Словарь основных терминов Концепции
Деятельность культурная – виды деятельности, относящиеся к сфере культуры и направленные на достижение ее основных целей (реализацию ее функций (это, в частности, деятельности по созданию, сохранению, распространению и освоению культурных ценностей, а также по образованию и воспитанию субъектов культуры)
Культура – присущий обществу (человеческому роду, различным человеческим общностям) и личности специфический способ воспроизводства и развития, включающий в себя различные виды человеческой деятельности и созданные ими («искусственные») программы, средства и формы их осуществления. В узком смысле (и в настоящей Концепции) – особая сфера общественной жизни (и, соответственно, социального управления), включающая производство, сохранение, распространение и потребление ценностной информации (культурных ценностей), прежде всего искусства, и реализующие эти функции институты (учреждения). Концепция развития культуры – обобщенный системный взгляд на состояние (ресурсы, противоречия, проблемы) и перспективы, цели и способы развития сферы культуры и необходимой для этого развития культурной политики в среднесрочной и долгосрочной перспектива.
Комеморизация советской эпохи – включение элементов советской культуры в современное культурное пространство и, тем самым, в актуальную коллективную память общества.
Креативные индустрии – виды культурно-творческой деятельности, сочетающие духовно-культурные (эстетические, художественные, историко-культурные, социально-символические) цели с коммерческими и потому ориентированные на рыночное функционирование (предложение, спрос, потребление). Тесно связаны с развитием индустрии туризма, фестивальной деятельностью и другими формами массового потребления культуры. Культурные институции – учреждения, компании, организации, создающие, сохраняющие и транслирующие культурные ценности. Социальные функции культуры реализуются в процессе функционирования сферы культуры как системы (сети) учреждений, осуществляющих культурную деятельность.
Культура сотрудничества – ценностные ориентации и способы человеческих отношений, обеспечивающие объединение людей и организаций вокруг общих целей (в данном случае - во имя развития социальной и культурной сфер), преодоление ими разделяющих их различий, в том числе ведомственной разобщенности.
Имидж – символический образ, наглядно, целостно и ценностно (как достоинства или недостатки) представляющий индивидуальные особенности человека, города, региона и т. д.
Инновационные процессы в культуре – формы деятельности, направленные на производство, закрепление и внедрение в сфере культуры новых образцов (моделей) культурной деятельности, ее технологий, организационных форм и результатов.
Институты культурные – материально-организационные формы больших сфер культурной деятельности как коллективной деятельности людей (институт образования, институт художественной культуры, институт сохранения культурного наследия), обеспечивающие единый (нормативный) порядок, координацию и кооперацию усилий субъектов культуры. Институциональное направление развития культуры – совершенствование и развитие существующих учреждений культуры: оптимизация их организационно-управленческой структуры, механизмов саморегуляции, способности к самостоятельному решению проблем и саморазвитию, адаптации в постоянно усложняющихся условиях.
Интенсификация культурной деятельности – деятельность, направленная на повышение производительности (количества и качества) труда работников культурной сферы и учреждений культуры.
Искусство актуальное – новейшие виды и способы художественного творчества, часто объединяемые в понятие арт-практики. Искусство, возникшее и развивающееся в современной культуре и отличающееся от традиционного искусства прошлого и современности, именуемого «изящным», специфической технологией, языком, содержательностью, характером взаимодействия с публикой (например, «арт-объекты» вместо традиционных картин, символические коллективные действия – перформансы вместо привычных спектаклей).
Методология – система способов восприятия, мышления и практической деятельности, определяющих направление (цель) и строение этих деятельностей; в широком смысле – синоним обобщенно понятой «технологии».
Модернизация культуры – обновление культуры, ее освобождение от устаревших (материально и морально) элементов, устранение негативных характеристик и дефицитов, нахождение наилучших, или оптимальных в данных условиях и при данном потенциале способов ее деятельности, организации и управления ею.
Политика культурная – система целенаправленных управленческих действий по регулированию сферы культуры: обеспечение необходимых условий функционирования и развития производства, сохранения, распространения и потребления культурных ценностей.
Потенциал культурный – системные возможности сферы культуры эффективно осуществлять ее социальные функции, создавая, сохраняя и транслируя людям культурные ценности, влияя на их отношение к миру, духовное самочувствие и образ жизни. Воплощается в предметных, организационных и человеческих (субъектных) ее компонентах (материально-техническая, организационная и кадровая «база» отрасли). Развитие культуры есть, прежде всего, развитие ее потенциала.
Проектный подход – программирование культурной деятельности на основе проектов – разработок конкретных предметных целей и планов развития соответствующей сферы, способов их достижения, времени реализации, кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов. Сочетание бюджетной и проектной схем финансирования дает возможность развертывания креативного потенциала культуры в современных условиях.
Программно-целевой подход – организация работы сфер и направлений культуры на основе ряда утвержденных органами власти разных уровней целевых долгосрочных программ.
Рынок культуры – сфера функционирования культурных ценностей на основе игры предложения и спроса, сочетающая их духовную и экономическую ценность, символический и финансовый капитал и, соответственно, обеспечивающая возрастание того и другого, прибыльность культуры. Деятельность управления культурой в условиях ее рыночного функционирования предполагает формирование механизмов, обеспечивающих оптимальное сочетание цены и ценности культурного продукта.
Субъекты культурной политики – органы власти, общественные группы, социальные институты, формирующие, практически реализующие и развивающие культурную политику как управленческую деятельность в сфере культуры.
Системный подход - определяемый целостностью общества, культуры, ее отдельных учреждений и каждой личности способ управления, при котором технологии деятельности предполагают видение предмета и поля деятельности с ним как системы – сложноорганизованного целого, имеющего собственную специфику, закономерности существования и свойства, не совпадающие со свойствами образующих его частей (компонентов, элементов).
SWOT анализ сферы культуры – рассмотрение: Strengths – сильных внутренних факторов развития, Weaknesses – слабых внутренних сторон, тормозящих развитие, Opportunities – внешних возможностей, положительных в отношении процессов развития, Threats – угроз, внешних отрицательных факторов, препятствующих развитию культуры.
Функциональный подход - выделение назначения каждого компонента системы, его вклада в существование и развитие целого как его сущности, причины. Соответственно поддержка любой части со стороны целого, всякого рода инвестиции в нее должны определяться необходимостями (потребностями) целого и реальным вкладом, эффективностью, т.е. функциональной результативностью работы части по отношению к целому.
Управление результатами – управленческий подход к любым самостоятельным подсистемам и компонентам культурной сферы, требующий увязывать количество и качество государственных инвестиций и других форм господдержки с реальной значимостью, или системнойэффективностьюрезультатов их деятельности. Результативность деятельности (количество, ассортимент, качество, востребованность, доступность и, наконец, общественно значимое воздействие ее результатов) является основанием для оказания государственной (муниципальной) материальной и нематериальной поддержки учреждениям и начинаниям в культурной сфере (в данном случае). И в заключение. Огромный культурный потенциал Свердловской области, укорененный во многих наших земляках дух культуры и их творческие дарования не только дают основания, но и подталкивают к постановке весьма амбициозных целей – как в масштабе конкретного учреждения культуры (творческого коллектива), так и всей сферы культуры. Если учесть, что эти цели, как и сама культура, - во благо всей Свердловской области, каждой ее территории и каждому ее жителю, что они и помогают практическому, материальному развитию области, и, что не менее важно, открывают заслуживающим этого людям высшие человеческие ценности, вдохновляющие горизонты, возможности и смыслы высшего существования и счастья – разве это не достаточные основания, чтобы, несмотря на все дефициты и преграды, все же упорно пытаться идти к этим целям, совместно работать ради их достижения? Уверены, что это так.
Авторский коллектив: Закс Л.А., доктор философских наук, профессор (руководитель авторского коллектива); Гудова М.Ю., кандидат философских наук, доцент; Лисовец И.М., кандидат философских наук, доцент; Немченко Л.М., кандидат философских наук, доцент; Шуклина Е.А., доктор социологических наук, профессор.
[1] Необходимо напомнить, что культура – явление, охватывающее все сферы общественной жизни, включающее всё, что создано деятельностью людей и служит в качестве программ, средств и форм их существования и развития. Исходя из этого, современная наука понимает культуру как присущий только обществу и человеку способ их самовоспроизводства и саморазвития. Поэтому она много шире принятого в социальном управлении ведомственного представления о культуре как особой сфере общества. Последняя – только часть универсальной системы культуры, но часть, конечно же, весьма масштабная и существенная в своей общественной роли, без нее нормальное существование общества и человека также невозможно. Она охватывает, прежде всего, художественную культуру, а также учреждения и деятельность, обеспечивающие сохранение, трансляцию и освоение (потребление) обществом и каждым человеком культурных ценностей прошлого («культурное наследие») и настоящего. Далее в Концепции «культура» берется именно в этом объеме и значении. [2] Представленный в Концепции анализ состояния культурной сферы Свердловской области базируется на аналитических материалах и официальных документах областного Министерства культуры и туризма, в том числе на тексте областной целевой программы (ОЦП) «Развитие культуры в Свердловской области» на 2011 – 2015 годы). [3] Данные Екатеринбургского отделения СТД РФ [4] Данные взяты из «Российской газеты» - Экономика УрФО № 5339. [5] Имея в виду ситуацию общего и хронического дефицита бюджетного финансирования, в этом разделе приводятся и суммарные сведения по данному вопросу. [6] Мы исходим из признания: а) социальной значимости двух функциональных целей художественного образования и воспитания: формирования, «возделывания» субъектов художественного творчества и субъектов художественного восприятия; б) необходимости выполнения художественно-формирующих и шире – духовно-творчески-формирующих функций всеми учреждениями культуры и образовательными учреждениями. [7] Тем или иным влиянием на позитивный (или негативный) имидж обладают все публичные формы и субъекты культурного производства, обмена (коммуникаций) и потребления. Мы выделяем только наиболее и непосредственно «имиджезначимые». При этом сам имидж, как говорилось ранее, должен рассматриваться и, соответственно, обеспечиваться в трех своих ипостасях, или модификациях: международный, российский и «внутренний», воздействующий на самих жителей области.
[8] Предложения Центра стратегического планирования «Стратегия 2020» [http: //twitter.com/search?q=%23strategy2020]
* Очевидно сходство с критериями «качества». ** Узнается из опросного листа клиента *** Это все – предмет мониторинга учреждения, заинтересованного в верном представлении об эффективности своей работы.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |