Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современные формы правления



2020-02-03 185 Обсуждений (0)
Современные формы правления 0.00 из 5.00 0 оценок




РЕФЕРАТ

 

По курсу: «Правоведение»

 

На тему «Формы правления современных государств»

 

 

Выполнил: студент

Проверил:

 

 

Екатеринбург 2009


Содержание

 

1 Понятие формы государства и ее структура.    

2 Форма правления, ее виды и их различия.

  2.1 Монархия.

  2.2 Республика.

3 Современные формы правления

4 Форма правления современного российского государства

Список использованной литературы

 


Понятие формы государства и ее структура

 

Важность четкого определения формы государства становится по­нятной после того, как разрешается вопрос о сущности государства. После определения того, чем же является государство, необходимо четкое, ясное представление о его разновидностях, классификации; о форме государства.

Форма государства - это реальное выражение его сущности, а также его функций. Форма государства - это фактически и есть государство, так как именно в форме проявляется существование государс­тва, которое в принципе существует лишь в умах людей. То есть го­сударство, будучи созданным человеческим умом, проявляется только в том, какую форму оно принимает, как оно "выглядит"; вместе с тем надо отметить, что государство обретает форму, строго отвечающую его сущности.

Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

Под формой правления понимается организация власти характери­зуемая ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном государстве. 

Формы правления различаются в зависимости от того, принадлежит ли верховная власть в государстве одному лицу, которое одновремен­но является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы, и.т.д.). В связи с этим все госу­дарства по форме правления делятся на монархии и республики.


Форма правления, ее виды и их различия

Монархия

 

Монархия – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве объединяет функции главы государства и во многом, функции других властей – законодательной, исполнительной, и которая принадлежит одному лицу – монарху.

Основными признаками классической монархической формы правления являются:

· существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);

· наследственный порядок преемственности верховной власти;

· представительство государства монарха по своему усмотрению;

· юридическая безответственность монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основном формальные черты монархического управления.

В свою очередь монархия делится на:

- абсолютную

- ограниченную (парламентарную, конституционную)

- дуалистическую

- теократическую

- парламентарную

Абсолютная монархия – такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.

Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся:

· ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений;

· юридически неограниченная власть монарха;

· наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.

Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.

Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по прежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия XVII - XVII и Франция до революции 1789 года. На современном этапе абсолютную монархию сохранили небольшое количество стран, таких как Саудовская Аравия, Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты и несколько других государств.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.

Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Великобритания, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).

Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической.

Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками:

· правительство формируется из представителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент;

· лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

· в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

· законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

· правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871-1918), сейчас в Марокко.

В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия, Ватикан – феномен, религиозный лидер является главой государства – «Государство в государстве»).

 

Республика

Республика – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; они осуществляют контроль над правительством, существует независимое правосудие, муниципальное самоуправление.

Общими признаками республиканской формы правления являются:

· существование единоличного и коллегиального главы государства;

· выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

· осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;

· юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

· обязательность решений верховной государственной власти.

Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.

Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:

· парламентарные;

· президентские;

· смешанные (полупрезидентские).

Парламентская республика – разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова.

Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 года), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.

Президентская республика – одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Наиболее характерные черты президентской республики:

· внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

· ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

· более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки.

Смешанные республиканские формы правления имеют две модели.

Ярким примером первого типа является Франция.

«Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой». Так установила конституция Франции 1958 г. Основной закон установил республиканскую форму правления, имеющую смешанный характер, поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава государства избирается без участия парламента, правительство назначается им же) и парламентарной республики (правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента).

Главная черта конституции 1958 г. – концентрация политической власти в руках исполнительных органов. Сосредоточение власти в руках главы государства и правительства – одно из проявлений конституционно закрепленной авторитарной тенденции во французском политическом режиме. Президент находится на вершине иерархии органов государственной власти. Президент обладает широкими прерогативами в области законодательства. Он наделен правом законодательной инициативы. В отношении парламента президент обладает полномочием роспуска нижней палаты парламента.

Законодательный орган Республики – парламент – играет относительно небольшую роль в политической жизни страны. Парламент состоит из двух палат – Национального собрания и Сената. Основная функция парламента – принятие законов – сильно ограничена конституцией. Конституция точно определяет круг вопросов, по которым парламент имеет право издавать законы. Решение вопросов, не включенных в этот список, отнесено к ведению правительства. Права парламента ограничены и в финансовой сфере. Конституция устанавливает определенный срок принятия парламентом финансовых законопроектов. Парламент обладает правом контроля за деятельностью правительства.


Современные формы правления

 

Республиканская форма правления представлена в наши дни мно­жеством разновидностей. Некоторые из них, имеющие авторитарный или тоталитарный характер (суперпрезидентская, президентско-монократическая, милитарно-президентская республики), сразу исключаем, как не соответствующие демо­кратической природе современной конституции. Президентская, пар­ламентарная и полупрезидентская-полупарламентарная формы прав­ления существуют в демократических странах. Президентская респуб­лика в ее традиционной форме существует, например, в США, парламентарная – в Италии, полупрезидентская – во Франции. Анализи­руя те или иные формы правления, важно, однако, обращаться не к деталям, а к тенденции их развития в современных условиях.

Различные разновидности республик имеют свои плюсы и минусы. Президентская республика обеспечивает стабильное правительство, если такой коллегиальный орган есть, и во всяком случае – стабиль­ность исполнительной власти. Но эта власть, министры недостаточно контролируются, а то и совсем не контролируются органом народного представительства – парламентом, его нижней палатой. В президент­ской республике всегда присутствуют элементы авторитаризма и мало конституционных препятствий, мешающих этим элементам разрас­тись. Институт пожизненного президента (Гвинея, Заир, Кения, Мелави, Тунис и др.) возникал именно на базе президентских республик. Парламентарная республика обеспечивает действенный контроль пар­ламента в отношении правительства, министров. Но если правитель­ство коалиционное (однопартийные правительства крайне редки в де­мократических республиках), то оно всегда очень непрочное. Распад коалиций, вотум недоверия правительству, резолюции порицания вле­кут отставку правительства. В парламентарной республике Италии после Второй мировой войны сменилось 60 составов правительств. Нестабильность исполнительной власти – отрицательная черта пар­ламентарной республики[1].

Необходимость укрепления стабильности правительства при рас­тущем вмешательстве государства в дела общества, усиления парла­ментского контроля, с одной стороны, и стремление к «рационализи­рованному парламентаризму», специализации управления в условиях научно-технической революции и постиндустриального информаци­онного общества – с другой, привели к тому, что после Второй ми­ровой войны (особенно начиная с Конституции Франции 1958 г., разработанной под руководством сторонника сильной государственной власти генерала де Голля), а затем – после краха тоталитарных ре­жимов на рубеже 80-90-х гг. в развитии республиканской формы правления и, следовательно, во взаимоотношениях президента, парламента и правительства обнаружились новые тенденции. Некоторые из них имеют общий характер, относятся ко всем или большинству разновидностей этой формы, другие проявляются в рамках отдельно взятых разновидностей, но так или иначе все они находят выражение в новых конституциях.

К общим тенденциям относятся:

1) отход от прежних жестких схем организации государственной власти, создание смешанных и гибридных форм правления, сочетающих черты президентских и парламентарных республик, возникающих в результате такого смешения, и, следовательно, существенное видоизменение отношений президента, парламента и правительства[2]. В результате изменяется подход к осуществлению принципа разделения властей, устраняются прежние жесткие или излишне гибкие границы между ними;

2) создание механизмов, имеющих целью обеспечить стабильность правительства. В большей мере это относится к парламентарной республике, но может иметь значение и для президентской (особенно тех ее форм, где, например, в отличие от США, Бразилии или Мексики, в развивающихся странах, существует Совет министров во главе с «административным» премьером);

3) установление ограниченной ответственности правительства и министров перед парламентом в президентской и полупрезидентской республиках и снижение ответственности правительства и министров перед парламентом в парламентарной республике;

4) развитие в направлении «рационализированного парламента­ризма» и специализации управления, сочетаемое с расширением пар­ламентского контроля по общим вопросам и ограничением полномочий парламента по специальным, профессиональным вопросам;

5) установление более тесного сотрудничества главы государства, парламента и правительства путем их совместных полномочий, субсидиарности при реализации государственных функций.

Таким образом, в отличие от прежнего жесткого разделения властей (в российской Конституции такой порядок еще сохранен) новые демократические основные законы стремятся к установлению взаимо­связи и взаимодействия высших органов государства[3].




2020-02-03 185 Обсуждений (0)
Современные формы правления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современные формы правления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (185)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)