Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Января 1905 года – «Кровавое воскресенье».



2020-02-03 222 Обсуждений (0)
Января 1905 года – «Кровавое воскресенье». 0.00 из 5.00 0 оценок




Первая Русская Революция (1905-1907гг.).

План.

1. Причины.

2. Периодизация первой Русской революции.

3. Основные события. Общая характеристика.

4. Выдающиеся политические деятели эпохи первой Русской революции.

5. Итоги первой Русской Революции.

6. Последствия.

7. Список литературы.

 

1. Причины:

Причины следует искать в социально-экономическом и общественно-политическом развитии России во второй половине XIX-начале XX веков.

1. Нерешённый аграрный вопрос, он был очень важен, так как в это время в стране большинство населения были крестьяне. С начала ХХ века борьба крестьянства за землю значительно усилилась. Крестьянские выступления всё чаще стали перерастать в восстания.

2. Нерешённый национальный вопрос.

3. Нерешённый рабочий вопрос (низкая оплата труда, отсутствие системы социального страхования).

4. Нерешённый политический вопрос (отсутствие буржуазно-демократических прав и свобод в обществе). (Запрет на создание политических партий и профсоюзов; свобода слова и вероисповедания, демонстраций, митингов, шествий; отсутствие конституции, избирательного права и представительных органов).

Вывод: не решая социально-экономические и политические проблемы императорская Россия накапливала антимонархический и антиправительственный потенциал. Катализатором недовольства стало поражение в Русско-японской войне. Внешняя опасность, классовая борьба толкали Россию на путь решительных перемен.

Россия оставалась единственной из главных капиталистических держав, в которой не было ни парламента, ни легальных политических партий, ни правовых (сопоставимых с уровнем развития других государств) свобод граждан. Создание условий для правового государства являлось одной из важнейших задач, от которой во многом зависело разрешение других противоречий в России.

2. Периодизация:

Революция началась 9 января 1905 года (Кровавое воскресенье) и закончилась 3 июня 1907 года государственным переворотом и роспуском 2-й государственной думы.

Делится на 2 этапа:

1 этап – 9 января – 17 октября 1905 года - период бурного развития революции. Основная движущая сила – рабочий класс, интеллигенция, мещане, буржуазия.

Главные события: 9 января 1905 года, восстание на броненосце Потёмкин, всероссийская октябрьская политическая стачка, манифест 17 октября 1905 года.

2 этап – 17 октября 1905 года – 3 июня 1907 года – постепенное угасание революции. Основная движущая сила – крестьянство.

Главные события: восстание на Черноморском флоте, восстание на базах Балтийского флота, декабрьское вооружённое восстание в Москве, созыв и роспуск 1-й и 2-й Государственных Дум, Третьеиюньский переворот.

Характер революции:

1). Буржуазно-демократическая, целями которой было:

Ограничение и ликвидация самодержавия;

Провозглашение демократических прав и свобод;

Создание представительных органов и избирательной системы;

Полное или частичное решение аграрного, рабочего и национального вопросов.

2). Народная в форме бунта, сопровождалась бессмысленным насилием, погромами и разрушениями.

3). Именно на эту революцию приходится пик развития революционного террора (радикализм).

Революция и Русско-японская война взаимосвязаны:

Поражение в войне ускорило начало революции. Начало революции заставило правительство искать мира с японцами.

Ключевое событие революции – издание манифеста 17 октября 1905 года. Этот манифест вскоре изменил политическую обстановку в стране. Он представлял собой весь объём политических свобод.

3. Основные события:

января 1905 года – «Кровавое воскресенье».

Демократическая интеллигенция опасалась возможной расправы над демонстрантами. Делегацию, возглавляемую М. Горьким, министр внутренних дел Святополк-Мирский не принял, а Витте заявил: «Мнение правящих сфер непримиримо расходятся с вашими, господа». 

В ночь на 9 января Петербургский комитет РСДРП принял решение участвовать в шествии вместе с рабочими. Мирная демонстрация, в которой участвовало 30 тысяч Путиловских рабочих (Кировский завод). Они с семьями отправились к Зимнему дворцу, чтобы передать царю петиции (разобраться с безопасностью, оплатой труда), не зная о том, что царь покинул столицу. Демонстрация проходила в условиях военного положения (комендант гарнизона имел право применять чрезвычайные меры - оружие), но рабочих об этом не известили. От Нарвской заставы, Фонтанка, ограда Летнего сада. Демонстрацию возглавлял священник Гапон. В демонстрации участвовали социал-демократы, которые пытались отговорить Гапона. Подход к Зимнему дворцу был перекрыт войсками, казаками и полицией, императору сказали, что демонстрация антиправительственная.

Первый залп – по ограде Летнего сада, убито множество детей. Второй залп – в демонстрантов. После этого демонстрантов атаковали казаки. В результате по официальным данным 1,5 тысячи убитых и раненых, по неофициальным – более 3-х тысяч человек.

Гапон написал воззвание к русскому народу с призывом к общему восстанию. Эсеры отпечатали его большим тиражом и распространили по всей стране. После этого начались стачки по всей Росси в январе – марте 1905 года.

19 января 1905 года Николай II принял делегацию от рабочих, которых «простил за бунт», и объявил о пожертвовании 50 тысяч рублей для раздачи пострадавшим 9 января.

18 февраля царь по настоянию Булыгина опубликовал указ, разрешающий частным лицам и организациям подавать на имя царя предложения об усовершенствовании государственного благоустройства. Вечером того же дня царь подписывает рескрипт о создании законодательного органа для разработки законодательных предложений – Думы.

Общественно-политические силы России объединились в три лагеря:

1-й лагерь составляли сторонники самодержавия. Они либо вообще не признавали изменений, либо соглашались на существование законосовещательного органа при самодержце. Это, прежде всего реакционные помещики, высшие чины государственных органов, армии, полиции, часть буржуазии, непосредственно связанная с царизмом, многие земские деятели.

2-й лагерь состоял из представителей либеральной буржуазии и либеральной интеллигенции, передового дворянства, служащих, мелкой буржуазии города, части крестьян. Они выступали за сохранение монархии, но конституционной, парламентской, при которой законодательная власть находится в руках всенародно избранного парламента. Для достижения своей цели они предлагали мирные, демократические методы борьбы.

3-й лагерь – революционно-демократический – входили пролетариат, часть крестьянства, беднейшие слои мелкой буржуазии. Их интересы выражали социал-демократы, эсеры, анархисты и другие политические силы. Однако несмотря на общие цели – демократическая республика (у анархистов – анархия), они различались по средствам борьбы за них: от мирных до вооружённых, от легальных до нелегальных. Не было также единства по вопросу о том, какой будет новая власть. Однако общие цели слома самодержавных порядков объективно позволяли объединить усилия революционно-демократического лагеря.

Уже в январе 1905 года в 66 городах России бастовало около полмиллиона человек – больше, чем за все предшествующие десятилетия. Всего с января по март 1905 года бастовало около 1 миллиона человек. 85 уездов Европейской России было охвачено крестьянскими волнениями.



2020-02-03 222 Обсуждений (0)
Января 1905 года – «Кровавое воскресенье». 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Января 1905 года – «Кровавое воскресенье».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)