Анализ величины налоговой нагрузки на национальную экономику Республики Беларусь на макроуровне
Формирование экономической модели социально ориентированной · преодоления кризиса; · оздоровления производства; · создания благоприятного инвестиционного климата; · расширения рынков сбыта на основе повышения качества и конкурентоспособности белорусских товаров; · снижения издержек производства. Одним из направлений государственного регулирования экономики выступает бюджетно-налоговая политика. Предопределяющее влияние на содержательную сторону налогов оказываетих функциональное назначение. Именно оно конкретизирует роль налогов в экономической структуре общественного производства. Функциональное назначение налогов подчинено решению конкретных социально-экономических проблем переходного периода, а также задач по обеспечению объективного формирования и функционирования рыночных отношений. Поэтому создание оптимальной модели налогообложения предполагает осторожный подход в использовании функций, которые могут выполнять налоги, с тем, чтобы не нарушить основные принципы организации. Статистикой подтверждается существование обратной макроэкономической зависимости между уровнем налоговых изъятий и темпами экономического роста. Анализ зависимости представлен в таблице 2.1. Таблица 2.1. Анализ влияния налоговой нагрузки на темпы экономического роста, %*
*Налоги в Республике Беларусь: Теория и практика в цифрах и комментариях /В. А. Гюджан, Н.Э. Масинкевич, В.В. Шевцова и др.; Под ред. В.А. Гюджан. – Мн.: ПЧУП “Светоч”, 2002. с.44 * Киреева Е. Проблемы реформирования налоговой системы Республики Беларусь //Директор 2004 №6, с.42.
По мере совершенствования налоговой нагрузки, сокращения количества обязательных платежей в бюджет и снижение их ставок, уровень реальной налоговой нагрузки до 2003 года снижается. В период с 2000 до 2002 года происходит постепенное снижение налогового бремени за счёт уменьшения платежей из выручки и применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспорте продукции. Значительное увеличение налоговой нагрузки на экономику наблюдается, начиная с 2003 года, когда налоговая нагрузка увеличилась с 39,7% в 2002 году до 40,7 в 2003году и составила 42,1% в 2004 году, в 2005 году прогнозируется увеличение налоговой нагрузки. На практике выделяют номинальную и реальную налоговую нагрузку. Номинальная нагрузка характеризует фискальный потенциал действующей системы налогообложения и рассчитывается как отношение начисленных к уплате налогов и платежей в бюджет (бюджетные фонды) к ВВП. Реальная – рассчитывается как отношение уплаченных в течение рассматриваемого периода налогов и платежей к ВВП. Данный показатель отражает фактические возможности экономики по формированию доходов бюджета и в сопоставлении с номинальной служит своего рода индикатором текущего состояния государственных финансов. Динамика реальной и номинальной нагрузки представлена в таблице 2.2. Таблица 2.2. Динамика номинальной и реальной нагрузки на экономику Беларуси в 1998-2004гг,в % к ВВП.*
* Рассчитано по данным приложений законов “О бюджете Республики Беларусь” 2001, 2002, 2003, 2004, 2005года. * Рассчитано по данным: Статический ежегодник Республики Беларусь / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь.- Мн., 2004.
Исполнение бюджета до 2002 года последовательно снижалось, а в 2003 году наблюдается недоимка средств, это привело к повышению номинальной налоговой нагрузки, что повлекло рост реальной налоговой нагрузки, которая в 2004 году составила 26,8%. Наиболее широко для характеристики налогового бремени применяется показатель эластичности, который связан с уровнем чувствительности изменений одной переменной к изменениям другой. Показатели эластичности налогов по ВВП можно рассчитать по следующей формуле: (2.1) где, - коэффициент эластичности налогов по ВВП; и - налоговые поступления данного и базового периода; и - ВВП данного и базового периода. В условиях переходной экономики рассчитать автоматические изменения, характеризующие действия налоговой системы, во временном периоде, превышающем финансовый год, практически не представляется возможным. Поэтому для характеристики качественных изменений налоговой нагрузки используют коэффициент дискреционных изменений, учитывающий как автоматическое действие налогового бремени на экономику, так и происходящую корректировку, связанную с изменением налоговых ставок, количеством взимаемых налогов, числом предоставленных льгот. Анализ показателей эластичности налогов, выплачиваемых в республиканский и местные бюджеты, представлены в таблицах. Таблица 2.3. Динамика показателей эластичности налогов выплачиваемых в республиканский бюджет, коэфф.*
*Рассчитано по данным: Финансы Республики Беларусь: Статистический сборник / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь.- Мн., 2002. * Рассчитано по по данным: Статический ежегодник Республики Беларусь / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь.- Мн., 2004.
Можно говорить о том, что коэффициент дискреционных изменений налогов, выплачиваемых в республиканский бюджет Республики Беларусь, свидетельствует о снижении налогового бремени в 1999-2002 годах с 0,932 до 0,733, которое обусловлено принятием решений о снижении ставок на налог на прибыль и доходы и налога на добавленную стоимость. В 2003 году наблюдается повышение показателя эластичности, то есть повышение налоговой нагрузки на экономику страны. Средний показатель эластичности за пять лет равен 0,958 . Таблица 2.4. Динамика показателей эластичности налогов выплачиваемых в местные бюджеты, коэфф.*
*Рассчитано по данным: Финансы Республики Беларусь: Статистический сборник / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь.- Мн., 2002. * Рассчитано по по данным: Статический ежегодник Республики Беларусь / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь.- Мн., 2004.
Анализ показателей дают возможность говорить о снижении доли налогов, выплачиваемых в местные бюджеты до 2002 года и резкое увеличение в 2003 году. Следующим методом определения налоговой нагрузки на экономику является определение и анализ предельного уровня налоговой ставки. Предельный уровень налоговой ставки - это показатель, позволяющий определить влияние налога на инвестиционную активность субъектов хозяйствования при расширении производства Предельный уровень налоговой ставки определяется по формуле: (2.2.) где, - предельный уровень налоговой ставки; - налоговые поступления отчётного и базисного периода; - ВВП отчетного и базисного периода. Таблица 2.5. характеризует динамику предельной налоговой ставки на экономику Республики Беларусь в период с 1998 по 2002 годы. Таблица 2.5. Динамика предельных налоговых ставок (год к году),%.*
* Шабалина Т. Околова С. Бюджет-2002:анализ итогов.//Финансы. Учёт. Аудит. 2003№4,с.10.
Предельная налоговая ставка на протяжении 1998- 2002 годов колеблется в незначительных интервалах. Самая высокая налоговая ставка наблюдалась в 1998 году и равнялась37,8%, а самая низкая в 2000 году – 34,8%. В период с 1998 по 2001 годы наблюдалось постепенное снижение предельной налоговой ставки и резкий ее рост в 2002 году, когда предельная ставка составила 34,9%.[20] Для сравнительного анализа показателей предельной налоговой ставки республиканского и местных бюджетов данные представлены в таблице 2.6.
Таблица 2.6. Динамика предельного уровня налоговой ставки налогов выплачиваемых в республиканский бюджет, %*
*Рассчитано по данным: Финансы Республики Беларусь: Статистический сборник / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь.- Мн., 2002. * Рассчитано по по данным: Статический ежегодник Республики Беларусь / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь.- Мн., 2004. Анализ результатов при использовании метода определения предельного уровня налоговой ставки свидетельствует о ее снижении, что ведёт к снижению налогового бремени на экономику страны. Средний показатель предельной налоговой ставки за пятилетний период составляет 12,728%, что на 2,284% ниже самой высокой предельной ставки в 2003году и на 3,302% выше самой низкой предельной налоговой ставки в 2002году.
Таблица 2.7. Динамика предельного уровня налоговой ставки налогов выплачиваемых в местные бюджеты, %
*Рассчитано по данным: Финансы Республики Беларусь: Статистический сборник / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь.- Мн., 2002. * Рассчитано по по данным: Статический ежегодник Республики Беларусь / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь.- Мн., 2004.
