ГЛАВА III. ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
История и развитие парламентской республики Истоки современного парламентарного государственного устройства восходят еще к характерным для первобытнообщинного и античного миров формам общественно-политического самовыражения человеческих сообществ через представительные образования. Первые же парламенты в их нынешнем понимании появились в Европе (в Испании, Скандинавии, Исландии) в ХI-ХП веках. Собственно слово "парламент" впервые было употреблено в Англии на рубеже ХШ-ХIV веков и именно там же оно стало употребляться для обозначения регулярно собираемого представительного совещания по государственным делам. Как США стали образцом для формирования и развития систем президентского правления, так и Великобритания стала примером для подражания сторонникам и парламентской республики.
Страны с парламентской формой правления Классическим примером политического устройства парламентской республики является государственный строй Великобритании. В настоящее время форма парламентской республики явилась достоянием европейских стран. Ее приняли Австрия, Греция, Исландия, Италия, Мальта, Финляндия, ФРГ и др. За пределами Европы данная форма правления существует в Индии и Израиле. Парламентская республика, особенно в ее "чистом" виде, распространена гораздо меньше, чем президентская. Это Австрия, Германия, Индия, Ирландия, Италия, Португалия (после ряда реформ конституции 1976 г., существенно ослабивших позиции президента), Кобо-Верде в Африке (с 1990 г), Вануату в Океании и др. В тех странах, где многопартийность обусловливает действие парламентарного государственного режима, следствием его являются частые правительственные кризисы. В Италии, например, правительство удерживается у власти в целом меньше года, хотя партийный состав правительства обычно почти не меняется, да и персональные перестановки незначительны. Тем не менее выступления в пользу изменения формы правления в этой стране в последнее время резко усилилось, и похоже, что на этот раз не останутся безрезультатными.[14] Парламентская республика, как и президентская, тоже испытывает в наше время давление, направленное на "рационализацию" управления государством. Но в данном случае суть этого управления состоит в усилении исполнительной власти, в частности, в том, чтобы ограничить возможность использования вотума недоверия, ибо это ведет к частой смене правительства и, следовательно, к нестабильности управлением государством. Главная цель "рационализации" - создать стабильное правительство, исключить министерскую чехарду (в Италии, например, сменилось 60 кабинетов министров со времени окончания Второй мировой войны, т.е. в среднем каждое правительство существовало менее года). С этой целью применяются различные конституционные способы. Действенным способом является также "конструктивный вотум недоверия", предусмотренный первоначально Основным законом Германии, а теперь конституция Венгрии, Польши и даже в монархии Испании. Во-первых, ответственность перед нижней палатой несет не все правительство, а только его глава (премьер-министр, канцлер). Отдельным министрам недоверие не может быть выражено, они назначаются и смещаются главой правительства. Во-вторых, парламент имеет право выразить вотум недоверия только при условии, что проект резолюции, внесенный в парламент, будет содержать два пункта: предложение о недоверии действующему премьер-министру и предложения о кандидатуре избрания нового премьера. Решение принимается одновременно, и таким образом страна не остается без премьера и правительства. Провести такую резолюцию в парламенте очень трудно, примеры такого рода единоличны. [1] Мальцев Г.В. «Правоведение», учебник. - Издательство РАГС, Москва; 2003г. – с. 58. [2] Протасов В.Н. «Теория права и государства. Проблемы теории права и государства», учебное пособие. - Новый Юрист, Москва; 1999г. - с. 100-103. [3] Мальцев Г.В. «Правоведение», учебник. - Издательство РАГС, Москва; 2003г. – с. 60-63. [4] В.В. Лазарев «Общая теория государства и права», учебник 3-е изд. – Юристъ, Москва; 2001г. – с. 297.
[5] Венгеров А.Б. «Теория государства и права», учебник, 3-е изд. - Юриспруденция, Москва; 2000г. – с. 69. [6] «Энциклопедия Юриста», Электронная энциклопедия – Академик, Москва; 2010г. [7] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. «Конституционное право России», учебник - Юристъ, Москва; 2004г. – с. 198. [8] Венгеров А.Б. «Теория государства и права», учебник. Юриспруденция, Москва; 2002г. – с. 152. [9] Гущин В.В. «Теория государства и права», учебник – Право и закон, Москва; 1999г. – с. 35. [10] Марченко М.Н. «Теория государства и права», учебник - Зерцало, Москва; 2004г. – с. 89. [11] Потлов В.А. «Что лучше: президентская или парламентская республика?», журнал "Самиздат", 2005г. [12] Барбалат П.А., Лучин В.А., Василевич Г.А., Прудникова А.С. «Конституционное право зарубежных стран», учебник - ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, Москва; с. 202-205. [13] Андреева Г.Н. «Конституционное право зарубежных стран», учебник – Эскимо, Москва; 2005г. – с. 265. [14] Страшун Б.А «Конституционное право зарубежных стран», Учебник, 3-е изд. - Издательство БЕК, Москва; 2000г. - с. 202
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (237)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |