Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Хозяйство и общественная жизнь хуннов



2020-02-03 203 Обсуждений (0)
Хозяйство и общественная жизнь хуннов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Кочевая жизнь. Хунны, как повествуют китайские историки, занимались кочевым скотоводством. Необозримые просторы Центральной Азии были наиболее благодатными пастбищами для скота. Хунны меняли пастбища в горизонтальном направлении, точнее говоря, являлись кочевниками, перемещающимися из одного места на другое по равнине (сравните, кыргызы, жившие в горных местностях, летом поднимались на джайлоо, поздней осенью спускались на зимовку, т. е. перемещались в вертикальном направлении — из долин в горы и обратно).

Особое значение для хуннов имело коневодство. Лошади являлись не просто рабочим скотом, но и были неоценимы в военных действиях и на охоте. Ценным питательным продуктом было их мясо и кумыс. Для хуннов, которые перемещались вдоль и поперёк по таким пустыням, как Алашань и Гоби, огромную помощь в качестве рабочего скота оказывали также и верблюды. Как и другие кочевники, хунны разводили овец, коз, яков и коров.

Общество. Основу общества хуннов составляли роды и объединяющие их племена. Расселялись роды там, где были удобные пастбища. Судя по китайским источникам, поселения хуннов назывались «було» (его можно сравнить с кыргызским словом «бюлё» («семья»)). Родственные племена хуннов располагали свои поселения близко друг к другу, образуя сообщества. У этих племен общими были не только их происхождение, но и обряды и обычаи, религиозные понятия и представления, язык. К сохранению обычаев и верований, отличающих одно племя от другого, стремилась и знать, и простые кочевники, воспитанные на преклонении перед традициями.

Общественный строй. В конце III в. до н. э. происходят большие изменения в хуннском обществе. Сохранив многие традиции первобытнообщинного строя, хунны сумели приспособить их к изменившимся условиям жизни.

Например, хунны сохранили деление по родам. Но теперь уже было четыре рода, выделявшихся своим аристократизмом и политическим влиянием. Эти роды во времена Модэ-шаньюя китайские источники называли хойанъ, лань, сюйбу. Сам шаньюй мог быть только выходцем из рода люанъди. Из трех других аристократических родов он мог брать себе жен.

Постепенно у хуннов формируется наследственная знать, которая теперь держит в своих руках богатство и власть, а в III в. до н.э. возникает и государство.

Управление государством хуннов. Китайские источники свидетельствуют, что хунны подразделялись на две части: правое крыло и левое крыло.

Во главе государства стоял шаньюй. Первоначально его избирали старейшины знатнейших родов, впоследствии власть шаньюя стала наследственной. Шаньюй руководил войском во время войн, определял внешнюю политику государства, а также выполнял обязанности верховного жреца: каждый год приносил жертву Тенгри (Небу) и дважды в день совершал официальные поклонения Солнцу и Луне.

До эпохи Модэ правитель племенного союза хуннов носил только титул шаньюй. Судя по записям Сыма Цяня, слово «шаньюй» означало «величавый», или, точнее, «величавый, как Небо».

С возникновением крупной державы, желая подчеркнуть свою самодержавную власть, правитель хуннов прибавил к этому титулу дополнительный эпитет — «Дух, одарённый небом». А в письмах Модэ и его сына Лаошань-шаньюя к китайскому императору даются такие титулы: «Великий шаньюй хуннов, ниспосланный небом...» (Модэ), «Рождённый Небом и Землёй, великий шаньюй хуннов, ниспосланный Солнцем и Луной» (Лаошань).

Здесь китайское словосочетание «Ниспосланный Небом» является дословным переводом термина «Дух Всевышнего». Потому у тюрок, в том числе у кыргызов, небо называли «Кёк», а его хозяина — «Тенир», «Тенгри». Слова «Кёк» и «Тенир» использовались как синонимы.

Императорский титул хуннов «шаньюй — дух Всевышнего» был унаследован тюрками: они называли своего хана «каганом, сотворённым Всевышним».

Начиная с эпохи Модэ, личная власть шаньюя приблизилась к абсолютной. Об этом ярко свидетельствует тот факт, что шаньюй, несчитаясь с мнением Совета старейшин, принял решение об ответе на ультиматум дунху. А вот когда власть шаньюя слабела, то возрастала роль решений Совета старейшин и другой аристократии.

Управлять государством шаньюю помогали 24 человека — старейшины родов и правители областей. Каждый из них имел титул, который передавался по наследству внутри рода. Так, важнейшим титулом был «чжуки-князь»: его обычно носил наследник престола. Поскольку он предводительствовал левым крылом (восточным) то можно сделать вывод, что именно племена восточного крыла играли важнейшую роль в политической истории хуннов. Затем шли «лули-князь», «великий военачальник», «великий дувей», «великий данху». Все они были представителями рода шаньюя и имели свои дружины по 10 тысяч человек.

Как записал китайский историк Фань Е, самые могущественные и авторитетные четыре вельможи (по двое из левого и правого крыла) носили звание «четыре рога» (На востоке «рог» всегда считался признаком счастливой судьбы. Не случайно в историю восточных народов Александр Македонский вошел с прозвищем «Зу-л-Карнайн» — «Двурогий», т.е. «Счастливейший»).

Кроме вельмож, в управлении государством участвовала родовая знать и чиновники, назначаемые центральной властью.

Такой порядок управления государством унаследовали и более поздние тюркские кочевые державы.

Собственность на землю. Современники писали, что каждый хунн, «обладая отдельным отрезком земли, перекочёвывал с одного места на другое, выбирая богатое травой и водой пастбище». Личной собственности на землю, конечно же, не было ни в империи хуннов, ни в более поздних тюрко-монгольских кочевых государствах.

Но и общественная (родовая и племенная) собственность на землю, начиная с Модэ-шаньюя, практически исчезает: с этих пор земля является государственной собственностью. Слова Модэ-шаньюя «Земля — основа государства» стали важнейшим принципом отношения к земле и у хуннов, и у их исторических наследников — кочевых центральноазиатских тюркских народов.

Как глава государства, шаньюй раздавал право управления отдельными землями своим сыновьям, родственникам, доверенным лицам, знати могущественных родов. А они, в свою очередь, раздавали эти владения небольшими частями уже местной знати, которая делила свои участки на еще более мелкие части и раздавала их своим подчиненным. И, наконец, простым кочевникам доставалось в наследство только право перекочёвки с одного пастбища на другое. Такой системы использования пастбищ кочевые державы придерживались веками.

Хунны и закон. Правила общественной жизни древних хуннов переходили из поколения в поколение и основывались на адате — обычае, обычном праве. Для китайцев «их законы казались простыми и легко выполнимыми». Лица, совершившие тяжкие преступления, карались смертной казнью. За мелкие преступления выжигали клеймо на лицах. Судьба тех, кто был осуждён, решалась в течение десяти дней.Вместе с вором наказывалась вся его семья, их семейное имущество конфисковывалось.

В эпоху усиления власти шаньюя появились законы, защищавшие государственные интересы. Например, те, кто нарушал воинскую дисциплину, опаздывал к началу военных действий, или совершал другие поступки, направленные против интересов государства хуннов, наказывались смертной казнью.

Важную роль в жизни хуннов занимало ремесло. Были хорошо развиты такие виды ремесел, сырье для которых давало основное занятие хуннов — скотоводство — выделка кожи, шитьё удобной кожаной обуви, изготовление вещей из рога, кости. Находила широкое применение овечья, верблюжья, козья шерсть. В 1924 г., во время путешествия П. К. Козлова, на территории Монголии в местности Ноин-Ула было найдено захоронение аристократов — хуннов. Среди вещей при раскопках кладбища Ноин-Ула были найдены белая кошма и ширдак - орнаментированный войлок. Кроме орнамента на них были нанесены рисунки животных в движении. Орнаменты хуннов были заимствованы другими тюркскими народами, в их числе кыргызами, при ткании ковров, украшении ширдаков и войлоков, вышивке.

Хунны преимущественно жили в юртах. Эти юрты, напоминавшие своей формой перевёрнутую вверх дном пиалу, были очень удобны при перекочёвке с одного пастбища на другое.

Но, занимая огромные территории, хунны включили в свой состав племена и народности, проживающие в разных природных условиях. Поэтому часть хуннского населения проживала в землянках и домах, сделанных из брёвен.

Сами хунны, являющиеся представителями кочевой цивилизации Центральной Азии, также постепенно начали осваивать традицию строительства домов и городов.

Древние хунны хорошо усвоили гончарное дело. Гончарные изделия — посуда для хранения зерна, воды, молока, кумыса, блюда, глиняные горшки, корчаги — лепились не только вручную, но и изготавливались на гончарном круге.

В ремесле хуннов особое место занимало ювелирное дело. Они умели оправлять драгоценные камни в золото и серебро, в совершенстве освоили чеканку, могли выгравировать рисунок или орнамент на серебряной поверхности.

Жизненно важной отраслью хозяйства хуннов было искусство литья металла. Они плавили железо, ковали из горячего металла наконечники стрел и копий, различные виды оружия, необходимые для повседневной жизни вещи. Было широко распространено литьё изделий из бронзы.

Охота являлась не только видом хозяйства, но и школой воинской подготовки. Во время охоты кочевник-хунн приобретал выносливость, ловкость, наблюдательность, учился скрывать свои следы, метко стрелять. Охота давала дополнительный источник пищи. У хуннов использовалась облавная охота, а также был возможен индивидуальный охотничий промысел с помощью лука, силков или с помощью ловчих птиц.

Под влиянием оседлых соседних племён у хуннов получило развитие местах, они брались за соху, выращивали зерно. Ручные каменные зернотёрки, глиняные сосуды для хранения зерна, зубья сохи этой эпохи свидетельствуют о том, что земледелие получило развитие в империи хуннов.

Начиная с эпохи хуннов, определённая часть тюрских народов стала земледелие. Для работы на полях использовались пленные или же те, кто добровольно поселился во владения хуннов. Также некоторая часть хуннов вела полуосёдлый образ жизни. Живя в удобных для земледелия сочетать кочевое скотоводство и земледелие.

Религиозные поверья и представления. Хунны поклонялись синему Небу. Слово «Тенир» («Всевышний»), означающее «Небо», было унаследовано кыргызами от хуннов. Слово «Тенир» в одно и то же время означало и небо, и его духа-хозяина. Считали, что Тенир может вмешаться не только в судьбу отдельно взятого человека, но и в судьбу всего государства, может ниспослать благоденствие, а может и наказать. Выражение «Пусть поможет Всевышний!» («Тенир жалгасын») до сих пор употребляют верующие кыргызы.

Наряду с Небом хунны поклонялись и другим богам — Солнцу, Луне, сзвёздам, Земле — очагу жизни, духам предков. Хунны верили в уществование загробного мира. Во время общего курултая высшей знати хунны приносили жертвы богам. И шаньюй ежедневно поклонялся Солнцу и Луне.

Внутрисемейные отношения. Мужчина был хозяином семьи, семья имела патриархальный характер. Слова мужа и отца были законом для жены и детей. Как видно на примере Тумен-шаньюя, те, кто был богат и знатен, обладали правом иметь две и более жены. По обычаю, наследником шаньюя назначался старший из его сыновей.

Если умирал старший брат, то на его вдове женился младший брат, это было незыблемым обычаем. Делалось это для того, чтобы сохранить в роду детей и богатства (не отдавать приданое вдовы ее роду). Ведь жену можно было взять только из другого рода или племени.

Семейные отношения в эпоху хуннов, как и ряд других явлений общественной жизни, оставили свой след в истории многих тюркских народов.

Государство хуннов занимало обширное пространство от Северного Китая до центрального Тянь-Шаня; имело хорошо продуманную систему управления; в его состав входили многочисленные народы и племена, которые получили, находясь в составе хуннской державы, первые уроки государственной жизни, использовав их впоследствии, при создании собственных государств.

3. Великая империя хуннов и её соседи (II в. до н. э.)

 

Модэ-шаньюй и император Китая Гао-цзу. Покорив соседние кочевые народы или же изгнав их с родных земель, основатель империи хуннов Модэ-шаньюй вновь собрал свое грозное войско и двинулся на север.

Основатель династии Хань Лю Бан (его императорский титул-Гао-цзу), победил во внутренней междоусобной войне, Китай вновь стал единой империей, но неожиданное нашествие хуннов с севера поставило китайцев в трудное положение.

Войска Модэ-шаньюя двинулись вглубь империи и прошли от границы 200 километров, покорив крепость Ман. Это было зимой 200 г. до нашей эры.

