Экономическая политика государства
1.1 Эволюция представлений о роли государства в экономике В экономической науке существуют разные направления и школы, в основе типологии которых лежат различия в методах анализа, понимания предмета и задач исследования, общем концептуальном подходе к анализу и разработке экономических проблем. У представителей различных экономических школ были разные взгляды на роль государства в экономике. Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности. С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем «Исследовании о природе и причинах богатства народов», нашли большое число поклонников. Представители школы неоклассического синтеза: Джон Хикс, Пол Самуэльсон и другие экономисты. Суть синтеза в том, что в зависимости от состояния экономики предлагается использовать либо кейнсианские рекомендации государственного регулирования, либо рецепты экономистов, стоящих на позициях ограничения государственного вмешательства в экономику. Лучшим регулятором они считают денежно – кредитные методы. Рыночный механизм, по мнению представителей этой школы, способен в конечном счете сам установить равновесие между основными экономическими параметрами: спросом и предложением, производством и потреблением. Приверженцы идей неоклассического синтеза не преувеличивают регулирующие возможности рынка. Они считают, что по мере усложнения экономических взаимосвязей и отношений необходимо совершенствовать и активно использовать различные методы государственного регулирования. Представители институционализма: Торстейн Веблен, Уэсли Митчелл, Джон Гэлбрейт , Ян Тинберген и другие. Институционалисты весьма расширительно трактуют предмет экономики. По их мнению, экономическая наука не должна заниматься чисто экономическими отношениями. Это слишком узко, нередко приводит к голым абстракциям. Важно учитывать весь комплекс условий и факторов, влияющих на хозяйственную жизнь: правовых, социальных, психологических, политических. Правила государственного управления представляют не меньший, а возможно и больший интерес, нежели механизм рыночных цен. По мнению Дж. Гэлбрейта, рынок отнюдь не нейтральный и не универсальный механизм распределения ресурсов. Саморегулирующийся рынок становится своеобразный машиной для поддержания и обогащения крупных предприятий. Их партнером выступает государство. Кейсианство неразрывно связано с именем и работами Джона Мейнарда Кейнса. Теория Кейнса предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Он не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения нормального роста и достижения экономического равновесия необходимо вмешательство извне. Сама рыночная экономика « вылечить » себя не может. Со второй половины 70-х - начала 80-х годов началась переоценка ценностей, поиск новых рецептов. Был выдвинут лозунг «Назад к Смиту», что означало отказ от методов активного государственного вмешательства в экономику. Лидер – американец Милтон Фридмен. Монетаризм – наука о деньгах и их роли в процессе воспроизводства. Это целостная теория, представляющая собой специфический подход к регулированию экономики с помощью денежно – кредитных инструментов. Основное положение концепции Фридмена и его сторонников: число государственных регуляторов сокращается до минимума, исключая или снижая роль налогового, бюджетного регулирования (административных методов). Итак, согласно взглядам монетаристов, государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежным обращением. Неолиберализм – направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью, сторонники которого отстаивают принцип саморегулирования экономики, свободной от излишней регламентации. Современные представители экономического либерализма следуют двум традиционным положения. Во – первых, они исходят из того, что рынок как наиболее эффективная форма хозяйствования создает наилучшие условия для экономического роста. Во – вторых, они отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности. Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где отсутствуют эти условия. Сторонники современного либерализма ведут речь не об отказе от государственного регулирования, а о его совершенствовании, эффективности. Дискуссии, теоретические разработки, рекомендации остаются в рамках традиционной проблемы – оптимального сочетания государственного регулирования и стихийного функционирования рыночного механизма – применительно к конкретным условиям и возможностям национальных экономик. Исходя из всего выше перечисленного, экономическая теория не претендует на абсолютно точное отражение процессов, протекающих в реальной действительности. Перед ней постоянно возникают новые, неотложные проблемы, решить которые нелегко или невозможно. В процессе развития экономической мысли взгляды и отношения на роль государства в экономике менялись, совершенствовались, появлялись новые идеи. Поэтому подлинно научная теория находится в непрерывном поиске, развитии. Меняется сам предмет экономической науки. Изучаемые экономические отношения реализуются в формах управления, в экономической политике. Современный подход к познанию экономической действительности предполагает творческое взаимодействие и взаимообогащение различных теорий. Формирование собственной позиции, самостоятельной оценки происходящего, обоснование и реализация нестандартных, но эффективных решений – вот что должно послужить целью и практическим результатом экономической политики. 1.2 Экономическая политика государства
Экономическая политика государства —это проводимая государством генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, совокупность поставленных целей развития национальной экономики и выбранных средств их достижения. Средствами достижения целей выступают методы и инструменты государственного регулирования. Их применение связано с мобилизацией и использованием государством определенных материальных, трудовых, финансовых, информационных ресурсов. Неотъемлемым компонентом экономической политики являются принципы ее разработки и осуществления. К важнейшим могут быть отнесены следующие принципы: - научности. Политика должна основываться на научном анализе объективных экономических отношений, присущих им законов, общемировых тенденций общественного развития и специфических условий конкретной страны; - реалистичности. Учет реальных для планируемого периода возможностей развития и продуктивного использования экономического потенциала страны — необходимая предпосылка успешности политики; - сценарного подхода. Обеспечивается проработкой вариантов изменений условий и факторов, определяющих ключевые параметры экономики; - увязки текущих, среднесрочных и долговременных целей развития национальной экономики. Его реализация предполагает сочетание концептуального видения будущего состояния экономики с конкретизацией рубежей, достигаемых ею на каждом этапе реализации экономической политики; - системности преобразований, то есть их взаимосвязанного осуществления. Это необходимо для обеспечения управляемости экономики, достижения синергетического эффекта. Экономическая политика отражает не только объективные условия и тенденции развития народного хозяйства. Важными ее детерминантами выступают состояние политической системы общества (состав и сила политических партий, программы их действий), традиции и ценностные ориентации населения, характер внешнеполитических отношений страны. Сложная структура экономической системы, многообразие целей, объектов и форм госрегулирования обусловливают разработку множества видов экономической политики. В их числе – политика занятости, доходов, промышленная, антиинфляционная, антимонопольная, социальная политика. Реализация политики требует применения комплекса взаимосвязанных мер: финансовых, информационных и консультационных правовых на основе совершенствования антимонопольного законодательства. Теория экономической политики как составная часть макроэкономической теории объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях: 1. Несостоятельность конкуренции, выражающаяся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии, которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества; 2. Наличие многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и другие; 3. Внешние эффекты (экстерналии), типичный пример которых – загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экономического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам; 4. Неполные рынки, одним из типичных примеров которых является рынок страховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных; 5. Несовершенство информации, во многих отношениях представляющей собой общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия государства; 6. Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов (рецессий) и депрессий; 7. Излишне неравномерное распределение доходов, которое, если государство не принимает мер для « социальной компенсации » малоимущим и обездоленным слоям населения, ставит под угрозу общественную стабильность; 8. Наличие обязательных товаров (например, начальное образование), потреблять которые общество может заставить только государство, но ни как не рынок. Из указанных и других проявлений несовершенства рынка вытекает не только сама по себе необходимость государственного регулирования, но и экономические функции государства, которые и реализуются посредством такого регулирования.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (237)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |