Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Преступления, посягающие на авторитет государственной власти и неприкосновенность государственной границы



2020-02-03 589 Обсуждений (0)
Преступления, посягающие на авторитет государственной власти и неприкосновенность государственной границы 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение. 3

1. Преступления, посягающие на авторитет государственной власти и неприкосновенность государственной границы.. 4

2. Преступления, посягающие на нормальную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления. 14

3. Преступления, посягающие на установленный порядок ведения официальной документации. 20

Заключение. 25

Библиографический список. 27

 

Введение

Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что посягательства на нормальную деятельность органов законодательной и исполнительной власти препятствуют выполнению их функций, причиняют значительный вред порядку управления. Наиболее опасные посягательства такого рода законодатель относит к уголовно-противоправным деяниям.

Исходя из актуальности темы исследования, целью работы является изучение преступлений против порядка управления. При этом данная цель достигается путем решения следующих задач:

1. Рассмотреть составы преступлений, посягающих на авторитет государственной власти и неприкосновенность государственной границы.

2. Дать характеристику составам преступлений, посягающих на нормальную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Выяснить характеристику преступлений, посягающих на установленный порядок ведения официальной документации.

Теоретической основой моей работы являются труды А.И. Коробеева «Российское уголовное право», А.И. Рарога «Уголовное право», В.М. Лебедева «Комментарий к УК РФ» и других ученых, а также нормативно – правовые акты и материалы судебной практики.

Методологическая база работы представлена такими методами научного познания как анализ, синтез, толкования норм права и др.

Структура работы состоит из введения, трех параграфов, заключения и библиографического списка.

 

 

Преступления, посягающие на авторитет государственной власти и неприкосновенность государственной границы

Для начала необходимо определить, что к данной группе преступлений относятся преступления предусмотренные ст. 317, 318, 319, 322, 323 УК РФ, такие как:

1. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа;

2. Применение насилия в отношении представителя власти;

3. Оскорбление представителя власти;

4. Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации;

5. Противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации.

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ, является установленный нормативными актами порядок осуществления деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Дополнительным объектом является жизнь конкретного сотрудника правоохранительных органов, военнослужащего или их близких. Потерпевшие указаны в диспозиции в альтернативной форме, это могут быть:

а) сотрудник правоохранительного органа;

б) военнослужащий;

в) близкие этих лиц.

К сотрудникам правоохранительных органов относятся штатные сотрудники различных служб и подразделений органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, службы внешней разведки РФ, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотиков, постоянно или временно осуществляющих деятельность по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности. Следует иметь в виду, что посягательство на жизнь государственных деятелей (министра МВД РФ, директора ФСБ и т.п.) квалифицируется по ст. 277 УК РФ, а посягательство на жизнь лиц, участвующих в отправлении правосудия (прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава) квалифицируется по ст. 295 УК РФ. [1]

При этом, согласно п. 5 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 22 сентября 1989 г. № 9 «О применении судами законодательства об ответственности за посягательства на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников, а также военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка»[2] под исполнением обязанностей по охране общественного порядка следует понимать: несение постовой или патрульной службы на улицах и в общественных местах; поддержание порядка во время проведения демонстраций, митингов, зрелищ, спортивных соревнований и других массовых мероприятий, при ликвидации последствий аварий, общественных и стихийных бедствий; предотвращение или пресечение противоправных посягательств. При этом такая деятельность должна носить законный характер, т.е. осуществляться с соблюдением установленного законом порядка. Если действия виновного были реакцией на явно незаконные действия лиц, охраняющих общественный порядок или обеспечивающих общественную безопасность, то содеянное при наличии к тому оснований может быть квалифицировано как преступление против личности.

Военнослужащие — это лица, проходящие службу в Вооруженных Силах РФ, иных войсках или воинских формированиях, которые постоянно или временно осуществляют деятельность по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности. Такие обязанности осуществляют, как правило, военнослужащие внутренних войск МВД РФ. Военнослужащие других войск временно могут быть привлечены к охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности.

Близкими указанных лиц признаются:

а) близкие родственники — супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки (ст. 5 УПК РФ);

б) лица, состоящие в ином родстве или свойстве (дядя, тетя, племянники, двоюродные братья и сестры, родственники супруга или супруги — его (ее) родители, братья, сестры);

в) иные лица, жизнь, здоровье и благополучие которых заведомо для виновного дороги потерпевшему в силу сложившихся личных отношений (друг, невеста, учитель).

Объективная сторона состава преступления определяется как посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего либо их близких. По разъяснению высших судебных инстанций, под посягательством на жизнь надлежит рассматривать убийство или покушение на убийство. Такие действия независимо от наступления преступного результата следует квалифицировать как оконченное преступление. При убийстве состав преступления — материальный. В части покушения на убийство состав преступления является формальным.

Посягательство на жизнь потерпевшего может быть совершено как во время исполнения сотрудником правоохранительного органа или военнослужащим обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, так и после этого, когда они не исполняют данных обязанностей (например, в нерабочее время, во время отпуска, после увольнения).

Субъектом преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Если посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или его близких осуществляет лицо в возрасте от 14 до 16 лет, то его действия подлежат квалификации по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Субъективная сторона анализируемого состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что он посягает на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких и желает этого.[3]

Альтернативно обязательными признаками субъективной стороны состава преступления являются: а) цель — воспрепятствование законной деятельности сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности, либо б) мотив — месть за указанную деятельность.

Цель воспрепятствования законной деятельности сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности означает стремление виновного предотвратить (не допустить в будущем) или прекратить (прервать в настоящем) осуществление этими лицами указанной деятельности.

Мотив мести за указанную деятельность означает такое внутреннее побуждение виновного, которое определяет его стремление отплатить потерпевшему за осуществленную деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Данный состав отсутствует, если посягательство совершается только из-за того, что потерпевший является сотрудником правоохранительных органов или военнослужащим.

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 318 УК РФ, является установленный нормативными актами порядок осуществления возложенных на конкретного представителя власти должностных управленческих обязанностей. Дополнительным объектом является здоровье конкретного представителя власти или его близких. Потерпевшими в рамках данного состава преступления выступают: 1) представитель власти; 2) близкие представителя власти.

Представителем власти согласно Примечанию к рассматриваемой статье признается:

а) должностное лицо правоохранительного органа;

б) должностное лицо контролирующего органа;

в) иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Понятие должностного лица раскрывается в Примечании 1 к ст. 285 УК РФ. Правоохранительные органы — это органы внутренних дел, прокуратура, Федеральная служба безопасности, федеральные органы государственной охраны, служба внешней разведки РФ, таможенные органы и др. Контролирующие органы — это органы налогового, иммиграционного, санитарно-эпидемиологического, ветеринарного контроля и т.п. К иным должностным лицам следует относить лиц, осуществляющих исполнительную власть, наделенных правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями, независимо от их ведомственной подчиненности (руководители исполнительных органов субъектов РФ или их структурных подразделений и т.п.).

Понятие близких лиц раскрывалось при анализе состава преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ.

Объективная сторона состава преступления в ч. 1 рассматриваемой статьи характеризуется деянием, которое может быть выражено в любом альтернативном действии: а) применение насилия, не опасного для жизни или здоровья; б) угроза применения насилия.

Под насилием, не опасным для жизни или здоровья, понимается совершение действий насильственного характера, не связанных с причинением вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, но причиняющих потерпевшему физическую боль, связывание, ограничение свободы, побои.

Под угрозой применения насилия следует понимать действия (например, демонстрацию оружия) или высказывания виновного, выражающие намерение применить насилие в отношении представителя власти или его близких. По своему содержанию угроза может быть различной и выражаться в угрозе нанесения побоев, причинения вреда здоровью различной степени тяжести, убийством.

Во второй части ст. 318 УК РФ объективная сторона состава преступления характеризуется применением насилия, опасного для жизни или здоровья, т.е. такого, которое по своему содержанию объективно было способно причинить вред жизни или здоровью (выталкивание с высокого этажа, из движущегося автомобиля, нанесение ударов в жизненно важные органы), либо причинило легкий, средней тяжести вред здоровью, а также неквалифицированный тяжкий вред здоровью[4].

Говоря о составе преступления стоит отметить, что он формальный. Преступление окончено с момента совершения любого действия или их совокупности, вне зависимости от наступления последствий.

Субъектом преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Кроме этого, к обязательным субъективным признакам относится осознание того, что такие действия совершаются в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Иными словами, виновный преследует особую цель - воспрепятствовать исполнению должностных обязанностей представителем власти, либо руководствуется особыми внутренними побуждениями (мотивами) - месть за исполнение таких обязанностей представителем власти.

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст.319 УК РФ, является авторитет органов государственной власти или местного самоуправления. Дополнительный объект — честь и достоинство конкретного представителя власти.

Объективная сторона состава преступления характеризуется тремя признаками: общественно опасными действиями, обстановкой совершения преступления и временем его совершения.

Действия состоят в оскорблении потерпевшего, т.е. в унижении его чести и достоинства, выраженном в неприличной форме. Это может быть совершено в устной, письменной форме, а также путем определенных действий (плевок в лицо, пощечина, неприличный жест).

Необходимым признаком объективной стороны является обстановка публичности. Судебная практика исходит из того, что оскорбление является публичным, если оно совершено в присутствии хотя бы одного постороннего лица, не имеющего отношения к органу власти, представителем которого является потерпевший. Кроме этого, к объективным признакам данного состава преступления относится время совершения преступления — во время исполнения представителем власти своих должностных обязанностей.

Состав преступления — формальный. Преступление признается оконченным с момента совершения любого действия оскорбительного характера, вне зависимости от наступления последствий.

Субъектом преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Субъективная сторона состава преступления предполагает вину в форме прямого умысла. Виновный осознает, что оскорбляет именно представителя власти и желает этого. Альтернативным со временем признаком совершения преступления является особый мотив — в связи с исполнением представителем власти своих должностных обязанностей (такое оскорбление может совершаться и после исполнения представителем власти своих должностных обязанностей). Если оскорбление наносится в связи с личными неприязненными отношениями, то деяние квалифицируется по ст. 130 УК РФ.

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 322 УК РФ, является установленный нормативными актами порядок пересечения Государственной границы РФ.

Объективная сторона состава преступления характеризуется совершением действий, состоящих в пересечении Государственной границы России: а) без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо б) без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ.

Обязательным признаком объективной стороны этого состава преступления является место совершения преступления — государственная граница. Государственная граница РФ — это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.[5]

Состав преступления — формальный. Преступление считается оконченным с момента, когда лицо пересекло Государственную границу РФ вне зависимости от направления пересечения.

Субъект преступления - вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Субъективная сторона состава преступления характеризуется умышленной виной в виде прямого умысла.

В этой статье предусмотрены следующие квалифицирующие признаки:

а) совершение незаконного пересечения государственной границы РФ в составе группы лиц по предварительному сговору или организованной группы;

б) деяние сопряжено с применением насилия или с угрозой его применения.

Понятия группы лиц по предварительному сговору и организованной группы определяются в ст. 35 УК РФ.

Что касается насилия в рамках данного состава, то это такой способ пересечения государственной границы РФ, который допускает максимальное причинение вреда здоровью средней тяжести. Если незаконное пересечение Государственной границы РФ сопряжено с умышленным причинением потерпевшему тяжкого вреда здоровью, необходима дополнительная квалификация по ст. 111 УК РФ. Угрозы могут носить любой характер, связанный с физическим насилием, включая угрозы убийством. В этом составе преступления дополнительным объектом является здоровье человека (как правило, лиц, осуществляющих контроль за порядком пересечения Государственной границы РФ).

Примечание к ст. 322 УК РФ оговаривает, что действие рассматриваемой статьи не распространяется на случаи прибытия в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением правил пересечения государственной границы для использования права политического убежища в соответствии с Конституцией РФ, если в их действиях не содержится иного состава преступления. Порядок предоставления политического убежища регламентируется подзаконными нормативными актами.

Состав преступления, предусмотренного ст. 323 УК РФ, в диспозиции описан как «изъятие, перемещение или уничтожение пограничных знаков в целях противоправного изменения Государственной границы Российской Федерации». Согласно ст. 6 Закона «О Государственной границе Российской Федерации», государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками. Описание и порядок установки пограничных знаков определяются международными договорами РФ, решениями Правительства РФ.

Непосредственный объект преступления — неприкосновенность Государственной границы РФ. Предметом преступления являются пограничные знаки — видимые знаки, которыми на местности обозначается государственная граница (пограничные столбы, пограничные пирамиды, буи).

Объективная сторона состава преступления заключается в совершении ряда альтернативных действий: 1) изъятии пограничных знаков; 2) их перемещении; 3) уничтожении таких знаков. Под изъятием понимается устранение пограничных знаков с Государственной границы РФ. Перемещение — это перенесение пограничных знаков с последующей их установкой в другом месте. Уничтожение — это привидение пограничного знака в непригодное для использования состояние, когда его восстановление невозможно.

Состав преступления — формальный. Преступление признается оконченным с момента совершения любого из указанных действий.

Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Субъективная сторона характеризуется умышленной виной в виде прямого умысла и специальной целью совершения преступления — противоправное изменение Государственной границы РФ.

В качестве квалифицирующего признака (ч. 2 ст. 323 УК) названы тяжкие последствия. Данное понятие является оценочным. Вопрос об отнесении тех или иных последствий к тяжким решается судом в каждом конкретном случае в зависимости от обстоятельств дела. К тяжким последствиям можно отнести, например: причинение существенного материального ущерба, осложнение отношений между государствами, возникновение иных пограничных конфликтов, в том числе вооруженных и т.п. Психическое отношение виновного к тяжким последствиям может выражаться виной в форме умысла или неосторожности.

Таким образом, проанализировав преступления посягающие на авторитет государственной власти и неприкосновенность государственной границы, можно отметить, что все преступления данной категории имеют формальный состав, то есть не требуется наступления последствий, а важен сам факт его совершения.



2020-02-03 589 Обсуждений (0)
Преступления, посягающие на авторитет государственной власти и неприкосновенность государственной границы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Преступления, посягающие на авторитет государственной власти и неприкосновенность государственной границы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (589)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)