Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Верховный суд РФ, суды общей юрисдикции.



2020-02-03 186 Обсуждений (0)
Верховный суд РФ, суды общей юрисдикции. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Статья 19 ФКЗ «О Судебной системе РФ», основываясь на Конституции РФ, определяет, что Верховный Суд РФ:

- осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды;

- в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - также и в качестве суда первой инстанции;

- является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск;

- дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда РФ устанавливаются федеральным конституционным законом.

Верховный суд субъекта РФ в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам и являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.

Статья 21 регламентирует порядок рассмотрения дел районными судами, в качестве судов первой и второй инстанции и определяет, что районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Статья 22 регламентирует деятельность военных судов, которые создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в пределах своей компетенции с рассмотрением дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Статья 28 определяет, что мировой судья, полномочия которого установлены Федеральным законом, в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Верховный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела[10]:

- об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, законодательных и исполнительных органов государственной власти РФ и ненормативных актов, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

- об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки;

- о приостановлении деятельности или ликвидации общероссийских и международных некоммерческих объединений;

- об оспаривании решений Центральной избирательной комиссии РФ и о её расформировании;

- по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

- а также иные дела в соответствии с Федеральными законами.

Верховному Суду РФ подсудны уголовные дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда[11].

Статья 20 ФКЗ «О Судебной системе РФ» определяет, что Верховные суды субъектов РФ в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам и являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.

Статья 21 ФКЗ «О Судебной системе РФ» определяет, что районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям соответствующего судебного района.

Статья 22 ФКЗ «О Судебной системе РФ» определяет, что военные суды создаются по территориальному принципу и осуществляют судебную власть там, где федеральным законом предусмотрена военная служба и рассматривают дела в пределах своей компетенции.

Деятельность мировых судей в РФ регламентируется ФЗ РФ «О мировых судьях в РФ». В соответствии со статьей 3, 4 указанного ФЗ мировой судья, в пределах соответствующего судебного участка, рассматривает в первой инстанции:

- уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы;

- дела о выдаче судебного приказа;

- дела о расторжении брака, при отсутствии спора о детях;

- дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей;

- дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел в отношении интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей;

- дела об административных правонарушениях.

Судебная деятельность присяжных заседателей регулируется ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ»[12], который определяет, что граждане РФ имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел. Требования к присяжным заседателям определены в статье 3 указанного закона, а именно: достигшие возраста 25 лет; не имеющие непогашенной или неснятой судимости; не признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; не имеющие противопоказаний медицинских учреждений; не подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; владеющие языком, на котором ведется судопроизводство.

Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в порядке, установленном УПК РФ, один раз в год на десять рабочих дней либо на все время рассмотрения соответствующего дела. На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные соответствующим законодательством.

Одним из направлений судебно - правовой реформы в России является создание специализированной системы по делам несовершеннолетних ювенальной юстиции.

Система ювенальной юстиции - это совокупность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, должностных лиц, неправительственных некоммерческих организаций, осуществляющих на основе установленных законом процедур действия, нацеленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего).

В рамках системы ювенальной юстиции осуществляются программы, проекты и мероприятия социального, педагогического, юридического, психологического и медицинского характера, направленные на профилактику противоправного поведения и реабилитацию ребенка.


Арбитражные суды РФ

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

В соответствии с ФКЗ «О Судебной системе РФ» Высший Арбитражный Суд РФ определен высшим судебным органом по разрешению экономических споров и высшей судебной инстанцией к нижестоящим арбитражным судам и апелляционным судам; органом, осуществляющим надзор за деятельностью арбитражных судов. Указанным ФКЗ обозначена структура арбитражной судебной системы, состоящей из Высшего арбитражного суда, Федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражный суда субъекта РФ, рассматривающих дела каждый в пределах своей компетенции.

Деятельность арбитражной судебной системы регулируется ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»[13], который определяет основные задачи системы арбитражных судов РФ, таких как защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических и физических лиц в сфере предпринимательства и экономической деятельности. Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов обязательны и подлежат исполнению на всей территории РФ.

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, его заместители и другие судьи назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Иные судьи назначаются на должность в порядке, установленном ФКЗ «О судебной системе РФ" и ФЗ "О статусе судей в РФ", с соблюдением установленных требований.

Высший Арбитражный Суд РФ, в соответствии с собственными полномочиями рассматривает в первой инстанции:

- дела об оспаривании нормативных правовых актов и о признании недействительными ненормативных актов Президента РФ, законодательных и исполнительных органов государственной власти в сфере предпринимательской и экономической деятельности;

- экономические споры между РФ и субъектами РФ, между субъектами РФ;

- обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности нормативных актов и договоров;

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов.

На территории РФ действует 10 округов, к которым причислены все субъекты РФ. Федеральный арбитражный суд округа проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ и арбитражными апелляционными судами.

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции. В РФ действуют двадцать арбитражных апелляционных судов. В Северо-Западном судебном округе действуют тринадцатый и четырнадцатый. В составе тринадцатого арбитражные суды Калининградской области, Мурманской области, Республики Карелия, Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Арбитражные суды субъектов РФ действуют и осуществляют полномочия по рассмотрению в первой инстанции всех дел, подведомственных арбитражным судам в РФ, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ и пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступившие в законную силу судебных актов.