В отличие от предельной налоговой ставки налогов, выплачиваемых в республиканский бюджет предельная налоговая ставка налогов, выплачиваемых в местные бюджеты областей и города Минска начинает снижаться только в 2000 году и продолжает снижение до 2002 года. Снижение предельной налоговой ставки достигается за счет снижения ставки на акцизы и налога на собственность. Минимальное значение ставки достигает 11,478%, в 2002 году за счёт снижения налоговых ставок по налогам, взимаемым в местные бюджеты, а максимальное – 16,422%. Средняя предельная налоговая ставка за период составляет 13,285%, что на 1,807% выше, чем минимальная предельная налоговая ставка и на 3,137% ниже, чем максимальная. Количественная оценка влияния основных налогов на величину налоговой нагрузки и удельный их вес в реальном выражении за рассматриваемый период представлены в таблице [приложение]. Анализ показывает, что по налогу на прибыль и доходы, налоговые поступления за период с 1998 по 2003 год увеличились на 1316 млрд.руб., удельный их вес по отношению к ВВП незначительно уменьшился. Динамика этого налога по отношению к ВВП, выручке от реализации и прибыли на протяжении периода имела незначительные отклонения. Поступления от подоходного налога в 1998 году составляли 24млрд.руб. ,а в 2003 году уже 1025 млрд.руб. Удельный их вес в ВВП уменьшился только на 0,5% , минимальная их доля составила 2,853 в 2003 году и максимальная 3,418% в 1998 году. Удельный вес налога на добавленную стоимость в 2003 году составил 8,063%. Этот налог является самым весомым в налоговой нагрузке на экономику страны. Динамика акцизного налога являлась самой существенной за весь рассматриваемый период. Удельный вес акцизов снизился с 3,703% до 2,332%. Динамика оставшихся налогов не оказала значительного влияния на экономику страны. В целом все налоговые поступления за рассматриваемый период увеличились, практически в два раза, их удельный вес снизился более чем в три раза и составил 78,899% в 1998 году и 25,998% в 2003 году. Минимальный удельный вес приходится на 2002 год и составляет 23,961%. На диаграмме представлена налоговая нагрузку в 2004 году, приходящаяся на каждую область Республики.
Рис.1 Налоговая нагрузка в 2004 году по областям и Республике Беларусь, %. Самая высокая налоговая нагрузка в 2004 году приходилась на город Минск и Минскую область, а самая низкая – на Могилёвскую и Витебскую области. На основе проведённого анализа можно представить динамику налоговой нагрузки на экономику страны. Период с 1998 по 2003 год можно разделить на два этапа: первый с 1998 по 2002 год, когда налоговая нагрузка снижалась, а второй с 2002 по 2003 год, на протяжении которого наблюдалась повышение налогового бремени на экономику, за счёт повышения налоговых ставок на отдельные виды налогов. Для более полного анализа существующей ситуации следует проанализировать поступление налогов, предусмотренных главным финансовым планом страны – “Бюджетом Республики Беларусь”. Этот план характеризует плановые поступления доходов в казну страны. В таблице 2.8. проведён анализ динамики отдельных видов налогов к общей сумме доходов, предусмотренных законом “О бюджете Республики Беларусь”.
Таблица 2.8. Динамика отдельных видов налогов к общей сумме доходов, предусмотренных в законах “О бюджете Республики Беларусь”* Показатели | Налоговые поступления предусмотренные законом "Бюджет Республики Беларусь",% | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Прямые налоги на доходы и прибыль | 13,62 | 9,955 | 15,521 | 18,704 | 14,196 | 11,91 | 6,482 | 6,991 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В т.ч.Налог на прибыль | 13,164 | 9,61 | 15,023 | 17,044 | 12,463 | 9,875 | 5,479 | 6,065 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Налог на доходы | 0,301 | 0,051 | 0,498 | 1,659 | 1,733 | 2,035 | 1,003 | 0,925 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Чрезвычайный налог | 4,037 | 4,09 | 4,136 | 3,895 | 5,458 | 5,336 | 2,804 | 1,977 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Внутренние налоги на товары и услуги | 48,192 | 51,969 | 44,123 | 46,269 | 40,975 | 43,749 | 24,043 | 22,554 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В т.ч. НДС | 31,142 | 29,939 | 27,735 | 32,138 | 30,12 | 31,513 | 16,916 | 16,726 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прочие налоги на товары и услуги. | 1,356 | 0,473 | 0,218 | 0,189 | - | - | - | - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Акцизы | 15,693 | 20,447 | 15,251 | 13,209 | 10,108 | 11,557 | 6,68 | 5,537 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прочие налоги на отдельные виды услуг | 1,156 | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лицензионные и регистрационные сборы | - | - | 0,612 | 0,633 | 0,632 | 0,555 | 0,396 | 0,252 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Налоги и сборы за автотранспортные средства. | 1,147 | 1,109 | 0,308 | 0,065 | 0,114 | 0,124 | 0,052 | 0,038 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций | 12,746 | 14,351 | 9,309 | 7,723 | 10,307 | 10,501 | 9,198 | 7,724 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Текущие налоговые доходы. | 78,596 | 80,367 | 73,089 | 76,59 | 70,935 | 71,497 | 42,528 | 39,245 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего доходов. | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
*Рассчитано по данным приложений законов “О бюджете Республики Беларусь” за 1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005года.
Предусмотренная законодательством доля текущих налоговых доходов за 1998-2005года снижается на протяжении практически всего периода, за исключением 1999-2001года, когда доля налогов колебалась в пределах от 80 до 76% от всей суммы доходов. Значительное снижение доли налоговых доходов в законодательстве ожидалось на протяжении 2003-2005, когда доля налогов снизилась на 32,252% и предполагается, что доля налоговых доходов составит 39,245% в 2005 году. Это снижение предполагается достигнуть за счёт снижения поступлений по всем основным законам, за исключением налога на прибыль, который по предположениям незначительно возрастёт. Наблюдается резкое снижение получаемых доходов от акцизного налога начиная с 20,447% в 1999 году до 5,537% в 2005 году и тенденция к снижению налоговых поступлений от налога и сборов за автотранспортные средства и пользование дорогами с 1,147% до 0,038%.
Анализ, проведенный в таблице 2.8., основан на предварительных законах, действительное поступление налогов представлено в таблице 2.9.
Таблица 2.9.
Динамика отдельных видов налогов к общей сумме доходов, поступивших в бюджет Республики Беларусь в 1998-2003гг., в%*
Показатели | Доля действительных налоговых платежей к общей сумме доходов, % | ||||||
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 | ||
Налоги на доходы и прибыль | 12,311 | 13,852 | 13,801 | 13,607 | 10,549 | 11,015 | |
НДС | 25,801 | 24,739 | 25,707 | 25,174 | 25,067 | 23,723 | |
Акцизы | 11,104 | 9,440 | 7,980 | 7,688 | 6,853 | 6,862 | |
Подоходный налог | 10,428 | 8,447 | 8,700 | 9,287 | 8,948 | 8,392 | |
Налоги на собственность | 3,767 | 1,706 | 2,920 | 4,121 | 4,514 | 5,984 | |
Налоги на пользование природными ресурсами | - | 0,284 | 0,220 | 0,278 | 0,289 | 0,287 | |
Доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций | 6,345 | 5,472 | 4,456 | 5,215 | 6,063 | 7,833 | |
Текущие налоговые доходы. | 23,1467 | 75,915 | 76,349 | 76,291 | 72,463 | 76,453 | |
Всего доходов. | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
*Рассчитано по данным: Статический ежегодник Республики Беларусь / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь.- Мн., 2004.
На протяжении 1998-2003гг. наблюдалась повышение доли налога на доходы и прибыль в общей части консолидированного бюджета, с незначительным снижением в 2002 году до 10,549%. Это снижение произошло за счёт снижения налоговой нагрузки на всю экономику в целом. Динамика налога на добавленную стоимость имеет незначительные колебания, а среднее ее значение за рассматриваемый период достигает 23,368%. Значительное снижение налоговых поступлений от данного налога с 2000 года постепенно снижается с 25,707% до 23,723% в 2003 году. Снижение налоговых поступлений наблюдается и от акцизного налога с 1998 по 2001 с незначительным увеличением в 2002 году. В отличие от всех видов налогов подоходный налог имеет самую значительную динамику, с 1998 по 2000 год наблюдается снижение налоговых поступлений с 10,428% до 8,7%, в 2001 году поступления от этого налога составили 9,287% и далее наблюдается снижение доходов в бюджет. Повышение налоговых поступлений наблюдалось на протяжении почти всего рассматриваемого периода с 3,767% до 5,984%. Доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций снижались до 2000 года, когда поступления составляли 4,456%, а далее наблюдается повышение доходов до 7,833% в 2003 году.
Доходы консолидированного бюджета состоят из доходов республиканского и местных бюджетов. Структуру формирования доходов консолидированного бюджета по годам можно представить в виде таблицы.
Таблица 2.10.
Структура консолидированного бюджета Республики Беларусь, млрд.руб.*
| 1998 | % к ВВП | 1999 | % к ВВП | 2000 | % к ВВП | 2001 | % к ВВП | 2002 | % к ВВП | 2003 | % к ВВП |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Доходы консолидированного бюджета | 239 | 34,121 | 1054 | 34,861 | 3181 | 34,826 | 5747 | 33,465 | 8636 | 33,040 | 12211 | 33,986 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Республиканского бюджета | 133 | 19,018 | 564 | 18,639 | 1647 | 18,032 | 2964 | 17,260 | 4487 | 17,167 | 6123 | 17,041 |
Местного бюджета | 132 | 18,914 | 598 | 19,775 | 1808 | 19,794 | 3357 | 19,548 | 4767 | 18,238 | 7293 | 20,298 |
*Рассчитано по данным: Статический ежегодник Республики Беларусь / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь.- Мн., 2004.
Таким образом, доходы консолидированного бюджета состоят из доходов республиканского и местных бюджетов, каждый из которого состоит из отдельных налоговых и неналоговых платежей. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП колеблется в незначительных интервалах и, следовательно, имеет стабильное положение. Доходы республиканского бюджета в соотношении с ВВП также имеют стабильное положение. Доля республиканского бюджета в ВВП на протяжении рассматриваемого периода снижается, чего нельзя сказать о доходах местных бюджетов, доходы которых с каждым годом увеличиваются.
Республиканский и местный бюджеты состоят из текущих налоговых и неналоговых доходов и доходов государственных целевых бюджетных фондов. Структуру доходов республиканского и местных бюджетов можно представить в виде следующих таблиц.
Таблица 2.11.
Структура доходов республиканского бюджета за 1998-2003гг., в % от консолидированного бюджета.*
Показа- тель | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | Среднее значение за период 1998-2003гг. |
Текущие налоговые доходы | 56,5 | 52,547 | 51,100 | 50,300 | 48,800 | 48,400 | 51,275 |
Текущие неналого вые доходы | 58,6 | 66,102 | 56,100 | 60,400 | 61,300 | 61,000 | 60,584 |
Доходы государственных целевых бюджет ных фондов | 49,6 | 50,895 | 51,200 | 52,400 | 50,400 | 54,200 | 51,450 |
* Данные: Статический ежегодник Республики Беларусь / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь.- Мн., 2004. *Данные: Статический ежегодник Республики Беларусь / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь.- Мн., 2000.
* Данные: Статический ежегодник Республики Беларусь / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь.- Мн., 1999
Доля текущих налоговых платежей в республиканский бюджет по отношению к консолидированному на протяжении рассматриваемого периода постепенно снижается с 56,5% в 1998 году до 48,4% в 2003 году, что говорит о стабильном снижении поступлений от налогов выплачиваемых в республиканский бюджет. Доля текущих неналоговых поступлений имеет нестабильное положение и изменяется в пределах от 66,102% до 61%. Среднее значение доли неналоговых поступлений за рассматриваемый период равно 60,584%. Доля доходов государственных целевых бюджетных фондов по отношению к консолидированному бюджету постепенно повышается с незначительным снижением в 2002 году. Наибольшие доходы в республиканский бюджет приносят неналоговые доходы. Второстепенное значение до 2000 года отводится налоговым доходам, а после 2000 года – доходам государственных целевых бюджетных фондов. В целом за рассматриваемый период доходы от государственных целевых бюджетных фондов имели преобладающее положение по сравнению с налоговыми доходами, т.к. среднее значение доли последних меньше на 0,175%.
Таблица 2.12.
Структура доходов местных бюджетов за 1998-2003гг., в % от консолидированного бюджета.*
| 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | Среднее значение за период 1998-2003гг. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Текущие налоговые доходы | 43,500 | 47,4 | 48,9 | 49,7 | 51,2 | 51,6 | 48,717 |
Доходы государственных целевых бюджетных фондов | 50,400 | 49,1 | 48,8 | 47,6 | 49,6 | 45,8 | 48,550 |
* Данные: Статический ежегодник Республики Беларусь / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь.- Мн., 2004.
* Данные: Статический ежегодник Республики Беларусь / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь.- Мн., 2000.
* Данные: Статический ежегодник Республики Беларусь / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь.- Мн., 1999.
До 2000 года приоритетное значение для получения доходов в местные бюджеты отводилось доходам государственных целевых бюджетных фондов, но, начиная с 2001года ситуация изменилась, приоритет наполнения денежными средствами местных бюджетов отдается текущим налоговым доходам. Среднее значение доли текущих налоговых доходов составляет 48,717%, текущих неналоговых доходов – 39,417%, а доходов государственных целевых бюджетных фондов – 48,550%.
Текущие налоговые доходы каждого из бюджетов состоят из определённого набора налогов. Некоторые из налоговых платежей могут выплачиваться как в республиканский так и в местные бюджеты областей и города Минска. Структуру налоговых поступлений республиканского и местных бюджетов можно представить в зависимости от доходов консолидированного бюджета в следующих таблицах.
Таблица 2.13.
Структура налоговых доходов выплачиваемых в республиканский бюджет за 1998-2003гг., в % от консолидированного бюджета.*
| 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | Среднее значение за период 1998-2003гг. | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||
Всего текущих налоговых доходов | 56,5 | 52,547 | 51,1 | 50,3 | 48,8 | 48,4 | 51,275 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||
Налог на прибыль и доходы | 67,4 |
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |