Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



2020-02-03 208 Обсуждений (0)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение                                                                                                         3

Цены и ценообразование как элементы рыночной экономики                  5

Цена: понятие, виды и функции                                                       5

Процесс ценообразования: ценовая политика и стратегия фирмы 16

1.3 Государственное регулирование механизма ценообразования   32

Уровень и динамика цен на рынке жилья                                                   35

Методология расчета индексов цен на рынке жилья                   35

2.2 Динамика цен на рынке жилья в Москве, Санкт-Петербурге, и в целом по России                                                                                               46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                55

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                       57


ВВЕДЕНИЕ

Цена – одна из основ рыночной экономики, а ценообразование – основа рыночного экономического учения.

Сложность ценообразования состоит в том, что цена – категория конъюнктурная. Сегодня цена может определяться фактором затрат, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей.

Однако в настоящее время значительная часть предпринимателей нашей страны не имеет необходимых теоретических и практических знаний сложного механизма ценообразования на товары и услуги. В результате они допускают серьезные при установлении цен, что немедленно сказывается на конечных финансовых результатах, ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и банкротству предприятий.

Поэтому актуальной задачей в данной работе я ставлю перед собой овладение теоретическими основами ценообразования, а также проанализировать динамику ценообразования на рынке жилья России

Для выполнения этой задачи я поставила следующие цели:

ü рассмотреть цены как один из элементов рыночной экономики;

ü выявить основы механизма ценообразования, основные методы ценообразования;

ü показать влияние государственного регулирования ценообразования на установление окончательной рыночной цены;

ü проанализировать динамику цен на рынке жилья в России, в частности, в Москве и Санкт-Петербурге.

При написании курсовой работы мною были использованы такие методы экономической теории как формальная логика, анализ, сравнения, аналогия.

Информационной базой курсовой работы являются учебники, учебные и учебно-практические пособия, научные статьи, статистические сборники и интернет - источники. Общее количество использованных источников – 18. Курсовая работа состоит из введения, двух глав (в первой идет речь о теоретических основах цен, ценообразования и государственного регулирования ценообразования; во второй дается анализ динамики цен на рынке жилья России), заключения и списка литературы. Всего в курсовой работе автором приведено 8 рисунков, 6 таблиц и 12 формул.

 


1 Цены и ценообразование как элементы рыночной экономики

1.1 Цена: понятие, функции, виды

Дать общее, единое определение понятия «цена» столь же сложно, как найти всеобщую дефиницию термина «деньги». Тем более что эти понятия тесно связаны между собой и что термин «цена» производен от слова «деньги». Для покупателя цена – это количество денег, которое ему приходится платить за единицу товара, за вещь, за услугу. Для продавца – это количество денежных единиц, которое можно получить за продаваемую вещь. В принципе эти естественные, эмпирические определения вполне корректны.

Однако такие понятия не дают возможности понять то, какой должна быть цена, как она появляется, как действует ценовой механизм.

Я считаю, что наиболее правильным будет следующее определение: «Цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена». В такой формулировке выделяются два основных акцента. Во-первых, подчеркивается непосредственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке цена товара проявляется как экономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Так что вне рынка, без купли-продажи о цене говорить не приходиться, цену способен установить только рынок.

С помощью цен соизмеряются затраты и результаты хозяйственной деятельности предприятия, экономически обосновывают наиболее выгодные варианты осуществления капитальных вложений, стимулируют производство и потребление, а также качество товара. [3, 13, 14]

Многообразие цен и оснований для их классификации позволяет на практике объединять их в различные группы. Некоторые из наиболее часто используемых классификаций приведены в таблице 1.

 

 

Таблица 1 – Виды цен. Составлено автором по [3, 10, 13, 14, 16]

Основание для классификации Виды цен
1. Стадия товародвижения (характер обслуживаемого оборота) 1.1 Оптовые (отпускные) 1.2 Закупочные 1.3 Розничные 1.4 Сметная стоимость
2. Государственное воздействие 2.1 Свободные (рыночные) 2.2 Регулируемые
3. Вид товара 3.1 Цены товаров или услуг 3.2 Тарифы 3.3 Курсы валют или ценных бумаг
4. Способ установления, фиксации 4.1 Твердые 4.2 Подвижные 4.3 Скользящие
5. Способ получения информации об уровне цены 5.1 Публикуемые 5.2 Расчетные
6. Фактор времени 6.1 Текущие 6.2 Сопоставимые 6.3 Средние
7. Вид рынка 7.1 Цены товарных аукционов 7.2 Биржевые котировки 7.3 Цены торгов
8. Условия поставки и продажи 8.1 Цена-нетто 8.2 Цена-брутто
9. Территория действия 9.1 Мировые 9.2 Единые по стране 9.3 Региональные 9.4 Трансфертные

Рассмотрим подробнее некоторые виды цен:

● Отпускные (оптовые) цены на товары народного потребления, продукцию производственно-технического назначения, услуги устанавливаются изготовителями по согласованию на равноправной основе с потребителями продукции и применяются при расчетах изготовителей и импортеров со всеми потребителями, кроме населения, с посредниками, включая торгово-закупочные, снабженческо-сбытовые и иные предприятия и организации, в том числе с физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, если эти последние приобретают продукцию (услуги) для целей предпринимательской деятельности. Отпускная (оптовая) цена определяется исходя из сложившегося спроса и предложения: качества и потребительских свойств продукции (услуг) на условиях франко-станция (порт, пристань) отправления, а при одногороднем отпуске – франко-склад предприятия поставщика, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и края или договором.

Оптовую цену предприятия определяют по формуле (1).

 

Цопт.пред.=Сп*(1+Rcc)                                                                                  (1),

 

где Сп – полная плановая себестоимость единицы продукции;

Rcc – уровень рентабельности, рассчитанный по себестоимости, т.е. прибыль, полученная от реализации годового объема продукции, приходящейся на 1 руб. годовых текущих затрат, которую можно определить по формуле (2)/

 

Rcc=( Rпр*ПФсг)/Сп.г.                                                                                   (2),

 

где Rпр – уровень рентабельности предприятия в долях единицы;

ПФсг – среднегодовая стоимость производственных фондов, т.е. основного и оборотного капитала;

Сп.г. – полная плановая себестоимость годового объема производства и реализации продукции.

Оптовая цена промышленности формируется на основе оптовой цены предприятия и дополнительного включения в цену издержек, прибыли сбытовых организаций и налога на добавленную стоимость (формула 3).

 

Цопт.пром.=Цопт.пред.+(Цопт.пред.-МЗ)*НДС+ПРсб+ТЗсб                    (3),

 

где МЗ – фактическая или плановая стоимость материальных затрат на единицу продукции;

НДС – налог на добавленную стоимость (20% при реализации по рыночным ценам);

ПРсб и ТЗсб – соответственно прибыль и расходы сбытовых организаций. [3]

● Розничные цены на продукцию (услуги) производственно-технического назначения и товары народного потребления применяются при расчетах изготовителей и импортеров, розничных торговых, иных предприятий и организаций с населением. Розничная цена включает в себя отпускную (оптовую) цену или цену закупа и торговую наценку. Цены на предприятиях общественного питания включают в себя отпускные (оптовые) цены или цены закупа и наценки. Торговая наценка (надбавка) включает в себя налоги, издержки обращения (себестоимость), в том числе транспортные и иные расходы продавца (кроме стоимости приобретенного товара), а также прибыль (убытки) продавца.

Государственная розничная цена является конечной ценой, по которой товары народного потребления и некоторые орудия и предметы труда реализуются через торговую сеть, и отражает процесс нарастания общественно необходимых затрат по всем последовательным стадиям производства товара. Она может быть рассчитана по следующей формуле (4).

 

Цр=Цопт.пром.+ТЗр+Пр                                                                                 (4)

 

где ТЗр и Пр – текущие издержки и прибыль розничных торговых организаций. [3]

● Закупочные цены (продажные цены оптового посредника) применяются при расчетах посредников с потребителями товаров народного потребления, продукции производственно-технического назначения (кроме населения). Цена закупа включает в себя отпускную (оптовую) цену и снабженческо-сбытовую надбавку. Снабженческо-сбытовая надбавка включает в себя налоги, издержки обращения (себестоимость), включающие затраты посредника на реализацию и хранение продукции, в том числе транспортные, кроме стоимости приобретенного товара, а также прибыль (убытки) торгово-закупочной, снабженческо-сбытовой и иной организации или гражданина, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.

При наличии нескольких оптовых посредников может увеличиться доля снабженческо-сбытовой надбавки в цене.

●Регулируемые цены называются так потому, что их величина регулируется государственными органами. При регулировании воздействие со стороны государства на цены носит ограниченный, косвенный характер, осуществляется посредством воздействия на изменение спроса и предложения товара.

●Свободные рыночные цены, как ясно из их названия, освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения и носят название равновесных цен, то есть таких цен, при которых объем спроса равен объеме предложения товаров на рынке. Теоретически, в идеале рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами. Однако реально не удается избежать воздействия на процесс установления рыночных цен ряда факторов не только экономической, но и психологической природы, связанных с поведением, интересами покупателей и продавцов. В этом смысле корректно определить свободные рыночные или равновесные цены как цену, равную, с одной стороны, ценности для потребителей дополнительной единицы приобретаемого блага и, с другой стороны, издержкам производства и продажи дополнительной единицы данного блага для продавца.

Переход от фиксированных государственных цен к свободным, рыночным ценам называют либерализацией цен.

● Твердые цены (постоянные) устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту. Обычно в договоре делается оговорка "цена твердая, изменению не подлежит". Твердые цены применяются в сделках с немедленной поставкой или с поставкой в течение короткого срока. Если твердые цены применяют в договорах, предусматривающих длительные сроки поставки, то оговорка "цена твердая, изменению не подлежит" должна присутствовать в контракте обязательно.

Риск инфляционных потерь полностью берет на себя изготовитель, если же цены снижаются продавцу гарантирована продажа товара по стабильной цене.

● Подвижная цена – в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится или понизится). В этом случае в договоре делается оговорка о повышении или понижении цены.

При установлении подвижной цены в договоре указывается источник информации, по которому можно судить об изменении рыночной цены. Подвижные цены обычно устанавливаются на промышленные сырьевые, продовольственные, поставляемые по долгосрочным договорам товары. Риск инфляции полностью ложится на покупателя.

● Скользящая цена – исчисляется в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции. Скользящие цены обычно устанавливаются на товары с длительным сроком изготовления.

При подписании договора фиксируется так называемая исходная, базисная цена, т.е. цена, применяемая в качестве базы для расчетов, оговаривается ее структура. В договоре может быть установлен предел в процентах к договорной цене, в рамках которого пересмотр цены не производится, определен лимит скольжения – процент возможного изменения цены.

В договоре могут быть выделены скользящая и постоянная часть цены. Определен период скольжения, который может не совпадать со сроком действия договора, а соответствовать периоду времени, который требуется для осуществления данной части затрат.

● Публикуемые (справочные) цены – это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. К публикуемым ценам относятся прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов и торгов.

Источниками информации о справочных ценах являются экономические газеты и журналы, специальные бюллетени, фирменные каталоги, прейскуранты. В целом справочные цены играют роль отправной точки, с которой начинается уторговывание цен при заключении сделок.

Виды публикуемых (справочных) цен:

Номинальные, т.е. не связанные с реальными коммерческими операциями. Номинальные цены применяются в качестве базы при заключении сделок. Начисление скидок, надбавок производится с номинальной цены. Номинальную цену часто называют базовой или базисной, т.к. она применяется в качестве базы при установлении цены на аналогичные изделия. В качестве базовой цены принимают цену товара определенного качества, спецификации, в заранее оговоренном географическом пункте. Эти цены, как правило, завышены по сравнению с ценами реальных сделок. Поэтому размер скидок со справочных цен в процессе переговоров достигает 15-30 и даже 50%.

Номинальной называют также биржевую котировальную цену за товар, по которому в день котировки не было заключено сделок.

Цены прошлых сделок также называют базовыми ценами. Базовые цены широко применяются в кредитной практике. Так, при исчислении процентной ставки за пользование кредитом на пополнение оборотных средств используются базовые цены. Базовыми считают цены, действовавшие на 1 число месяца, в котором получен кредит, что должно быть оговорено в соглашении.

Цены предложения крупных фирм также являются справочными, так как первоначальные цены в результате уторговывания обычно снижаются.

Прейскурантные цены – это вид справочной цены, публикуемый в прейскурантах, т.е. справочниках фирм-продавцов. Цены прейскурантов и каталогов обычно предоставляются фирмами поставщиками в ответ на запросы покупателей.

● Расчетная цена применяется в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам. Цены на такое оборудование рассчитываются и обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий данного заказа, а в некоторых случаях окончательно устанавливаются лишь после выполнения заказа. На уровень расчетной цены определенное влияние оказывает то обстоятельство, что специальные машины и оборудование чаще всего выпускаются фирмами, фактически господствующими в данной сравнительно узкой области. Производимое ими оборудование связано с запатентованными изобретениями, усовершенствованной технологией, наличием высококвалифицированного персонала. Сведения о ценах на специальное оборудование встречаются в печати эпизодически, и их практически невозможно использовать для сравнения при выборе уровня цены.

● Относительные (сопоставимые) цены – это цены, приведенные в сопоставимый вид. Потребность в них возникает при исследовании изменения цен в динамике. Вычисление относительных цен, сравнимых, сопоставимых для различных моментов времени, т.е. скорректированных, в известной мере, очищенных от общего влияния инфляции, необходимо, чтобы выявить влияние цены данного товара, услуги на его спрос и предложение по отношению к другим товарам, услугам исследуемого периода. Относительные цены могут быть рассчитаны на базовый период или на период исследования. [10, 13, 14, 16]

Цена выполняет ряд функций. Они характеризуют роль, которую цены играют в экономике. При этом надо иметь в виду, что функции цен и способы их реализации различаются в зависимости от природы той экономической среды, в которой действуют, используются цены.

Первичной функцией цены следует считать измерительную. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи. Зная цену весовой, объемной, штучной единицы товара и умножая ее на количество продаваемых продавцом и приобретаемых покупателем единиц, мы устанавливаем величину денежного платежа за товары и услуги. Исходя из цены рабочей силы, труда, измеряется заработная плата.

С измерительной функцией цены соседствует соизмерительная, заключающаяся в сопоставлении ценностей разных товаров. Сравнивая цены, мы получаем возможность различать более или менее дорогие товары, дорогие и дешевые. Если цена адекватно отражает полезность, то она может использоваться и при сопоставлении не только денежной ценности, но и полезности товаров.

Благодаря соизмерительной функции цена обретает учетную функцию. Переводя показатели количества и качества товаров в материально-вещественном выражении, измеренные в физических единицах, в адекватные показатели, измеренные в денежных единицах, цена становится вспомогательным инструментом учета. Учетная функция цены позволяет также учитывать затраты на производство продукции.

Наряду с учетом цена как измеритель может быть одним из важных инструментов анализа, прогнозирования, планирования, при которых используются показатели в денежном выражении.

Из перечисленных функций цен вытекает возможность их использования в качестве инструмента регулирования экономических процессов или сбалансирования спроса и предложения – через цены осуществляется связь производства и потребления, предложения и спроса. Цена свидетельствует о равновесном состоянии или о наличии диспропорций на рынке товара. На конкурентном рынке цена устанавливается в результате стихийного взаимодействия предложения и спроса, а на монополизированном или регулируемом государством, на формирование цены могут оказывать влияние нерыночные силы.

Цена может выполнять распределительную функцию, заключающуюся в возможности за счет перераспределения спроса на тот или иной продукт, связанного с его ценой, влиять на предложение товара, на расширение производства недостающего (дефицитного) товара и сокращения производства избыточного товара. В итоге инвестиции направляются преимущественно в малоразвитые отрасли и области производства за счет оттока средств из устаревших отраслей.

Особенно наглядно эта функция отражается в ценах, регулируемых государством. Государство, регулируя с помощью цен накопление отдельных отраслей экономики, влияет на темпы их развития, обеспечивая достижения национальных приоритетов. Одновременно перераспределение накоплений через систему цен из одних отраслей в другие может привести к отставанию в развитии, снижению конкурентоспособности отдельных отраслей.

Функция цены как критерия рационального размещения производства обеспечивает перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов, туда, где норма прибыли более высокая.

 Цена выполняет очень важную социальную функцию. С ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень цены, его изменение чувствительна и высока. В бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги люди считают, что рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимаются во внимание другие, неценовые факторы, такие, как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления. Манипулируя ценами, правительство регулирует уровень потребления различных слоев общества.

Цены выполняют стимулирующую функцию, влияя на заинтересованность производителей в повышении объемов производства и качества продукции во имя увеличения выручки от продажи. Механизм этого влияния пролегает через желание производителя увеличивать доход и прибыль, которые непосредственно связаны с ценами на продукцию, товары и услуги. Желание покупателя – минимизация затрат на приобретение товара определенного качества. Цена оказывает непосредственное влияние на достижение этих результатов. На производителя стимулирующее или сдерживающее воздействие оказывают: уровень цены; уровень рентабельности; таможенные пошлины – для защиты отечественного производителя.

На потребителя стимулирующее или сдерживающее воздействие цен может проявляться через уровень цены; надбавки и скидки к цене; акциз; дифференцированное ценообразование; продажу товаров в кредит и т.п.

Также цена выполняетинформационнуюфункцию, которая дает покупателям и продавцам информацию об изменениях в спросе и предложении, о потребностях в тех или иных товарах, дефиците при избытке ресурсов и т.п. Тем самым покупатели и продавцы ориентируют свои действия.

Наряду с внутренними функциями, реализуемыми в пределах народного хозяйства страны, цены выполняют внешнеэкономические функции, выступая в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.

Функции цены отражают ее сущность, роль в экономике, место среди других экономических категорий и взаимосвязь с этими категориями. [10, 13, 14]

Все функции тесно взаимосвязаны, и административное ограничение одной из них отрицательно сказывается и на других.

Стимулирующая функция цены содействует реализации функции сбалансированности спроса и предложения, способствует наращиванию производства товаров, пользующихся спросом. Цена может играть и противоположную роль, способствуя сокращению предложения товаров. Это также приводит к балансированию спроса и предложения, когда последнее превышает спрос.

Распределительная функция действует совместно с функцией цены в качестве средства оптимизации размещения производства, способствуя переливу капиталов в те сферы хозяйства, в которых имеется повышенный спрос на конкретные товары и характерна высокая норма прибыли.

Учетная функция цены вступает в противоречие со всеми прочими функциями, так как в рыночных условиях цены часто существенно отклоняются от издержек производства и реализации. Поэтому взаимосвязи между различными функциями цены должны быть предметом специальных маркетинговых исследований. [13]

 

1.2 Процесс ценообразования: ценовая политика и стратегия фирмы

Процесс ценообразования можно представить в виде схемы (рис. 1).

 

 


Рисунок 1 – Процесс ценообразования. Составлено автором по[2, 4, 15]

Рассмотрим подробнее каждый этап.

1.Постановка целей ценообразования.

Прежде всего фирме предстоит решить, каких именно целей она стремится достичь с помощью конкретного товара. Если выбор целевого рынка и рыночное позиционирование тщательно продуманы, тогда подход к формированию комплекса маркетинга, включая и проблему цены, довольно ясен. Чем яснее представление фирмы о целях ценообразования, тем легче установить цену. Примерами таких целей могут быть:

ü рост. Если компания стремится к тому, чтобы ее товар, обладающий отличительным преимуществом, занял место на привлекательном рынке, она использует цены как основное оружие в завоевании рыночного «плацдарма» или его расширении.

ü обеспечение выживаемости, которое становится основной целью фирмы в тех случаях, когда на рынке слишком много производителей и царит острая конкуренция или резко меняются потребности клиентов. Чтобы обеспечить работу предприятий и сбыт своих товаров, фирмы вынуждены устанавливать низкие цены в надежде на благожелательную ответную реакцию потребителей. Выживание важнее прибыли.

ü максимизация текущей прибыли, для чего фирмы производят оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и выбирают такую цену, которая обеспечит максимальное поступление текущей прибыли и наличности и максимальное возмещение затрат.

ü завоевание лидерства по показателям доли рынка. Вариантом этой цели является стремление добиться конкретного приращения доли рынка. Добиваясь лидерства по показателям доли рынка, фирмы идут на максимально возможное снижение цен.

ü завоевание лидерства по показателям качества товара, что обычно требует установления на товар высокой цены, чтобы покрыть издержки на достижение высокого качества и проведение дорогостоящих НИОКР. [2, 5, 9, 15]

2. Определение спроса.

Любая цена, назначенная фирмой, так или иначе, скажется на уровне спроса на товар. Зависимость между ценой и сложившимся в результате этого уровнем спроса представлена кривой спроса, которая показывает, какое количество товара будет продано на рынке в течение конкретного отрезка времени по разным ценам, которые могут взиматься в рамках данного отрезка времени (рис. 2)

 

 


Рисунок 2 – Два возможных варианта кривой спроса [4, c.359]

В обычной ситуации спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости, т.е. чем выше цена, тем ниже спрос. И, соответственно, чем ниже цена, тем выше спрос. Так что, подняв цену с Ц1 до Ц2, фирма продаст меньшее количество товара.

Большинство кривых спроса имеют отрицательный наклон. Однако в случаях с престижными товарами кривая спроса иногда имеет положительный наклон. Подняв цену с Ц1 до Ц2, фирма продаст больше товара. Однако при слишком высокой цене (Ц3) уровень спроса ниже, чем при цене Ц2. [4]

3. Оценка издержек.

Спрос, как правило, определяет максимальную цену, которую фирма может запросить за свой товар. Минимальная цена определяется издержками фирмы. Компания стремится назначить на товар такую цену, чтобы она полностью покрывала все издержки по его производству, распределению и сбыту, включая справедливую норму прибыли за приложенные усилия и риск.

Издержки фирмы бывают двух видов – постоянные и переменные. Постоянные издержки («накладные расходы») – это расходы, которые остаются неизменными. Так, фирма должна ежемесячно платить за аренду помещения, теплоснабжение, выплачивать проценты, жалованье служащим и т.д. Постоянные издержки присутствуют всегда, независимо от уровня производства.

Переменные издержки меняются в прямой зависимости от уровня производства. В расчете на единицу продукции эти издержки остаются неизменными, а переменными называются потому, что их общая сумма меняется в зависимости от числа произведенных единиц товара.

Валовые издержки представляют собой сумму постоянных и переменных издержек при каждом конкретном уровне производства. Руководство стремится взимать за товар такую цену, которая как минимум покрывала бы все валовые издержки производства. [4]

4. Анализ цен и товаров конкурентов.

На установление фирмой среднего диапазона цен влияют цены конкурентов и их рыночные реакции. Фирме необходимо знать цены и качество товаров своих конкурентов. Добиться этого можно несколькими способами. Фирма может поручить своим представителям произвести сравнительные покупки, чтобы сопоставить цены и сами товары между собой. Она может заполучить прейскуранты конкурентов, закупить их оборудование и разобрать его. Она может также попросить покупателей высказаться по поводу того, как они воспринимают цены и качество товаров конкурентов. [4]

5. Политика ценообразования – общие принципы, которых фирма собирается придерживаться в сфере установления цен на свои товары и услуги. Стратегия ценообразования – набор методов, с помощью которых эти принципы можно реализовать на практике.

Ценовая политика существенным образом зависит от того, на каком типе рынка продвигается товар. Можно выделить четыре типа рынков, в каждом из которых стоят свои проблемы в области ценообразования (таблица 2).

Таблица 2 – Особенности ценообразования на различных типах рынков. Составлено автором по [3, 4, 12, 13, 16]

Параметры

Типы рынков

Свободная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
1.Характер ценообразования Свободное, конкурентное Конкурентное ценообразование с приоритетом монополизма в пределах рынка дифференцированного фирменного продукта Монополизированное, но обусловленное зависимостью немногих конкурентов Монополизированное ценообразование
2.Особенность продукта Однороден, часто стандартизирован Дифференцирован, но входит в группу заменителей Может быть однородным, стандартизированным и дифференцированным Уникален, нет близких заменителей
3.Число предприятий-агентов рынка Очень большое Много Немного Одно
4.Контроль рыночной цены предприятием Не контролируется, соглашается с рыночной ценой Контролируется в весьма ограниченных пределах Контролируется, но с учетом реакции конкурентов, возможен сговор Контролируется монополистом
5.Неценовая конкуренция Отсутствует Имеет значительную роль Является типичной Является главной, имеет различные формы
6.Условия вхождения в отрасль, на рынок и выходы Препятствия отсутствуют Относительно легкие Затруднены или трудные Блокированы

В зависимости от типа товаров (рынков) и позиции, занимаемой фирмой, ее можно отнести к одной из двух групп:

ü Ценоискатели – фирмы, формирующие цены. Эти фирмы обладают рыночной силой, достаточной для того, чтобы на свои товары устанавливать цены, отличные от цен конкурентов. Такие ситуации характерны для рыков монополистической конкуренции и олигополии.

ü Ценополучатели – фирмы, следующие рыночным ценам. Эти фирмы обладают слишком малой властью над рынком, чтобы проводить собственную ценовую политику. Поэтому им остается только продавать свои товары по сложившейся на рынке цене. Такие ситуации характерны для рынков совершенной конкуренции и рынков с доминирующими фирмами-лидерами.

В какой бы рыночной позиции ни находилась фирма, она не может позволить себе устанавливать цены без серьезного анализа возможных последствий каждого из вариантов решений. В таблице 3 представлены вопросы, которыми задаются менеджеры и специалисты по ценообразованию. Судя по тому, как они сформулированы, фактически можно говорить о том, есть ли у фирмы четкая ценовая политика или нет.

Таблица 3 – Вопросы, которыми задаются менеджеры и специалисты по ценообразованию [15, c. 9]

У фирмы нет ценовой политики У фирмы есть ценовая политика
Какую цену надо установить, чтобы покрыть затраты и получить хорошую прибыль? Какие затраты мы можем себе позволить, чтобы заработать прибыль при тех рыночных условиях, которых мы можем добиться?
Какую цену будет готов заплатить за этот товар покупатель? Какую ценность представляет товар для покупателей и как убедить их в том, что цена соответствует этой ценности?
Какие цены позволят добиться желаемых объемов продаж или доли рынка? Какой объем продаж или доля рынка для нас могут быть более прибыльны?

Анализ деятельности преуспевающих фирм показывает, что они обладают, как правило, четкой политикой цен и определенной стратегией ценообразования.

Можно выделить два подхода к ценообразованию: затратный и ценностный.

Механизм затратного метода ценообразования может быть представлен в виде схемы (рис. 3).

Рисунок 3 – Механизм затратного ценообразования [16, c. 18]

Суть затратного подхода состоит в том, что величина цены товара становится в непосредственную зависимость от издержек производства и обращения, представляющих затраты, расходы в денежной форме на производство и реализацию единицы товара.

В целом в экономике большая часть затрат (производственных издержек) приходится на труд, поэтому основной составляющей цены любого продукта будут выступать издержки, связанные с оплатой труда, затрачиваемого на производство как товара, так и материалов, из которых он производится. Средние издержки на труд в расчете на единицу продукции представляют собой число рабочих часов A, необходимых для производства единицы продукции, умноженное на почасовую заработную плату W, то есть A W. Иначе говоря, при рассмотрении издержек на оплату труда всегда рассматривается два фактора – производительность труда A и заработная плата W.

Но помимо издержек на оплату труда любой предприниматель несет затраты (издержки), связанные с привлечением основного капитала, и, следовательно, цена должна включать и эти издержки, иначе предприниматель не сможет возместить их и понесет убытки. Чтобы возместить издержки на капитал, предприниматель устанавливает фиксированный коэффициент N по отношению к издержкам на оплату труда и определяет издержки на капитал как N A W. Таким образом, уравнение цены P для предпринимателя будет выглядеть следующим образом:

 

P=A 2020-02-03 208 Обсуждений (0)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему агроценоз не является устойчивой экосистемой
Почему в черте города у деревьев заболеваемость больше, а продолжительность жизни меньше?
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)