Прокуратура РФ

 

Прокуратура РФ определена в статье 129 Конституции РФ, как единая централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ, назначаемому на должность и освобождаемому от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. В Конституции РФ закреплено, что прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ, причем прокурор субъекта РФ назначается по согласованию с соответствующими субъектами РФ.

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются ФЗ «О Прокуратуре РФ»[14], в соответствии с которым обеспечиваются принципы верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

В соответствии с указанным законом прокуратура РФ осуществляет:

- надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями;

-надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

-надзор за исполнением оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия;

-надзор за исполнением законов судебными приставами;

-надзор за администрациями учреждений, исполняющих наказание;

-уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

-координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

-участвует в рассмотрении дел судами в соответствии с процессуальным законодательством РФ.

Требования к осуществлению полномочий:

-независимость от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

-гласность, если это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, о государственной тайне;

-прокурорские работники не могут быть членами выборных органов;

-прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели;

-прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок, а неисполнение требований влекут за собой установленную ответственность.

Представители прокуратуры РФ вправе участвовать в заседаниях палат Федерального Собрания РФ, законодательных и исполнительных органов субъектов РФ, представительных органов местного самоуправления.

В 2009 году в ФЗ «О прокуратуре РФ» введена новая статья 9.1 «Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов»[15]. При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов, прокурор выдвигает органу, организации или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, прокуратуры городов и районов, военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий.

Системой прокуратуры РФ руководит Генеральный прокурор РФ, который издает обязательные для исполнения всеми прокурорскими работниками ведомственные акты, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ и несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры соответствующим ФЗ. Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур. Прокуроры городов с районным делением руководят деятельностью районных и приравненных к ним прокуратур.

В случаях, предусмотренных процессуальным законодательством РФ, прокурор участвует в рассмотрении дел судами, выступает в качестве государственного обвинителя, также может вступить в дело в любой стадии процесса.

В систему органов прокуратуры РФ входят органы военной прокуратуры. Систему органов военной прокуратуры составляют: Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ - Главным военным прокурором, военные прокуратуры военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ; в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры РФ, осуществление функций прокуратуры может быть возложено Генеральным прокурором РФ на органы военной прокуратуры. Полномочия военных прокуроров осуществляются на основе независимости от командования и органов военного управления в соответствии с законодательством РФ. Военные прокуроры также обладают полномочиями участвовать в заседаниях военных коллегиальных органов; назначать вневедомственные ревизии и проверки; проверять законность содержания осужденных, арестованных и задержанных военнослужащих в местах их содержания и немедленно освобождать незаконно содержащихся там лиц.

В систему органов прокуратуры РФ входит Следственный комитет при Прокуратуре РФ[16], который, являясь органом прокуратуры, обеспечивает исполнение федерального законодательства об уголовном судопроизводстве. Систему Следственного комитета при прокуратуре РФ составляют: Главное следственное управление, управления по субъектам РФ, военным округам, районам и городам. Следственный комитет возглавляет первый заместитель Генерального прокурора РФ - Председатель Следственного комитета, который также назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.


Заключение

 

Формирование судебных органов РФ, как нового государства, началось с момента принятии Конституции РФ 12 декабря 1993 года.

За прошедший период приняты соответствующие Конституционные федеральные законы и федеральные законы, регламентирующие деятельность судов. Начала работать система судов присяжных, ювенальных судов.

Стоит отметить, что за этот период в основные федеральные конституционные законы и федеральные законы, регулирующие деятельность соответствующих федеральных судов внесены множество изменений и поправок.

Например, в федеральные конституционные законы:

«О судебной системе РФ» - 3,

«О Конституционном Суде РФ» - 6,

«Об арбитражных судах РФ» - 6;

и федеральные законы:

«О статусе судей в РФ» - 18,

«О мировых судьях в РФ» - 9,

«О прокуратуре РФ» - 23,

«О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» - 2. (использованы сведения из справочно–правовой системы «Консультант Плюс»).

Однако вызывает недоумение, что до сих пор действуют статьи Закона РСФСР «О судоустройстве» от 8 июля 1981 года, хотя и с оговоркой – в части, не противоречащей Законодательству РФ.

Тенденция выделения судебной власти в отдельную публичную власть явно прослеживается в эволюции российских судов в результате проведения судебной реформы в течение последнего десятилетия. В связи с этим следует заметить такие конституционно-правовые новеллы, как признание и закрепление особого статуса судей, создание и развитие органов судейского сообщества и органов организационного обеспечения деятельности судов, укрепление значения судов и судей в процессуальной сфере.

Вырисовывается система дифференциации публичной власти, представленной в современной России как государством и местным самоуправлением, так и по-настоящему независимым судом. Суд, долгое время считавшийся исключительно частью государственного аппарата, в новых условиях имеет все основания и должен стать особым публично-властным институтом, навсегда отделенным от государства.



2020-02-03 186 Обсуждений (0)
Верховный суд РФ, суды общей юрисдикции. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Верховный суд РФ, суды общей юрисдикции.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)