В свою очередь, Китай также стал собирать армию. Во главе ее встал сам император Гао-цзу — талантливый полководец.

Засада в Байдэне. Передовую часть китайского войска Модэ решил разгромить хитростью. Притворно отступая, Модэ-шаньюй отошел к горе Байдэн, и, преследуя его, отборная часть китайского войска во главе с императором Гао-цзу угодила в засаду. Гао-цзу и его войско в течение семи суток без пищи и сна должны были отбивать атаки хуннов. Но затем Модэ приказал прекратить сражение.

Стремясь объяснить происшедшее, китайские историки сохранили для нас легенду о том, что Гао-цзу тайно, через своего гонца послал жене Модэ-шаньюя ценный подарок и портрет китайской девушки-красавицы. Ханша, опасаясь, что шаньюй женится на этой девушке-китаянке, уговорила мужа снять окружение.

На самом же деле жестокий и кровожадный повелитель хуннов, который ради своей политической победы без сожаления умертвил родного отца, отпустил китайское войско по другой причине — он чувствовал, что у него не хватит сил для победы, если на подмогу окружённым придут свежие отборные войска неприятеля. Поэтому-то он и решил не продолжать сражения — и открыл проход из окружения для китайской армии. Уцелевшие китайские воины прошли через него с натянутыми и обращенными в сторону хуннов луками. Но все же Гао-цзу пришлось заключить с Модэ мирный договор.

«Договор, основанный на мире и родстве». В 198 г. до н. э., после переговоров между двумя государствами, был составлен и подписан «договор, основанный на мире и родстве». Этот договор, сохранявший свою силу на протяжение примерно шестидесяти лет, фактически сделал Китай зависимым от государства хуннов. Согласно договору, одна из знатных девушек из императорского рода должна была стать второй женой Модэ-шаньюя. Китай также был обязан отправлять хун-нам шелка и другие материалы, вина, рис и другие виды продуктов.

Желая поставить в зависимость хуннов, вельможи советовали Гао-цзу: «Живой Модэ, конечно же, будет вашим зятем. А когда он покинет этот мир, сын вашей дочери станет шаньюем. Вообще, разве когда-нибудь внук бывал ровней своему дедушке? Таким образом, найдётся путь без всякой войны и кровопролития постепенно поработить хуннов».[1] Согласившись с этими доводами, Гао-цзу всё же вместо своей дочери посылает к шаньюю хуннов девушку из простой семьи. Подарки, отправляемые ежегодно из Китая хуннам, на самом деле для династии Хань были не чем иным, как довольно тяжелой данью.

В 192 г. до н. э., через три года после смерти Гао-цзу, Модэ-шаньюй направил письмо вдове императора, Лойхоу, требуя, чтобы она вышла за него замуж. Понимая, что Китай не готов к войне с хуннами, императрица стерпела обиду. Она предпочла «не заметить» оскорбительное предложение и продолжала исправно платить дань. Среди прочих даров императрица послала Модэ-шаньюю восемь лошадей, запряженных в две великолепных императорских кареты. Только в 166-162 гг. до н. э. «договор, основанный на мире и родстве», был нарушен хуннами.

Война с юэчжами. Модэ-шаньюй поставил своей целью уничтожить одного из самых опасных соперников хуннов — государство юэч-жей. Сначала хунны покорили усуней, расселенных на северо-западе. Правитель усуней был убит, а его сыну, воспитанному Модэ, впоследствии присвоили титул гуньмо и поставили правителем усуней. Усуни, завися от хуннов, вынуждены были помогать им в борьбе с юэчжами.

Покорив Китай, Модэ-шаньюй направил своё войско на юэчжей, которые занимали ряд земель, исконно принадлежавших хуннам. Затяжная война с юэчжами продолжалась и после того, как основатель Великой империи хуннов Модэ-шаньюй скончался в 174 г. до н. э.

Престол унаследовал сын Модэ, Лаошань-шаньюй, (правил с 174 по 161 гг. до н. э.). Своим долгом Лаошань-шаньюй считал успешное завершение войны с юэчжами. Остатки больших юэчжей перебрались в Восточный Туркестан и Семиречье, а после усуни заставили их уйти еще дальше на запад. В середине II в. до н. э. юэчжи перешли через Сыр-Дарью и достигли долины Аму-Дарьи. В129г. дон.э. они разгромили Греко-Бактрийское царство и основали Кушанское государство. Это государство, которое сначала охватывало территорию Бактрии (часть современного Афганистана и приграничные с ним южные области Узбекистана и Туркмении), затем расширило свои границы до северо-западной Индии.

Юэчжи — китайское название племен, основавших Кушанское царство. Сами они говорили на языке индоевропейской группы и называли себя «тохары». Поэтому со II в. до н. э. новая территория расселения этих племен стала называться Тохаристан. Эпоха расцвета династии Хань,которая более полувека платила дань хуннам, начала усиливаться, эпоха ее расцвета приходится на 140-87 гг. до н. э., на период правления дальновидного политика — императора У-ди. Он сумел восстановить сильную императорскую власть. Учение Конфуция, в котором важнейшая роль отводилась пользе государства, было провозглашено основой государственной политики. Но слова Конфуция о запрете захватнических войн не убедили У-ди. Подготовив по образцу хуннов конницу, способную совершать быстрые переходы на большие расстояния, он стремился хотя бы наполовину освободить своё государство от тяжелой зависимости от хуннов.Дипломатическая деятельность и первое путешествие Чжан -Цяня. Желая провести в жизнь старый китайский принцип — «побеждать варваров руками других варваров» император У-ди решил сначала найти юэчжей, которых из их исконных владений вытеснили в неизвестном направлении хунны, и заключить с ними военный союз против хуннов. Для этой миссии был избран офицер Чжан-Цянь. В сопровождении ста человек он отправился в далёкий путь. До этого у китайцев не было никакого представления о западных территориях Восточного Туркестана. В качестве незаменимого помощника, переводчика и проводника Чжан-Цяню служил человек по имени Таны, хунн по происхождению.

В 138 г. до н. э. Чжан Цянь выехал из столицы Китая на северо-запад. Как только посольство оказалось на землях хуннов, оно попало в руки врагов. Но сын шаньюя Гунчена (правил в 161-126 гг. до н. э.), смилостивился над пленниками. Чжан Цяня даже женили на девушке из хуннской знати, и она родила ему сына. В течение десяти лет находясь в плену, Чжан Цянь собирал сведения о хуннах и их соседях, изучал территорию их расселения. Лишь в 128 г. до н. э. части посольства во главе с Чжан Цянем и его другом Таны удается бежать. Они сумели добраться до государства усуней, побывав в его столице -городе Чигу. Пройдя через Нарын, Чжан Цянь достигает государства Давань в Восточной Фергане, затем приезжает в государство Кангюй, расположенное по среднему притоку Сыр-Дарьи. Затем, достигнув долины реки Зеравшан, добирается до государства юэчжей (тохаров). Но юэчжи к тому времени захватили юг Средней Азии, поэтому их правитель отказался войти в военный союз с китайцами, не желая вновь втягиваться в длительную и сложную войну с хуннами.

В 127 г. до н. э., возвращаясь в Китай, Чжан Цянь вновь попал в плен к хуннам. И лишь через год, совершив еще один побег, он вместе с семьёй и другом Таны возвратился на родину.

Если посольская часть миссии Чжан Цяня потерпела крах, то в научно-географическом и торгово-экономическом отношениях его путешествие было необычайно важным. Он проложил для Китая путь в впоследствии, в течение полутора тысячелетий, связывал Восток и Запад. По Великому Шелковому пути караваны верблюдов перевозили не Восточный Туркестан и Среднюю Азию и доказал, что в Индию есть более короткий путь чем тот, которым вынуждены были пользоваться китайцы раньше. Во время своего первого путешествия он прошёл 25 тысяч ли (около 15 тысяч км) пути.

Путешествие Чжан Цяня явилось истоком Великого Шёлкового пути, который только товары — благодаря ему народы получили возможность узнать друг о друге, обменяться своими хозяйственными и культурными достижениями.

«Договор, основанный на мире и родстве» в первой половине II в. до н. э. преимущественно нарушали «шаньюи, осенённые Всевышним» — Модэ, Лаошань и Гунчен. Император У-ди в первые годы своего правления не осмеливался нарушить этот договор.

Но в 133 г. до н. э. китайцы почувствовали свою силу и решили покончить с зависимостью от хуннов. Через своих разведчиков они подстрекали хуннов напасть на город Ман. В засаде около этого города китайцы разместили 300-тысячное войско. Хунны же собрали для осады города около 100-тысяч человек. Но по пути к городу хуннам удалось захватить в плен одного из китайских военачальников, который выдал Гунчен-шаньюю план засады. Тайна китайцев была раскрыта и хунны сумели избежать разгрома.

У-ди, готовый нарушить договор, всё же не сразу решился выступить в поход. Этому препятствовало стихийное бедствие — изменение в 131 г. до н. э. Хуанхэ своего естественного русла, что привело к гибели многих людей. Но уже в 129 г. до н. э. У-ди запретил китайским купцам вывозить товар для хуннов и, чтобы проследить за исполнением своего приказа, выделил четыре тужена всадников (в одном тумене было 10 тысяч воинов). С этого момента противостояние китайцев и хуннов приобретает открытый характер.

Но до смерти (126 г. до н. э.) Гунчен-шаньюя хунны ни в чём не уступали китайцам.

В 128 году до н.э. они дошли до Пекина и возвратились, захватив в плен 3 тысячи человек. Когда китайский военачальник Вэй Цин занял Ордос, хунны в ответ сумели захватить часть Великой Китайской стены.

После смерти Гунчэн-шаньюя, в ставке хуннов началась ожесточённая борьба за престол.

Лули-князь левого крыла Ичисе сам себя объявил шаньюем. Сын Гунчена Юйби скрылся в Китае и умер на чужбине.

Ичисе быстро восстановил порядок в государстве и даже в 126 г. до н.э. совершил поход на северо-восток Китая, а один из его военачальников сумел разрушить построенную китайцами в захваченном Ордосе крепость Шофан. Но это были последние крупные успехи хуннов: они уже не могли противостоять набиравшей силу империи Хань.

Начиная с 124-123 гг. до н. э. ожесточенные, кровопролитные войны между хуннами и китайцами переместились на землю хуннов (современные монгольские степи).

Для этого времени показательны судьбы двух правителей западных владений — Хунье и Сучу. Во время похода 121 г. до н. э. они потерпели поражение: погибли или же попали в рабство десятки тысяч их людей. Разгневанный Ичисе-шаньюй вызвал их в ставку. Желая избежать наказания, эти вельможи решают перейти на сторону Китая. Но из-за разногласий Хунье убивает Сучу, берет в плен его старшего сына и сам переходит на сторону китайцев. Вельможи и военачальники, перешедшие на сторону Китая, спасая свою жизнь или же добровольно, и позже оставляли горький след в политической истории своего народа. А старший сын Сучу Изинь Миди (34-86 гг. до н. э.) сначала был рабом-конюхом, затем попался на глаза У-ди и был взят на службу во дворец. По завещанию У-ди он вместе с другими доверенными лицами помогал несовершеннолетнему императору Чжао-ди и возглавлял государственную     канцелярию.

Итоги века. История свидетельствует, что во II в. до н. э. хунны властвовали во всей Центральной Азии и в приграничных с ней обширных областях. С империей хуннов, ставшей в первые шестьдесят лет этого века центром цивилизации кочевников, вынуждена была считаться китайская династия Хань, которая платила дань и отдавала в жены шаньюям девушек из императорского рода.

В эпоху расцвета империи хуннов в её состав входили также такие родственные хуннам племена, как кыргызы, динлины, усуни, что заложило основы для формирования тюркской исторической общности.

Завоевание огромных территорий, приведшее к усилению самостоятельности удельных правителей, образование самостоятельных государств такими племенами, как, например, усуни, постоянные военные действия, междоусобная борьба знати оказали своё отрицательное воздействие на жизнь империи хуннов.

Приход к власти в Китае реформаторов, проведение У-ди военной реформы, опиравшейся на внутренние хозяйственные, социальные, политические изменения, породили для хуннов внешнюю угрозу. В последнюю четверть II в. до н.э. военные действия переместились на землю хуннов.

Теперь хунны были вынуждены бороться за сохранение своего государства.Вместе с тем, II в. до н. э. стал свидетелем тесного взаимодействия оседлых народов и кочевых племен, появления значительных достижений в общественной, политической, культурной жизни всех народов еще Центральной Азии.



2020-02-03 203 Обсуждений (0)
Хозяйство и общественная жизнь хуннов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Хозяйство и общественная жизнь хуннов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (203)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)