Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предпосылки к разработке реформы



2020-02-03 198 Обсуждений (0)
Предпосылки к разработке реформы 0.00 из 5.00 0 оценок




Основной целью реформы жилищного сектора в России является выход государства из этого сектора экономики. Передача государством ряда функций, не являющихся его обязательной прерогативой, рассматривается необходимым условием успеха реформы в долгосрочном плане. Это позволит сократить размер необходимой государственной поддержки сектору, в том числе создаст условия для повышения эффективности. Сброс обязательств государства за годы реформы ЖКХ нарастает: в настоящее время из 52 тысяч предприятий, на которых работает 4 200 тысяч человек, 23 тысячи – уже находятся в частных руках. Одна из причин такой тактики государства, бравшей на себя во время социализма сферу ЖКХ, – угрожающая запущенность жилищно-коммунального хозяйства. Износ коммуникаций и инженерных сетей жилого фонда РФ колеблется по официальным данным в районе 60 процентов. То есть физический износ котельных, водопровода и канализации составил более 60 процентов. А очистных сооружений, трансформаторных подстанций и улично-дорожной сети чуть менее 60 процентов. 12-15 процентов жилого фонда нуждается в капремонте. Из-за этого только в 2004 году ЖКХ теряло до 30 процентов водопроводной воды, 18 процентов электроэнергии. Серьезная проблема – собираемость коммунальных платежей. Собираемость снизилась до 83 процентов, что привело к дефициту средств у предприятий ЖКХ. Бюджетные ассигнования не выделялись, оплата работы предприятий ЖКХ осуществляется только за счет населения.

Дебиторская задолженность ЖКХ лишь на 24 процента сформирована неплатежами населения, остальное – долги бюджетов. Долги эти возникают в результате «ножниц» между дотируемыми средствами и постоянным ростом тарифов.

В разных регионах финансирование работ колеблется от 25 до 75 процентов необходимых сумм, а в целом по стране дефицит средств составляет около 7 миллиардов рублей в месяц. Угроза холодной зимы подпитывается растущими долгами предприятий ЖКХ. С начала 2005 года кредиторская задолженность предприятий ЖКХ увеличилась на 28 миллиардов рублей, а дебиторская на 46 миллиардов рублей. В абсолютных цифрах эта задолженность выглядит и вовсе пугающей: соответственно 335 и 314 миллиардов рублей. [14, с. 103].

История с реформированием и модернизацией ЖКХ еще раз дока­зывает, что у Правительства отсутствует ясное и четкое представление о том, как надо проводить реформу в отрасли. В такой ситуации коммунальная реформа оказа­лась, кроме прочих важных факторов, несостоятельной еще по двум причинам.

1. По вине разработчиков и проводников коммунальной реформы, которые на волне рыночных преобразований некритически отнеслись к идее конкуренции в коммунальной деятельности, реформа оказалась в руках некомпетентных руководителей, которым чужды интересы от­расли и населения.

2. Из-за полного отсутствия научно обоснованных методов рефор­мирования отрасли ЖКХ. Научная общественность в этой сфере не была готова противостоять натиску рыночных идей в коммунальную деятельность, предложить ей взамен конструктивную и научно обосно­ванную концепцию преобразований, обеспечивающих безболезненную адаптацию предприятий отрасли к новому рыночному окружению.

В условиях переходного периода экономическая наука также не проявила никакой инициативы в изучении и решении проблем жилищно-коммунальной реформы. Отчасти это можно объяснить тем, что власть по существу пренебрегает академической наукой, в особенности той ее частью, которая занимается экономической теорией. Она в ней не нуждается. С другой стороны, экономисты-академики действительно сильно подорвали веру в силу экономической науки еще в период перестройки.

Отраслевые особенности коммунальной деятельности приближают ее к плановой экономике. Жилищно-коммунальное хозяйство больше, чем другие сферы была приспособлена для существования в условиях плановой экономики, к регулированию. Ее жизнеспособность определилась тем, что она была замкнута на конкретно заданный спрос на конкретной территории с конкретным числом потребителей. Она в СССР 80-х годов была единственной бездефицитной отраслью, которая полностью обеспечивала потребности людей в своей продукции. Но она была столь же расточительной, как и вся плановая экономика. Ее расточительность была обусловлена отсутствием того же эффективно­го механизма регулирования цен, по причине которого приходила в упадок вся экономическая жизнь страны. Однако для конкурентных отраслей был уже готовый механизм независимой системы цен в фор­ме закона спроса и предложения, эффективность которого подтвер­ждалась практикой капиталистического пути развития других стран, в т.ч. России до октября 1917 года. Но выбор этого пути потребовал отказа от плановой системы хозяйствования, разрушения прямых хо­зяйственных связей. И Россия сделала свой выбор. А переход ЖКХ к конкурентным отношениям не состоялся и не мог состояться в силу специфичности экономических отношений в этой сфере. Неудача ком­мунальной реформы и состоит в том, что до сих пор эта истина не осознается ни руководящей элитой, ни представителями отраслевой науки. [17, с. 89].

2.2. Общая концепция коммунальной реформы

В основе концепции коммунальной реформы лежит следующая простая коллизия: Россия переходит на рыночную экономику, и все сферы деятельности, имеющие целью производство товаров (услуг) на продажу, должны переориентироваться на рыночные принципы. В условиях рынка производитель товара и его потребитель вступают в непосредственные отношения и к взаимной своей выгоде определяют цену, по которой первый продает, а второй покупает товар. В условиях свободного рынка производитель не продает товар ниже той стоимости (затрат), по которой обошлось его производство, а покупатель приобрета­ет товар, только уплатив за него полную стоимость. Предприятие про­изводит и успешно торгует до тех пор, пока цена возмещает его расхо­ды на производство товара и приносить нормальную для него прибыль, а покупатели довольствуются той ценой, которая позволяет удовлетво­рять им свои потребности в данном товаре. Свободно колеблющаяся на рынке цена (в зависимости от того, как много покупают и продают данный товар) выступает регулятором отношений между продавцом и покупателем.

Однако в случае с коммунальными услугами все происходит по­-другому. Существующие экономические отношения в ЖКХ страны не совместимы с рынком. Коммунальные услуги реализуются по стоимо­сти, в которой учтены не все расходы. Несмотря на это, население оплачивает услуги лишь частично, другая часть стоимости возмещается пред­приятиям из бюджета в виде дотаций. Еще одну часть стоимости услуг предприятия выручают от реализации услуг производственным потре­бителям, в тариф для которых они включают часть недоплаченной населением суммы (перекрестное субсидирование). Такая запутанная система отношений приносит вред всем. Для коммунальных предпри­ятий она не выгодна, потому что выручаемых таким образом средств им все равно не хватает, даже на поддержание хозяйства в пригодном для эксплуатации состоянии, не говоря о его развитии или реконструк­ции. Выигрыш населения также иллюзорный, потому что преимущест­во низких тарифов на услуги перекрывается для него бременем высо­ких налогов с зарплат и высоких цен на промышленные и продоволь­ственные товары. Страдают от этого и бюджеты городов и регионов, для которых рост расходов на ЖКХ приводит к вынужденному сокра­щению средств, идущих на финансирование социальных нужд. Един­ственно возможным для всех выходом при такой ситуации в отрасли представляется переход коммунальных предприятий на прямые отно­шения со своими потребителями, то есть на самофинансирование. По­следнее предполагает, во-первых, повышение тарифов до уровня, по­крывающего все издержки предприятия на производство и реализацию услуг, включая инвестиционную составляющую, во-вторых, переход на 100-процентную оплату стоимости услуг населением и соответственно прекращение дотаций из бюджета на содержание жилищно-коммунального хозяйства. [18, с.112].

2.3. Этапы развития реформы жилищно-коммунального хозяйства

Процесс реформирования с 1989 по 1992 год осуществлялся фрагментарно. Данный период можно рассматривать как подготовительный.

Начало официального реформирования началось в 1992 г. Его можно принять в качестве первого этапа реформирования.

Данный этап начался в связи с принятием Закона РФ «Об основах Федеральной жилищной политики» (декабрь 1992 г.) и разработанной на его базе «Государственной целевой программы «Жилище» (июнь 1993 г.).

В этих документах были определены цели новой жилищной политики и принципы реформирования жилищной сферы в России. Основные усилия были направлены на проведение приватизации и постепенное повышение доли платежей населения за жилье и коммунальные услуги.

 

Таблица 1. Первый этап реформирования сферы ЖКХ

№ п\п Наименование документа Наименование целей Реализация целей Примечания
1. Государственная целевая программа «Жилище» (Постановление Совета Министров - Правительство РФ от 20 июня 1993 г. № 595 (в ред. Постановления Правительства РФ 1.Создание полнокровного рынка жилья. 2. Создание широкого слоя собственников жилья. 3.Развитие конкуренции в сфере эксплуатации жилья. 4. Переход на 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг. 1. Реализована. 2 Реализована. 3. Не реализована. 4.Не реализована (в рамках данного этапа - см. последующие пункты). Все эти меры должны были, в конечном счете, привести к освобождению государства от функции бюджетного обеспечения жилищной сферы

Продолжение таблицы 1

  от 26. 11. 93 № 1238, в ред. распоряжений Правительства РФ от 07. 10. 1993 № 1762-р)     и переводу ее на самоокупаемость и самофинансирование.
2. «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг» (постановление Правительства РФ № 935 от 22. 09. 1993 г.) К концу 1998 г. население должно было оплачивать жилье и коммунальные услуги в размере 100-процентной их стоимости с одновременным применением мер социальной защиты граждан. Не реализована   Правительство Постановлением «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг» .№ 707 от 18 июня 1996 г. перенесло этот срок на 2003 г. В 1999 г. был принят федеральный закон № 113-ФЗ, который установил новый срок окончания перехода населения на 100-процентную оплату услуг - 2008 г.
3. «Основные направления нового этапа реализации государственной целевой программы «Жилище» (Указ Президента РФ № 431, март 1996 г.) Усиление социальной защиты малоимущих граждан. Реализована  
4. «Концепция жилищно-коммунальной реформы в Российской Федерации» (далее Концепция-97) -(Указ Президента РФ № 425, 28 апреля 1997 г.) 1. Обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества. 2. Снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг. 3. Смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при 1. Реализована. 2. Не реализована. 3. Реализована в части поэтапного повышения доли оплаты, но не реализована по срокам перехода на 100-процентную оплату. Основными способами достижения целей являются: · cовершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в ЖКХ; · переход на договорные отношения,

Продолжение таблицы 1

    переходе отрасли на режим безубыточного функционирования (поэтапный переход на 100-процентную оплату тарифов в 2003 г.)   · развитие конкурентной среды; · совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в т.ч. установление повышенных тарифов за сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное. потребление КУ, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья; · совершенствование социальной защиты населения.
5 «Программа демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998-1999 годы», (Постановление Правительства-конец 1997 г.)   Не реализована  
6. «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» (Постановление Правительства РФ № 887 от 2 августа 1999 г.) Определяет: · структуру платежей граждан; · дополнительные меры социальной защиты граждан; · обязательность проведения экспертизы экономической обоснованности тарифов; · создание расчетно-кассовых центров по сбору и обработке платежей и др. Не реализована Структура платежей включает плату за: · содержание и текущий ремонт жилищного фонда; · капитальный ремонт жилищного фонда; · наем жилья (для нанимателей жилья); · водоснабжение; · водоотведение; · теплоснабжение; · горячее водоснабжение; · электроснабжение и др.

Все эти меры должны были, в конечном счете, привести к освобождению государства от функции бюджетного обеспечения жилищной сферы и переводу ее на самоокупаемость и самофинансирование.

В политическом отношении 1996 г. был сложным: проис­ходили выборы президента страны. Поэтому намечавшееся на вторую половину года резкое повышение ставок жилья и тарифов на комму­нальные услуги Правительство не смогло провести в жизнь без соот­ветствующей подготовки общественного мнения относительно необ­ходимости срочных преобразований в коммунальной сфере и без пере­смотра программных документов. В начале 1997 г. такой документ был подготовлен и утвержден Указом Президента РФ (№ 425, апрель 1997 г.) под названием «Концепция жилищно-коммунальной рефор­мы в Российской Федерации» (далее Концепция-97). Для реализации положений Концепции-97 Правительством РФ было издано постанов­ление и образована Федеральная комиссия по коммунальной реформе, на которую были возложены задачи координации деятельности по отработке механизмов реализации реформы ЖКХ, обеспечения оперативного рассмотрения и подготовки решений по вопросам преобразований в отрасли.

Авторы Концепции-97 попытались дать жилищно-коммунальной реформе более конкретный характер, сосредоточив все внимание на проблеме эксплуатации жилья и сферы коммунальных услуг.

Вместе с тем, Концепция-97 сохранила в неприкосновенности цели и принципы, сформированные в Законе «Об основах федеральной жи­лищной политики РФ» и «Государственной целевой программе «Жилище» и касающиеся проблем развития рыночных отношений в жи­лищной сфере и социальной защиты малоимущих граждан. В конце 1997 г. в развитие реформы была разработана и утверждена Прави­тельством «Программа демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998-1999 годы», которая должна была служить основой для подготовки региональных и мест­ных программ по реализации основных целей реформы. Она преду­сматривала также разработку нормативно-законодательных актов и методических материалов по регулированию и развитию реформы на местах.

Августовский экономический кризис 1998 г. вновь осложнил проведение коммунальной реформы. Правительство вынуждено было отодвинуть сроки ее реализации до 2008 г. В последующие годы, вплоть до весны 2001 г., наступило относительное затишье в коммунальной реформе.

Концепцией-97 предусмотрен поэтапный переход на полную оплату жилья и коммунальных услуг на период 1997-2003 годов.

Для определения объема финансирования из федерального бюджета Концепцией установлены федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.

В марте 2001 г. Госстрой получает задание Правительства РФ на разработку Программы реформирования ЖКХ РФ, которая в конце мая того же года была представлена на обсуждение. Она обсуждалась также на Президиуме Госсовета с участием губернаторов. С принятием этой Программы открывается новое десятилетие коммунальной ре­формы в России.

Таблица 2. Этапы коммунальной реформы в РФ по степени важности

Этапы Содержание Цели
1. Приватизация жилья Передача муниципального и ведомственного жилья в собственность жильцов а) создание частной собст­венности на жилье; б) создание рынка вторич­ного жилья
2. Переход на новую систему оплаты жилья и коммуналь­ных услуг 1. Повышение ставок и тарифов до экономически обоснованного уровня 2. 100-процентная оплата стоимости жилья и коммунальных услуг потребителями а) создание условий для самоокупаемости и само­финансирования комму­нальных предприятий; б) освобождение бюджета от расходов на ЖКХ
3. Демонополизация коммунальной дея­тельности 1. Дробление коммуналь­ных предприятий 2. Разгосударствление предприятий ЖКХ 3. Конкурсы, переход на договорные отношения а) создание конкурентной среды в отрасли; б) снижение затрат на производство и предоставление коммунальных услуг; в) стимулирование энерго- и ресурсосбережения

Многие экономисты и политики объясняют неудачу (или, как гово­рят, «медленный ход») коммунальной реформы сложной экономиче­ской ситуацией в стране, не позволившей поднять доходы населения на должный уровень. Говорят, реформа оказалась неподъемной для насе­ления, подразумевая при этом, что положенные в ее основу принципы сами по себе не могут подвергаться сомнению. Это неверное объясне­ние. На самом деле коммунальная реформа провалилась, и в этом, несмотря на все привходящие обстоятельства, повинна, прежде всего, ошибочность ее концептуальных основ.

Один из основных принципов Концепции состоит в предположе­нии, что коммунальные услуги ничем не отличаются от рыночных товаров, и поэтому вполне естественен перевод предприятий отрасли на рыночные принципы работы. Однако это положение требует науч­ного осмысления и доказательства, поскольку ложные предпосылки авторов могли только вредить отрасли, усилить ее кризис, как это и случилось на практике.

Другой принцип, положенный в основу коммунальной реформы - создание конкурентной среды в коммунальном хозяйстве городов. Здесь также проявилось незнание теории и полное пренебрежение особенностями коммунальной деятельности авторами концепции. В коммунальной деятельности отпуск цен на свободу не создает конкурентной ситуации, как это происходит в других сферах деятельности экономики.

Ошибочным является также и положение, декларируемое в прави­тельственных документах, будто коммунальные предприятия, получив самостоятельность, становятся заинтересованными в сокращении из­держек, в результате чего появляется возможность снижать тарифы. Снижение тарифов противоречит экономическим интересам коммуналь­ных предприятий. При существующих формах экономических отноше­ний,- а реформа не вносит каких-либо изменений в эти отношения, - предприятия остаются заинтересованными в повышении тарифов.

Концепция полностью игнорирует принцип экономической само­стоятельности муниципальных предприятий, их экономические инте­ресы. Однако без прямого включения их экономических интересов в систему мер по реформированию отрасли нельзя рассчитывать на успех проводимых преобразований. Она сохраняет в неприкосновенности также затратные принципы ценообразования на коммунальные услуги и таким образом закрепляет существующие противоречия в экономическом механизме.

Новая система оплаты жилищно-коммунальных услуг, которую Концепция предлагает использовать при расчетах с населением, осно­вана, как и существующая, на уравнительном принципе. Она не решает удовлетворительно ни одной проблемы, связанной с упорядочением оплаты услуг потребителями, стимулированием роста эффективности производства а также энерго- и ресурсосбережением, социальной поддержкой малоимущих. [19, с. 108].

 

 



2020-02-03 198 Обсуждений (0)
Предпосылки к разработке реформы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предпосылки к разработке реформы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)