Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Форма политико-территориального устройства



2020-02-03 198 Обсуждений (0)
Форма политико-территориального устройства 0.00 из 5.00 0 оценок




В Испании территория государства состоит из политико-административных или административных единиц. Компетенция территориальных единиц, как и нередко само их существование и границы, устанавливаются текущими актами центральной власти. Можно сказать, что субъекты федерации обладают государственной автономией. Унитаризм территориального устройства Испании подтверждается еще и тем, что уставы (статуты) соответственно автономных сообществ Испании утверждаются актами центрального парламента, тогда как в федерациях их субъекты сами принимают конституции или равнозначные им акты. В унитарной Испании, где высшие территориальные единицы также обладают государственной автономией. Впрочем, унитаризм территориального устройства Испании подтверждается еще и тем, что уставы (статуты) соответственно автономных сообществ утверждаются актами центрального парламента, тогда как в федерациях их субъекты сами принимают свои конституции или равнозначные им акты. (8).

Современные тенденции в развитии политико-территориального деления заключаются в укрупнении низовых единиц и регионализации – создании крупных регионов как путем укрупнения высших единиц, так и путем учреждения нового высшего их уровня, что было сделано в Испании.

Испания федерацией, на мой взгляд, не является (хотя зарубежные классификации часто включают эту страну в число федеративных государств мира). В 1983 году конституционный суд страны официально назвал Испанию «государством автономий», с тех пор это название используется в литературе, хотя не является единственным.

Почему Испания не является федерацией? Для обоснования этой точки зрения можно выделить три аргумента.

Первый из них связан с местом сената в политической системе страны и проблемой представительства. Теоретически, согласно ст. 69.1 Конституции, Сенат должен обеспечивать территориальное представительство, однако представляет не автономные сообщества (регионы), но по большей части провинции, независимо от размера и числа жителей, выбирается по четыре сенатора. Сенаторы фактически обеспечивают не только представительство территорий (региона) в национальном парламенте, сколько отражают партийно-политический профиль каждого автономного сообщества. В политическою системе страны сенат не является неким прообразом палаты, представляющей субъекты, как это характерно для федераций, но представляет по большей части провинции – традиционное, унаследованное от централизованного унитарного государства территориальное деление, а по меньшей – отражает партийно-политическую жизнь в регионах.

Второе отличие испанской территориальной модели связано с проблемой суверенитета и характером распределения полномочий и компетенций между центром и территориями. В Испании суверенитет неделим и Конституция не определяет точно компетенции регионов. Боле того, и это крайне важно, передача компетенций вниз, на уровень автономных сообществ осуществлялась не конституцией, но посредством так называемых «Автономных пактов». Так, в 1992 году после длительных переговоров правящая социалистическая партия и Народная партия заключили второй «Автономный пакт», согласно которому 33 новых компетенции были переданы автономным сообществам, «избравшим длинный» путь обретения автономии. Пакт предусматривал постепенную передачу компетенций в течение пятилетнего периода.

В связи со сказанным уместно отметить два момента. Во – первых, это характерная для Испании подверженность пактам, своего рода политико - культурная особенность станы. «Пакт Монклоа», «Автономные пакты», статуты автономных сообществ, которые тоже представляют собой своего рода пакты между центром и регионами, - достижение цели через предварительно заключенный пакт между основными политическими игроками является если не гарантией, то существенным условием успеха. (5).

Во – вторых, в настоящее время в Испании проходит вызванная требованием приблизить уровень принятия решений к гражданам децентрализация в пользу нижнего уровня территориальной организации – уровня местных образований. Начала этой второй децентрализации было положено государством в 1998 году в форме так называемого «Местного пакта». Теперь автономные сообщества должны определить функции и полномочия, которые необходимо передать местным органам, и поощрять принятия местных пактов на своих территориях при обеспечении максимально возможного консенсуса.

Третье отличие испанской модели от федеративной связано с характером организации исполнительной власти. Центральное правительство имеет своего представителя в каждом автономном сообществе; представитель исполняет функции не только координации, но и надзора. Аналогичным образом регион имеет представителя в каждой своей провинции. Такая вертикально организованная система исполнительной власти в целом для федерации не характерна.

Испания никогда не была исторически сложившимся централизованным государством, она всегда отличалась правовым, политическим и культурным плюрализмом. Испанская история содержит периоды усиления и ослабления централизации. (5).


Заключение

территориальное национальное устройство автономия

Подводя итог проделанной работе необходимо отметить следующее.

Обобщая опыт территориального строительства Испании как страну демократического транзита, можно сформулировать общий вывод: процессы федерации и регионализации являются важными измерениями демократического транзита, при этом характер и скорость их протекания должны соответствовать общему прогрессу транзита и состояния национальной государственности.

Конституция Испании определяет характер взаимоотношений центра и территорий имеют двухпалатные парламенты, в которых верхняя палата представляет интересы территорий. Регионы имеют свои уставы (конституции) и выборные органы власти. Наконец, и данное обстоятельство представляется мне крайне важным, в Испании взаимоотношения центра и регионов имеют асимметричный характер, иными словами, объем компетенций регионов неодинаков.

Инициатива изменения характера взаимоотношений между центром и регионами исходила из регионов, снизу. Именно под давлением регионов шло формирование центром новой модели взаимоотношений. Процессы децентрализации (федерализации, регионализации) развивались на фоне демократического транзита. В Испании сложилось так называемое регионалистское государство, сочетающее разнообразные элементы унитаризма, федерализма, автономии и являющееся, по существу, переходным от унитаризма к федерализму. Появилась новая форма государства, вся территория которого, а не отдельные части, состоит из автономных образований. Важно отметить, что в Испании процесс территориально-политического строительства еще не закончен.

Многие конституционно–правовые институты, действующие или возникающие в нашей стране, появились первоначально в конституционном праве зарубежных стран (конституции, права и свободы человека и гражданина, федерализм, парламентаризм, разделение властей и др.). Их изучение позволит познать закономерности развития данной отрасли права, социальную ценность политических институтов и конституционно – правовых институтов и конституционно – правовых отношений в любой стране. Оно способствует формированию демократических взглядов, современного правосознания.

Ознакомление с особенностями конституционного права отдельных зарубежных стран способствует пониманию специфики его развития, воспитывает уважение к праву каждого народа на выбор своей судьбы, на устройство своего государства. (2).


Список использованной литературы

 

1. Испания. Конституция и законодательные акты. М.: 1982.

2. Кармен В.И. Конституционный статус главы государства в Испании. Практика государственного конституционализма: Критич. Очерк. М.: 1982.

3. Конституционное право. Энциклопедический словарь. М.И. Пастухов, В.Г. Тихиня. – Мн.: Право и экономика, 1996, 176 с.

4. Маклаков В.В.Референдум в буржуазном государстве //Правоведение. 1975.№3. С.97.

5. Селезнев А.Н. Политическая система современности: сравнительный анализ. СПб., 1995.

6. Чудаков М.Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учеб. Пособие/ М.Ф.Чудаков. – Мн.: Новое знание, 2001. – 757 с.

7. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учеб. Пособие. – Мн.: ИНФРА – М; И.Д. «Форум», 2000. – 488 с. – (серия «Высшее образование».).

8. Василевич Г.А., Кондратович В.М., Приходько Л.А., Государственное право зарубежных стран: Учеб./ Под. общ. редакцией Василевич Г.А. – Мн.: книжный Дом, 2006. – 480 с.

9. Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Белые Альвы, 1996.- с.174.

10. Конституционное право. Справочник / Под. ред. В.И, Пафитского. – М.: Юрист, 1995. – с. 106.

11. Алебастрова И. А. Конституционное право зарубежных стран. – М.: ЮРАЙТ – М, 2001. – 640 с.

12. Михалева Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ: Учеб пособие – М.: Белые альвы, 1996. – 400 с

13. Смоленский М. Б. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / М. Б. Смоленский. – Ростов н / Д: Феникс, 2006. – 284, (1) с. –Высшее образование.

14. Страшун Б. А. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. В 4 – х томах. Тома 1 – 2. отв. Редактор Б. А. Сташун. – М.: издательство БЕК, 1996. – 778 с.

15. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран 1997.

16. Златопольский Д.Л. 1996. Очерк о новых конституциях в странах Восточной Европы и Азии. - Новые конституции стран Восточной Европы и Азии (1989 - 1992). М.

17. Конституционное право зарубежных стран, Эриашвили М.И., ред. Лучинин В.О., ЮНИТИ, 2004.

18. Международное право: Учебник. / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. М.: Международные отношения, 1999.

19. Сравнительное конституционное право. Под ред. А. Ковлера. М.: "Манускрипт", 1996.

20. Пройсс У. Модели конституционного развития и перемены в Восточной Европе // Полис. 1996. № 4.

21. Тейман С. Возрождение суда присяжных в Испании. // Журнал «Государство и право». №12. 1996. – с. 127.

 

 



2020-02-03 198 Обсуждений (0)
Форма политико-территориального устройства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Форма политико-территориального устройства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)