Принципы регулирования внешних эффектов
Внешние эффекты делятся на положительные и отрицательные эффекты, возникающие в результате как производства, так и потребления товаров и услуг. Положительный внешний эффект имеет место тогда, когда потребление или производство одного субъекта приводит к увеличению полезности (прибыли) других субъектов. Например, вакцинация студентов и учащихся от гриппа приводит к уменьшению числа людей, заболевших гриппом. Отрицательный внешний эффект образуется в случае, если деятельность одного хозяйствующего субъекта вызывает издержки для других. Например, нефтехимический комбинат осуществляет сброс загрязненной воды в реку и травит рыбу, которую вылавливает рыболовецкая артель. Поскольку завод не очищает воду, то его частные предельные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек (рис. 3). Это приводит к тому, что количество выпускаемой продукции фирмой превышает эффективный с точки зрения общества объем выпуска Цена товара, не учитывающая затраты на создание очистных сооружений , оказывается ниже оптимальной цены и позволяет фирме получать незаслуженную прибыль. Площадь треугольника показывает чистые потери общества, возникающие из-за производства продукции больше Существует пять основных способов регулирования отрицательных внешних эффектов. Первый способ - запрет на производство (потребление) некоторых благ. Второй способ - осуществление антирекламы (предупредительные надписи на упаковке сигарет). Рис. 3 - Отрицательный внешний эффект Третий способ - введение налогов на производство (потребление) товаров. Введение налога (T) сдвигает кривую в положение и превращает внешние эффекты во внутренние, а рыночное равновесие - в эффективное . Американский экономист А. Пигу предложил устанавливать налог на каждую единицу продукции, выпускаемой предприятием (налог Пигу) [5]. Рассмотрим следующий пример. Предположим, что фирма производит товар Х в условиях совершенной конкуренции и находится в состоянии равновесия (MR = MC) (рис. 4). Ее предельные издержки МС при оптимальном выпуске не включают затрат на нейтрализацию отрицательного внешнего эффекта. После установления налога на единицу выпускаемой продукции кривая частных предельных издержек МС смещается влево в положение Новое равновесие наблюдается в точке , где пересекаются две кривые: кривая предельных общественных издержек включающая частные и внешние предельные затраты, и новая кривая частных предельных издержек Таким образом, налог Пигу заставит предприятие учитывать внешние затраты и тем самым способствовать достижению общественно-оптимального уровня производства. Для того чтобы этот налог полностью компенсировал негативные для общества последствия, его величина t должна равняться внешним предельным издержкам при общественно-оптимальном выпуске. Рис. 4 - Налог Пигу Четвертый способ - создание рынка на экстернальную продукцию через закрепление собственности на право производить внешние эффекты. Для того чтобы рынок экстерналий мог работать нормально, необходимы два условия: во-первых, пострадавший субъект должен иметь право собственности на использование ресурса, который необходим фирме для производства «вредного» товара. Только в этом случае он сможет препятствовать производству и требовать компенсации за причиненный ущерб. Например, строительство новой дороги в городе требует разрушения домов, находящихся на пути прохождения магистрали. Самый простой способ решения задачи - предоставить жильцам квартиры в этом же районе, не ухудшающие их положения; во-вторых, издержки на проведение переговоров фирмы с пострадавшими субъектами о компенсации не должны быть слишком велики. Если сроки строительства дороги жесткие, то практически невозможно при отсутствии жилья в этом районе удовлетворить потребности жильцов. В этом случае трансакционные издержки слишком велики, и теорема Коуза (регулирование отрицательных внешних эффектов без вмешательства государства в форме выплаты компенсаций источником отрицательных внешних эффектов пострадавшей стороне) не действует. Рассмотрим способы нейтрализации отрицательного эффекта при ситуациях, когда права собственности на объекты, их порождающие, закреплены сначала за нефтехимическим комбинатом, а затем за рыболовецкой артелью. Предположим, что комбинат согласился на снижение объема выпуска с до общественно оптимального выпуска получая сумму денег, способную возместить потери, обусловленные сокращением выпуска (рис. 5). Расстояние между и при характеризует максимальный размер выплат рыбохозяйства комбинату в обмен за его отказ от производства соответствующей единицы продукции. Однако рыболовецкая артель настаивает на сокращении выпуска до и готова заплатить комбинату за каждую непроизведенную дополнительную единицу продукции сумму, равную расстоянию АВ. Сделка не состоится в связи с тем, что каждая дополнительная единица продукции приносит комбинату при выпуске сумму, равную разности между рыночной ценой продукта и частными предельными издержками (отрезок СВ). Она могла бы произойти, если бы суммы компенсации устроили обе стороны. Рис. 5 - Теорема Коуза Приведенный пример показывает применимость теории Коуза и в обратном направлении, когда право собственности на озеро принадлежит рыболовецкой артели. В этом случае предметом соглашений станет размер платежей комбината рыбохозяйству за загрязнение водоема отходами производства. Рыболовецкая артель согласится на загрязнение только в том случае, если платежи комбината будут выше предельных затрат (для рыбохозяйства) на вылов рыбы в условиях загрязнения. Комбинат согласится платить за разрешение на выброс отходов химического производства, если этот платеж будет ниже, чем избыток предельного дохода каждой дополнительно выпущенной единицы продукции над связанными с ее производством предельными затратами (Р – МС). Несмотря на передачу права собственности на водоем, комбинат также выйдет на общественно-оптимальный выпуск продукции Анализ практики использования теоремы Коуза показал ее применимость в тех случаях, когда в соглашения вовлечено небольшое количество участников и источник отрицательных экстерналий можно определить. Пятый способ - интернализация внешнего эффекта, т. е. превращение внешних издержек (нейтрализуемых за счет государственных или иных сторонних средств) в частные, не включающие издержки на нейтрализацию внешнего эффекта. Предположим, что после увеличения сброса отходов в реку, рыболовецкая артель вынуждена ловить рыбу в более отдаленных местах и ее издержки возрастают. Чтобы снизить издержки на выпуск своей продукции, комбинат и рыболовецкая артель решают объединиться. До объединения комбинат выпускал , а после объединения - . На рис. 3 видно, что интернализация внешнего эффекта привела к сокращению выпуска и величины отрицательного внешнего эффекта. Когда внешний эффект оказывает воздействие на благосостояние не одного, а многих субъектов, тогда проблема внешних эффектов переходит в проблему производства общественных благ. Общественные блага - это блага, которые не могут производиться в достаточном количестве частными фирмами, и обладают двумя свойствами: – неисключаемостью, т. е. невозможностью лишить какого-либо индивида возможности пользоваться данным благом, даже по его собственному желанию. Отсюда следует свойство неделимости общественного блага: субъект не может сам выбирать объем потребления блага; – неконкурентностью. С увеличением числа потребителей блага уровень потребления каждого из них не уменьшится. Важнейшей характеристикой общественных благ является территориальная граница их потребления. С точки зрения дифференциации границ потребления выделяются следующие общественные блага: – международные (борьба с загрязнением воздуха и расширением озоновой дыры, стандарты, сокращающие трансакционные издержки, международная стабильность и т. д.); – общегосударственные (оборона страны, охрана общественного порядка, деятельность федеральных исполнительных, законодательных и судебных властей и т. д.); – местные (освещение улиц, озеленение площадей, содержание парков и т. д.) Чистых общественных благ очень мало. В большинстве случаев общественные блага являются смешанными, обладающими чертами как общественных, так и частных благ. Например, услуги по оказанию экстренной медицинской помощи предоставляются бесплатно всему населению, но если машина скорой помощи отправилась к одному больному, то она не может приехать к другому (свойство неисключаемости не работает). Оптимальный объем производства общественных благ - это объем, при котором достигается равенство спроса и предложения (рис. 6) [3]. Роль кривой предложения общественных благ выполняет кривая предельных общественных издержек , состоящая из предельных частных затрат производителя и положительных и отрицательных внешних эффектов производства. Кривая спроса на общественное благо имеет отрицательный наклон, но определяется сложением индивидуальных кривых спроса не по горизонтали, как для частного блага, а по вертикали. Предположим, что в обществе находятся два человека, которые живут в одном доме. Общественное благо - уборка лестницы. На рис. 4 представлены кривые индивидуального спроса двух потребителей и На оси абцисс показано число производимых уборок, а на оси ординат возможные расходы на оплату каждой уборки лестницы. Первый индивид готов заплатить за одну уборку в месяц 30 руб., а за две уборки 50 руб., так как вторая уборка, согласно его кривой спроса, имеет цену, равную 20. Второй индивид готов заплатить за одну уборку 20 руб., а за две - 30 руб. ( ). За третью уборку оба платить не готовы. Суммируем расходы двух субъектов на первую уборку и получим сумму, равную 50 руб. Поскольку общие расходы на уборку равны 80 руб., то суммарная цена второй уборки равна 30 руб. ( ). Соответствующие точки (1 уборка - 50) и (2 уборка - 30) лежат на кривой суммарного спроса на общественное благо Рис. 6 - Оптимальный объем общественного блага Для общественного блага величина совокупного спроса со стороны n-го числа граждан есть в то же время величина индивидуального спроса, так как каждый гражданин потребляет или пользуется этим благом в одной и той же степени, т. е. где - количество потребленного блага каждым субъектом. В данном примере каждый субъект потребляет одно и то же благо, но оценивает его по-разному. Пересечение кривой с кривой МС указывает, что жильцы, проживающие в доме, готовы совместно оплачивать только две уборки в месяц. Если предельные затраты на разовую уборку лестницы одинаковы и равны 30, то оптимальный объем производства равен 2. Основная трудность определения оптимального объема производства общественных благ состоит в том, что предельные выгоды (спрос) от использования товаров невозможно выявить.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (261)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |