Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Определение методов исследования



2020-02-03 226 Обсуждений (0)
Определение методов исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




При исследовании той или иной темы применяются общие научные и специальные методы. Последние делятся на эмпирические (наблюдение, измерение, эксперимент и др.), теоретические (аб­страгирование, обобщение, аксиоматический, гипотетический, фор­мализация и т.д.) и общелогические (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и пр.).

Кроме названных в юридических науках широко используются специальные методы исследования: статистический, специльно-юридический, сравнительно-правовой, исторический и другие.

Специально-юридический метод – это особая система обработки и анализа содержания норм права и юридической практики, он включает в себя: а) описание норм права и практики их примене­ния; б) установление юридически значимых признаков правовых яв­лений и выработку юридических понятий; в) классификацию право­вых явлений; г) выяснение их юридической природы;

д) объяснение правовых явлений с точки зрения юридических тео­рий.

Сравнительно-правовой метод – это установление общего (сходства) или различий в сопоставляемых правовых явлениях.

Статистический метод – способ обработки количественных данных, который позволяет выявить закономерности общественных явлений.

Исторический метод – это выявление исторических фактов и на этой основе такое мысленное воссоздание исторического про­цесса, при котором раскрывается логика его движения. Он пред­полагает изучение возникновения и развития объектов исследова­ния в хронологической последовательности.

При выполнении квалификационной работы могут быть использованы методы, которые применяются при криминологических и социологи­ческих исследованиях: наблюдение, изучение документов, анкети­рование, интервьюирование, тестирование, эксперимент, эксперт­ные оценки и другие.

Обычно применяется несколько методов. Например, по теме «Уголовно-правовые средства борьбы с наркоманией» студент может проделать работу с использованием следующих методов: рассмотреть вопрос об истории развития уголовного законодательства об ответственности за преступления, связанные с наркотиками (исторический метод); проанализировать признаки составов этих прес­туплений, отягчающие обстоятельства, основания освобождения от уголовной ответственности (специально-юридический метод); от­граничить названные преступления от других общественно вредных деяний, в частности, от административных проступков, установить различия в конструировании составов преступлений и санкций по УК других стран (сравнительно-правовой метод); использовать дан­ные о состоянии, динамике и структуре преступлений, связанных с наркотическими средствами (уголовно-статистический метод); про­вести анкетный опрос определенных групп населения о потреблении наркотиков и об их отношении к наркомании (ан­кетный метод).

 

6. Структура и содержание выпускной квалификационной

              работы

Выпускная квалификационная работа студента должна характеризоваться:

четкой целевой направленностью; логической последовательностью изложения материала; краткостью и точностью формулировок; конкретностью изложения результатов работы; доказательностью выводов и обоснованностью рекомендаций; грамотным изложением и оформлением.

Она должна содержать следующие структурные составляющие: 1) титульный лист, 2) оглавление, 3) введение, 4) основную часть, 5) заключение, 6) библиографию (список использованных источников), 7) приложения.

Титульный лист – это первая страница работы, на которой указаны надзаголовочные данные, сведения об авторах, заглавие, подзаголовочные данные (вид работы), место и год выполнения, сведения об авторе, научном руководителе. Титульный лист выполняется по установленной на юридическом факультете ГОУ ВПО «ЧелГУ» форме (Приложение 3).

Оглавление – вытекает из плана исследования и раскрывает содержание работы путем обозначе­ния глав, параграфов и других рубрик рукописи с указанием стра­ниц, на которых эти рубрики расположены. Оглавление располагается в начале работы (Приложение 4).

  Введение – призвано ввести читателя в круг проблем. В нем определяется актуальность, научная и практическая зна­чимость темы,  кратко обосновывается выбор темы. Здесь же формулиру­ются объект, предмет, цели и задачи, которые ставились автором, характеризуется правовая основа исследования. Обычно объем введения не превышает 5-7% объема основного текста.

  Актуальность – обязательное требование к дипломной работе. Поэтому вполне понятно, что введение должно начинаться с обоснования актуальности избранной темы. Применительно к выпускной квалификационной работе понятие актуальность означает, насколько правильно автор понимает и оценивает тему с точки зрения современности и социальной значимости. Это характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности должно быть немногословным. Достаточно в пределах двух страниц машинописного текста показать главное – суть проблемной ситуации.

Объект - это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию, избранную для изучения. Предмет - то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него направлено основное внимание в работе. Предмет исследования определяет тему дипломной работы, которая обозначается на ти­тульном листе, как ее заглавие. Формулировать объект не стоит слишком широко, он должен включать предмет исследования, т. е. элемент объекта, кото­рый подлежит изучению и усвоению.

Необходимым элементом введения является определение цели исследования и конкретных задач,которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Правильно сформулировать цели и указать средства их достижения (через определение задач) – это значит, во многом обеспечить успех исследовательской работы.

Цельзамысел исследования, научный результат, который должен быть получен в итоге исследования. Цель дифференцируется на задачи, которые носят более конкрет­ный характер. Задача – предполагаемый локализованный результат исследования. Формулировать задачи необходимо как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав квалификационной работы. Это обычно делается в форме перечисления (изучить.., описать.., установить.., выявить.., сформулировать... и т.п.).

  Основная часть – состоит из 2-3 глав. Каждая глава, как правило, должна включать 2-3 параграфа. Не допускается содержание параграфа объемом 1.5 – 2 страницы. Первый вопрос работы нередко посвящается истории или общетеоретическим проблемам исследуемой темы, а в последующих параграфах раскрываются основ­ные её аспекты. В них излагаются теоретические положения, дается анализ собранного фактического (эмпирического) материала, описываются результаты анкетирования, наблюдений, изучения до­кументов, делаются обобщения. В конце глав пишутся выводы в ви­де кратко сформулированных тезисов. Тезисы располагаются в такой последовательности, чтобы соблюдался принцип перехода от частных, к более общим и важным положениям.

Выпускная квалификационная работа заканчивается заключением, которое носит форму синтеза накопленного в основной части научной информации. Именно здесь содержится так называемое выводное знание, которое является новым по отно­шению к исходному знанию. Желательно привести объективную самооценку выполненной работы.

Часто заключительные выводы оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев. Их последовательность опре­деляется логикой дипломного исследования, отражает основные теоре­тические выводы и обоснованные в работе практические предложения.

Заключение предусматривает также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом необходимо дать рекомендации по дальнейшим направлениям развития данной научной проблемы.

После заключения принято помещать библиографический список , который отражает самостоятельную творческую работу студента, уровень общеметодической подготовки выпускного произве­дения. Каждый включенный в него литературный либо законодательный  источник должен быть упомянут в тексте диплома. Не следует включать в библио­графический список те работы, которые не были использованы.

По библиографическому списку и ссылкам на источни­ки по теме научной работы можно судить не только о разработан­ности темы. Библиографический аппарат свидетельствует и о том, достаточно ли информирован исследователь о существующих раз­работках, предложенных подходах к решению проблемы, насколько полно и глубоко он сумел выявить и изучить имеющиеся по теме опубликованные и неопубликованные материалы.

Библиографический список нумеруется и сос­тавляется по разделам в следующем порядке:

I. Законы и иные нормативные акты: Конституция РФ, Международные нормативные правовые акты, постановления Конституционного Суда РФ, федеральные конституционные законы, кодифицированные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, служб, агентств), нормативные правовые акты субъектов РФ (Конституции, Уставы, решения, постановления), акты органов местного самоуправления.

2.Судебно-следственная и другая практика (руководящие
постановления Пленума Верховного Суда РФ (СССР), Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, приговоры, решения, определения и
постановления высших судебных органов, аналогичные акты нижестоящих судов и органов следствия, опубликованные и неопубликованные обзоры практики рассмотрения уголовных, гражданских и административных дел, практика прокурорского надзора, нотариальная, адвокатская и иная практика.

3. Архивные материалы.

4. Монографии, учебники, учебные пособия, лекции, статьи, тезисы. Эти источники располагается в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Если использовалось несколько работ одного автора, то они вносятся в список в той хронологической последовательности, в какой публиковались. Если фамилия автора не указана, то при расположении произведения в списке учитывается первая буква его названия.

5. Диссертации и авторефераты диссертаций.

6. Литература на иностранных языках.

Библиографический список составляется в соответствии с требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ 7.1–2003 введенного в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2004 года.

  В приложения включаются тексты нормативных актов, образцы документов, анкет, таблицы, графики и другие дополнительные материалы, которые нецелесообразно приводить в основном тексте. Приложения помещаются на отдельных листах, в правом верхнем уг­лу которых ставится надпись «Приложение» с указанием его поряд­кового номера, если их несколько (причем знак «№» не ставится). Каждое приложение должно иметь свой заголовок.

Изучение литературы

Начинается с подбора и составления списка нормативных правовых актов, опубликованной практики, монографий учебных пособий, лекций, журнальных и газетных статей. Необхо­димо просмотреть в библиотеках систематические, алфавитные ка­талоги и каталоги авторефератов диссертаций, журнальных и газетных статей, в также журналы «Государство и право», «Конституционное и муниципальное право», «Правоведение», «Законность», «Российская юстиция», «Вестник Московского университета» (серия «Право»), «Экономика и право», «Вестник ЧелГУ» (серия «Право»),  и др.  Можно воспользоваться библиографическими указателями «Но­вая советская  литература по общественным наукам. Государство и право», «Новая иностранная литература по общественным наукам. Государство и право» и тематическими библиографическими справоч­никами, например: Советское уголовное право (I96I-I980 гг.). М., 1983 (составитель А.С. Горелик); Советское уголовное право (1981-1985 гг.). Красноярск, 1987. В подборе литературы квали­фицированную помощь могут оказать преподаватели кафедры и работники библиотек.

 Работу с первоисточниками целесообразно начинать с изучения нормативной литературы: кодексов и других нормативно-правовых актов, опубликованных в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации», «Российс­кой газете» и других официальных изданиях. Многие законодатель­ные акты публикуются в журналах «Законность», «Закон», «Россий­ская юстиция» и др.

Далее необходимо ознакомиться с постановлениями Конституционного Суда РФ, руководящими постановле­ниями Пленума Верховного Суда РФ (РСФСР), Верховного Суда СССР, Высшего Арбитражного Суда РФ, имеющими отношение к теме работы.

После этого приступают к чтению научной и учебной литерату­ры, при необходимости конспектируя источники или делая из них выписки. При этом необходимо обратить внимание на современное состояние проблемы, степень её разработанности, наличие «белых пятен» и неясностей в исследовании различных вопросов.

Изучение практики

Обязательное требование к выполнению выпускной квалификационной работы – изу­чение юридической опубликованной и неопубликованной практики или (и) деятельности различных органов власти, управления, правоохранительных органов, учреждений и организаций, а также ста­тистической информации.

Изучение и сбор практического материала студентами дневно­го обучения целесообразно осуществлять по месту их стажировки, предполагаемой работы после окончания университета или в учреж­дениях и организациях, расположенных в месте постоянного жительства, а студентами заочного обучения – по месту их основной работы. Содержание и объем материалов практики, методы сбора и обработки информации согласовываются студентом с научным  руко­водителем.

Источниками опубликованной практики могут быть «Бюллетени Верховного Суда СССР», «Вестники Верховного Суда СССР», «Вест­ники Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», «Бюллетени Верховного Суда Российской Федерации», сборники практики прокурорского надзора и Верховного Суда РСФСР (например: Пос­тановления и определения по уголовным делам Верховного Суда РСФСР (I96I-I988 гг.). М., 1989.). Примеры из практики постоянно публикуются в журналах «Законность», «Хозяйство и право» и др. В отдельных номерах Бюллетеней и Вестников публикуются обзоры судебной практики, в которых приводятся примеры и указываются характерные судебные ошибки.

Источниками неопубликованной практики являются архивные уголовные дела, копии постановлений и обвинительных заключений следственных органов, копии судебных приговоров, решений и оп­ределений, обобщения следственной и судебной практики, информа­ционные обзоры, статистические данные, которыми располагают су­ды, органы прокуратуры, внутренних дел, таможенные органы и др.  Для получения доступа к этим источникам, студенту необходимо заручиться письмом на имя руководителя соответствующего органа, под­писанным деканом юридического факультета.

Перспективным считается сбор информации путем про­ведения конкретного социологического, криминологического или ино­го прикладного научного исследования, работа в государственных или ведомственных архивах, изучение юридической деятельности пред­приятий, учреждений и организаций.

Собранные материалы практики обобщаются, выявляются её положительные стороны, недостатки, ошибки, нарушения, намечаются меры по их устранению и решению возникших проблем, разрабатыва­ются предложения по совершенствованию правового регулирования общественных отношений.



2020-02-03 226 Обсуждений (0)
Определение методов исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Определение методов исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)