Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Зарубежный опыт региональной экономической политики.



2020-02-03 232 Обсуждений (0)
Зарубежный опыт региональной экономической политики. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В процессе западноевропейской интеграции неуклонно возрастает роль региональной политики. К концу 80-х гг. она приобрела самостоятельное значение. На повестку дня поставлен вопрос о создании принципиально нового образования — "Европы регионов", последовательно продвигающегося к федеративному типу надгосударственного устройства.

 

Создание Европейского Союза (ЕС) положило начало проведению единой региональной политики, целью которой является объединение национальных хозяйств и обеспечение их гармоничного развития при сокращении разрыва (в уровнях развития) между отдельными территориями. Еще в конце 60-х гг. началась разработка долгосрочной концепции региональной политики. В этих целях были учреждены Комитет по региональной политике и специальный Европейский фонд регионального развития (ЕФРР). Вопрос об их создании был решен на Парижской встрече глав государств и правительств "шестерки" в 1972 г. (Германия, Франция, Италия, Бельгия, Люксембург, Нидерланды).

 

Вплоть до конца 80-х гг. реализовывались четыре вида комплексных региональных программ. Межгосударственные программы ставили своей целью согласование региональной политики и важнейших направлений отраслевой деятельности ЕС. В 1987 г. было начато финансирование первых двух таких программ: "Стар" — создание систем коммуникаций в депрессивных районах, "Валорем" — освоение энергетического потенциала этих районов. С 1988 г. началась реализация программ "Ренавель" и "Резидер", которые были ориентированы на подъем регионов с традиционным судостроением и структурную переориентацию регионов с развитой черной металлургией. Интегрированные программы ЕС с самого начала финансировались также из средств Европейского социального фонда (ЕСФ), Европейского фонда ориентации и защиты сельского хозяйства (ФЕОГА) и Европейского инвестиционного банка (ЕИБ).

 

Созданная Генеральная дирекция по региональной политике основным критерием одобрения национальных проектов и программ считает вклад государства в рост занятости населения.

 

Широкомасштабная реформа финансирования региональной политики и всей структурной политики ЕС была одобрена на сессии Евросовета в июле 1988 г. и проводится с 1989 г. По существу региональная деятельность ЕС приобрела статус официального направления интеграционной экономической политики.

 

В основе реформы были такие положения:

 

- объединение финансовых ресурсов трех фондов — ЕФРР, ЕСФ и ФЕОГА — в единый структурный фонд;

 

- двухкратное увеличение к 1993 г. (по сравнению с 1987 г.) суммарного объема средств структурного фонда (СФ);

 

- изменение принципов финансирования региональной политики (переход к "индикативному методу" предоставления ресурсов и отказ от финансирования всех прежних региональных программ, кроме межгосударственных).

 

Начиная с 1989 г. СФ был сориентирован на выполнение следующих пяти задач:

 

1) подъем слаборазвитых районов;

 

2) структурная перестройка в депрессивных регионах;

 

3) уменьшение долгосрочной безработицы;

 

4) создание условий для занятости молодежи;

 

5) отраслевая переориентация аграрного сектора и поддержка территорий с преобладающим сельским населением.

 

Новая концепция региональной политики предполагает сосредоточение подавляющего объема финансовых средств в слаборазвитых регионах, где ВВП на душу населения не превышает 75 % среднего для ЕС показателя.

 

По характеру финансовой поддержки из консолидированного бюджета ЕС выделяются три группы государств:

 

1) страны, вся территория которых относится к регионам первой группы: Греция, Ирландия, Португалия;

 

2) страны, где лишь отдельные районы относятся к первой группе: такие районы составляют 83 % площади Испании, 48 % площади Италии, 40 % — Великобритании, 30 % — Франции;

 

3) страны, имеющие в своем составе лишь некоторые регионы с характеристиками первых двух групп: Люксембург — 39 % национальной территории, Бельгия — 25 %, ФРГ — 19 %, Нидерланды — 13 % и Дания — 7 %.

 

Заметно возросла доля населения, охваченного субсидиями, в наименее развитых странах при снижении этого показателя в наиболее обеспеченных государствах.

 

Опережающими темпами возрастал объем финансовых ресурсов, приходящихся на душу населения в наиболее отсталых регионах первой группы государств.

 

Еще одним проявлением растущей концентрации ресурсов, направляемых на цели региональной политики, стало существенное увеличение доли финансового вклада ЕС в каждом отдельно взятом проекте.

 

Кроме рассмотренных программ "Стар", "Валорен" и "Резидер" суммарным объемом 1,7 млрд. экю, в течение 1990—1993 гг. вступили в действие еще десять межгосударственных программ с финансовым вкладом ЕС в 3,5 млрд. экю. Среди них "Решар" — стимулирование угледобывающих районов; "Энвирег" — вторичное использование пресной воды в средиземноморских регионах первой группы; "Реджис" — диверсификация экономики на отдаленных островах, принадлежащих странам-членам ЕС; "Юроформ" — поощрение в области профессионального образования; "Телематик" — внедрение принципиально новой системы телекоммуникаций в депрессивных районах; "Страйд" — вклад в развитие научно-технического потенциала слаборазвитых районов и др.

 

Переход в конце 80-х гг. к качественно новому этапу региональной интеграционной политики повлек за собой выработку четких принципов ее реализации:

 

1. Концентрация ресурсов структурного фонда в наименее развитых территориях ЕС при строгом наднациональном контроле.

 

2. Тесное партнерство между Комиссиями (Комитетами) ЕС, национальными правительствами и местными органами власти.

 

3. Взаимодополняющий характер субсидий структурного характера. Институты ЕС могут предоставлять ресурсы только в качестве дополнительного источника при реализации национальных программ и не имеют права определять объекты своего вмешательства исключительно по собственной инициативе.

 

4. Субсидиарность (взаимодополняемость) основных видов экономической политики, каждый из которых по разному реализуют в рамках ЕС на различных уровнях: региональном, национальном, межгосударственном и наднациональном.

 

5. Глобализация региональной политики. Комиссия ЕС требует включать в направляемых в ее адрес национальных программах стра­тегические цели в долгосрочном плане.

 

6. Тесная координация региональной политики с другими направлениями экономической политики ЕС.

 

7. Согласование региональной политики ЕС с макроэкономической и социальной политикой каждой из стран — членов ЕС.

 

8. Прямое взаимодействие между государствами ЕС при реализации ими национальной региональной политики.

 

Координация региональной политики между государствами ЕС, начиная со второй половины 80-х гг., стала заметным фактором повышения эффективности интеграционной структурной политики в целом. Важную роль при этом сыграла унификация критериев, используемых всеми национальными правительствами при выделении проблемных регионов в своих странах.

 

Такими критериями в настоящее время являются: уровень безработицы; динамика миграционных потоков; доход на душу населения; удельный вес продукции сельского хозяйства и депрессивных отраслей промышленности в ВВП. В 80-е гг. была окончательно разработана единая классификация регионов стран-участниц ЕС. Использование единой классификации для решения практических задач помогает создать реальную ткань качественно нового территориального устройства Западной Европы.

 

Речь идет о формировании "Европы регионов", т.е. такой организационной структуры, в которой при принятии многих важнейших решений регионы ЕС будут обладать приоритетом перед существующими ныне национальными государствами[2].

 

Расширение компетенции отдельных территорий в рамках стратегической цели западноевропейской интеграции — создания единого федеративного образования — закреплено в Маастрихтском договоре (1992 г.). На основе важнейшего принципа интеграционной деятельности—принципа субсидиарности — дополнительные компетенции передаются с наднационального и особенно национального на региональный уровень.

 

В настоящее время регионы стран — членов ЕС отстаивают свои интересы непосредственно через такие неправительственные организации: Комиссия регионов; Собрание регионов Европы; Совет регионов и общин Европы. Они, в свою очередь, координируют свои действия через регулярно созываемую Европейскую региональную ассамблею. Итак, реализация концепции "Европы регионов" теснейшим образом связана с продвижением Европейского союза к единому федеральному устройству на всей его территории. Тем самым регионы стран — членов ЕС повысят свой автономный статус и смогут эффективно участвовать в реализации региональной экономической политики на межгосударственном уровне.

 

Однако в действительности не все так просто осуществляется. Повышение статуса региона в механизме принятия межгосударственных решений резко усложняет работу органов ЕС из-за необходимости постоянного поиска консенсуса.

 

Отметим три важных положения общего характера, которые возможно использовать в качестве практического опыта региональной экономической политики ЕС в условиях России:

 

1. РЭП является самостоятельным и чрезвычайно важным направлением хозяйственной деятельности в рамках крупных и неоднородных территориальных образований, каковыми являются ЕС и Россия.

 

2. Большинство подходов, выработанных в РЭП Европейского Союза, применимо и к российской действительности.

 

3. Растущая самостоятельность регионов — объективный процесс, происходящий в настоящее время как в Западной Европе, так и в Восточной Европе.


Заключение.

 

В процессе работы была исследована государственная региональная политика в Российской Федерации. Сделаны следующие выводы:

Государственная региональная политика - это взаимоотношения Федерального центра и субъектов Российской Федерации. Она имеет аспекты: политический, экономический и социальный. Таким образом, государственная региональная политика охватывает все уровни развития субъекта РФ.

Государственная региональная политика направлена на ликвидацию проблем в субъектах РФ и выравнивание социально-экономического и политического пространства в стране. Еще нет строго очерченной системы решения проблем: политика регионального развития в России только формируется. Большой шаг в становлении сделан в 2007 году посредством проекта ФЗ "Об основах государственной региональной политики, порядке ее разработки и реализации". Таким образом, мы присутствуем у истоков формирования государственной региональной политики в РФ и ее направлений.

Показателями для оценки эффективности государственной региональной политики являются: состояние здоровья граждан, жилищные условия, развитие промышленности и энергетики, экономика - то есть общее социально-экономическое и политическое развитие. Нельзя однозначно сказать об эффективности государственной региональной политики в РФ. Многие сферы, однозначно, нуждаются в поддержке Федерального центра. На решение проблем необходимы средства из федерального бюджета - по результатам проведенного анализа, этот способ повышения эффективности является самым действенным.

Ранее в условии централизованного государства осуществлялось сильное перераспределение доходов. Сейчас картина обратная, т.е. богатства рес­публики перечисляются в бюджет (федератив­ный) 10-15% от доходов, боль­шинство доходов оставляют себе. Существуют бедные регионы, которые пла­тят 60% от доходов. Ус­ловия регионального равноправия: единые принципы отчисления на­логов, единые принципы дотационной помощи. Без распределе­ния не обойтись, помощь центра необходима. Сейчас все доходы идут в центр, а затем главы районов выбивают деньги. Для нор­маль­ного функциони­рования на всех уровнях территориальной органи­зации необходимо иметь собственную финансовую базу. Сейчас в РФ про­водятся реформы, в резуль­тате которых увели­чивается неравен­ство регионов, тем более что на это влияют и историче­ские фак­торы и субъективные. Главная задача на сего­дняшний день — соз­дание и обеспечение в каждом регионе опре­деленного типа разви­тия региона, независимо от его экономических воз­можностей.

 


[1] Михеева Н. Н. Региональная экономики и управление. Учебное пособие для вузов. – Хабаровск: Изд-во РИОТИП, 2000. - С. 315.

 

[2] Михеева Н. Н. Региональная экономики и управление. Учебное пособие для вузов. – Хабаровск: Изд-во РИОТИП, 2000. - С. 336.



2020-02-03 232 Обсуждений (0)
Зарубежный опыт региональной экономической политики. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Зарубежный опыт региональной экономической политики.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)