Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Служба занятости как инструмент социально-правовой поддержки молодежи в Российской Федерации



2020-02-03 314 Обсуждений (0)
Служба занятости как инструмент социально-правовой поддержки молодежи в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




Относительно эффективным инструментом решения проблемы занятости молодежи оказывается в современной России организация специализированных служб. Первая молодежная биржа труда была создана в Санкт-Петербурге, в 1991 году. В настоящее время в стране действуют Федеральная служба занятости (ФСЗ), 89 региональных организаций ФСЗ в областях, краях, республиках, 2390 городских и районных центров (бюро) занятости, 54 их филиала, 52 учебно-методических центра, 7 центров профориентации. В них работают почти 36 тыс. человек.

Государственная система службы занятости имеет три уровня подчиненности:
I уровень — федеральная служба занятости;

II уровень — региональные организации службы занятости;

III уровень — местные организации службы занятости, в том числе городские, районные организации, их филиалы, бюро, центры и т. д.

Для решения перечисленных выше задач каждый уровень системы службы занятости выполняет как общие, так и частные, присущие только ему функции.
Общими функциями служб занятости всех уровней являются:

· анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу;

· оказание помощи в выборе работы;

· организация подготовки и переподготовки кадров. Для федеральной службы частными являются функции:

· разработка целевых программ занятости, в том числе межрегиональных и региональных;

· поиск и разработка механизма финансирования этих программ;

· определение основных направлений профессионального обучения;

· создание правовой и нормативной базы функционирования;

· координация работы региональных и местных служб занятости.

Наибольший интерес в деятельности Центра занятости населения по работе с молодыми специалистами и с молодежью в целом вызывает то обстоятельство, что для подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образо­ванием затрачиваются значительные ресурсы, отдача от которых отсрочена во времени и практически не поддается анализу с пози­ции эффективности. Актуальной проблема является для Российской Федерации.

С учетом современных экономических ре­алий Центр занятости должен начинать работу со студенческой молодежью уже на ранних этапах обучения. Основными направлениями такого взаимодействия могли бы стать:

● информирование молодых людей о ситуации на рынке труда и рынке обра­зовательных услуг;

● психологическая подготовка будущих специалистов к конкурентной борьбе за рабочие места;

● обучение молодежи типовым моделям поведения при трудоус­тройстве и умению презентовать себя;

● оказание помощи в объектив­ном оценивании себя и своих способностей;

●профессиональная ориентация по наиболее востребованным специальностям.

В целом данное направление работы Центра занятости со студентами можно обо­значить как профилактическое, направленное на предотвращение в будущем длительной безработицы среди выпускников.

Профилактическое направление деятельности со сту­денческой молодежью предполагает организацию мониторинга и прогнозирование конъюнктуры рынка труда с пос­ледующим анализом на предмет потребности в кадрах определен­ных профессий и специальностей.[11]

Важным моментом является также психологическая поддержка молодых людей на всех этапах профессионального самоопределения: от профессионального выбора до профессиональной адаптации.

Трудоустройство молодого человека связано с рядом проблем, это и уже упоминавшееся отсутствие трудовых навыков, опыта работы, не всегда достаточные профессиональные знания, несформированность навыков делового общения, дополнительные льготы, полагающиеся молодому человеку по трудовому законодательству (сокращенный рабочий день, учебный отпуск и т.д.).

Для молодых специалистов, окончивших учебные заведения, в большинстве случаев невыполнимо требование, которое часто возглавляет перечень условий приема на работу – наличие стажа работы по специальности. Этот фактор объясняет более низкую конкурентоспособность данной группы соискателей. Низкая социально-профессиональная мобильность молодых специалистов чаще всего обусловлена невысокой квалификацией по основной специальности и узкой специализацией, полученной во время обучения.

 Но зато для молодых людей, как правило, характерна большая восприимчивость к инновациям, менее стереотипное мышление, лучшее состояние здоровья, продолжительный период трудоспособности.

За время существования службы занятости населения ее специалисты проводят большую работу по повышению конкурентоспособности молодых людей на современном рынке труда. Это – приоритетное направление работы службы. Молодежь составляет половину всех обратившихся к профконсультантам службы граждан.

В работе специалистов широко используется международный опыт, передовой опыт служб занятости регионов России, новые профориентационные и психологические технологии и методики.

Профконсультанты службы занятости оказывают профориентационные услуги учащимся общеобразовательных учебных заведений в качестве превентивной меры для снижения уровня безработицы. Оказывается также информационно-методическая помощь школьным психологам, социальным педагогам для дальнейшего проведения последними профориентационной работы среди учащихся.

Профориентационные и психологические услуги оказываются также выпускникам учреждений профессионального образования с целью формирования навыков самопрезентации, оптимизации самооценки и уровня притязаний и, тем самым, - повышения конкурентоспособности на рынке труда, закрепления на рабочем месте.

Профориентационные услуги оказываются молодежи в виде молодежных ярмарок вакансий, Дней профориентации, индивидуальных консультаций с целью самоопределения (в том числе с применением профориентационного и психологического тестирования); групповых консультаций по технологии поиска работы и т.д.

Используются также тренинговые программы, программы социальной адаптации, способствующие формированию навыков самопрезентации, повышению уверенности в своих силах, оптимизации уровня притязаний.

В первую очередь профориентационные и психологические услуги оказываются наименее защищенным категориям молодежи, таким как дети-сироты, дети-инвалиды.

Большое внимание в службе занятости уделяется профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации безработной молодежи. Обучение по направлению службы занятости имеет свои положительные и отрицательные стороны. Минусами такого обучения является его короткое сроки и, следовательно, меньший объем знаний, направленный на формирование только профессиональных навыков. Но положительными моментами является большая гибкость, приспособленность обучения под реально существующую сегодня рыночную конъюнктуру. Те подростки, которые по семейным обстоятельствам не имеют возможности обучаться в вузе или техникуме в течение нескольких лет, на курсах по направлению службы могут в короткий срок получить востребованную на рынке труда профессию.

Большое внимание профконсультантами службы занятости уделяется также проблеме закрепления молодого человека на рабочем месте. Недостаточно просто устроиться на работу, необходимо суметь пройти испытательный срок, вписаться в команду. А это непросто, учитывая слабую, как правило, сформированность у молодого человека трудовой мотивации, навыков делового общения.

Таким образом, для того, чтобы трудоустройство молодых людей было успешным и долгосрочным, работа по их профориентации должна осуществляться совместно профконсультантами службы занятости, представителями образовательных учреждений и работодателями. Каждая из этих трех сторон может и должна вносить в нее свой весомый вклад.

Со стороны работодателей это могут быть сформулированные требования к необходимым профессиональным знаниям и умениям, личностным качествам, поведенческим навыкам соискателей.

Большую помощь в успешном трудоустройстве молодых людей могут сыграть обучение и стажировки непосредственно на рабочем месте, что поможет молодому человеку войти в профессию, трудовой коллектив, а работодателю облегчит процедуру подбора персонала.

Кроме того, работодатели должны активно участвовать в формировании прогноза востребованности тех или иных профессий (специальностей) на рынке труда в последующий период времени.

Профессиональные учебные заведения должны учитывать требования работодателей к профессиональным знаниям и умениям, предоставлять учащимся возможность овладеть практическими навыками работы.

Задачами профконсультантов службы занятости являются:

1. Оказание необходимых профориентационных услуг:

· школьникам (по выбору профессии, варианта обучения, трудоустройства);

· учащимся учреждений профессионального образования (в уточнении конкретного направления в выбранной профессии; в отдельных случаях – в переориентации на другую профессию).

2. Направление, в случае необходимости, молодых людей на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации.

3. Оказание необходимой информационно-методической помощи психологам образовательных учреждений, социальным педагогам по сложившейся рыночной конъюнктуре, технологии поиска работы в соответствии с конкретными требованиями работодателей.

4. Оказание помощи работодателям, кадровым службам предприятий (проведение мини-ярмарок вакансий по различным профессиям; профотбор специалистов по запросу работодателей; консультирование специалистов кадровых служб по вопросу переподготовки высвобождаемых работников).

5. Оказание профориентационных услуг работникам предприятий с целью создания эффективной системы ротации кадров, внутрифирменного обучения, что послужит превентивной мерой по предупреждению безработицы.

Исходя из всего вышесказанного, трудоустройство молодых граждан остается сложной, но актуальной задачей в работе службы занятости. Проблема настолько важна и многогранна, что требует скоординированных действий всех заинтересованных учреждений и ведомств. Только совместная, согласованная работа всех участников процесса построения молодым человеком профессиональной карьеры сделает его конкурентоспособным на рынке труда. 

 

 

 

Заключение

В своей курсовой работе я рассмотрела проблему положения современной российской молодежи в сфере труди и занятости, и привела некоторые меры, которые должны быть предприняты для улучшения существующего положения. Таким образом, молодежь на рынке труда представляет собой достаточно уязвимую категорию граждан, вопросы контролирования и помощи которой являются вопросами государственной политики. Разумеется, все пути выхода из сложившейся кризисной ситуации на молодежном рынке труда наталкиваются на препятствия в социальной, экономической, правовой, политической сферах нашей жизни, поэтому все меры должны приниматься комплексно.

Угрожающий характер приобретает рост безработицы среди молодежи. Молодые граждане составляют 38 процента от общего числа безработных, в ряде регионов - почти 50 процентов. Отсев из образовательных учреждений общего среднего и среднего профессионального образования составляет в настоящее время до 2 миллионов человек. Невостребованность наиболее профессионально подготовленной части молодых граждан составляет почти 50 процентов. Государство сегодня не гарантируют обеспечение занятости молодежи, создавая тем самым условия для дестабилизации общества, роста напряженности и криминальных проявлений среди молодежи. Снижение интеллектуального потенциала страны, ухудшение положения молодежи различных возрастных групп и различной степени профессиональной подготовки, потеря значительной частью молодежи понимания значимости труда как важнейшей жизненной ценности грозят дальнейшим углублением негативных тенденций в социально-экономической, социальной и культурной сферах общества. А осуществление защитных мероприятий по отношению к студенческому возрасту имеет особую значимость, поскольку в полной мере может способствовать более успешному профессиональному становлению будущих специалистов. Очень важно своевременно отслеживать и реагировать на изменения, происходящие в условиях жизни студентов, молодых специалистов их социальной защищенности, а также выявлять положительные и отрицательные тенденции. Дело в том, что зачастую различные мероприятия по социальной защите, как молодежи, так и в целом не имеют обратной связи. Другими словами, нет достаточных сведений об оценки своей социальной защищенности молодых людей. Как было уже сказано, молодежь является важнейшей социальной группой. Именно молодое поколение самое активное и социальной и экономической сфере, так же в этот период молодые люди создают семьи, таким образом, от того насколько социально защищены молодые люди, зависит, как состояние разных сфер общества, так и генофонд нации.

В заключении наиболее актуальными мерами в области решение проблемы занятости молодежи:

- создания малых производств, способных более полно занять молодежный труд;

- организации квотирования рабочих мест через законодательные акты, закрепляющие требования к работодателю по приему на работу молодежи, а также систему льгот для него;

- создания более эффективных и устойчивых механизмов организации временной занятости подростков.

 

Используемая литература

 

1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда.

2. Верховод Ф.С. Занятость населения и ее регулирование: Учебное пособие – Белгород: Кооперативное образование, 2008.

3. Доклад МОТ «Глобальные тенденции молодежной занятости в 2010 году » .

4. Гладышева А.С., Чупрунов О.А. Особенности молодежной безработицы. 2008г.

5. Мармышев В.И., Потёмина Н. Л. Проблемы трудоустройства выпускников ВУЗов Нижегородской области и роль службы занятости в их решении. 2008г.

6. Остапенко Ю.М. Экономика труда: Уч.пособие. – М.:ИНФРА-М, 2007.-272 с. Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2000. - 407 с.

7. Социология молодежи. Под ред. Лисовского В.Т. СПб «Издательство Санкт-Петербургского Универстиета» 1996г. с. 192 – 193

8. Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование: Учеб.пособие – М.: «Центр»,2001

9. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001

10.  ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 г. № 1032-1.

 

 


[1] Доклад МОТ «Глобальные тенденции молодежной занятости в 2010 году »

[2] Остапенко Ю.М. Экономика труда: Уч.пособие. – М.:ИНФРА-М, 2007.-272 с.

[3]Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2000. - 407 с.

[4] ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 г. № 1032-1.

[5] Гладышева А.С., Чупрунов О.А. Особенности молодежной безработицы. 2008г.

[6] В. И. Мармышев Н. Л. Потёмина Проблемы трудоустройства выпускников ВУЗов Нижегородской области и роль службы занятости в их решении. 2008г.

[7] Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: 2001.

1 Социология молодежи. Под ред. Лисовского В.Т. СПб «Издательство Санкт-Петербургского Универстиета» 1996г. с. 192 – 193

[8] Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование: Учеб.пособие – М.: ,2001

[9] Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 20.04.1996г. № 36-ФЗ

[10] Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование: Учеб.пособие – М.: «Центр»,2001

[11] Верховод Ф.С. Занятость населения и ее регулирование: Учебное пособие – Белгород: , 2008.



2020-02-03 314 Обсуждений (0)
Служба занятости как инструмент социально-правовой поддержки молодежи в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Служба занятости как инструмент социально-правовой поддержки молодежи в Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (314)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)