Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сценарии развития экономической ситуации и возможные направления выхода из кризиса.



2020-02-03 195 Обсуждений (0)
Сценарии развития экономической ситуации и возможные направления выхода из кризиса. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Таким образом, экономическое банкротство России объективно диктует необходимость перехода к мобилизационным методам регулирования хозяйственных процессов. В условиях, когда текущая и перспективная расстановка политических сил делает маловероятным приход к власти сторонников активных рыночных реформ, логично ожидать, что резкое усиление роли государства в управлении экономикой неизбежно.

· Развитие экономической ситуации в стране будет определяется в первую очередь надличностными факторами. Личность Президента или персональный состав правительства будут влиять на ситуацию настолько, насколько власть сможет удержаться в категориях государственного регулирования экономики, то есть сможет не перейти к административно-командным методам. В этой связи логично предполагать, что развитие экономической ситуации в России в среднесрочной перспективе может пойти по двум сценариям, которые условно можно назвать как "патерналистско-либеральный" и "административно-командный".

Исходные параметры для построения обоих сценариев:

o предпосылки для развития рынка в России есть, несмотря на то, что рыночные отношения в экономике страны носят "анклавный" характер, то есть не охватывают всей экономики в целом;

o мобилизационные методы управления экономикой оправданы только тогда, когда преодолевают доставшиеся от прежнего режима воспроизводственные ограничения;

o мобилизационная экономика требует применения жестких методов воздействия на экономические процессы, самым распространенным среди которых, как показывает мировая практика (например, Испания, Греция), является валютный контроль.

"Патерналистско-либеральный" сценарий предполагает, с одной стороны, патронирующую роль государства в создании или, в случае необходимости, изменении условий для ведения бизнеса, с другой - применительно к России развитие рыночных отношений посредством приватизации с целью постепенного вытеснения государства из отношений собственности. Только при этом условии можно будет говорить о действительно регулирующей роли государства в России.

С учетом сложившейся на сегодня экономической ситуации в России согласно данному сценарию экономический курс властных структур может включать следующее:

¨ продолжение приватизации при отказе рассматривать ее как "заложницу" бюджетных нужд и область экономической политики, требующую особого отношения к нерезидентам;

¨ введение жесткого запрета для государственных учреждений на ведение любой предпринимательской деятельности;

¨ допуск иностранных банков в российскую банковскую систему;

¨ дедолларизация экономики посредством многолетних усилий по развитию реального сектора, что, в свою очередь, предполагает радикальное снижение налогового бремени в реальном секторе и активное участие государства в санации предприятий;

o cанация банковской системы;

o резкое сокращение бюджетных расходов за счет совершенствования межбюджетных отношений и сокращения расходов на содержание государственного аппарата, установление контроля за образованием кредиторской задолженности государства с целью недопущения неоплаченного государственного потребления;

¨ введение жесткого, но недискриминационного для экспортеров и импортеров (такая дискриминация обеспечивается множественностью валютных курсов) валютного контроля (продажа экспортной выручки, репатриация экспортной выручки);

¨ активное использование не противоречащих рынку государственных методов регулирования экономики - госзаказ, госинвестиции, госконтроль и гостандарты за качеством выпускаемой продукции;

¨ адресное размещение эмиссионных денег через Казначейство с гарантированным поступлением большей части сумм обратно в бюджет в виде налогов.

"Административно-командный" сценарий развития экономической ситуации в России предполагает прямое управление экономическими процессами. Согласно этому сценарию экономический курс властных структур может включать следующее:

¨ государственное регулирование валютных курсов;

¨ централизация ввоза иностранной валюты с последующим введением валютной монополии;

¨ ужесточение правил расчетов по экспорту и импорту с последующим введением либо института спецэкпортеров, либо монополии на внешнюю торговлю;

¨ прямое государственное вмешательство в деятельность естественных монополий;

¨ государственное ценообразование

¨ запрет на хождение доллара внутри страны и мобилизация в ЦБ РФ или любом другом государственном банке валютных средств коммерческих банков, предприятий и населения.

¨ растущая склонность к необеспеченной денежной эмиссии, постепенное отведение рублю роли учетной единицы со множеством валютных курсов.

¨ В настоящее время, как представляется, Россия находится между "патерналистско-либеральным" и "административно-командным" сценариями. Нетрудно заметить, что черты нынешнего курса правительства имеют смешанный "сценарный" характер.


Экономический аспект, перспектива :

· Широко распространенное мнение о том, что у правительства РФ нет четкого видения приоритетов и направлений своих действий в краткосрочной перспективе представляется ошибочным. Первоочередная задача правительства Путина заключается в том, чтобы избежать дефолта по внешним долгам и любой ценой обеспечить аккумулирование необходимых для выплаты этих долгов.

· На сегодня пути решения этой задачи отражают два варианта. В обоих провозглашен курс на рыночные реформы. Однако и тот, и другой проекты по сути содержат перечень административных мер, основная цель которых - провести мобилизацию валютных ресурсов.

В ходе дальнейших редакций "программа Путина" документ приобретал все более расплывчатый и неконкретный характер. Последний вариант программы "О мерах Правительства и Центрального банка Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране", представленный МВФ, фактически носит характер декларации. На практике же правительство, скорее всего, будет действовать согласно сути первоначальных вариантов документа.

· Вероятный отказ МВФ предоставить России очередной и последующие транши кредита может заставить правительство перейти к принятию жестких и немедленных мобилизационных решений.

Рассмотрим несколько сценариев развития, исходя из возможности предоставления кредитов МВФ. В принципе, можно не указыват конкретный переод. Анализ может быть применен к любому переоду 2-3 года в перспективе до 2005, и возможно до 2010 г.

Сценарий 1. Исходный параметр - отказ в предоставлении кредита.

В этом случае вероятны:

o повышение налогового бремени, прежде всего за счет введения экспортных пошлин на нефть, природный газ, цветные металлы и лес;

o перевод валютных средств коммерческих банков на корсчета в ЦБ РФ;

o запрет на продажу валюты частным лицам при неограниченной покупке валюты у населения;

o увеличение нормативов продажи валютной выручки, в первую очередь для предприятий ТЭК;

o усиление склонности к эмиссии, эмиссия рублей для покупки на них золота внутри страны и валютной выручки экспортеров.

Вывод: свойственная данному сценарию активная кредитно-денежная эмиссия будет способствовать дальнейшей девальвации рубля и раскручиванию гиперинфляции, что с одной стороны, представляет серьезную опасность для нынешнего кабинета, а с другой - будет способствовать сползанию к административно-командному сценарию развития экономической ситуации в стране. При развитии ситуации по данному сценарию смена нынешнего кабинета возможна через 4-5 месяцев, хотя на фоне консолидации власти премьер-министром вероятна лишь смена правительственной команды.

 

Сценарий 2. Исходный параметр - МВФ принимает решение о предоставлении очередного транша кредита.


В этом случае:

o правительство воздерживается от принятия жестких мобилизационных мер административного порядка;

o склонность к эмиссии имеет умеренный характер.

Вывод: данный сценарий задает некоторый временной лаг на разрешение неопределенности с ключевой фигурой государства и не исключает того, что нынешний ИО президента получит полномочия исполнять обязанности Президента страны и после очередных президенских выборов, а Государственная Дума примет соответствующую поправку в Конституцию РФ.



2020-02-03 195 Обсуждений (0)
Сценарии развития экономической ситуации и возможные направления выхода из кризиса. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сценарии развития экономической ситуации и возможные направления выхода из кризиса.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)