Понятие и общие черты государственной власти в России.
Глава 1. Государственная власть как предмет правового регулирования в Российской Федерации. Понятие и общие черты государственной власти в России.
Власть – сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах и способах её осуществления, системе от-ношений, целях и т.д.[17] государственная же власть представляет собой осо-бую разновидность социальной власти. В литературе по-разному понимается соотношение категорий «государственная власть» и «политическая власть».[7] Согласно одной точке зрения, государственная власть – более узкая ка-тегория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями, общественными организациями и т.п. так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, хотя и осуществляют власть. Вместе с тем если государственная власть выступает от имени всего общества, то полити-ческая – зачастую от какой-либо его части или социальной группы, являю-щейся субъектом политического властвования. В отличие от власти полити-ческой, государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви – законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими преро-гативами. Иными словами, подобно тому как политическую систему общест-ва нельзя сводить к государству, так и политическую власть нельзя отождествлять с властью государственной. Согласно другой точке зрения, понятие «политическая власть» тож-дественно категории «государственная власть», так как политическая власть исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или кос-венном) участии, разрешении и пр. государственная власть – это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опи-рающееся на государственное принуждение.[17] Подобная власть осуществляет функцию, связанную с руководством, управлением и координацией волевых действий людей. Государственная власть ведет к установлению таких отношений, в которых она выступает как высший авто-ритет, добровольно или вынужденно признаваемый всеми членами соци-ального сообщества, сложившегося на данной территории. Властное руководство предполагает, с одной стороны, возможность носителей властных функций определять поведение людей, с другой – необходимость подвластных подчинять своё поведение властному повелению. Подчинение – следствие как убеждения, так и принуждения. Власть есть сила, способная подчинять. Утрата этого качества вызывает паралич власти со всеми вытекающими отсюда последствиями.[26] Государственная власть: распространяется на всё общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной); носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов); опирается на государственной принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей); осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.); устанавливает систему налогов; организует население по территориальному признаку; характеризуется легитимностью и легальностью. Государственная власть представляет собой систему особых общественных отношений и деятельности государственных органов, которая осуществляется посредством установленных законом форм и методов и направлена на создание демократического режима в обществе, защиту прав и свобод человека и гражданина и обеспечение эффективного государственного управления и контроля. Это власть государства, имеющего конкретные цели, функции и правовые средства воздействия на общественные отношения. Разнообразные и многочисленные функции государства обусловливает наличие как специальных органов государства, так и применяемых ими специальных форм и методов воздействия на общество, на само государство, на граждан, благополучие и безопасность которых составляют основную цель государственной деятельности. Функции государственного управления присущи всем государствам. Вопрос о функциях государства и государственного управления не лишён спорных моментов. Однако ученые пришли к общему мнению: функции государства реализуют все государственные органы, составляющие единую государственную власть. В рамках этого единства сохраняются различия в методах и формах реализации функций, а следовательно, выделяются в самостоятельные виды государственной деятельности, отличающиеся специфическим назначением, особыми субъектами – государственными органами (государственными служащими), способами реализации государственных функций. Центральное место в вопросах государственного управления занимает принцип разделения властей.[11] Целью теории разделения властей является создание эффективного механизма функционирования государственных органов, обеспечение безопасности граждан от произвола и злоупотреблений властей, политических свобод. Надо признать, что функции государства взаимосвязаны и, следовательно, невозможно провести жесткие границы между ветвями власти. Однако необходимо определить полномочия, относящиеся к исключительной компетенции той или иной ветви власти. Равновесие властей сохраняется благодаря ключевой составляющей принципа разделения властей – системе сдержек и противовесов. В соответствии с концепцией разделения властей первое место среди ветвей государственной власти принадлежит представительной (законодательной) власти. Исполнительная и судебная ветви власти хотя и имеют свою сферу деятельности, но действуют от имени и во исполнение закона. Следует отметить, что определения ветви власти, представительной (законодательной) в частности, в современной российской науке, несмотря на обилие исследований органов представительной власти и принципа разделения властей, дано не было. Вместе с тем представительная (законодательная) власть осуществляется, прежде всего, общегосударственным представительным органом, а в субъектах федерации, в автономиях политического характера – также местными законодательными органами. Общегосударственный представительный орган может иметь разные названия (национальное или народное собрание, конгресс, меджлис и т.д.), но за ним утвердилось обобщенное название «парламент».[25] Современный парламент формировался не сразу, он вырастал из фактических общественных отношений и характеризуется исключительной гибкостью, имеет свои этапы развития и национальные оттенки. В политическую науку парламент вошел как понятие, отражающее одну из сторон государственной власти – её законодательную функцию и констатирующее тем самым разделение властей в обществе. Поэтому раскрытие таинства государственной власти путём признания права свободно говорить, публично обсуждать аргументы и контраргументы перед принятием государственных законов означало настоящую революцию в государственном управлении. Исходя из этого парламентаризм можно рассматривать как историческую форму перехода от частной жизни к общественной, то есть политической, как процесс превращения человека из подданного и бесправного в гражданина, наделённого политическими правами, прежде всего правом выбора власти в обществе.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |