Антикоррупционное законодательство.
Распространенный в мировой юридической практике термин "антикоррупционные стандарты" (anticorruption standards) означает определенный набор основополагающих, официально закрепленных правил, которым должны соответствовать нормативные предписания, регулирующие конкретные виды государственно-властной деятельности, с тем, чтобы ограничить коррупционные процессы в ней, позволить своевременно выявлять конкретные факты коррупции, предотвращать их негативные последствия. Коррупция в любой сфере современной общественной жизни способна девальвировать все усилия по формированию гражданского общества и правового государства. Уголовное судопроизводство принято считать индикатором уровня демократического развития общества, степени цивилизованности взаимоотношений личности и государства: именно в уголовном процессе они складывается в экстремальных условиях, когда допускается и реально осуществляется наиболее интенсивное вторжение носителей государственно-властных полномочий в сферу основных прав и свобод человека. Последнее дает основания для двух выводов: во-первых, продажность чиновника в судебной и правоохранительной сферах - это реальная угроза демократическому устройству общества, а во вторых, степень коррумпированности уголовного судопроизводства - это один из наиболее точных показателей коррумпированности всего общества.
Искоренение коррупции или быстрое и устойчивое ее низведение до социально незначительного уровня на основе срочной целевой программы представляется невозможным. Борьба против коррупции является постоянной функцией государства и заботой всего общества. В этой связи, должны быть созданы стабильные общенациональные основы ограничения распространения и самовоспроизводства коррупции, рассчитанные на длительную историческую перспективу. Такой основой может служить только федеральный закон. Проект федерального закона «О противодействии коррупции» является модернизированным вариантом проекта закона «О борьбе с коррупцией», который впервые был разработан рабочей группой Верховного Совета Российской Федерации в 1992 г., и в дальнейшем (вплоть до 2000 г.) многократно принимался российским Парламентом и отклонялся Президентом Российской Федерации. После отклонения 13 июня 2001 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации данный законопроект был переименован (новое название «О противодействии коррупции») и из него исключена статья, регламентировавшая проведение парламентского расследования. После чего в нарушение Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (т.е. до истечения шестимесячного срока) данный законопроект был вновь внесен в Государственную Думу как новый. В России сегодня немногим больше полутора тысяч федеральных законов. Но среди них – ни одного, в котором бы содержалось понятие «коррупция»! 10 лет в России пытаются принять закон о борьбе с коррупцией. Если весь пар выпускается в свисток, а борьба с коррупцией – в разговоры, значит, это выгодно определенным кругам. В то же время, в каждом новом законе уже есть поле для мздоимства. К сожалению, наряду с маленькой зарплатой и прежней традицией давать взятки, которые стали нормой жизни для большинства, наши законы – одна из главных предпосылок роста коррупции в стране. Здесь есть три опасности в самом нормотворчестве: первая – дешевизна законотворчества, вторая – неконкретность законов, третья – в том, что нормы, устанавливающие наказание за взятки, сами новые взятки и порождают.
Проект федерального закона «Основы законодательства об антикоррупционной политике» был разработан летом 2000 г. группой российских специалистов как принципиально новый документ (в первоначальном наименовании «Основы антикоррупционной политики») и не имел на тот период зарубежных и международных аналогов. После проведения всесторонней экспертизы и доработки проект федерального закона «Основы антикоррупционной политики» был внесен 5 июня 2001 г. в Государственную Думу группой из шести депутатов, но вскоре был возвращен инициаторам Комитетом Государственной Думы по безопасности как не имеющий финансово-экономического обоснования. Данное решение было принято, несмотря на то, что в пояснительной записке к проекту обосновывались незатратный характер предлагаемого закона и отсутствие необходимости давать финансово-экономическое обоснование проекту. Проект был возвращен инициаторам уже после того, как Комиссия Государственной Думы по борьбе с коррупцией официально обратилась в Европейскую Комиссию Евросоюза с ходатайством о проведении международной экспертизы данного законопроекта.
Не стоит забывать, что подготовка закона в Госдуме стоит 4 тысячи рублей. Нужно собрать группу специалистов, не один месяц проводить экспертизы, мониторинг... В результате, за такую цену получают, как правило, либо дешевый и слабый продукт, либо поручают подготовку чиновникам ведомства, а уж они-то создают закон под себя. На мой взгляд, коррупция не искоренима. И если однажды федеральные законы начнут действовать, то даже это не остановит наших «многоуважаемых хапуг», они просто станут осторожнее. Да и не в наших интересах отмена взяток, а то пол страны будут учиться в училищах, и ездить без прав, в автобусе к примеру… простаивать длинные очереди в больницы и всякие государственные учреждения, пытаясь получить разрешения, отказы… Сейчас практически все решают деньги, и у кого их много, тот и прав. Нужна система, где главное – не уголовные санкции за коррупцию, а ее предупреждение, не только усилия федеральной власти, но и органов власти на местах с участием общества. Законопроект «Основы законодательства об антикоррупционной политике» позволяет ввести такую систему, где предлагается установить на уровне антикоррупционных стандартов правила для депутатов, обязательные при подготовке законов, в том числе запрет на принятие правовых актов без антикоррупционной экспертизы. Тогда нормотворчество станет в этом смысле безопасным, а законы будут заставлять чиновников действовать в интересах граждан и общества, а не в своих собственных. Список литературы: 1. материалы ВЦИОМ, 19 сентября 2008 http://polit.westsib.ru/text/read/3412?obzor 2. www.anti-corr.ru 3. учебник для вузов «Правоведение» под редакцией Б. И. Пугинского. 4. вырезка из газеты, статья: «Коррупция берет верх».
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1081)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |