Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История создания Основного закона ФРГ 1949 г.



2020-02-03 1419 Обсуждений (0)
История создания Основного закона ФРГ 1949 г. 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение

1. История создания Основного закона ФРГ 1949г.

2. Права личности по Основному закону ФРГ 1949 г.

3. Государственный строй ФРГ по Основному закону 1949 г.

4. Важнейшие конституционные реформы Основного закона ФРГ 1949 г.

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Процессы становления германской государственности после войны и трансформации посттоталитарного общества – темы, актуальность которых неизменна. До настоящего времен ни в историографии, ни в публикации не сформировалось единого мнения по поводу соотношения степени влияния западных оккупационных властей и немецкой стороны на процесс создания Основного закона. В ходе холодной войны рассуждения на эту тему были идеологическим прикрытием для конфронтации между ГДР и ФРГ и стоящими за ними иностранными политическими силами. Коммунистический блок с самого момента принятия Основного закона утверждал, что он навязан Западной Германии США, Великобританией и Францией. На этом строилась значительная часть пропаганды как СССР, так и ГДР. Западные оккупационные власти отвергали подобные обвинения, указывая на свободу законодательного творчества, которую они предоставили создателям конституции.

В период объединения Германии тема ответственности немецких политиков и оккупационных властей за раскол вновь приобрела актуальность. Однако и после объединения, до настоящего времени, вопрос не утратил остроты. Германия как государство и сами немцы продолжают оценивать свою роль в мировом сообществе и мировой истории.

Основной закон не планировался с самого начала как конституция на века. Предполагалось, что он прослужит несколько переходных лет до восстановления единства Германии (изначально в преамбуле говорилось о 25 годах действия Закона). Именно поэтому, чтобы подчеркнуть временность этого документа, и было выбрано название Основной закон, а не Конституция. И, тем не менее, даже после объединения Германии в 1990г. новая конституция не была принята. В Основной закон был внесен лишь ряд изменений. Основной закон не утратил своей силы до сих пор, хоть со дня его принятия прошло более 60 лет. Это свидетельствует о том, что его положения еще не изжили себя и актуальны и по сей день.

Целью моей курсовой работы является изучение и анализ причин и условий принятия Основного закона; закрепленных в нем основных прав и свобод личности; структуры и полномочий государственных органов; и основных изменений, внесенных за 60-летнюю историю этого документа.

История обретения Западной Германией государственности получила широкое освещение в зарубежной историографии. Наибольшее количество работ о процессе создания ФРГ и Основного закона появилось в Германии, США, Великобритании.

В своей курсовой я опиралась на работы Т. Маунца, Р. Бернхардта, Н.В. Павлова, А.М. Филитова, П.А. Шупляка, Д.Е. Тагунова, В.В. Сажиной, М.А. Мурашова и др.


История создания Основного закона ФРГ 1949 г.

 

После поражения Германии во Второй мировой войне и капитуляции гитлеровской армии территория страны была оккупирована войсками союзных государств: СССР, США, Англии и Франции. В соответствии с решением Потсдамской конференции (17 июля – 2 августа 1945 г.) Германия была разделена на 4 оккупационные зоны: советскую на востоке, американскую, английскую и французскую на западе. Совместному управлению подлежала столица – Берлин. [1] Общее управление сосредоточилось в созданном 5 июня 1945 г. Союзном контрольном совете, в который входили командующие вооруженными силами оккупационных держав. Решения в Совете должны были приниматься на основе консенсуса, каждый член совета имел право вето, которым и воспользовалась в это время Франция, когда возник вопрос о создании центральных немецких департаментов. [2] В каждой зоне осуществлялось управление по типу военного губернаторства, на которое возлагались все вопросы восстановления гражданской жизни, проведения политики денацификации и демилитаризации, преследования военных преступников и др.

Оккупационным державам, в силу сложившихся политических обстоятельств, не удалось в ходе многочисленных конференций прийти к согласию о восстановлении общегерманской государственной власти. Франция желала, чтобы существовала децентрализованная Германия с федеральной структурой, объединяющая дюжину земель СССР, напротив, требовал создания крепкого централизованного государства и международного контроля над Руром, где и он получит свою долю. Англичане и американцы высказывались за сильное федеральное правительство, контролирующее иностранные дела, экономику и финансы. [3]

В условиях, когда становилось все более очевидным, что преодолеть разногласия по вопросу создания единого немецкого государства в обозримом будущем не представляется возможным, страны Запада все более склонялись к идее образования государственности на территории западных зон оккупации. Большое значение при этом имело развитие и ужесточение «холодной войны». Восстановленное западногерманское государство должно было стать бастионом западной цивилизации, противостоящим коммунистической зоне влияния. Уже июне в 1946 г. государственный секретарь США Джеймс Бирнс заявил о коренном изменении сущности военного присутствия союзников в западной Германии: из оккупационной и контрольной она все больше превращается в оборонительную. [4]

Правительство США предложил своим союзникам объединить три зоны оккупации в одну. Франция, опасаясь усиления Германии, отклонила инициативу США, а Англия согласилась. [5] Решение вопроса о создании единого государства Германии тем самым было поставлено в тупик. Его не могли впоследствии сдвинуть с мертвой очки многочисленные предложения СССР на Московской, Лондонской сессиях СМИД в 1947 г. и др.

1 января 1947 г. США и Великобритания осуществили экономическое объединение выделенных им германских зон влияния, создав «Бизонию». Бизония, по мере укрепления ее экономического единства, стала все больше приобретать черты отдельного государства со своими органами управления, Верховным судом, Центральным банком и пр. [6] Избираемые ландтагами земель представители составили Экономический совет как своеобразный, временный парламент. Ему были приданы законодательные полномочия в тех сферах, которые не были зарезервированы за оккупационными властями. Из чиновников, которых назначали правительства земель, сформировался Совет земель – своего рода вторая парламентская палата, имевшая право законодательной инициативы и права вето, [7] Функции правительства выполнял Административный совет в составе директоров двухзональных отраслевых ведомств, подконтрольный Экономическому совету и Совету земель. [8]

Советское руководство в свою очередь, постаралось максимально изолировать свою зону от влияния западных держав. СССР категорически не допускал вмешательства Запада в дела Восточной Германии, где шло строительство официальных немецких учреждений по советскому образцу – с опорой на коммунистическую партию. [9]

После событий февраля 1948 г. в Праге Франция решила присоединиться к единому западногерманскому экономическому пространству, и 8 апреля 1948 г. была образована «Тризония».

В первой половине 1948 г. в Лондоне в два этапа прошла международная конференция с участием США, Англии, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, однако роль последних была чисто декоративной. Их представители присутствовали лишь на некоторых заседаниях, когда их приглашала “тройка”. [10] В ответ на созыв лондонской конференции 20 марта 1948 г. СССР отказался участвовать в заседаниях Союзного контрольного совета, что привело к прекращению его работы.

На конференции был согласован текст директивы главам правительств всех западногерманских земель, обязывающей их созвать не позднее 1 сентября учредительное собрание для выработки конституции. Его члены должны были избираться ландтагами земель западных оккупационных зон. Этот орган получил название «Парламентский совет». Военные губернаторы западных держав провозгласили условия образования Западногерманского государства. [8] Согласно трехсторонней директиве, будущая конституция должна была предусматривать минимальную централизацию (Франкфуртский документ от 1 июля 1948 г). [10]

Херренхимзейский конституционный конвент (10-23 августа 1948 г.) на котором собрались конституционные эксперты из 11 земель западных зон, сделал попытку подготовить проект, на основе которого Парламентский совет смог бы быстро выработать Основной закон. Противоречия среди партий, прежде всего по вопросу о степени федерализма будущего государства, с одной стороны, и нежелание партий связывать себя еще до начала работы над конституцией готовым проектом, с другой, сделали херренхимзейский проект не более, чем сводом различных мнений. [11]

Впервые Парламентский совет собрался 1 сентября 1948 г. в Бонне. Он был образован из 65 представителей земель, избранных ландтагами 9 земель, а также народными собраниями Гамбурга и Бремена. В этот орган были включены 5 представителей от Берлина без права голоса. [12] В состав Парламентского совета вошли делегаты от всех партий, имевших депутатов в ландтагах, в том числе и от КПГ. Аналогично политической структуре ландтагов в Парламентском совете вскоре образовались фракции по партийной принадлежности его членов. Одновременно была создана комиссия из ученых-юристов, которая обеспечила научную базу подготовки конституции. Возглавил Парламентский совет лидер Христианского демократического союза Конрад Аденауэр.

В ноябре 1948 г. лидеры оккупационных властей дали свои директивные указания Совету, хотя к тому времени проект конституции уже был в целом обсужден в Главном комитете. [9]

Для того чтобы подчеркнуть, что речь идет не о постоянном документе, а только об основах конституционного регулирования в переходный период до воссоединения Германии, было выбрано название Основной закон, а не Конституция. Этот выбор должен был также подчеркнуть географически ограниченную сферу действия Основного закона. [12]

В феврале 1949 г. текст был передан на рассмотрение военных губернаторов из состава оккупационных войск – для контроля над содержанием будущей Конституции, а в марте 1949 г. был получен резко негативный отзыв на проект. В нем военные губернаторы высказали твердое несогласие с недостаточной степенью федерализма, заключенного в проекте Основного закона. Также критиковались положения о государственной службе, независимости судей, а также об участии Берлина в делах федерации. [9] Попытка новой межфракционной комиссии сделать проект более приемлемым провалилась. Началось противостояние оккупационных властей и Совета, осложненное обострением конфликта между партиями. [11] В результате работа Парламентского совета оказалась под угрозой срыва. Но последовавшие затем переговоры между союзническими штабами и членами Парламентского совета ускорили позитивное решение проблем, тем более, что американцы спешили с созданием военно-стратегического альянса НАТО. [9] 22 апреля была получена нота союзников, в которой они обещали Парламентскому совету свое уважение к любым его решениям, не нарушавшим баланс между полномочиями центральной власти и земель. [11]

В начале мая военные губернаторы одобрили окончательный текст Основного закона для Германии, а 8 мая 1949 г. состоялось его голосование в Парламентском совете, и Закон был принят 53 голосами против 12. Западные союзники не были согласны со всеми положениями текста и потому одобрили его, но с некоторыми оговорками. Они касались в первую очередь особого статуса Берлина и прав союзников, подлежащих сохранению в дальнейшем. Сюда относились и вопросы, затрагивающие Германию в целом, а также ее воссоединение. Согласия с западными союзниками удалось достичь 12 мая 1949 г. [11]

Союзники выдвинули требование, что для принятия Основного закона требуется одобрение его двумя третями земель. В течение несколько недель Основной закон был одобрен в 10 землях из 11. Что касается Баварии, усмотревшей в Основном законе посягательство на ее локальный суверенитет, то там 101 голос был подан против Основного закона, в то время как 64 голоса были поданы «за» при 9 воздержавшихся от голосования. В то же время баварский ландтаг подтвердил принадлежность Баварии к Федеративной Республике Германии (97 голосов «за», 6 – «против», 70 – воздержавшихся). Таким образом, Конституция Германии была принята. 23 мая 1949 г. текст Основного закона был опубликован в первом номере «Вестника законов ФРГ», и в ночь с23 на 24 мая 1949 г. Основной закон ФРГ вступил в силу. [9]


 



2020-02-03 1419 Обсуждений (0)
История создания Основного закона ФРГ 1949 г. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История создания Основного закона ФРГ 1949 г.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1419)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)