Типы организационных структур.
На сегодняшний день принято выделять уже не два, как было раньше, а три типа организационных структур. К ним относятся: § механистические (бюрократические, иерархические) основаны на жесткой иерархии власти, формализации правил и процедур, централизованном принятии решений; § органические (адаптивные) характеризуются нечеткой иерархией, небольшим количеством уровней управления, гибкости структуры власти, широко распределяемой ответственностью; § современные (инновационные) отличаются децентрализацией и дебюрократизацией организационного устройства, эффективными гетерархическими (Гетерархия — система, образованная пересекающимися, разнообразными и одновременно сосуществующими структурами управления) связями, позволяющими преобразовать фиксированную управленческую пирамиду в плоскую, подвижную конструкцию.
Иерархические структуры управления.
Иерархические (механические) структуры управления характеризуются следующими признаками: жесткая детерминация организационного устройства, стандартизированные и устойчивые задачи, фиксированная иерархия управления, формализация правил и процедур, властно-авторитарный тип руководства, централизация принятия решений, четко определенные полномочия и ответственность, иерархическая система контроля. В основе иерархических структур управления лежат принципы «рациональной бюрократии» М. Вебера, которые состоят в следующем: § иерархия уровней управления, при котором обеспечивается контроль и подчинение нижестоящих вышестоящим; § регламентация работы, соответствие полномочий и ответственности работников месту в иерархии; § разделение процесса труда на отдельные функции и специализация работников; § квалифицированный отбор, наем и увольнение в строгом соответствии с квалифицированными требованиями. Механистические структуры управления включают в себя линейные, функциональные, линейно-функциональные, дивизиональные структуры.[3]
Органические структуры управления.
С начала 60-х гг. XX в. многие организации стали разрабатывать и внедрять новые более гибкие типы организационных структур, которые в сравнении с бюрократическими были лучше приспособлены к быстрой смене внешних условий и появлению новой наукоемкой технологии. Такие структуры называются адаптивными, поскольку их можно быстро модифицировать в соответствии с изменениями окружающей среды и потребностями самой организации. Другое их название - органические структуры, имеющие возможности адаптироваться к изменениям в окружающей среде подобно тому, как это делают живые организмы. Адаптивная структура управления характеризуется слабым или умеренным использованием формализации правил и процедур, децентрализацией и участием специалистов в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии.[4] В настоящее время используются два основных типа адаптивных структур: · матричные; · проектные;
Перспективные (инновационные) структуры управления.
Эти структуры связаны с передовыми научно-практическими разработками в области менеджмента и управленческих технологий конца ХХ – начала XI веков. Характеризуются отказом от жестко детерминированной многоуровневой иерархии в пользу гибких инновационных моделей, построенных на горизонтальных связях. Инновационные структуры ориентированы на мобилизацию всех организационных ресурсов для достижения структурного и функционального эволюционирования организации на основе взаимосвязей как внутри, так и вне ее границ. Достижение организационной эффективности в них обеспечивается за счет: · знаний, интеллекта; · инициативы, творчества; · обучаемости; · креативности; · культуры, ценностей.
Инновационные формы включают такие виды структур как виртуальные, сетевые, многомерные, организации с внутренними рынками, предпринимательские, самообучающиеся, глобальные и др. Современные разработки совершенно по-новому представляют сущность организационных структур современных компаний: инфраструктура сложной организации выступает прототипом нервной системы живых организмов при адекватном проектировании и поддержке электронными диалоговыми средствами управления.[5]
В организациях инновационного типа успех формируется на уровне измерений нового поколения: ü глобальные информационные системы; ü современные компьютерные технологии; ü диверсификация операций; ü мышление сетевого и глобального масштаба; ü нововведенческая экспансия.
Выводы по 1 главе.
Организационная структура управления – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях и обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Структурное построение организации определяется логическим соотношением составляющих ее иерархических уровней и функциональных звеньев управления. Организационная структура должна обладать такими качествами как оптимальность, гибкость, адаптивность, оперативность, устойчивость, экономичность. При проектировании структуры управления необходимо соблюдать следующее основное правило: вовлекать наименьшее число уровней управления и создавать кратчайшую цепь команд. Выделяют три типа организационных структур: иерархические(основаны на жесткой иерархии власти, формализации правил и процедур, централизованном принятии решений); адаптивные (характеризуются нечеткой иерархией, небольшим количеством уровней управления, гибкости структуры власти, широко распределяемой ответственностью); и инновационные (отличаются децентрализацией и дебюрократизацией организационного устройства, эффективными гетерархическими связями). Выбор типа организационного устройства определяется ситуационными факторами, учитывающими совокупность внешних и внутренних условий, в которых действует конкретная организация.
Глава 2. Виды структур управления.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |