Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Взаимоотношение права и политической власти



2020-02-03 197 Обсуждений (0)
Взаимоотношение права и политической власти 0.00 из 5.00 0 оценок




Важной особенностью сферы права является его теснейшая связь с политическим устройством общества и его главным институтом – государством.

Государство – это особая исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также, обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

Любое государство связано с правом. Действительно, без издания законов и других нормативно-правовых актов государство не могло бы управлять поведением граждан. Именно государство дает материальную силу праву, выступает гарантом контролером и охранителем правопорядка. Оно контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право, в свою очередь, закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов.

    Теперь рассмотрим качественную определенность, суть и специфику права, выраженные в признаках, которые были четко выделены либерально-просветительской концепцией права в XVIII веке. К этим правообразующим принципам относятся:

§ равенство

§ свобода

§ справедливость

Надо отметить, что эти три принципа не вводятся законодательно, не являются результатом сознательно-волевой процедуры принятия и исполнения «хороших» законов. Напротив, и равенство, и свобода, и справедливость вписаны в саму социальную реальность. Именно они и составляют сердцевину права, которая требует соответственного субъективно-волевого оформления в виде законов, указов и других нормативных актов. Не принудительная сила закона создает равенство, свободу и справедливость, а наоборот, принцип равенства проявляется или не проявляется в том или ином законе.

Принцип равенства означает применение равной меры к заведомо неравным (в политическом, имущественном, семейном и прочих отношениях) индивидам. Формальное юридическое равенство фактически неравных в указанных отношениях людей имеет следующий организующий смысл: государству во многом безразлично, что за субъект перед ним – лишь бы не нарушал существующих норм поведения и тем самым поддерживал общий порядок. При этом принцип абсолютного всеобщего равенства тесно связан с двумя другими правообразующими принципами: свободой и справедливостью.

Гегель в «Философии права» писал: «Система права есть царство реализованной свободы». Иными словами, правовой порядок в обществе означает реальную возможность для индивида реализовать свои интересы и притязания в цивилизованной форме, не подвергаясь опасности произвола или ущемления прав личности со стороны государства или других индивидов. Однако свобода каждого отдельного человека кончается там, где начинается свобода другого. Поэтому здесь также неизбежно применение принципа равенства: свобода должна быть равной для всех или ее не будет вовсе. Как писал Кант: «право (как таковое) есть ограничение свободы каждого условием ее согласия со свободой каждого другого, насколько это возможно по всеобщему закону…». Право – необходимое условие существования свободных людей в обществе. Если ты хочешь быть свободным, ты должен ограничит свою свободу, дабы предоставить свободу другим.

Осуществление же принципов равенства и свободы равно по смыслу еще одному правовому началу – справедливости. Правовая справедливость и является соблюдением общего баланса, эквивалентности взаимных предоставлений и получений, которыми связаны субъекты права друг с другом.

Необходимо подчеркнуть, что все перечисленные выше правообразующие принципы не были изобретены юристами или философами, они извлечены из реальности. Они работают во многих практических житейских ситуаций, регулируя взаимоотношения людей. Однако, всеобъемлющая полнота реализации этих принципов, их всеобщность, полноценная защита государством, к сожалению, вещь почти невозможная для большинства современных государств. Поэтому подлинно правовое состояние общества еще не стало достоянием всего человечества.

Право, правоотношения, правовая деятельность естественно отражаются в сознании людей в виде неких знаний, оценок, которые и образуют – правосознание.

Правосознание – это представления и понятия, выражающие отношение людей к действующему праву, знание меры в поведении людей с точки зрения прав и обязанностей, законности и противозаконности; это правовые теории, правовая идеология.

Оно является идейным выражением правовых отношений, отражающее в свою очередь господствующие в обществе экономические и социальные отношения. Как и право, правосознание исторически возникло и развивается на определенной экономической основе и связано с появлением общественных классов и государства.

По словам Ильина И. А., правосознание есть умение уважать право и закон, добровольно исполнять обязанности и частные обязательства, строить свою жизнь не совершая преступлений.

Правосознание, как и любая другая форма сознания, неоднородно. Его «нижний этаж» составляют правовые привычки, чувства, эмоции. Это область обыденного, или практического, правосознания. В нем выражено определенное фактическое знание индивидами права, которое проявляется в стремлении следовать правовым стандартам поведения. При этом индивид может даже и не подозревать, что он является обладателем некой суммы правовых знаний. Но выполняя принятые в обществе правила поведения (соблюдение договоренностей, предоставления взаимных услуг и т. п.) индивид демонстрирует «практическое знание правовых нормативов. Такие навыки, знания, по сути, несут на себе главную нагрузку по регулированию повседневных взаимоотношений отдельных людей.

Кроме того, там, где речь идет о правовых отношениях людей как представителей определенных социальных групп или же эти отношения строятся через социальные институты (государства, правосудия), необходим теоретико-идеологический уровень правосознания. На этом уровне идет осмысление самой сущности права, его возможностей и границ, анализ опыта правовой жизни, деятельности институтов и т. д. Это уже сфера действий теоретиков, идеологов, к компетенции которых относятся разработка системы правовых наук, обучение правовым знаниям, навыкам и т. п.

Степень развитости как практического, так и теоретического правосознания является одним из важнейших показателей общего правового состояния общества, его правовой культуры.

 



2020-02-03 197 Обсуждений (0)
Взаимоотношение права и политической власти 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Взаимоотношение права и политической власти

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)