Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы регулирования рынка труда в России



2020-02-03 195 Обсуждений (0)
Проблемы регулирования рынка труда в России 0.00 из 5.00 0 оценок




Регулирование рынка труда представляет собой особую форму и сферу регулирующего воздействия государства на социально-экономические процессы, в связи с чем его рассмотрение выделено в специальный раздел. Одновременно детальное изучение этой сферы государственного регулирования позволяет полнее представить многогранность его средств и подходов. Государственное регулирование рынка труда направлено на достижение рационального в конкретных социально-экономических условиях уровня занятости, наибольшего соответствия профессиональной структуры занятых профессиональной структуре занимаемых рабочих мест, смягчения последствий безработицы.

Государственные меры, воздействующие на величину и структуру спроса на рабочую силу, - это создание новых рабочих мест за счет сокращения рабочего дня на уже существующих рабочих местах.[13]

Административные меры общей направленности сводятся к регулированию режима работы и отдыха. Государственные органы законодательно устанавливают, как правило, максимальную продолжительность рабочей недели. Эта величина непосредственно влияет на число рабочих мест: сокращение максимальной продолжительности рабочей недели приведет к образованию дополнительных рабочих мест.

Применение такой меры в современных условиях России требует определенной осторожности. С одной стороны, она позволяет снизить уровень безработицы для еще работающих и уменьшить существующую безработицу, с другой стороны, может отрицательно сказаться на эффективности экономики в целом.

Среди специализированных административных мер регулирования, распространяющих свое воздействие на отдельные группы населения, следует выделить квотирование рабочих мест для инвалидов. Эта мера, естественно, вызывает негативное отношение работодателей, так как обязует их принимать на работу лиц, не обладающих достаточной квалификацией и опытом или имеющих ограничения но состоянию здоровья. Поэтому такая защитная административная мера обычно дополняется экономическим поощрительным воздействием на предпринимателей, предоставляющих работу данным группам людей. Сюда прежде всего относятся различные налоговые льготы, выплата субсидий.[14]

Среди общих экономических мер государственного регулирования следует выделить помощь в открытии предприятий, государственные субсидии на расширение производства, открытие новых государственных предприятий, предоставление государственных заказов промышленности в период спадов, организацию общественных работ.

     Содействие в организации собственного дела, оказываемое службами занятости, включает как оказание консультативной и материальной помощи, так и помощь в отборе и подготовке работников для вновь создаваемой фирмы. Помощи в организации собственного дела следует уделять особое внимание, так как это связано не только с трудоустройством человека, желающего организовать свое дело, но и с созданием новых рабочих мест. В отношении частных предпринимателей государство использует различные меры, стимулирующие их расширять свое производство, причем там, где возникает острая необходимость в дополнительных рабочих местах.

В числе экономических специализированных мер особое внимание в развитых странах оказывается созданию предприятий так называемой защищенной занятости - специализированных предприятий для инвалидов. Это еще один пример защитного регулирования. Такие предприятия менее конкурентоспособны, чем обычные, из-за низкой производительности труда, поэтому требуют финансовой поддержки со стороны государства. Однако они дают инвалидам возможность работать, поэтому рассматриваются как эффективная мера для трудоустройства данной социально уязвимой группы.[15]

Организация общественных работ - способ создания временных рабочих мест для тех, кто не нашел себе применения на рынке труда. Эта мера направлена на защиту безработных и не относится к тем, кто имеет работу.

Государство обладает экономическими средствами регулирования величины и структуры предложения рабочей силы. Налоговые рычаги, позволяющие стимулировать или ограничивать предложение рабочей силы, представляют собой группу, которую можно охарактеризовать и как экономическую, и как административную. Количество рабочих мест, как правило, больше количества людей, их занимающих, из-за совместительства. Поэтому меры, ограничивающие совместительство, позволяют получить вакантные рабочие места. Ставки подоходного налога, существенно возрастающие в зависимости от числа мест работы человека, позволяют снизить спрос на рабочие места со стороны тех, кто уже имеет работу.

К экономическим мерам, регулирующим структуру предложения, относится организация переподготовки населения. Основной системой является организация переподготовки за счет фонда занятости, которая охватывает официально зарегистрированных безработных. Для финансирования системы переподготовки необходимо привлекать средства предприятий, причем не только взимая с них взносы в фонд занятости, но и обязывая их платить за обучение работников, которым грозит безработица. Чтобы эти расходы не ложились бременем на предприятия, необходимо разработать механизм льготного налогообложения для них.

Такие меры имеют в основном экономический характер и являются специализированными, так как направлены на облегчение трудоустройства работников, вынужденных сменить место жительства. Следует отметить, что для России характерна большая привязанность к одному месту жительства, чем в развитых странах (из-за существования прописки, неодинаковых материальных условий в разных регионах, семейных связей и т. д.), что затрудняет применение указанных мер. Кроме того, ситуацию усложняют и проблемы миграции из «горячих точек».

Рассмотрим далее меры по регулированию заработной платы. Воздействие на заработную плату можно рассматривать как общий экономический способ определенного регулирования спроса и предложения. Воздействие на предложение рабочей силы очевидно, поскольку величина заработка во многом определяет и сферу приложения труда, и стремление работать в нескольких местах. С другой стороны, государство, проводя или поддерживая определенную политику в области заработной платы, может влиять на величину и структуру спроса на рабочую силу.

Его вмешательство может быть административным или экономическим. Влияние на продолжительность рабочего времени и оплату единицы рабочего времени обычно носит административный характер; в большинстве развитых стран государство регламентирует максимальную продолжительность рабочей недели и минимальную заработную плату. Эти нормы являются ориентиром при заключении трудового договора между предпринимателями и работниками.

Таким образом, государственная политика в области занятости в России призвана охватывать регулирование заработной платы, стимулирование создания новых рабочих мест и развития предпринимательства, оказание помощи безработным в организации собственного дела, создание сети предприятий защищенной занятости для инвалидов, организацию переподготовки работников, организацию общественных работ, выплату пособий по безработице.[16]

Заключение

Рынок труда - это система конкурентных связей между участниками рынка (предпринимателями, трудящимися и государством) по поводу найма, использования работника в общественном производстве.

Объектом купли-продажи на рынке труда является право на использование рабочей силы, предметом торга является определенный вид способностей человека и продолжительность его применения. Он характеризует также отношения в сфере занятости по поводу обмена функционирующих способностей к труду на денежный эквивалент жизненных средств, то есть на заработную плату.

Составляющими элементами рынка труда являются люди, которые выступают носителями рабочей силы и наделены такими человеческими качествами, как психофизиологические, социальные, культурные, религиозные, политические и др. Эти особенности оказывают существенное влияние на интересы, мотивацию, степень трудовой активности людей и отражаются на состоянии рынка труда.

     Состояние российского рынка труда находится пока еще в начальной стадии своего становления и не может быть отнесено в настоящее время к разряду гибких, а тем более цивилизованных и регулируемых рынков. То есть для нашего рынка характерны стихийное его формирование, становление и развитие, пока еще не сложилась единая инфраструктура рынка труда, что же касается бирж труда (служб занятости), то они занимаются в большей своей части лишь сбором информации о наличии рабочих мест (хотя в ряде городов проводятся так называемые «ярмарки» рабочих мест для молодежи), регистрацией незанятого населения, выдачей пособий по безработице и т.п.

     Развитие ситуации на рынке труда показывает, что центры занятости и биржи труда должны заниматься не только перечисленными выше проблемами, но также и выработкой стратегии и тактики в области занятости, прогнозирования занятости в ее профессионально-квалификационном срезе, регулирование процессов подготовки и переподготовки работников и т.д.

      Государственная политика в области занятости в России призвана охватывать регулирование заработной платы, стимулирование создания новых рабочих мест и развития предпринимательства, оказание помощи безработным в организации собственного дела, создание сети предприятий защищенной занятости для инвалидов, организацию переподготовки работников, организацию общественных работ, выплату пособий по безработице.

Рынок труда представляет собой сложную подсистему рыночной экономики, без которой она не может нормально существовать и развиваться. Следовательно, регулировать рынок труда – значит, прежде всего, поддерживать общественные условия, при которых купля-продажа труда становится необходимой, несмотря на то, что рынок труда является саморегулирующимся, он тем не менее поддается регулированию с помощью механизма управления занятостью, основную роль в котором играет государственная политика.

Политика на рынке труда – это политика, направленная на улучшение функционирования рынка труда с целью сокращения времени поиска работы и заполнения вакантных рабочих мест через воздействие на внутренние факторы функционирования рынка труда.

Основная цель регулирования рынка труда – содействие эффективному распределению и перераспределению рабочей силы по территориям, отраслям и профессиям, оказание помощи населению, прежде всего из числа неконкурентоспособных, в трудоустройстве, социальной поддержке и адаптации к рыночным условиям.

Сегодняшний российский рынок труда характеризуется несбалансированностью и неравновесностью. Перспективы выхода российской экономики из кризисного состояния во многом зависят от выбора модели занятости, применения эффективных методов регулирования рынка труда с целью устранения диспропорций и деформаций.

Список используемой литературы

1. Буланова, В.С. Рынок труда [Текст] / В.С. Буланова, Н.А. Волгина. - М.: Экзамен, 2000. – 158 с.

2. Виды рынка [Электронный ресурс]. - Электронные данные [Б.м.], 2010. Режим доступа: http://www.djerelo.com/index.php?option=com_content&task=view&id=6481&Itemid=224. – Загл. с экрана.

3. Волгина, Н.А. Экономика труда: социально-трудовые отношения [Текст] / Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. - М.: Экзамен, 2002. – 253 с.

4. Воловская, Н.М. Экономика и социология рынка труда / Н.М. Воловская. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 156 с.

5. Государственное регулирование рынка труда [Электронный ресурс]. - Электронные данные [Б.м.], 2010. – Режим доступа:  http://www.bibliotekar.ru/biznes-41/91.htm. - Загл. с экрана.

6. Журавлева, Г.П. Экономика [Текст] / Г.П.Журавлева. - М.: Юристь, 2001. - 252 с.

     7. Ильин, С.С. Основы экономики / С.С. Ильин, Н.Л. Маренков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 269 с.

8.Иохин, В.Я. Экономическая теория [Текст] / В.Я.Иохин. - М.: Юристъ, 2000. – 324 с.

      9. Камаева, М. Развитие рыка труда – неотъемлемый элемент государственной политики. // Человек и труд – 2005, - №5, с. 41-44

10. Кибанов, А.Я. Экономика и социология труда [Текст] / А.Я.Кибанов. - М.: ИНФРА-М, 2004. – 128 с.

11. Корнейчук, Б.В. Рынок труда [Текст] / Б.В.Корнейчук. – М.: Гардарика, 2007. – 152 с.

12. Кузьмина, Ю. Рынок труда требует реформирования / Ю. Кузьмина // Человек и труд. – 2008. - № 6. – С. 18-22.

       13. Маслова, И. Особенности российского рынка труда / И. Маслова // Человек и труд. – 2007. - № 3. – С. 23-26.

14. Томилов, В.В. Маркетинг рабочей силы [Текст] / В.В. Томилов, Л.Н. Семеркова. - СПб., 2001. - 20 с.

15. Остапенко, Ю.М. Экономика труда [Текст] / Ю.М.Остапенко. - М.: ИНФРА-М, 2005. – 247 с.

16. Павленков, В.А. Рынок труда [Текст] / В.А.Павленков. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 126 с.

     17. Попов, А.И. Экономическая теория / А.И. Попов. – СПб.: Питер, 2006. – 454 с.

18. Чапек, В.Н. Рынок труда [Текст] / В.Н.Чапек. – СПб.: Феникс, 2005.- 161 с.

19. Шуркалин, А.К. Основы экономической теории [Текст] / А.К.Шуркалин. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 145 с.

 


[1] Буланова, В.С. Рынок труда [Текст] / В.С. Буланова, Н.А. Волгина. - М.: Экзамен, 2000. – 158 с.

 

[2] Корнейчук, Б.В. Рынок труда [Текст] / Б.В.Корнейчук. – М.: Гардарика, 2007. – 152 с.

 

[3] Журавлева, Г.П. Экономика [Текст] / Г.П.Журавлева. - М.: Юристь, 2001. - 252 с.

 

[4] Воловская, Н.М. Экономика и социология рынка труда / Н.М. Воловская. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 156 с.

 

[5] Иохин, В.Я. Экономическая теория [Текст] / В.Я.Иохин. - М.: Юристъ, 2000. – 324 с.

 

[6] Ильин, С.С. Основы экономики / С.С. Ильин, Н.Л. Маренков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 269 с.

 

[7] Павленков, В.А. Рынок труда [Текст] / В.А.Павленков. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 126 с.

 

[8] Чапек, В.Н. Рынок труда [Текст] / В.Н.Чапек. – СПб.: Феникс, 2005.- 161 с.

 

[9] Остапенко, Ю.М. Экономика труда [Текст] / Ю.М.Остапенко. - М.: ИНФРА-М, 2005. – 247 с.

 

[10] Виды рынка [Электронный ресурс]. - Электронные данные [Б.м.], 2010. – Режим доступа: http://www.djerelo.com/index.php?option=com_content&task=view&id=6481&Itemid=224. – Загл. с экрана.

 

[11] Буланова, В.С. Рынок труда [Текст] / В.С. Буланова, Н.А. Волгина. - М.: Экзамен, 2000. – 158 с.

 

[12] Томилов В.В. Маркетинг рабочей силы [Текст] / В.В. Томилов, Л.Н. Семеркова. - СПб., 2001. - 20 с.

[13] Маслова, И. Особенности российского рынка труда / И. Маслова // Человек и труд. – 2007. - № 3. – С. 23-26.

 

[14] Волгина, Н.А. Экономика труда: социально-трудовые отношения [Текст] / Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. - М.: Экзамен, 2002. – 253 с.

 

[15] Государственное регулирование рынка труда [Электронный ресурс]. - Электронные данные [Б.м.], 2010. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/biznes-41/91.htm. - Загл. с экрана.

 

[16] Государственное регулирование рынка труда [Электронный ресурс]. - Электронные данные [Б.м.], 2010. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/biznes-41/91.htm. - Загл. с экрана.

 



2020-02-03 195 Обсуждений (0)
Проблемы регулирования рынка труда в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы регулирования рынка труда в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)