеменных форм общежития, когда человек "без роду, без племени" вообще не мог существовать, через большую семью, вмещавшую под одной крышей несколько поколений, к нуклеарной, "ядерной" семье, состоящей только из родителей и детей. Нужны новые пути выхода из кризиса общества вообще и семьи в частности. Особую роль в этом процессе должно сыграть право как наиболее эффективный регулятор общественных отношений.

К числу общепризнанных норм международного права относится положение о необходимости защиты семьи со стороны общества и государства. Пункт 3 ст. 16 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., провозглашает: "Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства". Конституция России также закрепляет этот принцип в п. 1 ст. 38: "Материнство и детство, семья находятся под защитой государства". В п. 2 ст. 7 Конституции подчеркивается, что в Российской Федерации "обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан".

И, наконец, особое место в структуре гражданского общества занимают общественные объединения. С их помощью люди могут совместно решать общие проблемы, удовлетворять, защищать свои потребности и интересы в сфере политики, экономики, культуры, во всех областях общественной жизни.

Тем не менее несмотря на то,что по Конституции РФ Россия является правовым государством, однако на практике этот принцип воплощён далеко не полностью. В рейтинге верховенства права Мирового банка Россия находится на уровне Нигера и Того (заметно уступая Мали, Танзании и Габону, но выше Нигерии и Гвинеи), причём в последние годы этот показатель падал1. В соответствии с другими международными рейтингами, оценка независимости судебной системы и эффективности правовой защиты у России ниже, чем у большинства среднеразвитых стран (ниже Пакистана, Египта, Китая, Индонезии, Мексики и др.; из среднеразвитых стран схожий рейтинг имеют только Аргентина, Перу и Венесуэла)2

 

 

1http://info.worldbank.org/governance/wgi/sc_country.asp

2http://www.calpers.ca.gov/eip-docs/about/board-cal-agenda/agendas/invest/200702/item07b-01.pdf

Заключение

В России гражданское общество родилось не сегодня, его институты не были «импортированы» из-за рубежа, его истоки уходят в далекое прошлое, прослеживаясь в сельском и городском самоуправлении, элементах сословного представительства и др. Относительно зрелые формы гражданского общества в его современном понимании появились в России в пореформенную эпоху к концу XIX века. Кардинальные политические, экономические и социальные изменения в конце XX века открыли беспрецедентные для нашей страны возможности свободной самоорганизации. Основная черта нынешнего периода развития гражданского общества - активное освоение этих возможностей. Этот процесс находится на одной из начальных стадий, идет неравномерно, зачастую противоречиво, тем не менее, он несомненно приобрел поступательный характер.

Начало ХХI века характеризуется расширением поля гражданских организаций и инициатив, развитием сотрудничества и позитивной конкуренции среди некоммерческих организаций. Как следствие этих процессов - возрастание интереса к изучению, осмыслению и обмену опытом социальных изменений между участниками гражданского общества. Это расширяет возможности для диалога, создает условия для передачи технологий работы и их эффективного использования.

Должно расти «свободное предпринимательство» в сфере общественной деятельности, когда творческая энергия граждан на благо общества будет органическим образом аккумулироваться из нужд и интересов локальных сообществ. Именно на этом уровне находится наиболее перспективная линия для прирастания гражданской активности в России.

 

Список литературы

1.Андреев С.С Политическое управление и политическое руководство//Соц.-полит.науки.1992.№5

2.Варианте А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1988. С. 6. 2Федерализм и демократия // Государство и право. 1992. № 4. С. 143.

3 Гаджиев К. Гражданское общество и правовое государство //Мировая экономика и международные отношения, 1991. N 9 организации.

4. Ильин М. Коваль В. Две стороны одной медали: гражданское общество и правовое государство//Полис.- 1992-№1-2.

5. КудрявневВ.Н., Лукашева Е. А. На пути к социалистческому правовому государству// Пульс реформ. М., 1989. С. 26

6. Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н.Марченко. - М.: Зеркало, 1997, стр. 227

7.http://info.worldbank.org/governance/wgi/sc_country.asp

http://www.calpers.ca.gov/eip-docs/about/board-cal-agenda/agendas/invest/200702/item07b-01.pdf

 



2020-02-03 217 Обсуждений (0)
Гражданское общество и правовое государство в их взаимодействии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гражданское общество и правовое государство в их взаимодействии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)