Царские чиновники наблюдают за строительными работами.
Иранские воины на верблюдах. Данник. считают его настоящим царевичем. Другие же, наоборот, доверяют Бехистунской надписи Дария, в которой названо подлинное имя Лже-Бардии — маг Гаумата. Нового царя поддержали мидийская знать и часть войска. Знатные иранцы не признали его прав и организовали против самозванца заговор, душой которого и стал уже знакомый нам Дарий, принадлежавший к царскому роду Ахеменидов. Осенью 522 г. до н. э. заговорщики проникли в крепость, где жил Бардия, убили его и посадили Дария на трон. Около года Дарий I подавлял восстания, вспыхнувшие во всех частях государства. «...Сделавшись царём, я дал 19 сражений, по воле Ахурамазды победил я в них и пленил 9 царей», — так 1. Территория, на которой возникло Иранское государство. 2. Иранское царство в начале V в. до н. э. 3. Основные направления завоевательных походов иранцев. 84 Дарий I принимает Мидийского посла. рассказывает в Бехистунской надписи сам Дарий. После этого царь приступил к проведению реформ, которые полностью изменили облик державы и позволили ей просуществовать ещё около 200 лет. Прежде всего Дарий низвёл Мидию до положения рядовой провинции; мятежная мидийская знать больше не поднимала головы. Опасной для царя была и его сильная зависимость от иранской знати. Дарий, вероятно, делал серьёзные уступки своим союзникам по заговору, которые представляли семь знатных иранских родов. Всячески ублажая этих людей, Дарий, однако, перевёл всех чиновников, управлявших страной от его имени, в город Сузы, расположенный в Эламе. Делить власть он ни с кем не собирался. Дарий, подобно опытному шахматисту, задумал сложную комбинацию в политической игре. Главной задачей было оторвать знать от племён, лишить её военной поддержки, привлечь знатных иранцев на царскую службу. Ради этого Дарий начал раздавать знатным людям важные посты в провинциях, которые стали называться «сатрапиями». Наместник провинции назывался «сатрапом». Конечно, существовал риск, что могущественные правители захотят вести себя независимо. На этот случай Дарий предусмотрел разделение власти в сатрапиях между чиновниками и военными командирами. В распоряжении сатрапов не было войск, а военные не имели никакой власти над местным населением. К тому же сатрапы и военачальники обязаны были доносить друг на друга царю. Замысел Дария был очень прост: во-первых, представители иранской знати отрывались от своей племенной опоры и удалялись из столицы; во-вторых, они начинали служить державе и царю; в-третьих, они были не опасны без поддержки армии. Преемникам Дария на иранском престоле не удалось сохранить разделение военной и чиновничьей власти в сатрапиях. Независимость царя от знати и народа-войска следовало подкреплять богатой царской казной. Дарий навёл строгий порядок в сборе государственных налогов, за что получил от современников прозвище «торгаш». В большинстве сатрапий налоги брали серебром, и каждый год в кладовые Дария поступало свыше 200 тонн благородного металла. За время существования державы иранские цари накопили огромные богатства, поражавшие воображение современников. Часть их позд-
Служба в иранской армии была почётной, поэтому к ней привлекались в основном иранцы и мидяне — представители господствующих народов. Иранцы не упускали случая подчеркнуть свою воинскую доблесть — ведь умение владеть оружием и право носить его выделяли свободного иранца-воина среди других людей, давали более высокое положение в обществе. Царь Дарий I повелел написать на своей гробнице: «Копьё иранского мужа проникло далеко, иранский муж участвовал в битвах далеко от Ирана, он не дрожит ни перед каким врагом». В мирное время ирано-мидийское войско оставалось сравнительно малочисленным и размещалось гарнизонами по всей территории державы. Во время войн созывалось огромное ополчение, составлявшееся из всех народов империи. Боеспособность этого большого войска была значительно ниже, чем сила ядра иранской армии, состоявшего из конных отрядов иранской знати и 10 000 «бессмертных» пехотинцев. Они назывались «бессмертными», потому что место павшего воина в строю тут же занимал другой воин из резерва; таким образом общее число сражающихся оставалось неизменным. Иранские цари регулярно проводили военные смотры, оценивая состояние войск. Отличившиеся во время смотров военачальники щедро вознаграждались, провинившиеся строго наказывались. * 85 Гробница Дария I. Накш-и-Рустем. V в. до н. э. нее досталась грекам во время похода Александра Македонского (см. ст. «Филипп II и Александр Македонский»). Оправдал Дарий и надежды населения сатрапий на установление порядка в государстве. Он провёл хорошие дороги, охранял их, наладил почтовую связь, стал чеканить ходившую во всей империи золотую монету — дарик. Дарий стал царём не только иранцев, но и других народов империи. Сириец, финикиец, вавилонянин, индиец, грек — все они чувствовали себя теперь не столько рабами царя, сколько его подданными. Каждый из них мог обратиться к царю с жалобой на неправильные действия чиновников; знал, сколько налогов он должен был уплатить царю, не подвергаясь разорению. Верховную власть иранского царя признавали даже гордые греки, жившие в богатых торговых городах Малой Азии, на побережье Эгейского моря. Первым из восточных царей Дарий поставил свои отношения с подданными на деловую основу: он даровал людям мир и процветание, но брал за это немалые деньги. Он рассматривал созданное им государство как большую, сложную, нужную всем машину. Для Древнего Востока такой взгляд на вещи был совершенно необычным. К сожалению, преемники Дария на иранском престоле не поняли, насколько хрупким было созданное Дарием равновесие. Они стали допускать объединение чиновничьих и военных должностей в одних руках, отдавать сбор налогов на откуп торговым домам Вавилона, бессмысленно накапливать сокровища в своих кладовых, лишая рынки звонкой монеты. Главной же их ошибкой стал полуторавековой конфликт с греческими городами-государствами. Столкновения с греками, собственно, начались ещё при Дарий, но участились они при его сыне Ксерксе. Созданная Дарием политическая система не была рассчитана на ведение обременительных длительных войн. Гибель её была предрешена задолго до того, как в 334 г. до н. э. Александр Македонский выступил в поход против Ирана (см. ст. «Филипп II и Александр Македонский»). Греки немало постарались, чтобы последующим поколениям представить иранцев «народом рабов», а их царей как «деспотов». Вряд ли стоит полностью доверять точке зрения победителей... Дарию I было о чём поведать богам в надписи на Бехистунской скале. Не зная ещё слова «история», Дарий уже чувствовал себя её творцом. ПАРФИЯ Александр Македонский умирал... Тот, перед кем трепетал мир, кто называл себя богом, погибал от лихорадки, не оставлявшей ему ни сил, ни времени распорядиться судьбой завоёванных стран и народов. А в это время люди, называвшие себя друзьями и соратниками Великого Завоевателя, позабыв о нём, начали смертельную борьбу за его наследство. Тело Александра лежало непогребённым в покоях дворца в Вавилоне, но отдать последний долг умершему было некому. Напрасно его мать Олимпиада, забыв гордость, молила разрешить ей похоронить тело сына. Её никто не слышал. Никто не обращал внимания и на слёзы жены царя Роксаны, пытавшейся заявить о правах сына и наследника Александра, которого она носила в своём чреве. Царь умер, да здравствует царь... но кто станет им среди полководцев-диадохов Великого Македонца? Борьба продолжалась долгие годы, место отцов занимали их дети-наследники, прозванные эпигонами. Прошло почти 40 лет после смерти Александра, пока враждующие сумели договориться. В Древ- 86 нем Мире появилось три крупных государства: Птолемеев, Селевкидов и Македония. Самым обширным было царство Селевкидов. Столицей его был сначала Вавилон, потом Селевкия на Тигре и, наконец, Антиохия на Оронте. Пока Селевкиды обживали свои новые дворцы, украшали столицы и укреплялись в западных пределах своего государства, их дела на востоке шли всё хуже и хуже. Сатрап Бактрии и Согдианы не желал подчиняться центральному правительству, а его сын провозгласил себя самостоятельным правителем под именем Диодота II, мечтая создать царство, подобное Пергамскому, которое отпало от Селевкидов и упорно боролось за свою независимость. Селевкидам приходилось держать значительную армию на западных границах, опасаясь вторжения своих главных врагов — Птолемеев. Поэтому у них не было возможности быстро и большими силами принуждать к повиновению непокорных. Угроза, оставшаяся вовремя не замеченной, возникла, когда начались волнения на восточных окраинах — среди иранских кочевых племён. Последние прогнали наместника, присланного из столицы, и заявили о своей приверженности ахеменидским царям, о которых все уже забыли. Восстание возглавил вождь одного из племён по имени Аршак. Это племя греки называли презрительно «парны» (беглецы), считая их бедными и боязливыми, оттеснёнными на пустынные засушливые земли более сильными соседями. Однако воины Аршака были отважны и полны решимости добиться свободы. Они стремительно атаковали и уничтожили правительственные войска на территориях провинций Гиркании и Парфиены, провозгласив в них царём Аршака, а потом его брата Тиридата, что положило начало династии Аршакидов (250 г. до н. э. — 224 г. н. э.). Обеспокоенные Селевкиды не раз пытались уничтожить возникшее царство, но не могли справиться с парфянским войском. Оно состояло из лёгкой кавалерии, вооружённой небольшими луками с двойным изгибом и короткими стрелами, которыми всадники осыпали неприятеля, увлекая его навстречу своей тяжеловооружённой кавалерии. Всадники и лошади тяжёлой кавалерии были защищены чешуйчатыми или пластинчатыми панцирями из «маргианского железа» (см. ст. «Военное дело Древнего Востока»). Поверх доспехов воины набрасывали плащи из красного или фиолетового пурпура. Больше жизни берегли парфянские воины своих боевых коней. Золотистой или редкой белой масти, они были быстроходны и выносливы, хорошо дрессировались, привыкали к хозяину, безошибочно выполняя все его команды на поле боя. Греки и римляне утверждали, что парфянские кони происходят от «небесных», отличительной особенностью последних был кровавый пот, выступавший при быстром беге. Заполучить волшебных скакунов или их парфянских отпрысков было заветной целью многих соседей парфян. Римский военачальник Марк Аврелий был счастлив, когда в качестве военной добычи ему достался парфянский конь, который мог скакать на протяжении 8—9 дней, ежедневно преодолевая до 150 км. Парфяне использовали и собак — страшных гирканских псов-убийц. Каждый из них мог справиться с вооружённым пехотинцем или всадником, несколько — с боевым слоном. Греки считали этих собак, которых выращивали в подчинённой парфянам провинции Гиркания, помесью пасту- Медальон с портретом парфянского царя. ПОГРЕБЕНИЕ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО Тело Александра Македонского пролежало непогребённым в покоях вавилонского дворца тридцать дней. Никто из бывших друзей и соратников не вспоминал о нём, пока один находчивый человек не объявил, что боги открыли ему тайну: та страна, в земле которой упокоится тело великого завоевателя, обретёт счастье и вечное процветание. Что тут началось, какие интриги плелись вокруг мёртвого владыки! Каждый из сподвижников царя, полководцев-диадохов, стремился доказать своё право похоронить его в своих владениях и тем самым гарантировать прочность своей власти. Самым расторопным оказался Птолемей, ночью выкравший тело почившего царя и спешно отправивший его в Александрию Египетскую. Вслед устремился Пердикка, рассчитывая отобрать у нахального Птолемея останки Александра. Птолемей знал воинственный характер Пердикки и, опасаясь расправы, решил обмануть его. Он приказал изготовить куклу, ростом и лицом похожую на умершего. Эту куклу, облачённую в пышные одежды и украшенную царскими драгоценностями, под дорогими погребальными покровами, на носилках, украшенных серебром, золотом и слоновой костью, везли в сопровождении пышной свиты. Тело же Александра в простом ящике сопровождали по глухим дорогам немногие, но верные Птолемею люди. Пердикка перехватил на пути в Александрию мнимый траурный поезд и повернул его обратно, решив, что стал обладателем тела царя. О подмене он узнал слишком поздно, когда было невозможно что-либо изменить. 87 Ритон. II в. до н. э. Ритон из Нисы. II в. до н. э. шьих овчарок с малоазийскими львами. У них было сильное, поджарое тело, покрытое короткой шерстью, и огромная львиноподобная морда в обрамлении гривы длинных жёстких волос. Мечом, копьём и луком со стрелами умели пользоваться не только мужчины, но и женщины. Как смелую воительницу парфяне свято чтили дочь царя Митридата I Родогуну, рассказывая о её отваге своим детям и внукам. Однажды, как гласит легенда, Родогуна купалась в бассейне. В это время прискакавший гонец сообщил ей о приближении вражеской конницы. Не раздумывая, лишь отжав мокрые волосы, Родогуна облачилась в военные доспехи и вскочила на коня, поклявшись завершить свой туалет только после победы. Во главе малочисленной личной охраны она, как вихрь, налетела на врагов, никак не ожидавших столь яростной и стремительной атаки. Родогуна обратила их в бегство и с победой вернулась во дворец. Эта история была столь популярна среди парфян, что они заказывали художникам изображения Родогуны в виде прекрасной женщины, вышедшей из воды после купания. Особо подчёркивались не сила и отвага, а красота и грация отважной парфянки. Родогуна была достойной дочерью Митридата, который присоединил к своим владениям огромные территории, войдя в древний Вавилон и Селевкию на Тигре, где в 140 г. до н. э. короновался и присвоил себе титул царя Вавилона и Урука. Митридат установил новый порядок отсчёта времени: с 1 дня месяца нисана (апреля) 247 г. до н. э. начинался первый год новой парфянской эры. Одновременно с этим царь распорядился изъять все сокровища из храмов в Сузах: парфянам нужны были средства на пополнение и экипировку войск. К северным границам их владений придвинулись полчища саков — кочевых народов, которые с древности обитали в пограничных с парфянами областях Дрангиане и Арахозии, постепенно укрепляясь в восточно-иранских и северо-западных индийских землях. Они были достойными соперниками. Парфянам пришлось напрячь все силы, заплатить жизнями двух своих царей — Фраата II и Артабана II, чтобы одолеть врагов. Это удалось Митридату II (124—87 гг. до н. э.), который заодно присоединил к своим владениям ряд новых территорий и заключил договор с Римом о разделе сфер влияния. Границей между двумя мировыми державами, вставшими друг перед другом, стала река Евфрат. Парфия времён Митридата II — действительно могучее государство. Дальние и ближние страны устанавливают с нею дружеские отношения или стремятся заручиться её поддержкой. Митридат II начинает называть себя царём царей. Так его величали и послы, прибывшие из Китая. Ханьский император Вуди желал установить дружественные отношения с парфянами, через владения которых проходил важный участок Великого шёлкового пути. Сами парфяне хорошо осознавали, какие выгоды приносит контроль над дорогами, по которым шли торговые караваны с Востока на Запад и с Запада на Восток. Они не допускали сюда римских торговцев, пресекая любую попытку с их стороны разведать эти пути и собрать больше сведений о странах Востока. Торговые пошлины были одной из важнейших статей доходов государственной казны. Часть товаров, привозимых караванами из разных стран, распродавалась на базарах в крупных городах Парфии. Там можно было купить китайские шелка, индийский хлопок, вышивки из Вавилона, драгоценные камни, железные изделия мастеров Сирии и Индии, эбеновое, сандаловое дерево, слоновую кость, благовония, целебные мази и порошки, специи и другие иноземные товары. В царских сокровищницах оседали самые редкие и драгоценные предметы. Одну из таких сокровищниц парфянских царей удалось обнаружить археологам в южной Туркмении вблизи маленького селения Багир. Она находилась внутри крепости Михрдаткерт, известной позже под именем Старой Нисы. Стены крепости были возведены из глины 88
на высоту более 10 м, достигая у основания толщины 9 м. Они были укреплены 43 прямоугольными башнями, а угловые башни, имевшие особенно важное значение при обороне, представляли собой настоящие бастионы. Толщу стен прорезали многочисленные бойницы в форме хвоста ласточки, дававшие наибольший обзор со стен на окрестности и защищавшие оборонявшихся воинов. В одной из угловых башен находился въезд в крепость, к которому подводил постепенно поднимавшийся пандус, параллельный линии стены. Таким образом, все входившие в крепость находились под прицелом стрел гарнизона, охранявшего её. Внутри крепости располагались дворцы, храмы, служебные и хозяйственные помещения, в том числе и сокровищница. Квадратное здание сокровищницы имело глухие стены и плоскую крышу. Вероятно, в последние годы существования парфянского государства сокровищница пострадала от землетрясения, возможно, была ограблена. Но и то, что нашли археологи, позволяет предположить, какие хранились в ней большие ценности. Обнаружены детали парфянского вооружения и драгоценной конской сбруи, различные сосуды, как местного производства, так и египетские и сирийские, фрагменты ювелирных украшений из стекла, мастики, кости, раковин, самоцветов и драгоценных металлов, монеты Александра Македонского, Селевкидов, Аршакидов и царей Греко-Бактрийского царства. Среди монет попадались и фальшивые. Поэтому бдительные парфянские казначеи их апробировали, надрезая сбоку или разрубая пополам. Были найдены многочисленные и хорошо сохранившиеся произведения искусства: скульптуры из кости, металла, камня, части парадного трона аршакидских царей и большое количество ритонов — рогообразных сосудов из слоновой кости, украшенных резьбой, росписью, скульптурными деталями. Возможно, эти драгоценные сосуды использовались во время торжественных церемоний или дворцовых пиров. Известно, что среди парфян был широко распространён обычай пить опьяняющий напиток, «дарующий всесторонние знания». Во время этой церемонии они обсуждали особо важные дела. Один из нисийских ритонов украшен рельефным изображением, сюжет которого можно связать с легендой о фиванском царе Пенфее. Любопытный царь тайно проник на праздник, посвященный богу вина Дионису. Среди участниц священных обрядов в честь Диониса — вакханок — была и мать Пенфея, царица Агава. Опьянённые вином, вакханки приняли царя за жертвенное животное и растерзали его, принеся в жертву своему богу. Эта греческая легенда была положена в основу драмы Эврипида «Вакханки», известной при аршакидском дворе. Её однажды разыграли актёры в присутствии царя Орода — победителя римлян при Каррах. В кульминационный момент спектакля толпа актёров, изображавших вакханок, вынесла на сцену на воздетых жезлах-тирсах не тряпичную голову мифического Пенфея, а голову побеждённого римского полководца Красса и бросила к ногам парфянского царя под восторженные крики присутствовавших. Ород недолго наслаждался своими военными успехами. За его спиной зрел заговор, во главе которого стоял царевич Фраат. В 37 г. до н. э. Ород принял смерть от руки сына, наречённого царём Фраатом IV. Заняв престол, царь-отцеубийца столкнулся с проблемами, жизненно важными для государства: изнурительное военное противостояние Риму, сражения, в которых гибли самые талантливые полководцы и отважные парфянские воины. Во время военных столкновений замирала торговля и иссякал приток золота в государственную казну. Наконец, непрекращающиеся распри как в семье царя, так и среди его придворных во многом способствовали ослаблению государства. В 20 г. до н. э. парфянам пришлось заключить с Римом договор, по которому они возвратили всех оставшихся в живых пленных воинов Красса и его преемников. Позже в Рим отправились в качестве заложников четыре сына и четыре внука царя Фраата. Но участь оставшихся на родине была ещё страшнее. Через несколько лет все члены рода Аршакидов погибли в результате дворцовых смут и заговоров. Парфянский трон оказался свободным, и римская дипломатия, поддержанная войсками, помогла занять его своему человеку — Ванону. Некогда могучая Парфия оказалась в подчинении давнего противника. Казалось, её слава и мощь остались в далёком прошлом. Однако в 10 г. н. э. зять Фраата IV Артабан поднял восстание, изгнал римских ставленников и провозгласил себя царём, положив начало новой парфянской династии младших Аршакидов. Государству парфян предстояло просуществовать ещё более 200 лет. Это были трудные времена. Парфянам приходилось отстаивать западные границы от натиска римлян, отражать набеги кочевников, подавлять восстания покорённых народов, постепенно признавая их независимость. Торговля хирела, товары направлялись иными путями, дворцовые смуты приводили к беспорядку и полной анархии в государстве. Когда в 212 г. н. э. вспыхнуло восстание на юго-западе, в Парсе, у парфян не было сил подавить его вовремя, т.к. государством управляли два непримиримых врага — братья Вологез V и Артабан V, неспособные примириться и действовать сообща. Парфянское государство было обречено. Бесславно заканчивалось почти 500-летнее правление дома Аршакидов. К их трону, обесчещенному предательством, забрызганному кровью жертв и палачей, устремлялись другие. Один из них, Арташир, сын Папака из рода Сасана, сумеет утвердиться на нём, начав новый отсчёт времени, открыв новую страницу истории.
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ Синдху — так называли свою реку обитатели страны, раскинувшейся по её берегам; грекам она была известна как Индос, а сами аборигены — как инды. Легко и естественно, сохранив узнаваемое своеобразие, перенеслось из Азии в Европу и зазвучало на многих языках чарующее слово — Индия. На территории, носившей в древности это обобщающее название и распростёршейся в обширном треугольнике между Аравийским морем, Гималаями и Бенгальским заливом, в конце XX в. находятся три самостоятельных государства: собственно Индия, Бангладеш и Пакистан, по землям которого и протекает легендарный Инд. В незапамятные времена просторы Древней Индии (а именно о ней пойдёт речь) населяли дравиды — невысокие темнокожие черноволосые люди с широкими носами. Среди жителей Южной Индии встречается много их потомков, удивительно напоминающих своих далёких предков. Междоусобицы, стихийные бедствия, эпидемии, нашествия уходили в прошлое, становясь вехами неспешного времени. По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена, отличавшиеся одно от другого укладом жизни, языком, верованиями, культурой, степенью развитости и даже внешним видом своих представителей. Жители предгорий, не знавшие под защитой Гималаев северных ветров, с благоговейным трепетом взирали на высочайшие в мире горы, чистосердечно считая ослепительные вершины обителью наиболее почитаемых богов. Зависимые от дикой природы, древние индийцы с глубоким уважением относились к водной стихии: ведь вода — залог богатого урожая, а урожай — это жизнь. Поклонение воде, насчитывающее тысячелетия, находит продолжение и в современности: до сих пор свою самую полноводную реку Ганг индийцы считают священной... Если и в наши дни растительный мир Индии поражает разнообразием и тропической пышностью, то много-много столетий назад леса покрывали почти всю её территорию. Они не только давали древним обитателям сказочной страны древесину для поделок, оружия, построек и отопления Танцовщица из Мохенджо-Даро. III тыс. до н. э. жилищ, но и кормили их орехами, ягодами, бананами, плодами манго, цитрусовых и других деревьев. Леса же снабжали лекарственными растениями и пряностями, без которых уже тогда была немыслима индийская кухня. Кстати сказать, впоследствии именно пряности и благовония, ценившиеся в Европе дороже золота, вызвали к Индии такой интерес и в известной степени «подтолкнули» Христофора Колумба к открытию Америки... Древние индийцы охотились на лесных животных и одомашнили некоторых из них. Им мы во многом обязаны тем, что человечество имеет много разновидностей домашних животных, от курицы до слона. Однако обитателям Индии приходилось вести с лесами постоянную борьбу, не только расчищая участки для полей и огородов, но и сражаясь с надвигающимися джунглями изо дня в день, рискуя столкнуться с ядовитой змеёй или стать жертвой хищника. Сельское население было весьма многочисленным. Крестьяне выращивали несколько сортов пшеницы, ячмень, кунжут, фасоль, рис, разводили сады. В засушливое время они прибегали к искусственному орошению. Археологические раскопки позволили установить, что почти в каждом крестьянском хозяйстве имелись коровы, козы, овцы и домашняя птица. Многие индийцы держали собак и кошек. Из всех домашних животных больше всего ценились коровы, считавшиеся главным богатством семьи. Часто из-за них возникали даже вооружённые столкновения. Ремесленники селились в городах, причём представители каждой профессии жили на одной улице. Были, например, улицы ткачей, гончаров, ювелиров. Домашняя и храмовая утварь, оружие, орудия производства изготовлялись из бронзы и меди. Золото и серебро использовались для ювелирных украшений. Процветала торговля. Особенно развитыми были торговые связи с Шумером. История неохотно раскрывает свои тайны. Но иногда они становятся известны почти случайно. Однажды индийский археолог Р. Д. Банерджи вёл раскопки. Найдя замечательный памятник II в. до н. э., он очень обрадовался и старался побыстрее 90 закончить работу, как вдруг чуть глубже обнаружил остатки более древней культуры. Так из небытия восстал знаменитый Мохенджо-Даро (Холм мёртвых), целый город, существовавший более 4 тыс. лет назад. Был найден и ещё более древний город Хараппа. По его имени всё созданное в ту эпоху называют памятниками Хараппской культуры. Учёные установили, что Мохенджо-Даро и Хараппа — два самых больших города древней цивилизации, возможно, столицы крупных политических объединений. На самом высоком месте в городе стояла цитадель, укреплённая мощными стенами, где обычно спасались от наводнений. Внутри цитадели находился огромный бассейн для ритуальных омовений. С помощью специального устройства сюда подавалась свежая вода. Удивляют широкие и прямые улицы этих городов, на редкость прочный кирпич (даже теперь его трудно расколоть), из которого возводились постройки. Дома были двух- или даже трёхэтажными. Вместо окон в толстых стенах делались небольшие отверстия для освещения: и толщина стен, и крошечные окна лучше предохраняли от индийской жары. Даже верхние этажи домов имели водопровод, чтобы совершать омовения, не выходя из жилища. Представить, как выглядели жители Мохенджо-Даро, помогают бронзовые, медные, каменные скульптуры, найденные археологами. Вот танцовщица при храме — юная, длинноногая, стройная, со множеством браслетов на руке. А вот жрец. Он очень красив. Глаза его полузакрыты — жрец погружён в молитву. Его мантия, перекинутая через левое плечо, украшена орнаментом в виде священного трилистника. Тщательно подстриженные волосы перехвачены широкой лентой, ниспадающей на спину; на лбу — круглая пряжка. Изваяна скульптура из белого стеатита (разновидность талька), сохранившего следы красной пасты. Глаза сделаны из белого перламутра и от этого кажутся живыми. В особых случаях жрецы произносили гимны и заклинания. Гимн Небу и Земле призывает благословение на землепашцев: Пусть Небо и Земля оросят нас мёдом, Те, что мёдом пропитаны, мёд источают, мёдом воздействуют, Те, что приносят жертву и богатство богам, Великую славу, добычу и мужество нам. А вот как звучит заклинание при постройке дома: Вот здесь стой прочно, о хижина, Богатая конями, богатая коровами, богатая радостями, Богатая силой, богатая жиром, богатая молоком! Возвышайся на великую судьбу! Это слова Вед — древнейших памятников индийской письменности. Самыми известными Ведами (что означает «знание») являются «Ригведа» (Веда гимнов), «Яджурведа» (Веда жертвенных формул), «Сомаведа» (Веда песнопений), «Атхарваведа» (Веда заклинаний). Их авторами считаются древние поэты и мудрецы Риши. Изучать и даже слушать Веды в Древней Индии мог далеко не каждый. Это было привилегией «двиджати» — «дважды рождённых». Кто они? Общество Древней Индии делилось на касты (индийцы называют их «джати», а учёные — «варны»). Принадлежность к касте обусловливалась рождением человека и наследовалась. Представители каждой касты занимались из поколения в поколение одной и той же профессией, поклонялись одним и тем же богам, строго исполняли установленные правила по отношению друг к другу и членам других каст. Возникновение каст один из гимнов «Ригведы» описывает так. Был мифический первочеловек Пуруш. Из уст его произошли брахманы, из рук — кшатрии, из бёдер — вайшьи, а из ступней — шудры. Шудры считались «экаджати» — «единожды рождёнными». Каким же образом могли члены первых трёх каст рождаться два раза? В детском возрасте над мальчиками первых трёх каст совершался сложный обряд «упанаяна», сопровождавшийся торжественным надеванием священного шнура «упавита». После этого мальчик считался рождённым во второй раз. Шудры такого обряда не удостаивались. Наиболее почётное место в обществе занимали, конечно, брахманы, выполнявшие жреческие обязанности, как знающие священное учение. Их называли «авадхья» — «неприкосновенные». Убийство брахмана считалось величайшим преступлением. Царей, военную знать представляли кшатрии — «наделённые могуществом». Хорошо знакомое нам слово «раджа» (царь, вождь) относится именно к кшатриям. Свободные общинники — земледельцы, скотоводы, ремесленники, торговцы — относились к вайшьям. Положение шудр в древнеиндийском обществе было очень тяжёлым. Им не полагалось ничего, Бюст жреца. 91 кроме непосильной каждодневной работы и смиренного служения «дважды рождённым». Развитие Древней Индии иногда как бы прерывалось и шло вспять. Так, например, в середине II тыс. до н. э. в Индию приходят и расселяются полукочевые племена ариев. Индийская цивилизация исчезает. Происходит возвращение к первобытнообщинному строю. Только в первой половине I тыс. до н. э. снова возникают государства. Появляются и города, но уже не крупные, свойственные Хараппской культуре, а маленькие, очень хорошо укреплённые «пуры». Дома в них были каменные, деревянные, глинобитные, обязательно защищённые земляным валом. Снова появляются ремесленники. Особым уважением среди них пользовались плотники и кузнецы. В нижнем течении Ганга находилась Магадха — самое крупное и сильное государство того времени. Наивысшего могущества оно достигло в IV—III вв. до н. э. при династии Маурьев, объединившей под своей властью почти всю территорию Индостана. Возникают благоприятные условия для развития экономики, совершенствования политического устройства, расцвета культуры. В IV в. н. э. возникла сильная держава Гуптов, просуществовавшая почти два столетия. Нанды, Маурьи, Шунги, Кушаны, Гупты — каждая из этих индийских династий интересна по-своему. Нанды обладали одним из самых больших на Древнем Востоке войском. Первым царём империи Маурьев был легендарный Чандрагупта. Канишка был царём громадной Кушанской империи, через которую проходил в древности Великий шёлковый путь. Эта сказочная страна привлекла и великого завоевателя древности Александра Македонского (см. ст. «Филипп II и Александр Македонский»). Его войско перешло через Гиндукуш и в долине реки Кофен (ныне Кабул) разделилось. Одна его часть во главе с Александром двинулась на север, другая — под командованием Пердикки и Гефестиона — переправилась через Инд и приготовилась дать сражение. Однако воинов ожидали обильное угощение и отдых. Местный раджа Таксил не только не собирался воевать с греко-македонцами, но даже подарил им лошадей и слонов. Наряду с царём Таксилом история сохранила имя храброго царя Пора — правителя могущественного государства на северо-западе Индии, который, несмотря на численное превосходство пришельцев, решился дать им открытый бой. В 326 г. до н. э. произошло жестокое сражение. Индийская армия оказалась разбитой. Истекая кровью, Пор предстал перед победителем и потребовал, чтобы с ним обращались, как подобает обращаться с царём. Александр, восхищённый его мужеством, не только вернул Пору его владения, но даже подарил новые земли. Александру не удалось завоевать всю Индию. На завоёванных территориях он оставил наместников. Последний из них, Эвдем, покинул Индию в 317 г. до н. э., то есть уже через 6 лет после смерти Александра Македонского. Соприкосновение двух культур оказалось кратковременным, но не прошло бесследно: влияние греческой культуры заметно в прекрасных образах североиндийской гандхарской скульптуры. Во II в. до н. э. Индия распалась на множество государственных образований, не способных отражать постоянные набеги парфян, скифов и других кочевников. Индийская история полна неожиданностей. Чтобы узнать об одной из них, вернёмся немного назад. В 268 г. до н. э. индийский престол занял могущественный правитель династии Маурьев Ашока («Лишённый печали»). Он установил дипломатические и торговые отношения со многими странами Запада и Востока. При нём государство стало одним из крупнейших на Востоке. В молодости он не отличался мягкостью нрава и даже заслужил прозвище Чанда-Ашока («Жестокий Ашока»). На восьмой год своего правления он одержал победу над государством Калинга (территория современного индийского штата Орисса), получил дополнительные политические и торговые преимущества. Казалось, великому царю суждено и впредь вести войны и укреплять свою власть. Однако наскальный эдикт Ашоки, оставленный для потомства, гласил: «...И сколько бы людей в то время, когда были покорены калингяне, ни было убито или умерло, или уведено оттуда, даже сотая часть этого числа, даже тысячная часть тяготит теперь мысль Угодного богам» (так Ашока называл себя). Он раскаивался в содеянном. Ашока, беспощадный когда-то, в другом эдикте наставляет: «И если кто причинит вред, Угодный богам считает, что надо пощадить, насколько пр
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (304)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |