Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Арабские завоеватели вступают во дворец персидских шахиншахов в Ктесифоне.



2020-02-03 224 Обсуждений (0)
Арабские завоеватели вступают во дворец персидских шахиншахов в Ктесифоне. 0.00 из 5.00 0 оценок




При втором халифе, Омаре (634— 644 гг.), отряды бедуинов на быстроно­гих скакунах, вдохновлённые идеей священной войны (джихада), обрушились на сосед­ние страны. Византийская армия была разбита на реке Ярмук в Сирии, а сасанидская — у города Кадисия на Евфрате. Завоевав Сирию, Месопотамию (по-арабски — Ирак), Палестину, а затем Египет, арабы нашли поддержку у части местного населе­ния, и прежде всего — у выходцев из Аравии, по­селившихся там ещё в начале нашей эры. Халифы гарантировали местному населению за признание их власти и уплату особого налога личную свободу и свободу вероисповедания, т. к. иудеи и христиане, приверженцы единобожия, считались близкими к мусульманам, а преследованиям при первых хали­фах подвергались прежде всего язычники. Под предлогом борьбы с язычеством Омар окончательно уничтожил Александрийскую библиотеку. По ле­генде, он сказал: всё, что соответствует Корану в древних книгах, есть в Коране, а то, что не соот­ветствует, не годится для мусульман.

В последующие годы основным объектом вни­мания завоевателей стал Иран. Последний сасанидский шах Йездигерд III собрал остатки своих войск у Нехавенда в 643 г. и потерпел окончательное по­ражение. Иранцы восприняли это событие как по­воротный момент своей истории.

«И век настал великого Омара, И стих Корана зазвучал с Минбара» (кафедра в мечети, с которой читаются проповеди), — такими словами почти 400 лет спустя закончил свою поэму «Шах-наме» Фир­доуси.

Судьба Йездигерда, как и последнего ахеменидского царя Дария III, оказалась печальна — он бе­жал к одному из вассальных правителей и был им убит. В 651 г. арабы завоевали восточный Иран и покорили среднеазиатский Мерв. Многие знатные иранцы признали арабское господство, сохранив свои владения и даже должности.

Начиная с периода правления третьего халифа — Османа (644—656 гг.) — вся власть в халифате оказалась в руках родственников и приближённых халифа, захвативших земли в завоёванных стра­нах. Недовольство простых общинников-арабов воз­вышением знати было использовано зятем Мухам­меда — Али, организовавшим убийство Османа и провозглашённым четвёртым халифом. Али про­возгласили единственным истинным халифом. Ши­иты — сторонники Али — впоследствии составили особое направление ислама, распространённое в Иране и Ираке. Однако Али продолжал политику укрепления позиций знати и потерял многих своих приверженцев, ставших хариджитами — сторонни­ками сохранения общинного равенства. В 661 г. Али был убит одним из хариджитов. Престол зах­ватил наместник Сирии Муавия из рода Омейя, ос­новавший династию Омейядов. Он перенёс столицу халифата в Дамаск. При нём завершилось оформ­ление господствующей в Арабском халифате лич­ной собственности халифа (савафи) и собственности крупных и мелких землевладельцев (мульк). Как и в Европе, многие земли передавались в собствен­ность военачальникам за службу. Труд рабов ис­пользовался теперь лишь в строительстве, добыче полезных ископаемых и в работах по дому. Рабами становились в основном пленники. Основные же ра­боты выполняли зависимые крестьяне, платившие харадж — поземельную подать.

Халифат постоянно расширялся за счёт новых завоеваний. К концу VII в. арабы подчинили себе часть Армении, Южный Азербайджан, Кабул и часть Северной Африки. К 711 г. полностью были захвачены африканские владения Византии к за­паду от Египта, получившие арабское название Магриб — «запад» (современные Ливия, Тунис, Ал­жир, Марокко). Полководец Джебель-аль-Тарик переправился через пролив Геркулесовы Столпы, названный его именем (Гибралтар), и в 714 г. по­корил большую часть владений вестготов в Испа­нии. Другой военачальник, Кутейба, вступив в сго­вор со знатью Средней Азии, напуганной выступ­лениями народных низов, подчинил халифату Хо­резм и Бухару, а в 715 г. — Самарканд. Однако местное население, всегда отстаивавшее свою неза­висимость, в течение нескольких десятилетий вос­ставало против арабских наместников. Особенно из­вестно восстание 721 г. с центром в Пенджикенте и Ходженте, часть участников которого ушла в го­ры. Сильное сопротивление было оказано арабам в Закавказье. Только в 20-х гг. VIII в., пройдя с огнём и мечом по Армении и Албании (Северному Азер­байджану), арабы подчинили себе области до Боль­шого Кавказского хребта, включая Восточную Гру­зию. На востоке была завоёвана долина Инда.

В результате к середине VIII в. владения Араб­ского халифата простирались от Атлантического океана до гор Памира и Гиндукуша, от Сахары до Приаралья и Дербента в Дагестане — «железных врат» Востока. Это было государство, находившееся одновременно в Азии, Африке и Европе. Однако период победоносных завоевательных походов не мог длиться бесконечно. В 732 г. при Пуатье в Гал­лии арабов разбили франки во главе с Карлом Мартеллом. В 737 г. полководец Мерван, победивший хазар на Северном Кавказе, дошёл до «великой сла­вянской реки» (Дона) и повернул обратно. Наконец, в 751 г. продвижение арабов у города Талас (ныне Джамбул в Казахстане) на Великом шёлковом пути остановили китайцы.

Постепенно завоеватели-арабы усвоили более высокую древнюю культуру покорённых стран. Уже при Омейядах оживает торговля, растут го­рода; мастера византийской выучки строят дворцы, мечети и загородные замки в Сирии, главную му­сульманскую святыню Иерусалима — мечеть Ома­ра.

Арабский язык постепенно становится языком делопроизводства (вначале во владениях халифата для этого пользовались греческим и персидским — пехлевийским — языками), языком литературы, науки, книжной учёности. При этом в халифате в отличие от Европы сохранились традиции древней культуры.

440

В 750 г., после восстания под руководством ши­итов и хариджитов, Омейяды были свергнуты и власть захватили потомки Аббаса, дяди Мухамме­да, — Аббасиды. Аббасиды подавили наиболее ре­шительные народные выступления и перенесли сто­лицу в Ирак, где чувствовали себя увереннее. В 762 г. халиф Мансур основал на реке Тигр в центре Ирака, недалеко от развалин древних Вавилона, Селевкии и Ктесифона — столицы Сасанидов — но­вый город Багдад.

Багдадский период стал временем наибольшей роскоши халифов. Медина ас-Салям — «город ми­ра» — потрясала современников своими размерами, огромной базарной площадью, садами и фонтана­ми. Здесь можно было встретить купцов, привёз­ших благовония из Индии, шелка из Южного Ки­тая, меха из славянских земель (в них ходила люби­мая жена халифа Гаруна-ар-Рашида Зулейха). Мо­реходы и караванщики привозили удивительные рассказы о самых разных уголках Старого Света. Надо ли говорить, что эти блестящие времена на­долго сохранились в памяти у создателей сказок Шехерезады, превративших самого известного баг­дадского халифа в легендарную и баснословную фигуру?

Однако при Аббасидах халифат был уже обре­чён. Раздача знати земель ускоряла её обособление в различных странах, а повышение налогов выз­вало новый вал крестьянских и городских восста­ний. Буквально потрясло халифат народное движе­ние в Азербайджане и Иране под руководством по­гонщика верблюдов Бабека, с трудом подавленное через 21 год. Центральная власть уже не могла ус­ледить за всем, что творилось в огромной державе. Ещё после захвата власти Аббасидами от халифата откололась Испания, где утвердился потомок Омейядов, ставший кордовским эмиром. Вскоре отдели­лись от Багдада и эмираты (первоначальное зна­чение слова «эмир» — наместник халифа) Марокко, Восточный Магриб. Усиление репрессий против по­корённых народов и нетерпимости к немусульма­нам привело к потере контроля над Закавказьем, Средней Азией, восточным Ираном. В Средней

Азии в 819 г. образовалось государство эмиров из династии Саманидов, сделав­ших своей столицей Бухару. В Арме­нии в 860 г. арабы потерпели поражение от войск полководца Теодороса Ршитуни. Особенно храбро сражались жители горного края Сасун. Эти собы­тия описаны в армянском народном эпосе «Давид Сасунский». Наконец, независимым стал и Египет. А иранский правитель в 945 г. взял Багдад, оставив халифу только духовную власть над всеми мусуль­манами. На Востоке наступило время раздроблен­ности и нестабильности.

Несмотря на то что огромное арабское государ­ство перестало существовать, на обширной терри­тории, которой правили некогда халифы, на века утвердился ислам. Из стран халифата его не при­няли только Армения и Грузия, где уже имелись древние христианские традиции. Веру в единого Аллаха приняли в своих интересах и правители да­лёких стран — Волжской Булгарии, царств Запад­ной Африки, городов Малакки и островов Магарад­жи (Индонезия). Появилось понятие «арабский мир». Жители входивших в него стран от Марокко до Ирака, включая Египет и Сирию, усвоили араб­ский язык и смешались с осевшими на их землях выходцами из Аравии, с которыми их сближали родственные языки и некоторые обычаи. Другие народы, например иранцы и таджики, сохранили свою культурную самобытность, пользуясь араб­ским языком только как языком религии и науки и создав литературный язык — фарси, но с араб­ской письменностью. Фарси на время усвоят также тюрки и мусульмане-индийцы. Благодаря укрепив­шимся связям стран Ближнего и Среднего Востока в индийскую чатурангу — шахматы — начали иг­рать в Испании, а африканское алоэ стали приме­нять врачи Средней Азии. Переводчики-сирийцы сделали понятными для всех образованных мусуль­ман труды Платона и Аристотеля, а переводчики, знакомые с культурой Индии, — труды математика Ариабхаты и сборники басен о животных. Впослед­ствии достижения культуры стран халифата будут восприняты и европейцами.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЯПОНИЯ

В 642 г. на японский престол вступила царица Когёку. С её воцарением против господствую­щего дома Сога выступил его потомственный враг — род Накатоми (позднее стал называться Фудзивара). Представитель этой семьи Накатоми-но Камако вступил в сговор с царевичем Нака-но Оэ. Заговорщики в присутствии царицы убили нас­ледника Сога-но Ируки. Его отец попытался под­нять войска, но его принудили сдаться и казнили. Царица Когёку отреклась от престола. По настоянию принца Нака-но Оэ иНакатоми-но Камако царём в 645 г. стал Котоку, объявивший принца наследником. Главным советником — ооми — стал Камако. Всё решалось, как он хотел. Его называли «Куромаку» — «Чёрный занавес», т. е. суфлёр, под­сказчик. Так в результате дворцового переворота власть перешла от дома Сога к домам Сумэраги и Фудзивара. Это время стали называть Тайка — Великая реформа.

Новыми властями в 645—646 гг. был проведён

441

Фудзивара Каматари. VII в.

Скульптурный портрет императрицы. 889-897 гг. н. э.

Правитель из рода Фудзивара (Фудзивара Сейва). IX в.

ряд важных преобразований. Верховный правитель Ямато теперь уже был не просто предводителем главного рода, когда его контролировали старей­шины других больших родов, а их подчинённые не зависели от него. Отныне его провозгласили под­линным владыкой Японии. Каждый клочок земли должен был принадлежать ему. Налоги, собирае­мые на местах, теперь поступали не областному на­чальнику, но прямо в казну тэнно. Каждый чело­век, получивший определённый земельный надел, обязан был платить налог правительству, и каждый человек в возрасте от 20 до 50 лет должен был отра­ботать на него 10 дней в году.

У государя Момму (697—707 гг.) дед был из рода Фудзивара. С этого времени подлинным правите­лем Японии стал род Фудзивара. Его представители присвоили себе основные права тэнно. Прежде каж­дый человек по неписаному закону Древней Японии имел право прямо обратиться к государю с жалобой или предложением. Для этого за воротами дворца был поставлен ящик, куда опускали прошения или докладные. Фудзивара присвоили себе право вскрывать все письма и решать, передавать их го­сударю или нет. Окружённые внешними знаками почёта и величия, государи стали в сущности плен­никами в своих дворцах.

Всевластию Фудзивара способствовало их близ­кое родство с царствующим домом. Их голос был решающим, когда речь шла о том, кому быть го­сударем. Очень часто на трон сажали мальчиков, которые не смели ослушаться старших. Когда такие цари подрастали и хотели поступать по-своему, Фудзивара по праву старших родственников застав­ляли их отречься от престола. Так, государь Сэйва (858—876 гг.) начал править в возрасте 10 лет, от­рёкся от престола в 28 лет; его преемник Ёдзэй (877—885 гг.) стал тэнно в 10 лет, отрёкся в 18; Рэйдзэй (968—970 гг.) вступил на престол в 18, от­рёкся от него в 20; Энъю (970—985 гг.) занял трон в 12, отрёкся в 26; Кадзан (985—987 гг.) стал царём в 17 лет, отрёкся в 19; Тоба (1108—1124 гг.) был возведён на трон в 6 лет, отрёкся в 22 года.

К началу XI в. род Фудзивара пришёл в упадок. Те, кто раньше были известны как воины, теперь предпочитали услады придворной жизни. Во время восстания на севере среди инородцев и нападения племён той (сушэни или мохэ) на остров Цусима Фудзивара не стали рисковать своей жизнью, а по­слали на поле боя подчинённых. Многие Фудзивара предавались излишествам и позволяли себе чудаче­ства. Так, Тадахира носил веер с нарисованным на нём петухом. Прежде чем раскрыть веер, Тадахира кричал: «Ку-ка-реку!» Такие выходки члена семей­ства Фудзивара подрывали уважение к их роду.

С упадком Фудзивара стали возвышаться другие семьи. С 1159 г. начался 40-летний период, полу­чивший название Гэмпэй. Шла ожесточённая борь­ба между кланом Минамото (Гэндзи), выступавшим под белым флагом, и кланом Тайра (Хэйкэ, или Хэйдзи), выступавшим под красным флагом. В 1180—1185 гг. произошли решающие сражения. Они закончились разгромом сухопутных войск и

442

 

 

флота дома Тайра. На одном из кораблей находи­лись малолетний тэнно Антоку со своей бабушкой. Предпочитая гибель плену, она бросилась с ребён­ком в море.

Свою победу Минамото отметили жестокими расправами с Тайра. Представитель рода Минамото Ёритомо стал подлинным правителем страны. Но­вый государь — малолетний Готоба — (1186— 1199 гг.) был целиком в его руках. В 1192 г. Ёритомо получил звание, которого до него никто не имел, — «Сэй-и-тай Сёгун» («Великий воевода, по­коряющий дикарей») — и основал наследственную династию сёгунов. Наступило всевластие военных. Они распоряжались в столице и провинциях, т. к. и там начальниками были военные.

После смерти Ёритомо сёгуном стал его старший сын 18-летний Ёире. Его занимали только игра в мяч и другие развлечения. В 1203 г. Ёире был низ­ложен и помещён в монастырь. Там вскоре он был убит. Сёгуном стал его брат, шестилетний Санэтомо. Ему больше было по душе сочинять стихи, не­жели заниматься государственными делами. В 1219 г. Санэтомо был убит своим племянником Кугё, верховным жрецом храма бога войны Хачимана.

Править страной стали вдова сёгуна Ёритомо Масако и её отец Ходзё Такимаса. Масако, которую называли «Монахиня-сёгун» (она какое-то время провела в монастыре), наряду с царицей Дзингу бы­ла одной из выдающихся женщин в истории Япо­нии. Семья Ходзё правила Японией в качестве сэссё (регентов), принимавших титул «сиккэн» (прави­тель), до первой трети XIV в. В стране установилось троевластие: тэнно, сёгун и сэссё. Решающее вли­яние оставалось за сиккэн. За это время сменилось 13 безликих тэнно. Запомнился лишь Готоба, ко­торого избрали тэнно в двухлетнем возрасте, потому что он смеялся (считалось, что это хорошая при­мета). Произвол правителей дома Ходзё вызывал всеобщее недовольство в стране. Крестьяне дали од­ному из них выразительную кличку «клоп Ходзё».

Свергнутый Готоба попытался в 1221 г. вернуть утраченную власть. Посылая своего сына во главе войска, сиккэн Ходзё напутствовал его: «Если на­встречу выйдет сам государь со своими воинами, снимайте доспехи и перережьте тетиву своих луков. Если же нет, то бейтесь насмерть». Готоба не вы­ступил во главе своего войска. Ходзё победили.

С целью укрепить господство своего семейства Ходзё Ясутоки с помощью известного буддийского монаха составил свод законов «Уложение годов Дзёэй». В нём определялись обязанности различ­ных должностных лиц, наказания за преступления, которыми считались не только мятеж и подлог, но и нарушение супружеской верности, клевета, пере­мещение межевых знаков. Крестьянам позволялось переезжать с места на место. Снижался налог.

Едва Ходзё управились с делами внутри страны, как над ней нависла угроза извне, со стороны Ки­тая, где утвердилась монгольская династия Юань. Их войска состояли из монгольских, китайских и корейских ратников. Казалось, на стороне японцев была сама природа. Дважды, в 1274 и 1281 гг.,

Фудзивара Таканобу.

"Портрет Минамото Ёритомо".

Х II -ХШ вв. Киото.

Монастырь Дзингодзи.

Фигуры членов самурайской семьи периода Эдо.

443

шторм помогал им отразить нападение противника. Японцы назвали ветер, разметавший юаньскую флотилию, «Камикадзе» — «Божественный ветер».

В народе надолго сохранилось воспоминание об угрозе монгольского вторжения. На протяжении многих поколений матери спрашивали своих рас­капризничавшихся детей: «Ты что думаешь — мон­голы идут?»

Борьба с юаньской угрозой потребовала больших затрат от всех слоёв населения. Пострадали и лен­ники-самураи. Им пришлось закладывать и прода­вать свои земли. Верховные власти не выполнили обещание наградить отличившихся. Это вызывало недовольство. В участившихся неурожаях и эпи­демиях также обвиняли правителей-сёгунов.

При сёгуне Ходзё Такатоки, занимавшемся не столько управлением страной, сколько театром и собачьими боями, произошла реставрация царской власти. Бывший государь Годайго привлёк на свою сторону буддийских монахов, а также воинов не­скольких знатных семейств. Заговор раскрыли, и Годайго был сослан на отдалённый остров Ики. Но он бежал из ссылки в женском паланкине и в ры­бацкой лодке переплыл к своим сторонникам.

На сторону Годайго перешёл Асикага Такаудзи, назначенный командующим войском Ходзё Такатоки. Была захвачена и сожжена ставка сёгунов Ходзё — город Камакура. Власть царского дома была восстановлена. Это время (с 1333 по 1335 г.) по­лучило название «реставрации Кэмму».

В 1338 г. Асикага Такаудзи провозгласил себя сёгуном и началась власть сёгуната Асикага. Из 14 сёгунов этой фамилии двое были убиты собствен­ными слугами, пятеро умерли в изгнании, одному пришлось совершить самоубийство. Провозглаше­ние Асикага Такаудзи сёгуном вызвало междоусобную войну, которая длилась 56 лет и называлась «войной Хризантем» или «войной Северной и Юж­ной ветвей». С одной стороны выступал Годайго, поддержанный вельможей Нитта Ёсисада (принад­лежащим к партии «Южная ветвь»), с другой — царь Комё, за ним стоял Асикага Такаудзи. Междоусобица закончилась соглашением о том, что трон будет поочерёдно у представителей обеих ди­настий.

Подлинная власть в стране осталась у сёгунов Асикага. Они купались в роскоши. Крестьяне, за­давленные чрезмерными налогами, бунтовали или оставляли поля невозделанными. Бедствовали и ца­ри. Тэнно Гонара, говорят, жил на то, что зарабаты­вал как писец, а также продажей автографов. В 1500 г. тело царя Цутимикадо лежало непогребён­ным 40 дней: не было денег на похороны.

В эпоху Асикага Япония впервые познакомилась с европейцами и христианским учением. Князья юго-запада страны принимали новую религию. Это было одним из средств сопротивления центральной власти. Знатные семьи боролись с Асикага почти 70 лет. В результате наступило безвластие, усилилась раздробленность страны.

Первым взялся за объединение Японии могущественный князь Ода Нобунага (1534—1582). Его отряды сокрушили ополчение непокорных князей и разгромили храм Энрякудзи, цитадель их союз­ников — буддийских монахов. Храм вместе с цен­нейшими историческими реликвиями был сожжён, все его монахи полегли под мечами воинов Ода Нобунага. В 1573 г. он сверг последнего сёгуна из рода Асикага и стал правителем Японии. Нобунага изда­вал указы от имени царя. Он положил начало во­енной диктатуре в стране. Против Нобунага выс­тупил, как это часто бывает, его подчинённый. Тя­жело раненный им правитель скрылся в храме. По­няв безнадёжность своего положения, он поджёг храм и совершил самоубийство, вспоров себе жи­вот.

Объединение страны продолжил ближайший по­мощник погибшего правителя — Тоётоми Хидэёси, получивший из-за своей уродливой внешности прозвище «Обезьяна». Борьба была жестокой. По­ражения воспринимались с чисто японским своеоб­разием. Например, когда военачальник Шибата Катсуие проиграл сражение, он собрал домочадцев на праздник с танцами и песнями, а потом пред­ложил женщинам покинуть замок. Женщины — истинные японки — отказались. Они решили раз­делить участь мужчин. Князь поджёг дом, муж­чины убили женщин и детей, а потом покончили с собой.

Хидэёси (1536—1598) стал единоличным прави­телем Японии и главнокомандующим армией. Во­енная диктатура продолжалась. Хидэёси старался обеспечить внутренний мир. Для себя он установил следующие правила поведения: «Важные дела ре­шать на большом совещании, небольшие — с учас­тием двух-трёх человек. Ничего чрезмерно не от­кладывать. Не брать взяток. Не заводить ни друзей, ни врагов. Не благоволить богатым, не презирать бедных».

Чтобы объединение Японии было прочным, Хидэёси осуществил ряд хозяйственных мероприятий. Он провёл земельную реформу, которая повышала заинтересованность крестьян в урожайности полей, способствовала расширению площади обрабатывае­мых земель. Чтобы предотвратить выступления крестьян в будущем, Хидэёси издал «Указ об охоте за мечами». На основании этого указа у крестьян изымалось оружие, накопленное ими во время вос­станий XV—XVI вв.

При Хидэёси были выпущены новые золотые и серебряные деньги. Он поощрял развитие торговли и ремёсел, однако строго контролировал торговые связи с заграницей, ввёл особые лицензии для тор­говых судов, отправляющихся за рубеж. Их назы­вали «Корабли с печатями ярко-красного цвета».

В 1587 г. Хидэёси издал закон о запрете рас­пространения христианства, по которому священ­ники-иезуиты под угрозой смертной казни в тече­ние 20 дней должны были покинуть пределы Япо­нии. Нетерпимость Хидэёси к христианству была

444

Японские самураи пытаются помешать высадке войск монгольского императора Хубилай-хана.

вызвана рядом причин. Проповеди свя­щенников резко расходились с беспут­ным поведением португальских торгов­цев и моряков в портах Японии. Священники, слу­чалось, не соблюдали местные обычаи. Хидэёси считал, что христиане уводят японцев от их нацио­нальных богов. На юго-западе страны значительная часть местной знати приняла христианство и укреп­ляла своё положение благодаря торговле с христи­анской Португалией. У Хидэёси были причины рас­сматривать христианских проповедников как пере­довой отряд захватчиков. В 1587 г. лоцман испан­ского корабля «Сан Фелипе» похвастался в япон­ском порту, что владения короля Испании всё рас­ширяются. Когда лоцмана спросили, как Испания завладела столь обширными территориями, он от­ветил: «Сначала пришли миссионеры, а потом сол­даты короля». Об этом разговоре доложили Хидэёси.

В 1587 г. 120 миссионерам было приказано не­медленно покинуть Японию на отплывающем ко­рабле. Тогда же было казнено 26 христиан («Рас­пятие на кресте двадцати шести»). Среди казнён­ных были 3 мальчика-японца, церковные служки.

Укрепив страну изнутри, Хидэёси предпринял шаги, чтобы расширить свои владения. В 1582 г. он потребовал дани от Кореи. Он предложил также корейскому вану (королю) участвовать в походе против Китая. Ван отверг это предложение. Отка­зался он и платить дань. Японские войска вторг­лись в Корею. Однако японский флот был разгром­лен, а на выручку корейцам прибыли китайские войска. В 1594 г. Хидэёси пришлось вывести свои отряды с Корейского полуострова. Спустя 3 года он вновь предпринимает поход на Корею. 30 октября 1598 г. разыгралось великое побоище. Японцы взя­ли верх. Они обезглавили 39 тыс. корейских и ки­тайских воинов. Невозможно было отправить в Японию в знак победы так много голов, поэтому туда отослали уши и носы, посоленные в бочках. Возле города Киото был насыпан «Холм ушей». С известием о смерти Хидэёси (сентябрь 1598 г.) японский стяг с изображением золотой тыквы был опущен, и японские войска ушли из Кореи.

Война в Корее не прошла для Японии бесследно. С японскими воинами прибыло немало корейских ремесленников. Их уменье и опыт были использо­ваны для возрождения японских промыслов. С ма­терика пришёл и новый способ печатания. В 1592 г. во время первого корейского похода Хидэёси во дворце вана были найдены и вывезены в Японию медные подвижные знаки для набора и приспособ­ления для печатания.

По завещанию Хидэёси наследником становился его малолетний сын Хидэёри. Письменную клятву верности наследнику ещё при жизни Хидэёси дали пять влиятельных князей во главе с Иэясу Токугава. Однако едва умер Хидэёси, как против Иэясу выступил союз знатных лиц во главе с князем Исида Минуцари. Туманным утром 20 октября 1600 г. Иэясу повёл на врагов своё войско. Впереди несли штандарт — золотое опахало — и белый флаг, украшенный розовой штокрозой — флаг рода Токугава. «Путь перед тобой закрыт», — предостерегали Иэясу предсказатели. «Я открою его своим уда­ром», — ответил он. В битве при Сэкигахара («Рав­нина преграды») войско Иэясу одержало верх. На месте битвы было насыпано два холма «Кубидзука» («Холмы голов») из голов поверженных врагов Иэясу.

В 1603 г. Иэясу получил от государя Гоёдзэя звание «Сэй-и-тай Сёгун». 4 июня 1615 г. войска Иэясу взяли штурмом замок, где укрывались сын Хидэёси Хидэёри и его мать Йодо. Мать и сын пред­почли плену гибель в огне загоревшегося замка. Малолетнего сына Хидэёри спасли из огня и укры­ли доброжелатели. Но потом кто-то его выдал, и он был казнён. Перед смертью с ним увиделся Иэясу. Мальчик смеялся в лицо сёгуну, нарушившему клятву, данную его деду.

Со дня победы при Сэкигахара Иэясу постоянно заботился об укреплении своей власти и дома Токугава. Первым делом он перераспределил поме­стья. Его сторонники получили новые земельные наделы, противники лишились части или всего сво­его имущества.

Порядок управления страной, установленный Иэясу, просуществовал 252 года после его смерти. Вся полнота власти находилась в руках сёгунов из дома Токугава. От имени тэнно издавались законы, раздавались чины, почётные звания. Тэнно оста­вались почитаемы как наместники богов на земле. Но они жили уединённо в своих дворцах в священ­ном городе Киото. Тэнно и их придворные сущест­вовали на средства, которые выдавали сёгуны. Токугава были щедрее, чем их предшественники, и тэнно не бедствовали, как в XV в.

Но даже в Киото тэнно не был хозяином. При нём состоял представитель сёгуна — всесильный сёсидай. Он был губернатором города и окружающих провинций, ведал финансами тэнно и действовал как посредник между Киото, столицей тэнно, и Эдо, ставкой сёгуна. Сёсидай следил за каждым шагом государя и стоял на страже интересов сёгуна. Никто из князей или знатных лиц не мог приехать в Киото без особого разрешения сёсидая.

Япония не знала внутреннего мира при сёгунах Токугава. Прошло менее полугода после смерти Иэясу, как вышел указ о запрете христианства: за исповедание этой веры грозила смерть. Казнили всех, включая 90-летних старух и годовалых детей. Гонения на христиан не прекращались много лет. Преследования христиан и налоговый гнёт вызвали крестьянские восстания в Симабара и Амакуса (де­кабрь 1637 — апрель 1638 гг.). Как утверждают, их возглавил Масуда Токисада, наследственный враг Токугава. Он утверждал, что получил свыше способность творить чудеса. Восстание было подав­лено с помощью голландца Кёкенбеккера, главы созданной в Японии фактории нидерландской Ост-Индской компании. Он руководил обстрелом замка Хара, где укрепились повстанцы. Кёкенбеккер дол­жен был любой ценой спасти торговлю с Японией. Когда замок Хара пал, почти все осаждённые были

446

перебиты. Их вожаков распинали на крестах, обез­главливали, принуждали совершать самоубийства. В начале XVII в. власти Японии стали проявлять интерес к торговле с европейскими государствами. Когда в 1613 г. португальцы попытались выжить голландцев из Японии, сёгун написал: «Если даже голландцы будут черны, как черти, что выходят из ада, но будут честно вести торговлю и не заниматься ничем иным, с ними будут обращаться в Японии, как с ангелами, что приходят из рая». Однако вско­ре политика изменилась. В 1623—1624 гг. власти вынудили покинуть страну англичан и испанцев, в 1633—1639 гг. вышли законы об изгнании порту­гальцев. Указ сёгуна Иэмицу гласил: «Отныне ни­кому, покуда Солнце светит над миром, не позво­ляется приплывать в Японию, даже в качестве пос­лов, и этот запрет никогда не должен быть отменён

под страхом смертной казни». В 1808 г. британский фрегат «Фэйтн» вошёл в га­вань Нагасаки, но не бросил якоря. Не­сколько высокопоставленных японских чиновни­ков совершили самоубийство, поскольку позволили судну спастись.

Была ограничена торговля Японии с Аннамом (Северным Вьетнамом), Сиамом (Таиландом), Ки­таем. Японским морякам, если их корабль унесло штормом или течением от островов, не разрешалось возвращаться.

Ограничение сношений с внешним миром не за­крепило навсегда господства сёгунов Токугава. В 1867 г. Кэйки, пятнадцатый и последний сёгун из дома Токугава, принуждён был отречься от власти и передать её монарху Муцухито.

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ КИТАЙ

В зале предков в доме Ян Цзяня, полководца государства Северное Чжоу, наследственного правителя удела Суй, на возвышении стояли деревянные дощечки с именами его умерших пра­родителей. Перед табличками не раз благоговейно склонял колени Ян Цзянь, докладывая душам предков о победах и испрашивая помощи в новых начинаниях. В 581 г. он захватил северочжоуский престол и провозгласил себя государем. Души усоп­ших, должно быть, испытали безмерную радость, когда однажды Ян Цзянь доложил им: «Теперь я ди — владыка. Подвластен Север Поднебесной мне!» Распространив свою власть на Северный Ки­тай, в 589 г. он предпринял поход на юг, сверг южную династию Чэнь и пленил её правителя Хоу Чжу. Теперь, перед священными табличками, ко­торым поклонялся Ян Цзянь, покорно склонил голову правитель южных земель. Так Ян Цзянь уведомил предков, что противник его повержен и с двоевластием в Поднебесной покончено. Китай вновь стал единым под властью основанной им династии Суй. Шёл 589 год.

Как повелось, первый правитель суйского Китая Вэнь-ди (так стал именоваться Ян Цзянь) облегчил налоги. Сам государь подавал пример скромности в одежде и еде. Однако вскоре он был убит своим сы­ном Ян Гуанем, правившим под именем Ян-ди, ко­торый повёл себя иначе. Он не жалел средств на украшение своего дворца и парков. На перестройке города Лояна трудилось 2 млн. человек. По жела­нию Ян-ди деревья там цвели и зеленели круглый год: зимой листья и цветы делались из шёлка. В одном уезде были перебиты все птицы: их пух по­шёл на государевы одеяла.

Одержимый идеей соединить две великие реки Китая — Янцзы и Хуанхэ, Ян-ди распорядился строить Великий канал. Но и это полезное начи­нание стало ненавистным народу. На принудитель­ные работы сгоняли даже женщин. Множество лю­дей погибло от непосильного труда. Тяжёлым бре­менем на плечи народа ложилась огромная дань, которую суйский двор уплачивал своим соседям -тюркам, чтобы избежать войн с ними.

Ратными успехами империя Суй не прослави­лась. Воевать с Кореей было отправлено 1 млн. сол­дат на 300 судах. Итог войны не оправдал затрат и людских потерь. Народ ответил на корейские похо­ды восстаниями. А сам хуанди Ян-ди был продер­жан тюркским ханом Шиби в осаде месяц у «внут­ренней» Великой стены. Её построили по приказу Ян-ди ценой огромных человеческих жертв, как вторую линию обороны против кочевников с севера. Выпустив его, тюрки не оставили в покое Китай. Усмирить их обязали воеводу Ли Юаня, в роду ко­торого были инородцы-кочевники. Но, чтоб одолеть тюрок, у Ли Юаня войск оказалось маловато. Сын Ли Юаня Ли Шиминь дал отцу совет: «Помирись с каганом тюрок и трон займи китайский». Поутру, после бессонной ночи, Ли Юань изрёк: «Пусть будет так, как ты сказал. Или погибнет вся наша семья, или стану я владыкой Поднебесной».

Ян-ди в это время был далеко за пределами сто­лицы. Любуясь в зеркало, он молвил: «Желаю знать, кто поимеет честь с плеч голову мне снять? » И вскоре был убит приближёнными. Суйская ди­настия не просуществовала и 30 лет.

Трон императора Китая занял Ли Юань под име­нем Гао-цзу. Он положил начало правлению динас­тии Тан (618—907 гг.). В числе первых смену влас­ти испытали на себе буддийские монахи. Усматри­вая в них угрозу благополучию страны, он закрыл многие буддийские монастыри и приказал их оби-

447

тателям вместо молитв заняться полез­ными делами.

В наследство дому Тан досталась хо­зяйственная разруха. В ряде мест пустовали земли. В казну поступало мало доходов. Выход из создав­шегося положения новые правители усмотрели в уравнительном землепользовании: землю получали прежде всего бедные и те, кто платил налоги и отбы­вал повинности. Порядок уравни­тельного землепользования привя­зывал крестьянина к земле, застав­лял нести государственные повин­ности, платить земельный налог и промысловую подать. Постепенно трудом крестьян пустоши стали пашнями, приносившими большие урожаи. Возросли и доходы казны.

Китай в годы могущества дома Тан был ведущей державой Восточ­ной Азии. Успешно развивалась морская торговля. Экономический подъём способствовал развитию го­родов — центров торговли и ремес­ла, оказал большое влияние на раз­витие культуры. Недаром Танский период называют «золотым веком» поэзии.

Для государственной власти ха­рактерно создание системы кон­курсных экзаменов, что вело к воз­никновению лично преданного правящей династии учёного сословия.

Однако система уравнительного землепользова­ния не закрепилась в стране. Упадку и исчезнове­нию её способствовали угнетение крестьян крупны­ми землевладельцами и чиновниками, самовольные захваты земли власть имущими, скупка наделов купцами и ростовщиками, растущие налоги в каз­ну. Простому труженику пришлось оплачивать по­том и кровью честолюбивые устремления танских императоров.

Расширение пределов Китая, увеличение данни­ков из числа иноземных правителей было целью внешней политики династии Тан в течение почти 300 лет её существования. Отказ правителя Кореи считать себя подданным императора Китая повлёк за собой вторжение на её территорию китайских войск. Танский Китай воевал с Тибетом, государ­ствами тюрок, вмешивался в дела Индии, пытался подчинить себе Вьетнам. Продвижение танского Китая на Запад остановили лишь войска арабского халифата, разгромившие в 751 г. на реке Талас танскую рать. В 754 г. погибло 200 тыс. китайских воинов в безуспешной попытке покорить южного соседа, государство «дикарей» Наньчжао. Так же бесславно закончилась борьба с Туфанью (Тибетом) и Уйгурским ханством.

С середины VIII в. с ростом могущества военных губернаторов (цзедуши) власть династии ослабела. Ань Лушань, тюрок по происхождению, поднял мя­теж и провозгласил себя хуанди. Из-за бесчинств иноплеменной рати Ань Лушаня против него выступило китайское население. Сам он погиб от рук заговорщиков, среди которых был его сын. Более грозным, чем выступление Ань Лушаня, для власти дома Тан явилось восстание крестьян во главе с Ху­ан Чао, начавшееся в 874 г. Выходец из семьи бога­того солевара, Хуан Чао провозгласил себя госуда­рем новой династии, Великой Ци, но был покинут военачальниками и покончил с собой в 901



2020-02-03 224 Обсуждений (0)
Арабские завоеватели вступают во дворец персидских шахиншахов в Ктесифоне. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Арабские завоеватели вступают во дворец персидских шахиншахов в Ктесифоне.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)