Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


приватизации в современной рыночной системе                      24



2020-02-03 219 Обсуждений (0)
приватизации в современной рыночной системе                      24 0.00 из 5.00 0 оценок




Применение основных аспектов теории собственности и

2.1. Задание 1                                                                     24

2.2. Задание 2                                                                     33

Заключение                                                                                  38

Список литературы                                                                     40

Приложения                                                                                42


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Отношения собственности являются ключевыми в развитии и становлении экономических систем. Они составляют основу любой экономики, в том числе и переходной. Однако в переходном процессе все вопросы, связанные с собственностью и правом собственности, являются основными. И вот почему. Как отмечено, собственность – это фундамент хозяйственной деятельности; переходная система – это особое состояние экономики, характеризующиеся переходом из одной экономической системы в другую. Из всего этого следует, что любые преобразования в экономике начинаются с реформирования собственности. В условиях перехода к рынку это есть разгосударствление и приватизация.

Существуют разнообразные формы собственности, однако из них наибольшее значение имеют государственная и частная собственности. Именно преобладание одной из них определяет экономическую систему государства. Если ведущую роль в экономике занимают государственные формы собственности, то это ведет к монополизации экономики, т.е. государство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизни является авторитарно-бюрократической. Гипертрофированное огосударствление экономики приводит к окостенению предпринимательских структур и препятствует функционированию рыночных механизмов. Многообразие же форм собственности и доминирование различных форм частной собственности являются фундаментом рыночной экономики. Из этого вытекает необходимость разгосударствления и приватизации.

Актуальность темы моей работы обусловлена тем, что одной из стран с переходной экономикой является Россия, продолжающая свой нелегкий путь по формированию рыночной экономики. В переходном процессе одним из главных этапов является реформы в области преобразовании отношений и структуры собственности. Стержень таких реформ – разгосударствление и приватизация. Приватизация в нашей стране – процесс давно завершенный, однако дискуссии по его этапам продолжаются.

Целью данной курсовой работы является исследование одного и важнейших этапов переходного процесса – разгосударствления экономики и приватизации собственности.

В своей работе я поставила следующие задачи:

1) раскрыть основные черты переходной экономики и понятие собственности;

2) изучить фундаментальные процессы перехода к рыночной системе – разгосударствления и приватизацию;

3) сделать обзор реформ переходного периода в нашей стране;

4) провести практическое исследование показателей предпринимательских издержек и прав и обязанностей собственника;

5) провести анализ статистических данных по занятости и безработице.

Начало всех реформ переходного процесса является преобразование форм собственности, так как в развитии человеческой цивилизации собственность есть фундаментальная основа ведения хозяйственной деятельности.


1. РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ И ПРИВАТИЗАЦИЯ СОБСТВЕННОСТИ – СТУПЕНИ ПЕРЕХОДНОГО ПРОЦЕССА

 

1.1.Переходная экономика и собственность

 

 

Переходная экономика по своей природе есть особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует именно в период перехода общества от одной исторической ступени к другой. Она характеризует как бы «промежуточное» состояние общества, переломную эпоху экономических, политических и социальных преобразований. Отсюда и особый характер переходной экономики, отличающий её от «обычной» экономики той или иной ступени [20].

Основные черты обусловлены характером изменений в этот период. Отметим некоторые из них:

· Неустойчивость – в процессе функционирования происходят изменения, которые не просто временно нарушают устойчивость системы, с тем, чтобы через другие изменения вернуть равновесие, а носят «безвозвратный» характер. Они призваны усиливать неустойчивость существующей системы, с тем, чтобы в итоге другая заняла ее место [2].

· Альтернативный характер – в итоге развития могут быть варианты, это вытекает из природы переходной экономики, в которой перемешаны элементы старого и нового, многообразные факторы, воздействующие на процесс в этот период [13].

· Переходные формы – «смешанность» старого и нового с выраженным противоречием с традиционными формами [2].

· Особый характер противоречий – они относятся не к функционирования, а к развитию.

· Историчность – историчный характер условий переходной экономики, особенности региона, страны [20].

Отношения собственности оказывают существенное влияние на развитие любой экономической системе, а в переходной системе к рыночной тем более, особенно в условиях перехода от плановой экономики [7].

Становление рыночной экономики в странах, уходящих от «реального социализма» с его бюрократическим огосударствлением хозяйственной жизни неслучайно оказалось связано с задачей развития частной собственности [20]. Это связано с тем, что в условиях рыночного хозяйствования наиболее эффективное использование средств производства стимулируют экономические реализации прав собственности [18].

Ядро рыночной экономики – это обмен деятельностью субъектов ранка; для его нормального осуществления они должны иметь свободу в выборе способов экономической реализации собственности [13].

Из выше сказанного следует, что говорить о таких процессах переходной экономики, как разгосударствление экономики и приватизация собственности без понятия «отношений собственности» невозможно. Поэтому целесообразно разобраться в самом понятии «собственность».

В повседневной жизни под собственностью обычно подразумевается принадлежность тех или иных вещей определённым лицам (группе лиц). В этих представлениях фиксируется факт: каждый человек как собственник использует принадлежащую ему вещь по своему усмотрению. Научное же понимание собственности, хотя и отталкивается от обыденных представлений, существенно от них отличается. Оно не ограничивается трактовкой собственности как отношения человека к вещи, а стремится отобразить всё многообразие её содержания как сложной системы отношений, складывающихся между отдельными индивидами, социальными группами и классами [10].

В экономике собственность определяется как форма присвоения участниками производства условий и результатов общественного производства. Она является важнейшим условием производственной деятельности и составляет имущественную основу хозяйствования [23].

Однако собственность является одновременно и экономической, и юридической категорией. Как экономическая категория собственность – это общественные отношения, складывающиеся между людьми по поводу обладания средствами производства и предметами потребления. Будучи урегулированы правовыми нормами, т.е. представлены в виде юридических прав и обязанностей, отношения собственности приобретают характер правовых отношений, выступая как право собственности [19].

Собственность – признаваемое обществом и охраняемое законом право гражданина, фирмы и государства владеть, пользоваться и распоряжаться каким-либо имуществом или экономическим ресурсом [9].

Право собственности – это право лица владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в собственном интересе и по своему усмотрению с обязанностью нести бремя содержания имущества, риск его утраты и ответственность за причинение вреда [10].

Право собственности, как правило, является вещным правом, т.е. его объектами выступают вещи и имущество, которое может быть материальным и нематериальным [9].

Субъектами права собственности в России в соответствии со ст.212 Гражданского кодекса являются: граждане, негосударственные юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования [3].

Право собственности скалывается из трех правомочий собственника:

· владения объектами собственности;

· пользования объектами собственности;

· распоряжения объектами собственности [1].

Владение – это основанная на законе возможность иметь у себя имущество, фактически обладать им. Означает хозяйственное господство собственника над вещью. Во владении выражается статистика отношений собственности, закреп леность вещей за индивидами и коллективами. Пользование – это основанная на законе возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования имущества путем извлечения его полезных свойств. Распоряжение – это возможность определять юридическую судьбу имущества путем совершения всевозможных сделок с ним: отчуждения по договору, передачи по наследству, уничтожение и т.д. [24].

Основаниями возникновения права собственности являются:

· создание новой вещи;

· заключение договоров об отчуждении имущества;

· наследование имущества физических лиц;

· правопреемство при реорганизации юридических лиц;

· обращение в собственность общедоступных для сбора вещей;

· приобретение в соответствии с законом права собственности на вещи, собственник которых утратил право собственности на них;

· приобретение в соответствии с законом права собственности на бесхозяйные вещи [9].

В зависимости от количественного состава собственников имущества выделяют два вида собственности: индивидуальную и общую. Если у имущества один собственник, то у него имеется индивидуальное право собственности. Если у одного и того же имущества два и более собственника, у них возникает право общей собственности. Собственники, обладающие имуществом на праве общей собственности, называются ее участниками, или сособственниками. Право общей собственности разделяется на общую долевую и общую совместную собственность.

В общей долевой собственности доля каждого сособственника определена, и, если законом или договором не предусмотрено иное, доли всех сособственников признаются равными. Общая долевая собственность обычно возникает на то имущество, которое не может быть разделено в натуре (земельный участок, квартира, автомобиль). Распоряжение имуществом, находящимся в общей долевой собственности, осуществляется по соглашению всех сособственников. Сособственник вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог вою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правила о преимущественном праве покупки доли.

В общей совместной собственности доли сособственников не определены, поэтому, в отличие от общей долевой собственности, где сособственник имеет право лишь на свою долю, участник общей совместной собственности имеет право на все имущество, находящееся в совместной собственности. Участники совместной собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общим имуществом. Распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности, осуществляется по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из участников совершается сделка по распоряжению имуществом. Каждый из участников совместной собственности вправе совершать сделки по распоряжению общим имуществом, если иное не вытекает из соглашения всех участников. Совершенная одним из участников совместной собственности сделка, связанная с распоряжением общим имуществом, может быть признана недействительной по требованию остальных участников по мотивам отсутствия у участника, совершившего сделку, необходимых полномочий только в случае, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об этом. Такое смешение полномочий предполагает особый субъектный состав участников общей совместной собственности. В настоящее время ими могут быть только супруги и члены крестьянского (фермерского) хозяйства. Право собственности не является категорией вечной и незыблемой, оно, как и любое иное право, при определенных обстоятельствах возникает и прекращается [10].

Говоря об отличиях экономического и юридического подходов, необходимо отметить, что они наиболее отчетливо обнаруживаются в преобразовании собственности по следующим основным направлениям. Право бесстрастно обеспечивает переход прав собственности от одних субъектов к другим. Оно не задаётся вопросом о том, насколько эффективно объекты собственности использовались прежде и чем вызвана необходимость смены собственников. Для экономического подхода вопрос о более или менее эффективном использовании имущества, переходящего от одного собственника к другому, является главным. Поэтому именно экономические критерии преобразования форм собственности являются важнейшими для определения конкретных путей и форм преобразования собственности историческому прогрессу вообще и экономическому в частности.

Другое отличие экономического подхода к преобразованию собственности состоит в том, что в рамках одной и той же юридической собственности могут произойти существенные преобразования в реальном процессе присвоения [4].

Для более полного представления о собственности следует определить ее место в системе общественных отношений.

Во-первых, собственность – это основа, фундамент всей системы общественных отношений. От характера утвердившихся форм собственности зависят и формы распределения, обмена, потребления. Так, в рыночной экономике преобладает частная собственность [13].

Во-вторых, от собственности зависит положение определенных групп, классов, слоев в обществе, возможности их доступа к использованию всех факторов производства [7].

В-третьих, собственность есть результат исторического развития. Ее формы меняются с изменением способов производства. Причем главной движущей силой этого изменения является развитие производительных сил [22].

В-четвертых, хотя в пределах каждой экономической системы существует какая-то основная специфическая для нее форма собственности, это не исключает существования и других ее форм, как старых, перешедших из прежней экономической системы, так и новых, своеобразных ростков перехода к новой системе. Переплетение и взаимодействие всех форм собственности оказывает положительное воздействие на весь ход развития общества [17].

В-пятых, переход от одних форм собственности к другим может идти эволюционным путем, на основе конкурентной борьбы за выживаемость, постепенным вытеснением всего того, что отмирает, и усилением того, что доказывает свою жизнеспособность в соответствующих условиях. В то же время имеют место и революционные пути смены форм собственности, когда новые формы насильственно утверждают свое господство [18].

И так, из выше сказанного можно подчеркнуть, что переходная экономика является сложнейшим переплетением старого и нового. Однако в основе ее процессов лежат реформы собственности. В юридическом и экономическом понимании собственность определяется по-разному, но она является важной категорией общественных отношений. Именно с собственности начинаются преобразовательные изменения в экономике как фундамента общественных отношений.


1.2. Разгосударствление и приватизация

 

 

Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике, т.е. снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. Это передача ранее принадлежавших государству объектов в частные руки; крупномасштабный передел собственности; более широкий процесс, чем приватизация [24].

Разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики.

Процесс разгосударствления не равнозначен денационализации, а последняя не сводится к одной приватизации. Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий [23].

Основными способами разгосударствления являются:

· либерализация рынков;

· коммерциализация;

· стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных);

· денационализация;

· приватизация.

Либерализация рынков предполагает открытие широких возможностей для их освоения различными хозяйственными субъектами. Это путь формирования конкурентных структур в тех секторах экономики и на тех рынках, для которых характерна полная монополия государства. Речь идет о снятии различного рода запретов и устранении барьеров, препятствующих доступу на тот или иной рынок новых конкурентов; о диверсификации производства и продаж, в результате чего растет число многопрофильных фирм, чья продукция может поступать на самые разные рынки. Государство поощряет также малый бизнес (через налоговые льготы), снимает ограничения для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики. Все это делает рынки более свободными. Либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности [22].

Коммерциализация государственных предприятий, заключается в их переводе на коммерческий расчет, в подчинении их деятельности принципам рыночного механизма. Притом государство либо сокращает, либо полностью прекращает их бюджетное финансирование, отменяет льготное налогообложение [24]. Коммерциализация хозяйственных объектов приводит к решению параллельной проблемы государства – сокращению дефицита государственного бюджета, так как государство избавляется как от субсидирования, так и от инвестирования в государственное предприятие. Это в свою очередь ведет к оздоровлению денежного хозяйства страны, к снижению уровня инфляции.

Создание смешанных предприятий с участием государства и субъектов иных форм собственности, которое могло бы сопровождаться льготным кредитованием и налогообложением. Речь в данном случае идет не только и не столько о создании предприятий с участием иностранного капитала, сколько о вкраплении в структуры государственной собственности других форм собственности отечественного происхождения [4].

Денационализация государственной собственности, которая в подавляющей своей части носит непосредственный приватизационный характер. При этом собственность государственных предприятий может переходить не только в частные руки, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам [17].

Все эти способы разгосударствления переплетаются, выражаясь в изменении собственности и совершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики.

Наиболее распространенным способом разгосударствления в мировой практике является приватизация. Именно на ней основывается преобразования переходной экономики к рыночной.

Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Приватизация является разгосударствлением собственности. Она связана не только с образованием частной собственности, но и с образованием собственности коллективно-частной в виде акционерных обществ [21].

Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, – инструментом государственного регулирования долговременного характера [1].

Непосредственными целями приватизации являются:

· формирование слоя мелких и средних собственников;

· сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

· перераспределение экономических основ власти [5].

Разгосударствление и приватизация могут осуществляться на основе:

· бесплатной передачи собственности;

· выкупа предприятий на льготных условиях;

· продажи акций;

· сдачи предприятий в аренду;

· продажа мелких предприятий с аукциона по конкурсу и без него [1].

В законе о приватизации Российской Федерации продажа госимущества с незначительными оговорками (льготная продажа части акций членам трудовых коллективов, рассрочка платежа, передача некоторой части имущества трудовым коллективам безвозмездно) признается преобладающей [23].

Одна из форм приватизации, получавшая широкое распространение в странах Восточной Европы и в России – приватизация с акционированием. Перечень предприятий и возможные способы его проведения устанавливает государство [24].

Продажа государственных предприятий в частные руки осуществляется путем организации аукционов и конкурсных торгов. Аукцион позволяет стать владельцем предприятия физическому или юридическому лицу, предложившему наибольшую цену. С помощью аукциона государственные предприятия приватизируются в относительно короткие сроки и с существенной финансовой прибылью для государства. В то же время аукционная торговля ограничивает число вероятных собственников, так как только действительно богатые лица могут позволить себе участвовать в аукционах.

Приватизация в форме продажи акций работникам предприятия означает развитие рабочей акционерной собственности. Продажа акций рабочим является эффективным средством повышения их заинтересованности в результатах своей работы, росте производительности труда и прибыльности предприятий.

Одна из наиболее распространенных форм приватизации – публичная продажа акций населению, при которой государственное предприятие превращается в акционерное общество открытого типа. Продажа акций населению осуществляется по фиксированной или конкурсной цене. При продаже акций по фиксированной цене возможны завышение и занижение стоимости имущества. При конкурсной цене достигается более точная оценка имущества государственных предприятий. Публичная продажа акций ориентируется на сбережения населения. Ее главное преимущество состоит в открытости и доступности для всех желающих [5].

В мировой практике можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета [2].

Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций.

Объекты приватизации можно выделять по нескольким критериям. От их вида зависят возможности приватизации, ее сроки, способы, порядок и т.д.

По материальному наполнению выделяют следующие объекты:

· предприятия и их структурные подразделения;

· материальные и нематериальные активы действующих и ликвидированных предприятий;

· доли (паи, акции) государства и муниципалитетов в капитале акционерных обществ (товариществ).

По возможности приватизации объекты подразделяются на:

· предприятия и объекты, приватизация которых запрещена;

· предприятия и объекты, приватизация которых ограничена;

· предприятия и объекты, которые подлежат обязательной приватизации [11].

Роль приватизации в переходной экономике небесспорна. Обращает на себя внимание длительность, сложность, значительные издержки этого процесса. Сама по себе она не создает автоматического ожидаемого эффекта, а только с другими условиями: институты рыночной инфраструктуры, система прав, формирование рыночного типа хозяйственного мышления и т.п. [21].

Таким образом, разгосударствление является преодолением огосударствления, т.е. ликвидация государственного господства. Этот процесс может проходить различными путями и формами. Одним из способов разгосударствления экономики является приватизация – разгосударствление собственности. Она означает смену форм собственности из государственной в частную, что, при тесно связанными с ней другими компонентами реформ, формирует класс собственников, способствует развитию предпринимательства. Именно такой путь, проведенный грамотно, в большей степени способствует формированию рыночной экономики.


1.3. Российские реформы переходного периода. Приватизация

 

 

Стратегическая цель реформ переходного процесса России – формирование рыночной экономики. Для нее характерны следующие условия:

преобладание частной собственности, создание конкурентной среды, эффективное государство, эффективная система социальной защиты, открытая конкурентоспособность на мировой арене [17].

За годы реформ российская экономика претерпела принципиальные изменения двух типов: институциональные, выражающиеся в возникновении и укреплении рыночных институтов экономической деятельности; вещественно-структурные, нашедшие выражение в падении валового продукта более чем в два раза по сравнению с началом 1990-х гг., резком сокращении доли обрабатывающих отраслей в структуре промышленного производства и росте доли услуг в ВВП. Реформы привели к прогрессу с точки зрения институциональной трансформации и глубокому кризису с точки зрения объема и структуры экономики. Такое сочетание не противоречит идее о том, что институциональная трансформация предопределяет вещественно-структурные перемены в экономике. Очевидно, эффект виде роста экономики проявляется не сразу после того, как сложилась новая система институтов. После возникновения основ рыночной институциональной системы в нашей стране в середине 1990-х гг. в экономике в 1997г. действительно появились признаки роста. Однако эти тенденции не получили развития из-за неблагоприятной внешнеэкономической ситуации и несостоятельной финансовой политики государства [7].

Среди институциональных реформ ведущее место занимает приватизация.

Приватизация в России приняла широкий размах. Ее механизм был определен Законом о приватизации:

1. Определены три формы приватизации: продажа предприятий с аукциона, по конкурсу, путем их акционирования.

2. сформированы две государственные структуры: комитет по управлению государственным (муниципальным) имуществом и фонды имущества. В обязанности первой входило создание планов приватизации и проведению мероприятий по подготовке предприятий на аукцион. Вторая занималась продажей предприятий на аукционах.

3. Определены объекты приватизации и их денежная оценка. Было принято решение оценивать по остаточной стоимости производственных факторов [1].

В Росси, как и во всех других бывших социалистических странах, приватизация занимает значительное место, имеет некоторые особенности, свойственные в той или иной мере всем этим странам: историческая беспрецедентность, приватизация во много предшествует созданию рыночной инфраструктуры, масштабный массовый характер, высокие темпы, особый ваучерный этап [21].

Приватизация началась в 1993г. До середины 1994 г. она осуществлялась путем обмена государственной собственности на ваучеры, бесплатно раздаваемые всем гражданам. Другой путь был невозможен, так как население не располагало средствами для покупки предприятий, что растянуло бы приватизацию на долгие годы. Между тем в условиях острой политической борьбы первой половины 1990-х гг. было важно быстро изменить структуру собственности, чтобы не допустить возврат к старой экономической системе [7].

Российской Государственной программой приватизации было утверждено три варианта перевода средних и крупных предприятий во всех отраслях народного хозяйства в акционерные общества открытого типа. Первый тип – сотрудникам предусматривалось 25% привилегированных акций (неголосующих) бесплатно и купить 10% с 30%-ной скидкой обычных по номинальной цене. Руководству – выкупить по номинальной цене до 5% всех обычных. Второй тип – все члены трудового коллектива имели право приобрести обычные акции на сумму, составляющую до 51% всего уставного капитала. По третьему типу работникам предоставлялась возможность приобрести 20% всех обычных акций с 30%-ной скидкой и группой работников, взявших ответственность за налаживание работы, 20% голосующих акций по номиналу на особых условиях [24].

На 70-75% предприятий трудовые коллективы выбрали второй тип, который еще называют «инсайдерской моделью». В результате к середине 1994г. примерно 60% бывших государственных предприятий перешли в собственность трудовых коллективов. Это провело к формальному отделению большей части производственного имущества от государства, что дало толчок к возникновению эффективных собственников [7]. Однако впоследствии распыленные среди работников акции постепенно теми или иными путями сконцентрировались в руках руководства предприятий [24].

В 1995г. правительство объявило о начале «денежного» этапа приватизации, предусматривавшего продажу собственности отечественным и иностранным инвесторам. Но реализовалась с большим трудом из-за нежелания покупки госсобственности. Поэтому в 1995–1996 гг. приватизация осуществлялась в форме залоговых аукционов. Банки давали кредит государству под залог собственности и превратились в собственников этого имущества.

Укрепление финансовых возможностей негосударственного сектора позволило правительству в 1997г. перейти к продаже предприятий. При этом в целях увеличения поступлений от приватизации и борьбы с коррупцией правительство попыталось обеспечить подлинную конкурсность продаж, но добилось только частичного успеха. Тем не менее, доходы бюджета существенно увеличились благодаря высокой стоимости и инвестиционной привлекательности объектов, выставляемых на торги [7].

В приватизации России ряд негативных черт был обусловлен отсутствием опыты, избранным форсированным курсом в ее проведении, особенностями социальной структуры. Российская приватизация проводилась без должного представления о перспективах приватизируемых предприятий, в итоге на них часто прекращалось производство, они переоборудовались под офисы, и прочее, использовались спекулятивных целях. Также отмечается номенклатурно-криминальный характер [21].

Одинока в целом, приватизация привела к глубоким изменениям в структуре собственности. Если раньше все материальное богатства страны принадлежали государству, то теперь основной стала частная собственность. Возникли и новые формы собственности. Это муниципальная собственность.

В 1997г. предприятия распределялись по формам собственности следующим образом: государственные – 9%, муниципальные –7%, в собственности общественных организаций – 5%, в смешанной и иностранной собственности – 10%, частные – 68%. Хотя частная собственность в России еще очень молодая и зачастую недостаточно четко отделена от государственной, такая высокая доля частных предприятий свидетельствует о необратимых изменениях в структуре собственности в нашей стране.

В плоть до середины 1998 г. другим бесспорным успехом реформ считалась финансовая стабилизация. Это нашло выражение прежде всего в преодолении гиперинфляции 1992 – 1993 гг. и снижении индекса потребительски цен до 11% в 1997г. Обуздание инфляции сопровождалось стабилизацией валютного курса и снижением ставки процента за банковский кредит. Удешевление кредита давало надежду на то, что промышленные предприятия начнут брать деньги в банках для осуществления производственных инвестиций.

Антиинфляционная политика осуществлялась за счет сжатия денежной массы, так как за счет привязки рубля к доллару в рамках «валютного коридора». Важным шагом в борьбе с инфляцией стало принятие в 1994г. закона о Центральном Банке России (ЦБР). Согласно этому закону, ЦБР независим от исполнительной власти. Иными словами, правительству закрыт доступ к «печатному станку». ЦБР обязан обеспечивать стабильность рубля, что на практике достигалось ограничением количества денег в обращении. Только в первой половине 1997г., когда рост цен снизился до уровня менее 20% в год, он стал постепенно смягчать денежную политику, что сыграло заметную роль в оживлении производства.

Финансовый кризис в Юго-Восточной Азии и падение мировых цен на нефть привели к бегству спекулятивных иностранных капиталов из России и падению валютной выручки. Уже в конце весны 1998г. правительство было вынуждено резко поднять ставку рефинансирования, чтобы помешать бегству капитала. Это решение означало конец достигнутой с огромным трудом финансовой стабилизации, а последующий дефолт привел к всплеску инфляции на 30% в сентябре 1998г. и разрушению всей денежно-финансовой системы.

Кризис 1998г. подвел черту под начальным этапом постсоциалистического реформирования в России и потребовал взвешенной стратегии преобразований. К особенностям развития российской экономики в 1999–2003 гг. Можно отнести следующее:

· девальвация рубля почти в 3 раза привела к эффекту импортозамещения важнейшим фактором экономического роста стал рост совокупного спроса;

· благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура позволила увеличить доходную часть госбюджета и свести его с профицитом (2000–2003 гг.).

Однако многие проблемы российской экономики по-прежнему ждут своего решения. Прежде всего, следует отметить, что инфляция остается высокой, темп прироста ВВП за счет нефти и газа все еще значителен, нерешительность и непоследовательность реформ в сфере ЖКХ, естественных монополиях и др. Если эти наши проблемы будут решаться продуманно, то можно ожидать переход к устойчивому росту, который является основой благосостояния населения [7].

Переходный процесс в нашей стране очень болезненный. Это обусловлено многими причинами, свойственными переходу от плановой экономики к рынку. Российская экономика претерпела огромные изменения и пережила спады, подъемы и кризисы. России на пути становления полноценной рыночной экономики еще необходимо решить немало проблем, однако и немало их уже решено. Несмотря на все трудности у нас есть предпосылки выстроить нормальную экономику.


2. ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВНЫХ АСПЕКТОВ ТЕОРИИ СОБСТВЕННОСТИ И ПРИВАТИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЕ

 

2.1. Задание 1

 

 

Дайте ответ на вопросы, обоснуйте его с позиций экономической науки:

1. Что такое «пучок прав собственности»? Перечислите права, входящие в «пучок», и назовите автора этой концепции. Укажите различия между пониманием собственности в экономическом и юридическом смысле.

Американский экономист Р. Коуз разработал экономическую теорию прав собственности



2020-02-03 219 Обсуждений (0)
приватизации в современной рыночной системе                      24 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: приватизации в современной рыночной системе                      24

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)