Обычаи, обряды и традиции карачаевского народа
Наше путешествие продолжается. Идем в гости в карачаевскую семью Джанибековых. Это большая дружная семья, в поселке проживают уже 25 лет. Нас встречает хозяин дома, его жена Валентина, отец и мать Валентины, добрые старики, им уже за восемьдесят, дети – старший сын Асхат, две дочери Ирина и Зульфия со своими мужьями и детьми. Пройдя в дом, мы чувствуем атмосферу добра, тепла. Комнаты убраны по карачаевски, особенно комната стариков. Здесь и шашка висит, и кинжал, на столе стоит национальный кувшин, в углу молитвенный коврик. Приглашают нас в столовую. По случаю прибытия гостей хозяева зарезали барана (таков обычай). Угощали лепешками, пирогами с сыром, затем кашей с варенным мясом, халвой. Завязался непринужденный разговор. Старейшин Базыр рассказал нам, что у народов Карачаево – Черкессии характерно особое отношение к дружбе, особенно дружбе мужской. Не зря гласят пословицы: «Оставшийся без друзей споткнется тысячу раз», «Если у тебя есть друг, следи, чтобы тропа к его дому не заросла травой». Из разговора с хозяевами мы поняли, что карачаевцы очень скромный, терпеливый народ. Они могут стойко переносить холод, голод, трудности. Честность, порядочность, верность своему слову, доброта, готовность помочь были и есть обязательными требованиями этикета этих людей. Карачаевские женщины обязательно должны носить платок. Но если женщина бросает в гущу сражающихся платок на землю, то схватка должна прекратиться. Члены семьи наперебой рассказывали нам о праздниках, обычаях, обрядах, традициях своего народа, которые основаны на народных мудростях, добре. Они несут в себе любовь и правду, терпимость и уважение. Один из таких праздников Курбан – Байрам (праздник жертвоприношения). Мифология этого праздника восходит к известному библейскому сюжету о попытке принесения патриархом Авраамом (Ибрагимом) своего сына Исаака в жертву Богу. На место библейского Исаака мусульманская традиция ставит Исмаила, считая его старшим сыном. В состоянии освящения (ихрама) необходимо отбросить все мирские желания и заботы о собственной внешности. В состоянии освящения запрещено также срывать плоды, охотиться и проливать кровь. Приведя себя в состояние ихрама, верующий читает молитву и метит животное, которое принесет в жертву. Часть мяса раздают бедным. После жертвоприношения устраиваются народные гуляния, соревнования, скачки на лошадях. Младшая дочь Зульфия вспомнила, как мама ей в детстве рассказывала сказки, которые она с большим удовольствием слушала. Одну из сказок она рассказала нам: «Стрелок и его друзья» Жил-был охотник. Никогда он не приходил с охоты с пустыми руками. Однажды возвращаясь с охоты, с богатой добычей он встретил крестьянина и предложил ему купить свою дичь. Крестьянин ответил, что его совсем разорили налоги, в доме осталась горсть муки, да стакан воды, пожалел охотник крестьянина и отдал ему всю дичь. Поблагодарил его крестьянин за его доброту и сказал : «Заходи всегда в мой дом, будешь желанным гостем». Через несколько дней стрелок опять возвращался с охоты с добычей. Проходя мимо дома он увидел у забора дряхлого старика. Старик был очень болен, и умирал от голода. Стрелок предложил ему свою добычу. - «Нет сынок, не возьму… как можно. Ведь это дорого стоит» - сказал старик. - «Бери, бери, подкрепляйся и будь здоров» - ответил стрелок. Старик, пораженный добротой стрелка, заплакал и сказал: - «Пока я жив, считай меня своим другом». Через несколько дней стрелок опять пошел на охоту и опять настрелял много дичи. Возвращаясь домой на одной из улиц города он увидел у ворот на улице в очерченном круге сидел какой-то бедняк. - «Что сидишь?» - спросил стрелок бедняка. - «Задолжал я баю, а долг отдавать нечем. Если долг не верну, завтра стану рабом бая». - «Не бывать этому» - воскликнул стрелок. – «Вот возьми мою добычу, отдай баю, он тебя отпустит». Бедняк так и сделал. - «Ну, спасибо, друг. С этого дня я твой должник» Как – то на охоте стрелок увидел, как бай не мог убить убегающего зверя. А стрелок прицелился и застрелил зверя. Падишах рассердился на стрелка, что он подстрелил добычу бая и велел его казнить. - «О, господин – крикнул стрелок – дай 2 дня сроку, разреши сходить попрощаться с другом». Падишах удивился, но казнь решил отложить. Стрелок ушел, а падишах переодевшись, пошел за ним. Зашел стрелок к первому другу и рассказал ему о своем несчастье. - «Не печалься, друг! Сейчас я отведу падишаху своего коня и попрошу его освободить тебя». Падишах, услышав удивился: - «Неужели ему не жаль отдать последнего коня!» Пошел стрелок дальше, еще к своим двум друзьям. Они пообещали стрелку распороть живот падишаху своими кинжалами. Все пришли во дворец, но падишах приказал начинать казнь. Палач накинул петлю на шею стрелку. Тут вышел первый друг и сказал: - «О, господин, возьми моего коня и пощади моего друга. Падишах молчал. - «О, господин – прокричал второй друг – пощади этого доброго человека. Вели лучше казнить меня вместо него». Тогда третий друг, не говоря ни слова, схватился за кинжал и бросился к падишаху. Падишах испугался, замахал руками и убежал. Стрелка освободили. Весь народ радовался и говорил: «Верная дружба сильнее падишахского гнева». А падишах, сидя во дворце, горевал, что у него нет таких друзей, как у стрелка. Прослушали мы эту сказку, затаив дыхание. Она всем очень понравилась. Ну, конечно не обошлось без песен. Слушая песню, мы не понимали слов, но по выражению лица, по интонации, с которой исполнялась она можно было догадаться, что песня о Родине, о природе Карачаево – Черкессии. Поблагодарив хозяев за гостеприимство мы покидаем этот дом со знаниями о карачаевском народе.
Вот и завершилось наше путешествие. Закрываем последнюю страницу своего альманаха. Впечатления от посещения семей Челомбицких, Проценко, Эмюрбековых, Аблуллаевых и Джанибековых осталось незабываемым. Сколько умного, доброго и поучительного узнали мы. Наш поселок Новокавказский – это наш дом, наша малая Родина. Это наша многонациональная семья, уютное гнездо Кавказских гор и равнин, степей Новокавказских. Мы живем в мире и согласии и не хотим, чтобы враждавали между собой народы Северного Кавказа.
Давайте скажем «нет войне» И добротою мир наполним, Тогда и счастье будет полным На нашей матушке Земле!
Литература:
1. Альманах. Памятники Отечества. «Земля Ставропольская». № 48 2. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. – М., 1973. 3. Гуров В.Н. Формирование личности ребенка в поликультурной среде. – Ставрополь. 2005. 4. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций. – Москва. 2002. 5. Мартынова М.Ю. Нормы и правила межличностного общения в культуре народов России. – Москва. 2003. 6. Миловский А.С. Песнь жар-птицы. – Москва.1987. 7. Соловьева Л.Т. Традиции толерантности в культуре народов Кавказа. – Москва.2002. 8. Под ред. Невской В.П. История Ставропольского края от древнейших времен до 1917 года. – 1996 год 9. По фольклорным островам. – Минск, 2005.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (702)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |