Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация политических режимов



2020-02-03 261 Обсуждений (0)
Классификация политических режимов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Классификация политических режимов представляет собой большой интерес и имеет большое значение для теории государства и права.

Политических режимов очень много, так как на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов. Можно сказать, что каждое государство в той или иной мере имеет свой особенный политический режим, который отличается от политических режимов других государств.

«… считаем важным подчеркнуть, что типологизация, во-первых, недостаточно развитое в общей теории режимов направление, а во-вторых, классификации режимов отнюдь не во всех случаях могут быть сведены к дихотомии "демократия-авторитаризм". В силу различных причин эта дихотомия нередко несет с собой, помимо научной, значительную идеологическую нагрузку и непременно нуждается в уточнении и адаптации к целям конкретно проводимого исследования» [4] .

Мнение многих авторов относительно деления государственных режимов по видам различно. К примеру, некоторые из них предлагают деление на либеральные и авторитарные режимы, вполне логично это обосновывая: «Распространенное в литературе деление государственных режимов на демократические и антидемократические (деспотические, тоталитарные и т.д.) неправомерно идеализирует демократию. Между тем опыт прошлого и современности свидетельствует, что сама по себе демократия как власть большинства – вне правовой формы, без либерального принципа признания и защиты прав и свобод индивида, прав меньшинства и так далее …»

Тем не менее, в данной работе автор будет рассматривать деление режимов исходя из самой распространенной их типологизации:«Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов

– деление их на демократические и недемократические политические режимы».

В свою очередь, и те и другие подразделяются на различные виды и разновидности по большей или меньшей степени демократизма. Таким образом, наиболее значительные из типов политических режимов следующие четыре:

демократический,

либеральный,

авторитарный,

тоталитарный.

Именно эти четыре политических режима необходимо выделить в отдельные группы, так как они являются важными и представляют собой большое значение для теории государства и права.

Все политические режимы, в той или иной мере зависят друг от друга, в виду того, что всегда возможны трансформации одних режимов в другие.

 

2.1 Демократический политический режим

 

Демократия с греческого – народовластие.«Демократическая политическая система – это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольной обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов». Демократический режим -это режим, основанный на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам, широкие права и свободы демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, то есть формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате -широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.

Народ в демократическом государстве является источником власти. И это становится не просто декларацией, а фактическим положением дел.

Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются. Основным критерием избрания того или иного человека в представительный орган являются его политические взгляды, профессионализм. Профессионализация власти -отличительный признак государства, в котором существует демократический политический режим. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала, гуманизм.

Необходимыми атрибутами общественной жизни в данном случае являются референдумы, плебисциты, народная инициатива, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания. Объединения граждан участвуют в управлении делами государства. Наряду с исполнительной властью на местах создается параллельная система прямого представительства. Общественные органы участвуют в выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль за исполнительной властью. Таким образом, участие народа в управлении делами общества становится поистине массовым.

Управление в демократическом государстве производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и с использованием метода согласования при принятии решений. Приобретает качественно новый характер нормативное регулирование. В идеале, поскольку демократическое общество характеризуется достаточно высоким уровнем сознания и, кроме того, граждане сами принимают прямое и непосредственное участие в выработке решений, снимается вопрос о массовом применении принуждения при неисполнении решений. Люди, как правило, добровольно подчиняют свои действия решению большинства.

 

Безусловно, и демократия имеет свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условиях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, скатыванию к анархии, охлократии, порой создает условие для существования экстремистских, сепаратистских сил.

В виду этого, в условиях тоталитарного типа демократии каждый гражданин и каждая группа могут быть представлены, как враги толерантности, плюрализма, свободы слова и свободы как таковой вообще. Отсюда следует только одно – провозглашающее веру в толерантность государство тоталитарной демократии может абсолютно не являться толерантным к своим гражданам, а провозглашая веру в свободу – в действительности само является врагом свободы.

Но, тем не менее, несмотря на указанные выше общие негативные черты присущие данному режиму, социальная ценность демократического режима намного выше его некоторых негативных конкретно-исторических форм.

Переходя к характеристике демократического политического режима, можно отметить следующие его основные признаки:

Основным источником власти в государстве являются граждане. Они избирают власть и наделяют ее правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение. Законы страны защищают народ от произвола власти и власть от произвола отдельных людей. В государстве отсутствует единая, обязательная для всех государственная идеология.

Наличие у индивида комплекса неотъемлемых «абсолютных» прав и свобод, которые государство не имеет права изъять или ограничить ни при каких обстоятельствах. Для демократического режима характерно разделение властей (отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти). Парламент -наделен исключительным правом издавать законы. Высшая исполнительная власть (президент, правительство)-имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган -наделен правом определять соответствие издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга.

Демократический режим характеризуется правом народа влиять на выработку политических решений (путем одобрения или критики в средствах массовой информации, демонстраций или лоббистской деятельности, участия в предвыборных кампаниях). Политическое участие народа в выработке принимаемых решений гарантируется конституцией страны, а также международными правовыми нормами.

 

2.2 Либеральный политический режим

 

Либеральный режим – это режим который «предполагает официальное признание и практическую реализацию основных прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод человека и широкого круга прав гражданина, господство правового закона, разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную), утверждение конституционализма, парламентаризма, идеологического и политического многообразия, многопартийности, осуществление суверенной власти народа в правовых формах референдума и свободных выборов, самостоятельное и эффективное функционирование институтов гражданского общества, форм и механизмов общественного контроля за деятельностью государственной власти»

При либерализме государственная власть формируется путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых для проведения избирательных кампаний. Осуществление государственного управления производится на основе принципа разделения властей. Система “ сдержек и противовесов” способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью. Государственные решения принимаются большинством голосом. В государственном управлении используется децентрализация: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть.

Тем не менее, не следует идеализировать либеральный режим, так как и он имеет свои проблемы, главные среди них -социальная защита некоторых категорий граждан, расслоение общества, фактическое неравенство стартовых возможностей и т.д.

Наиболее эффективное использование этого режима становится возможным только в обществе, отличающимся высоким уровнем экономического и социального развития. Население должно обладать достаточно высоким политическим, интеллектуальным и нравственным сознанием, правовой культурой. Вместе с тем следует отметить, что либерализм на сегодняшний день является наиболее привлекательным и желанным политическим режимом для многих государств.

 

Подводя итог, следует отметить, что либеральный режим может существовать только на демократической основе, он собственно и вырастает из демократического режима.

 

2.3 Авторитарный политический режим (авторитаризм)

 

Одним из наиболее распространенных в истории типов политических режимов является авторитаризм.

«Авторитаризм – один из видов политического режима (наряду с демократией и тоталитаризмом). Предполагает более или менее высокую степень ограничения политических свобод, прежде всего свободы деятельности оппозиционных организаций и прессы, концентрацию основной (или почти всей) государственной власти в руках одного лица (президента, монарха, премьер-министра) или группы лиц».

По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией — наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. В целом же авторитарной политической системе присущи следующие черты:

Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарной политической системе запрещаются лишь определённые, главным образом политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно свободны. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. В то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и автономии (независимый суд, оппозиционные партии и т.д.) Оппозиция при авторитаризме не допускается. В политической жизни могут участвовать и несколько партий, однако все эти партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они запрещаются, разгоняются. Оппозиционеры, как организации, так и граждане, жестоко наказываются. Власть применяет к инакомыслящим законные и незаконные методы расправы. Личность в авторитарном государстве фактически не может пользоваться конституционными правами и свободами, даже если они и провозглашаются формально, так как отсутствует механизм их реализации, гарантии. Она лишена также гарантий своей безопасности в ее взаимоотношениях с властью, поскольку власть не стесняет себя в применении принуждения.

 

Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностью, а права личности игнорируются. Авторитарная власть осознает, что доверие народа -великая сила, и поэтому она культивирует фанатизм в массах по отношению к себе, используя демагогию и, превращая население в простой объект манипуляций. В настоящее время авторитарные режимы отнюдь не редкость и встречаются во многих странах. Авторитарному режиму противостоит демократический режим, прежде всего наиболее современная форма последнего -либерально-демократический режим.

Авторитарные политические системы очень разнообразны. Это монархии, деспотические диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др.

Авторитарные правительства могут добиваться признания не только силой, с помощью массового истребления, но и более гуманными средствами. На протяжении тысячелетий они опирались главным образом на традиционный и харизматический способы легитимации. В XX веке в целях легитимации широко используется националистическая идеология. Большинство авторитарных режимов в Азии, Африке и Латинской Америке оправдывали своё существование необходимостью национального освобождения и возрождения.

В последние десятилетия авторитарные политические системы очень часто используют некоторые демократические институты — выборы, плебисциты и т.п.— для предания себе респектабельности в глазах международного сообщества и собственных граждан, уклонения от международных санкций. Так, например, неконкурентные или полуконкурентные выборы использовались авторитарными или полуавторитарными режимами в Мексике, Бразилии, Южной Корее и Казахстане и многих других государствах. Отличительной чертой таких выборов является ограниченная или лишь видимая конкурентность (когда все кандидаты угодны властям) конкурентность, полная или частичная контролируемость властями их официальных итогов. При этом у властей существует много способов обеспечить себе формальную победу: монополия на средства массовой нформации, отсеивание неугодных лиц ещё на стадии выдвижения кандидатов, прямая фальсификация бюллетеней или результатов голосования и т.п.

 

2.4 Тоталитарный политический режим (тоталитаризм)

 

«Тоталитаризм (от лат. tot alis -весь, целый, полный)-один из видов политического режима, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституции, прав и свобод».

Не следует рассматривать данный термин лишь как негативно оценочный. Это научное понятие, требующее соответствующего теоретического определения. Изначально понятие «тотальное государство» имело вполне позитивное значение.

В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило -не учитываются.

Хотя тоталитаризм называют крайней формой авторитаризма, существуют признаки, которые характерны в особенности только тоталитаризму и отличающих все тоталитарные государственные режимы от авторитаризма или демократии.  Существенные признаки тоталитаризма выявляются при сравнении его с авторитарным режимом. Не может служить достаточным критерием однопартийность, поскольку она встречается и при авторитаризме. Суть различий, прежде всего – в отношениях государства с обществом. Если при авторитаризме сохраняется определенная автономность общества по отношению к государству, то в условиях тоталитаризма она игнорируется, отвергается. Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм. Насильственно демонстрируются социально-классовые барьеры. Власть претендует представлять некий всеобщий «сверхинтерес» населения, в котором исчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и региональные интересы.

Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение сакрализируется. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается. Обычно на эту роль выдвигаются харизматические личности. В соответствии с установками тоталитарных режимов все граждане призваны были выражать поддержку официальной государственной идеологии, тратить время на ее изучение. Инакомыслие и выход научной мысли официальной идеологии преследовались.

Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия. Только одна партия имеет пожизненный статус правящей, выступает либо в единственном числе, либо «возглавляет» блок партий или иных политических сил, существование которых разрешено режимом. Такая партия, как правило, создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в его установлении – тем, что однажды приходит к власти. При этом приход ее к власти происходит не обязательно насильственными мерами. Например, национал-социалисты в Германии оказались у власти вполне парламентским путем, после назначения их лидера А. Гитлера на пост рейхсканцлера. Придя к власти, такая партия становится государственной партией. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты.

Однако социальная цена за такой способ осуществления власти со временем все возрастает (войны, разрушение мотивации к труду, принудительность, террор, демографические и экологические потери, а также другие проблемы), что приводит в конечном счете к сознанию вредности тоталитарного режима, необходимости его ликвидации. Тогда начинается эволюция тоталитарного режима. Темпы и формы этой эволюции (вплоть до разрушения) зависят от социально-экономических сдвигов и соответствующего этому возрастания людей, политической борьбы, а также других факторов.

 

 

Заключение

Несмотря на то, что в юридической литературе отсутствует единый подход к пониманию термина «политический режим» и нет единого мнения относительно классификаций политических режимов, ввиду сложности данного вопроса вследствие изобилия различных мнений и взглядов, тем не менее, все авторы отмечают важное значение классифицирования политических режимов при характеристике государства и определении его формы.

Для характеристики формы государства, политический режим имеет большое значение, как в узком смысле этого понятия, то есть: совокупность приемов и способов государственного руководства; так и в более широком: уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни.

Рассматривая политические режимы при более широкой трактовке через соотношения ряда компонентов, возможно, выявить отличие одних типов политических режимов от других.

политические структуры власти, их реальный статус и роль в обществе;

методы осуществления государственной власти: каким методам управления и господства отдается предпочтение -прямым или косвенным, насильственным или методам убеждения;

реальный уровень свобод человека, объем его прав;

методы выработки политических решений;

способы урегулирования конфликтов;

плюрализм, в том числе наличие или отсутствие легальной (нелегальной) оппозиции;

конфигурацию партийной системы: однопартийные или многопартийные системы;

идеологию и то место, которое отводится ей в мобилизации общества;

формы отношения населения к политическому участию (политическая пассивность, мобилизованное или автономное участие);

тип легитимности: харизматический, традиционный, рационально-легальный, идеологический и др.;

структурированность правящей элиты: степень сплоченности, открытость и закрытость.

Основной вывод автора заключается в том, что ввиду динамичности развития современного мира, само понятие и классификация политических режимов будет требовать дальнейшего исследования в соответствии с современными реалиями.

 

Такими признаками для выделения разных типов политических режимов можно обозначить следующие критерии:

 

                                                     

 

Список литературы

 

1. Бабанов В.Г., Матюнина Е.В., Семенов В.М. Межнациональные противоречия и конфликты в России. // Социально-политический журнал. 2006. №8. с. 38-45.

3. Бондарев В.С. Кто есть кто и почему. Политическая элита России в портретах. М., 2007. 260 с.

4. Бурлацкий Ф.М. Глоток свободы: в 2-х томах. М., 2010.

5. Бутенко А.П. От коммунистического тоталитаризма к формированию открытого общества в России (политические и правовые проблемы). М.,2007. 47 с.

6. Бутенко А.П. Тоталитаризм в России и пути его преодоления. //Социально-политический журнал. 2009. №9. с. 12.

7. Голосов Г.В. Поведение избирателей в России: теоретические перспективы и результаты региональных выборов. // Полис. 2008. с. 39-48.

8. Нерсесянц В. С. «Общая теория права и государства», М. изд. «Норма», 2008

9. Ромашов Р. А. «Теория государства и права», учебное пособие, СПб., изд. «Сентябрь», 2008

 10. Стародубский Б. А. «Общая политология. Основы теории политической жизни общества», Екатеринбург, 2009

 


[1] В. С. Нерсесянц«Общая теорияправа игосударства», М. изд. «Норма», 2009, с. 245

 

[2] «Теория государства и права: Учебник для вузов». Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалов, изд. «Норма» 2-е изм. доп., 2008 г. с. 189

[3] М. Н. Марченко «Теория государства и права», М., изд. «Зерцало-М, 2008г. с.309

 

[4] А.П. Цыганков, «Современныеполитическиережимы: структура, типология, динамика», (учебное пособие) Интерпракс, 2009, с. 150



2020-02-03 261 Обсуждений (0)
Классификация политических режимов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация политических режимов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (261)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)