Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пути повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан России.



2020-02-03 565 Обсуждений (0)
Пути повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан России. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В современных условиях в российском обществе необходимо преодолеть правовой нигилизм, воспитывая уважительное отношение к закону, путем обеспечения качества принимаемых законов, упрочнения законности и правопорядка, действительной независимости судов от власти и чиновников. Массовое сознание людей не должно мириться с произволом, коррупцией. Основами формирования здорового нравственного и правового сознания российских граждан является социальный мир, гражданское согласие, повышение благосостояния народа, расширение материальных гарантий прав человека. 

Правовое воспитание и правовое обучение являются одним из важнейших факторов развития правового сознания человека и правовой культуры общества в целом. Формирование правового государства и гражданского общества невозможно без массового участия граждан в этом процессе, их активной позиции в отстаивании своих прав, в борьбе против произвола и беззакония должностных лиц. Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства [22].

Воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении. Знание гражданами своих прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры.

 В своем научном труде П.И. Новгородцев считает, что кризис правосознания возможно преодолеть если ввести в основы понимания права религиозно–нравственную составляющую, как единственно верно скрепляющую ценность любого общества и России в том числе. [23]

В теории и методике правового воспитания выделяется тройственная иерархия целей в деятельности, направленной на формирование комплекса специфических качеств личности в правовой сфере жизнедеятельности:

1. ближайшая цель – формирование системы правовых знаний;

2. промежуточная цель – формирование правовой убежденности;

3. конечная цель – формирование мотивов и привычек правомерного социально активного поведения [24].

Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России, где более сильны саморегуляторы гражданского общества, прежде всего - стабильное законодательство, действуют традиции уважения к закону и ответственности перед ним; правовой культурой проникнуты все структуры государственного и социального механизма.

Стремительное качественное обновление общества, становление рыночной экономики, построение демократического правового государства - эти и многие другие проблемы выдвигают на первый план решение глобальной задачи - формирования в России единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности, ибо правовая образованность необходима, чтобы расти в условиях правового государства.

Поступательное развитие общества возможно лишь тогда, когда между гражданами существует более или менее прочное согласие, когда их сближают общие взгляды, установки, информация. В результате совершенствования информационных коммуникаций внутри и между различными социальными группами общество может развиваться более динамично.

Под правовой информатизацией России понимается процесс создания оптимальных условий максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий. Главная цель правовой информатизации России состоит в построении общенациональной правовой информационной системы, охватывающей все регионы, высшие государственные органы власти и управления, правоохранительные органы. Современное состояние и перспективы общественно-политического, экономического и социального развития страны требуют оперативного и качественного информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Российской Федерации. С этой целью была создана президентская программа «Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации», разработанная в соответствии с Концепцией правовой информатизации России.

Реализация программы позволит повысить оперативность, обоснованность и корректность принимаемых решений по регулированию различных сфер общественной жизни за счет информатизации правотворческой деятельности органов государственной власти Российской Федерации; обеспечить свободный, оперативный доступ к существующим в электронном виде информационно-правовым ресурсам со стороны органов государственной власти Российской Федерации; создать организационные и технические возможности информационно-правового обмена с планируемыми региональными узлами правовой информации, субъектами Российской Федерации и зарубежными странами.

Развитость и совершенство государственного аппарата - показатель высокого уровня правовой культуры. Правовой нигилизм представителей власти, которые злоупотребляют своим положением, пагубно сказываются на уровне культуры в целом, включая и политическую и нравственную.

Правовое воспитание - это формирование у граждан и в обществе правовой культуры. Данный процесс осуществляется государственными органами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом.

К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи, комментарии нового законодательства специалистами и т.д. Практикой выработаны такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы. Однако, в связи с ломкой общественного сознания и переориентацией человеческих ценностей, произошедшей в нашей стране за последнее десятилетие, их удельный вес сократился. Эта форма работы не пользуется популярностью в обществе и проводится только в период избирательных или иных конституционно необходимых мероприятий.

Уровень развития правового сознания населения должен быть зафиксирован в реальной правовой деятельности, которой занимаются юристы. При непосредственном, каждодневном соприкосновении с правовыми понятиями и явлениями у них вырабатывается профессиональная правовая культура. Им свойственен более высокий уровень правовой культуры. Они должны обладать системой правовых знаний, а также навыков и умений, которые способствуют разрешению сложных ситуаций.

Из важнейших качеств, которыми должен обладать современный юрист, и которые необходимо прививать будущим юристам в процессе профессионального образования, можно выделить следующие:

· профессиональную этику, правовую и психологическую культуру;

· гражданскую зрелость и высокую общественную активность;

· глубокое уважение к закону и бережное отношение к социальным ценностям правового государства, чести и достоинства человека и гражданина;

· твердые моральные убеждения, ответственность за судьбы людей и порученное дело;

· нетерпимость к любому нарушению закона.

Повышение уровня правовой культуры – процесс обоюдный. С одной стороны, государство должно издавать законы, «уважающие» права и свободы гражданина, а с другой – гражданин и общество в целом должны формировать позитивного отношения к закону.

Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. «Если мы хотим быть свободными, мы должны быть рабами закона», - говорил древнеримский политик Марк Туллий Цицерон. Каждый живущий в данном обществе включен в систему норм, культурных традиций. Общество оказывает влияние на его правосознание, способствует усвоению им правовых знаний и навыков, формирует его правовую культуру [25].

Сейчас особенно актуален вопрос об укреплении высокой культуре каждого гражданина. Именно высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности гражданина нашего общества.

 


[1] Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФА, 1998

 

[2] Теория государства и права: Учебник для юридических вузов/Под общ. ред. А.Б.Венгерова. - М.: Юриспруденция, 2000.

[3] http://ru.wikipedia.org/wiki/Правосознание

[4] Общая теория государства и права: Учебник для юридических вузов/Под общ. ред. А.С.Пиголкина. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана,1998.

 

[5] Ратинов А. Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования. //Методология и методы социальной психологии. М., 1981.

 

[6] Теория государства и права: Учебник для вузов/Под ред. Проф.В.П.Корельского и проф. В.Д.Перевалова. - М.: Изд-во НОРМА, 2001

 

[7] Н. Я. Соколов. Профессиональное правосознание юристов. М.: Наука, 1988.

[8] Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник - 3-е издание, - М.: Юрайт, 1997.

 

[9] Смоленский М. Б. Правовая культура, личность и гражданское общество в России: формула взаимообусловленности // Правоведенье. 2003. № 1

[10] Теория государства и права: Учебник для вузов/ Под ред. Проф.В.П.Корельского и проф. В.Д.Перевалова. - М.: Изд-во НОРМА, 2001

[11] П.Донченко Р.Н. Правовой нигилизм   как устоявшееся общесоциальное явление // Юрист. - 2005. -№ 6. - С. 14-17.

 

[12] ГойманВ. Правовой нигилизм: пути преодоления // Советская юстиция. 1990.-№ 9.-С. 3-7.

 

       [13] П. И. Новгородцев о  судьбах правосознания в России

[14] http://ru.wikipedia.org/wiki/Правовой_идеализм#cite_ref-0

[15] Н.И. Матузов. «Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали» Правоведение. 1994. №2

 

[16] Теория государства и права: Учебник для юридических вузов/Под общ. ред. А.Б.Венгерова. - М.: Юриспруденция, 2000.

[17] Лукашева Е. А. Социалистическое правосознание и законность. 1982.

 

[18] Зрячкин А. Н. Правовой нигилизм: причины и пути их преодоления. Автореф. дис., Саратов, 2007;

[19] . Н.Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. Сборник. -М, 1974. - С. 42-43.

 

[20] Кузнецов Э.В. Кризис современного правосознания // Изв. Вузов.

Правоведение. 1994. №3. С.3-9.

 

[21] Общая теория государства и права: Учебник для юридических вузов/Под общ. ред. А.С.Пиголкина. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана,1998.

[22]

[23] Новгородцев П. И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М., 1996.

 

[24] Татаринцева Е.В. Правовое воспитание. Методология и методика. М.: «Высшая школа», 1990.

 

1. [25] Бабаев В.К. и др. Теория права и государства: Учебник. - М.: Право и закон, 2002.

 



2020-02-03 565 Обсуждений (0)
Пути повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан России. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пути повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан России.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (565)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)