Тема: Процесс утраты редуцированных гласных ъ, ь в истории русского языка.
ЗАНЯТИЕ № 1 ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ Раскрыть вопросы: 1. Предмет и задачи исторической грамматики. 2. Основные методы и приемы изучения истории русского языка. 3. Источники изучения истории русского языка. 4. Появление письменности в Древней Руси. Сведения о материалах письма. 5. Обзор важнейших памятников русской письменности. 6. Типы письма. Устав, полуустав, скоропись, признаки, время и сфера применения. 7. Образование древнерусского языка. Практические задания. 1. И.А. Василенко. Историческая грамматика русского языка. Сборник упражнений. – М., 1984, часть I. Упражнения 1,2,3,4,5,6,9,10 (устно) 2. Г.В. Содоль. Историческая грамматика русского языка. Сб. упражнений. – К.: Вища школа, 1978. Литература: Основная: В.В.Иванов. Историческая грамматика русского языка, М., 1983, раздел "Введение". Дополнительная: 1. В.И. Борковский, П.С. Кузнецов. Историческая грамматика русского языка – М., 1963. Раздел "Введение". 2. Н.И. Букатевич, С.А. Савицкая, Л.Я. Усачева. Историческая грамматика русского языка. – К., 1974. – § 1 – 24. 3. В.В. Иванов, З.А. Потиха. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М., 1985. Введение. 4. О.Н. Трубачев. В поисках единства // Русская речь. – № 1, № 2. – 1990. 5. В.М. Русанівський. Давньоруська мова: міф чи реальність? // Мовознавство 1993. – № 2. – С. 3 – 6. 6. Сетин Ф.И. Обучение родному языку в Древней Руси // Русская речь. –1977. – № 5, с. 132 – 140. 7. И.С. Улуханов О языке древней Руси// Слово о русском языке. – М., 1991. – С.65 – 68. Шифр 81 .а Р-923 с.45 8. Б.А. Рыбаков. Мир истории. Начальные века русской истории. – М., 1984. – шифр 9(с) 1 Р 93 802806- обл.библиотека 9. Н.А.Кондрашов. Славянские языки. – М., 1956. 10. В.П.Петров. Етногенез слов'ян. – К.,1972. 11. Е.Г. Немировский. Путешествие к истокам русского книгопечатания. – М.,1991.
ЗАНЯТИЕ № 2 Тема: ЗВУКОВАЯ СИСТЕМА ДРЕВНЕРУССКОГО ЯЗЫКА X ВЕКА Раскрыть вопросы: 1. Звуковая структура слога и слова в древнерусском языке. 2. Система гласных звуков древнерусского языка и ее отличие от систем гласных звуков старославянского, праславянского языков, современного русского языка: а) физиологическая классификация гласных; б) сильное и слабое положение гласных; в) редуцирование и, ы; г) гласные звуки в начале слова; д) происхождение гласных. 3. Система согласных звуков древнерусского языка и ее отличие от систем согласных звуков старославянского, праславянского языков, современного русского языка: а) физиологическая классификация согласных; 6) особенности в отношении твердых и мягких согласных; в) закономерности сочетаний согласных с гласными звуками в пределах слога. Практические задания. 1. Г.В. Содоль. Историческая грамматика русского языка. Сб.упражнений. – К.: Вища школа, 1978. Устно: № 5 (1), 7 (6), 10. Письменно: 18 (3 стр.), 23 (3 строчки), 26 (I стр). Далее: сб. Г.В. Содоль. Литература: 1. В.В. Иванов. Историческая грамматика русского языка. – М., 1983. – §§ 52 – 68. 2. В.И. Борковский, П.С. Кузнецов. Историческая грамматика русского языка. – М, 1965. – §§ 13 – 20. Законспектировать: В.В. Иванов, 3. А. Потиха. Исторический комментарий к занятиям по русскому Языку в средней школе. – М, 1978. – §§ 8 – 15.
ЗАНЯТИЕ № З Тема: ПЕРВОЕ ПОЛНОГЛАСИЕ. ИЗМЕНЕНИЕ НАЧАЛЬНЫХ СОЧЕТАНИЙ ОР, ОЛ ПЕРЕД СОГЛАСНЫМИ (* tort , tolt ). Раскрыть вопросы: 1. Условия образования первого полногласия. 2. Гипотезы, объясняющие его образование. 3. Чередования в корне, связанные с закономерностями образования полногласия. 4 Соотношение полногласных и неполногласных форм в истории словарного состава русского языка. 5. Изменение начальных сочетаний ОР, ОЛ перед согласными. Практические задания. 1. Сб. Г.В. Содоль. Устно: Упр. № 35, 36, 37, 51. Письм .: № 39 (4), 42 (20 слов), 43 (3 строчки), 53 (2 строчки). 2. Законспектировать: В.В. Иванов, З.А. Потиха. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М., 1978. – §§ 50 – 55. 3. Прочитать и перевести текст № 4 И.А. Василенко. Историческая грамматика русского языка. Сборник упражнений. – М., 1984, с. 125 – 126, Переписать отрывок текста (1 – 10 строчки). Охарактеризовал памятник письменности, отвечать на вопросы 1 – 52. Литература: 1. В.В. Иванов. Историческая грамматика русского языка. – М., 1983. §§ 88 – 89. 2. В.И. Борковский, П.С. Кузнецов. Историческая грамматика русского языка. – М, 1965. – §§ 43 – 44. 3. Н.И. Букатевич, С.А. Савицкая, Л.Я. Усачева. Историч. грамматика русск. языка. – К., 1974. – § 8 – 9.
ЗАНЯТИЕ № 4 Тема: Носовые гласные и их история. Утрата j перед е в начале слова. Раскрыть вопросы: 1. Утрата носовых гласных в восточнославянской группе. 2. Факты древнерусского и современного языка, свидетельствующие о существовании носовых гласных в древнерусском языке дописьменной эпохи развития. 3. Чередования звуков, связанных с носовыми гласными. 4. Результаты утраты носовых гласных звуков. 5. Переход е > о в начале слова. Практические задания. 1. Сб. Содоль. Устно: 56, 60, 64 (II), 65 (5 предл.), 66. Письменно: 59, 61 (3 стр.), 64. 2. Сб. Василенко. Текст № 1, с.120 – 121. Переписать отрывок "Азъ Григорий Диякон...". Прочитать текст, перевести. Охарактеризовать памятник письменности. Литература: Основная: В.В. Иванов. Историческая грамматика русского языка. – М., 1983. Дополнительная: 1. В.И. Борковский, П.С. Кузнецов. Историческая грамматика русского языка. – М., 1963. – § 32 – 33. 2. Н.Д. Русинов. Древнерусский язык. – М.,1997, § 8, с.61. Законспектировать: В.В. Иванов, З.А. Потиха. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М., 1978 (§ 25 – 34).
ЗАНЯТИЕ № 5 ПАЛАТАЛИЗАЦИЯ. ИЗМЕНЕНИЕ СОГЛАСНЫХ, СОЧЕТАНИЙ СОГЛАСНЫХ ПЕРЕД J . 1. Состав согласных фонем древнерусского языка, особенности противопоставления по твердости – мягкости, звонкости – глухости. 2. Время, условия, результат I, II, III палатализации. 3. Чередования согласных в древнерусском языке, связанные по происхождению с изменением согласных, сочетаний согласных перед j. 4. Упрощение в группах согласных. Практические задания: 1. Переписать отрывок текста № 3 сб.Василенко, с. 124, строки 1 – 10. Охарактеризовать фонетические особенности отрывка. Прочитать перевести текст. 2. Сб. Г.В. Содоль. Устно: упр.67, 90 (1 – 3 стр.), 67, 81, 82 (1 – 4 стр.), 87, 89; письменно: упр.68 (1 – 4 стр.), 70 (1 – 4), 90 (1 – 5 стр.). Законспектировать: В.В. Иванов, З.А. Потиха. Исторические комментарии к занятиям по русскому языку в средней школе. – М., 1978. §§ 61 – 64. Литература: В.В. Иванов. Историческая грамматика русского языка. – М., 1983. §§ 82-83, § 77 (стр.112). Н.И. Букатевич, СА. Савицкая, Л.Я. Усачева. Историческая грамматика русского языка. – К., 1974, стр.73 – 79. Н.Д. Русинов. Древнерусский язык. – М., 1997. § 7 – 8, с. 43 – 46, 51 – 54.
ЗАНЯТИЕ № 6 Тема: Процесс утраты редуцированных гласных ъ, ь в истории русского языка. Раскрыть вопросы: 1. Причины утраты редуцированных ъ, ь. 2.Хронология этого процесса. 3. Основные закономерности, отклонения от них, причины отклонений. 4. Изменения редуцированных гласных в сочетании с плавными между согласными. 5. Явление второго полногласия. Практические задания. 1. В Новгородской летописи (сб. Василенко, текст № 6, с. 130) выделить 5 примеров исчезновения слабых ъ, ь, 1 пример вокализации ъ, ь (части II, III кончая 10 строчкой). Текст прочитать, перевести. 2. Сб. Содоль. Устно: упр. 96, 98, 101. Письменно: упр. 94 (10 стр.), 97 (3 стр.), 99 (2 стр.). 3. Сб. Василенко. Упр.67 (2стр.) с.29. 4. Законспектировать: В.В. Иванов, З.А. Потиха. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М., 1978. §§10 – 15. Литература: Основная: В.В. Иванов. Историческая грамматика русского языка. – М., 1983. – §90. Дополнительная: 1. Н.И. Букатевич, С.А. Савицкая, Л.Я. Усачева. Историческая грамматика русского языка. – К., 1974. §§ 14 – 15. 2. М.Н.Шевелева. Новые данные церковнославянских рукописей о рефлексах сочетаний редуцированных с главными и развитии "второго полногласия // ВЯ. – 1995. – № 4. – с.78 – 94.
ЗАНЯТИЕ № 7
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |