Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ДИНАМИКА БЕЗРАБОТИЦЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПОДХОДЫ К СНИЖЕНИЮ ЕЕ УРОВНЯ



2020-02-03 161 Обсуждений (0)
ДИНАМИКА БЕЗРАБОТИЦЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПОДХОДЫ К СНИЖЕНИЮ ЕЕ УРОВНЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




3.1 Источники существования для безра­ботных в Республике Беларусь

 

Основные спо­собы пополнения бюджета семей безработных –использование садовых и дачных участков для получения дополнительных натуральных и де­нежных доходов, сдача в аренду своих жилых по­мещений, участие в неформальном секторе эко­номики (как правило, в рыночной торговле). По закону эту группу безработных службы занятости должны лишать пособий по безработице, однако механизма контроля за перечисленными видами дохода практически нет. Возможно, без­работным следовало бы предоставить право на некоторые из них, ограниченные и непостоян­ные (помимо оплачиваемых общественных ра­бот), как это сделано, например, во Франции. Их легализация позволила бы более четко про­вести границу между легальными и теневыми до­ходами и усилить борьбу с нарушениями закона [14,c.4].

Ухудшение материального положения безработных характерно для всех стран, независи­мо от действующей системы страхования от безработицы, размеров пособий и других выплат. Они не участвуют в создании национального продукта, и государство не в состоянии обеспечить им жизненный уровень, который имеют занятые граждане.

Важнейшим направлением социальной за­щиты безработных является обеспечение их и членов семей минимумом материальных средств. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» в котором использованы отдельные положения Конвенции МОТ «О содействии занятости и за­щите от безработицы», безработным оказывается материальная помощь - выплачивается пособие. Порядок и условия назначения пособий по безра­ботице, размеры и период их выплаты законодательно закреплены в статье 18 Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Бе­ларусь» и в Положении «О порядке и условиях выплаты безработным пособий и материальной по­мощи» (1 Установление Совета Министров Респуб­лики Беларусь от 15.04.93 г. №236 с изменениями и дополнениями от 16.05.97г. №512). Максимальное пособие по безработице установлено в размере 70% средней заработной платы (дохода) по после­днему месту работы, но не выше удвоенной вели­чины минимальной заработной платы. Однако в настоящее время минимальная заработная плата не выступает в качестве минимальной гарантии оп­латы труда. Пособие по безработице, не превыша­ющее двух минимальных зарплат, в условиях инф­ляции, низкой реальной заработной платы и рас­пространения бедности среди семей работающего населения изначально обречено на обесценивание [18,c.16].

Средний размер пособия на одного безработного в октябре 2004 г. составлял 27,5 тыс. руб., или 21% бюджета прожиточного миниму­ма в среднем на душу населения. Он не обеспе­чивает элементарные жизненные потребности [11,c.6].

Следует обратить внимание на то, что по­собия по безработице не получают лица, уво­лившиеся по собственному желанию, не соблюдающие правил, установленных службой занятости, а также безработные, у которых срок выплат пособий истек, и др. В итоге, если в 1992 г. получали пособие по безработице 83% безработных, то в 2003 г. - всего 64%.

Зарегистрировавшиеся безработные полу­чают наряды на оплачиваемые общественные работы, которые хотя и дают определенную при­бавку к пособию, но в то же время мешают лю­дям самостоятельно заниматься трудоустрой­ством, а неисполнение наряда влечет за собой прекращение выплат пособия. С другой сторо­ны, по данным социологических опросов, не менее половины зарегистрированных безработ­ных работают и получают доход выше, чем в среднем по стране.

Оценивая материальное положение безра­ботных, нельзя не отметить, что у них появляются и новые статьи расходов. Это затраты на восстановление своего статуса, поиск подходя­щей работы. Сюда можно также отнести расхо­ды на сбор информации о вакансиях и на подачу информации о поиске работы; на переподготов­ку при смене специальности или повышении ква­лификации, на составление и рассылку резюме, транспортные расходы, на обращение в специа­лизированные фирмы по подбору кадров и т.п.[17,c.34].

С социальной точки зрения, принципиаль­но важно, что издержки безработицы крайне не­равномерно распределяются по слоям общества; каждый процент ее роста, как правило, сказывает­ся на бедных в несколько раз сильнее, чем на ос­тальных. Отечественная статистика такими данны­ми не располагает, по американская определила что в 1967-1980 гг. в США каждый дополнитель­ный процент роста официальной безработицы снижал доходы (до уплаты налогов) малоимущих на 5,8-5,9%, а семей среднего достатка - на 0,7-0,1 %. Другими словами, эти потери концентрируются в семьях с низкими доходами.

 

3.2 Пути совершенствования работы по регулированию безработицы в Республике Беларусь. Политика занятости.

 

Обеспечение полной производительной и свободно избранной занятости населения (именно так трактуется политика в области за­нятости в Конвенции 122 МОТ) - одна из важнейших задач социаль­но-экономического развития рес­публики, форма реализации кон­ституционных прав граждан на труд, на свободное распоряжение спо­собностями к труду и доброволь­ный выбор деятельности. Без ре­шения этой задачи невозможно дальнейшее продвижение по пути реформ, совершенствование соци­альной политики, поскольку заня­тость выступает главным условием получения населением доходов, га­рантом поддержания приемлемо­го уровня жизни и социальной ста­бильности в обществе. Она является важнейшим индикатором наци­онального благополучия и разви­тия человеческого потенциала, эффективности проводимых структурных преобразований и их зна­чимости для развития общества и человека. Обеспечение занятости выступает основным связующим звеном между достижением эконо­мического роста и созданием воз­можностей для развития человека [10, c.23].

Люди ценят свою работу (занятость) по многим причинам. Помимо денежного вознаграждения она позволяет вносить им конструктивный вклад в жизнь общества, реализовывать свои умения и свой творческий потенциал, приносить широкое признание, способству­ющее укреплению чувства само­уважения и собственного досто­инства. Работа также дает челове­ку возможность принимать учас­тие в коллективных усилиях и об­щаться с другими людьми.

Регулирование занятости на­селения в Беларуси должно осу­ществляться в соответствии со сле­дующими принципами:

· создание равных возможностей для всех граждан в реализации права на труд и свободный выбор профессии;

· обеспечение полной производительной занятости, содействие мобильности трудовых ресурсов;  

· обеспечение государственных гарантий работающим и со­циальной защиты безработным;

· координация действий профсоюзов и работодателей;

· единство централизованных мероприятий, осуществляемых республиканскими органами госу­дарственного управления и мероприятий местных органов власти.

Меры государственного воздействия, направленные на решение проблем занятости, в республике многообразны и реализуют­ся в активных и пассивных формах. Финансовой основой осуществления мер по регулированию занятости являются ресурсы Госу­дарственного фонда содействия занятости. Они используются на выплату пособий по безработице проведение мероприятий по содействию занятости [13,c.44].

Применяемые в республике активные формы направлены на повышение уровня занятости: со­здание и реконструкцию рабочих мест, организацию общественных работ, подготовку и переподготов­ку кадров, создание рабочих мест для лиц, не конкурентоспособных на рынке труда, предоставление льгот по налогообложению, кредитованию, обеспечению материаль­ными ресурсами.

Ежегодно правительством Республики Беларусь утверждается
Республиканская программа занятости, на основании которой местные органы власти разрабатывают региональные программы. Государство оказывает содействие найму и трудоустройству граждан че­рез органы государственной службы занятости, которые осуществляют учет и регистрацию безработных, выплату пособий по безработице, организуют формирование банков данных о наличии вакантных мест и нуждающихся в трудоустройстве и переобучении, обеспечивают население информацией по вопросам трудоустройства [12,c.7].

Закон Республики Беларусь «О занятости населения» предусматривает меры социальной защи­ты граждан, которым сложно конкурировать на рынке труда: инва­лидов, молодежи до 18-летнего возраста, женщин, имеющих мало­летних детей, лиц предпенсионного возраста. Предприятиям и организациям устанавливаются квоты приема на работу лиц указанной категории, оказывается содействие в сохранении и создании специализированных рабочих мест путем предоставления льготных кредитов из Государственного фонда содействия занятости. Государство проводит активную политику содействия самостоятельной занятости. В соответствии с постановлением Министерства труда «О содействии Государственной службы занятости безработным в организации самостоятельной занятости предоставляются безвозмездные субсидии на организацию собственного дела в размере 20 минимальных заработ­ных плат и ссуда в размере до 150 минимальных заработных плат. В 1997 году была поддержана пред­принимательская инициатива 930 безработных, которым выдано ссуд и субсидий на общую сумму 3,5 млрд. рублей. В 1998 году уже 1556 человек получили финансовую помощь для организации предпринимательской деятельности на общую сумму 11 млрд. рублей. В 1999 году на эти цели было истрачено почти 40 млрд. рублей. Начиная с 1998 года в республике разрабатываются региональные и отраслевые программы создания новых рабочих мест (в 1998 году создано около 65 ты­сяч рабочих мест, в 1999 году -38 тысяч). Новые рабочие места создавались в первую очередь в районах, имеющих достаточно высокий уровень безработицы. Например, в Поставском районе, где уровень безработицы доходит до 6-7% [20,c.65].

Однако, несмотря на принима­емые меры, ситуация в сфере заня­тости в республике остается непро­стой и весьма противоречивой. Здесь по-прежнему сохраняется ряд нерешенных проблем: несбалансированность спроса и предложения рабочей силы, ее недоиспользование на предприя­тиях и в организациях, низкая от­раслевая и профессиональная мобильность кадров, незначитель­ные масштабы занятости в част­ном секторе экономики, скрытая безработица и расширение не­формальных видов деятельности.

Очень медленными темпами, несмотря на то, что износ основных фондов весьма высок, идет процесс создания новых и обновление имеющихся рабочих мест в республике.

Дальнейшее проведение экономических реформ невозможно без устранения указанных негативных процессов. Назрела необходимость в новых подходах формирования политики занятости населения, поскольку до настоящего времени она рассматривалась только с позиции риска и предотвращения массовой безработицы. Вместе с тем из нее выпадали важные направления, связанные с эффективностью труда как основы повышения ответственности самого работника за свое благополучие и ускорение структурных сдвигов в занятости.

В силу этого необходимо не только обеспечить трудоустройство каждого члена общества, желающего и способного участвовать в общественном производстве, гарантировать достойное вознаграждение за труд, но и предоставить каждому человеку возмож­ность реализовывать свои творчес­кие способности.

Необходимо признать одним из главных приоритетов госу­дарственной политики занятости населения рост эффективность труда, что позволит восстановить баланс интересов экономическо­го и социального характера.

В качестве главных направле­ний государственного регулирова­ния занятости населения целесо­образно определить:

· развитие правовой, орга­низационной и экономической инфраструктуры рынка труда;

· сохранение и стимулирование создания новых рабочих мест учетом потребностей структурной перестройки производства;

· содействие развитию предпринимательства, самозанятости населения;

· развитие кадрового потенциала путем совершенствования системы обучения, переобучение и повышения квалификации кадров;

· внедрение нестандартных гибких форм занятости;

· совершенствование мотивации труда и повышение качества рабочей среды;

· содействие занятости групп населения, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;

· совершенствование системы социальной поддержки незанятых граждан на основе системы государственного социального страхования от безработицы;

· поощрение территориальной мобильности рабочей силы, в том числе внешней трудовой миграции.

Увеличения мобильности ра­бочей силы можно достичь преж­де всего за счет улучшения систе­мы информации о наличии рабо­чих мест, развития активного рын­ка жилья, перестройки системы социальной помощи, которая при­вязывает работника к одному предприятию.

Совершенствование государ­ственной политики занятости на­селения, интеграция ее в общую концепцию социально-экономи­ческого развития страны потре­бует изменения методов работы и самих органов государственной службы занятости, координации их деятельности с другими орга­нами государственного управле­ния, особенно по вопросам про­ведения экспертных оценок по­следствий для трудовой сферы [21,c.5].

Наряду с политикой занятос­ти важную роль в совершенство­вании социальной политики в сфере труда и трудовых отноше­ний играет политика в области заработной платы.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

После написания данной курсовой работы можно сделать несколько выводов.

Безработица — это такое социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не может приме­нить свою рабочую силу.

Безработица делится на фрикционную, циклическую, структурную и технологическую. По характеру проявления выделяют еще и скрытую безработицу (частичную занятость).

Безработному ежемесячно выделяется пособие по безработице, которое не может быть ниже средств, обеспечивающих его биологическое существование.

Необходимо иметь в виду, что сложно най­ти грань между достаточным уровнем пособия по безработице и неснижающейся мотивацией активного поиска работы. Поэтому при опреде­лении размеров пособия по безработице необхо­димо исходить прежде всего из основных функ­ции этого пособия. С одной стороны, оно долж­но быть такого размера, который гарантировал бы безработному и его семье минимальный уро­вень существования. С другой - материальная поддержка безработных должна иметь такие вре­менные и финансовые рамки, которые побужда­ли бы их к активному поиску работы и быстрей­шему трудоустройству.

Неоспоримо, что создание системы cтpaхования от безработицы обеспечит нормальные условия для жизнедеятельности безработных Страхование от безработицы должно занять одно из ключевых мест в системе социальных амор­тизаторов социально ориентированной рыноч­ной экономики. Практическими шагами но вне­дрению такой системы является принятие зако­на об обязательном государственном страховании от безработицы и образование фонда страхова­ния от безработицы.

В отличие от действующего закона о заня­тости в качестве объектов страхования будут вы­ступать работающие по найму и платившие взно­сы в страховой фонд граждане, которым в случае наступления безработицы выплачивается соответствующее страховое пособие. При этом из объектов страхования исключаются следующие категории: не работавшая ранее молодежь; до­мохозяйки; длительно безработные; лица, возвра­тившиеся из мест лишения свободы; беженцы из других стран. Однако категории безработных,  не включенные в страховое поле, не лишаются доступа к активным программам содействия за­нятости.

Как показывают исследования, социальная защищенность безработных определяется в зна­чительной мере действующей системой соци­альных выплат, призванных частично компенси­ровать им потерю трудового дохода и обеспечит социально приемлемый уровень жизни. Учиты­вая богатый зарубежный опыт, альтернативой сложившейся системе выплат пособий должно стать обязательное государственное страхование граждан от безработицы. Введение новой систе­мы - длительный процесс, требующий проработки каждого этапа - от обоснования концепции до создания конкретного правовою и финансо­вого механизма ее внедрения. Для реализации названного подхода нужно образовать фонд стра­хования от безработицы, аккумулирующий де­нежные поступления и перераспределяющий их, определить структуру и размеры страховых от­числений, внести изменения и дополнения в за­кон о занятости населения относительно прин­ципов и условий предоставления пособий (страховок) по безработице.




2020-02-03 161 Обсуждений (0)
ДИНАМИКА БЕЗРАБОТИЦЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПОДХОДЫ К СНИЖЕНИЮ ЕЕ УРОВНЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ДИНАМИКА БЕЗРАБОТИЦЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПОДХОДЫ К СНИЖЕНИЮ ЕЕ УРОВНЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (161)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)