Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Субъекты и объекты приватизации



2020-02-03 229 Обсуждений (0)
Субъекты и объекты приватизации 0.00 из 5.00 0 оценок




Перечень нормативно-правовых актов,

Регламентирующих приватизацию государственного имущества в РБ

 

1. Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998г. № 3«О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь».

2. Декрет Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006г. № 9 «О внесении изменения и дополнения в Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998г № 3».

3. Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998г. № 156-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства».

4. Указ Президента Республики Беларусь от 1 марта 2004 г. № 125 «Об особом праве (»золотой акции«) государства на участие в управлении хозяйственными обществами».

5. Постановление Министерства экономики от 13.08.2002г. № 185 «Об утверждении Положения о разгосударствлении и приватизации объектов республиканской собственности, осуществляемых по решению Совета Министров Республики Беларусь». Зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь, 2002 г., № 101, 8/8479.

6. Постановление Министерства экономики от 20.10.2005 г. № 178 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования уставного фонда открытого акционерного общества, создаваемого в процессе приватизации республиканской собственности». Зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь, 2005 г., № 175, 8/13313.

7. Постановление Мингосимущества, Минфина, Минэкономики от 19.06. 2001г. № 3/67/ 99 «Об утверждении Формы договора купли-продажи объекта республиканской собственности (предприятия, структурного подразделения предприятия) в процессе приватизации при продаже на аукционе (по конкурсу)». Зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь 2001г., 72, № 8/6380.

8. Постановление Министерства экономики от 30.08. 2002г. № 207 «Об утверждении Положения о порядке внесения и рассмотрения предложений по понижению стоимости объектов республиканской собственности при приватизации и отчуждении». Зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь, 2002г., № 106, 8/8540.

9. Постановление Министерства экономики от 02.07. 2004г. № 170 «Об утверждения перечня работ по продаже предприятия как имущественного комплекса на аукционе, по конкурсу в процессе приватизации республиканской собственности». Зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь, 2004г., 8/11262 .

10. Постановление Министерства экономики от 26.04.2004 г. № 115 «Об утверждении Инструкции о проведении конкурса по продаже принадлежащих Республике Беларусь акций открытого акционерного общества». Зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь, 2004 г., 8/11049.

11. Постановление Министерства экономики от 08.06. 2004 г. № 146 «Об утверждении Инструкции о порядке определения начальной цены принадлежащих Республике Беларусь акций». Зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь, 2004г., № 8/11133.

12. Постановление Министерства экономики от 27.06.2005 г. № 116 «Об утверждении Инструкции о проведении аукционов по продаже принадлежащих Республике Беларусь акций». Зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь, 2005 г., № 128, 8/12911.

13. Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 12 февраля 1996 г. № 92 «Об утверждении Положения о проведении экспертизы оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица» (с изменениями и дополнениями).

14. Постановление Мингосимущества, Минэкономики и Минстата от 12.06.2001 г. № 24/100/33 «Об утверждении Положения об оценке государственного имущества».

15. Постановление Министерства экономики от 5.03.2004 г. № 65 «Об утверждении Инструкции по оценке рыночной стоимости предприятий». Зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь, 2004 г., № 54, 8/10722.

16. Указ Президента Республики Беларусь от 25.03. 2003г. № 118. «О некоторых вопросах распоряжения государственным имуществом».

17. Постановление Минэкономики от 07.09.2005г. № 162 «Об утверждении Инструкции о порядке принятия (согласования) Минэкономики Республики Беларусь решений о совершении сделок по распоряжению имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь». Зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь, 28.09. 2005 г., № 8/13160.

18. Постановление Мингосимущества, Министерства финансов, Министерства экономики от 19.06. 2001г. № 3/67/ 99 «Об утверждении формы договора купли-продажи здания, сооружения, объекта незавершенного строительства и неиспользуемого нежилого помещения республиканской собственности». Зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь 2001г., 72, № 8/6380.

19. Указ Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2006 года № 575 «О порядке распоряжения государственным имуществом» с последующим изменением нумерации пунктов.

 

Субъекты и объекты приватизации

   Реформирование отношений собственности в Республике Беларусь направлено на создание многоукладной социально ориентированной рыночной экономики, стимулирование инвестиционной активности.

Целью государственной политики в области приватизации является кардинальное повышение эффективности работы предприятий и экономического комплекса страны в целом. Ее достижение предполагает:

1. вовлечение в гражданский оборот максимального количества объектов государственной собственности, оптимизацию структуры последней; обеспечение контроля за выполнением обязательств собственниками приватизируемого имущества;

2. обеспечение поступлений в республиканский и местные бюджеты средств от приватизации;

3. усиление социальной направленности процесса приватизации государственного имущества.

Объектами приватизации являются: акции, принадлежащие государству в акционерных обществах, доли в уставных фондах юридических лиц, а также сданные в аренду имущественные комплексы государственных юридических лиц или их частей, обособленных структурных подразделений.
К объектам, находящимся только в собственности государства, относятся:
1. особо охраняемые природные территории и объекты (заповедники,
существующих национальных парков, заказников и памятников природы) и их имущества;
2.воздушное пространство Республики Беларусь,
3. радиочастотный ресурс,
4. военное и другое имущество, используемое исключительно в интересах государственной безопасности, в том числе боевая военная и специальная техника.

Перечень данного имущества утверждается Палатой Представителей Национального Собрания по предложению Совета Министров.
4.1. Холодное, огнестрельное и газовое оружие, боеприпасы к нему, кроме видов оружия и боеприпасов к нему, приобретение которых разрешено физическим и (или) юридическим лицам законодательством Республики Беларусь.                                          

4.2. Химические субстанции (токсины), микроорганизмы (вирусы, бактерии), устройства и технологии, которые могут быть использованы для создания и производства химического и бактериологического (биологического) оружия, перечень которых утверждается Палатой Представителей Национального Собрания по предложению Совета Министров Республики Беларусь.
4.3. Предприятия по производству, хранению и сбыту наркотических и психотропных веществ и средств, а также предприятия (объединения), организации и учреждения, занимающиеся выращиванием, переработкой и сбытом культур, содержащих наркотические вещества, в том числе предприятия по переработке конопли; наркотические и психотропные вещества и средства, за исключением установленных законодательством Республики Беларусь лекарственных препаратов.

4.4. Предприятия по производству, хранению, сбыту сильнодействующих и ядовитых веществ, которые могут вызвать химическое загрязнение окружающей среды и создать очаги химического поражения людей, кроме предприятий по агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства; сильнодействующие и ядовитые вещества, за исключением тех веществ, приобретение которых разрешено законодательством Республики Беларусь.
4.5. Взрывчатые вещества и взрывные устройства, за исключением видов, разрешенных к реализации в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
4.6. Радиоактивные вещества и материалы, включая изделия с их применением, соответствующие отходы, упаковочные материалы, а также технологии, оборудование и установки для производства радиоактивных веществ и материалов и другое имущество, имеющее в соответствии с законодательством Республики Беларусь знак радиоактивной опасности.
4.7. Источники ионизирующих, акустических, электромагнитных и лазерного излучений, а также приборы и установки на их основе, имеющие военное назначение или предназначенные для поражения различных объектов, кроме приборов, установок и оборудования, приобретение и использование которых разрешено физическим и юридическим лицам в соответствии с законодательством Республики Беларусь, и приборов, оборудования, экспериментальных и технологических установок, используемых в соответствии с предназначением для обеспечения выполнения научных исследований, разработки и отработки новых технологических процессов
4.8. Полигоны, здания, сооружения и оборудование для захоронения бытовых, промышленных, твердых и жидких радиоактивных, ядовитых химических отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами, скотомогильники; находящиеся на подвергшихся загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской атомной электростанции территориях зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, с которых эвакуировано или отселено население, здания, сооружения, машины, оборудование и иные материальные ценности, принадлежавшие предприятиям (объединениям) независимо от форм собственности, учреждениям и гражданам, получившим за них компенсацию.
4.9.Национальные эталоны единиц величин.
4.10. Объекты инженерной инфраструктуры общего пользования, находящиеся в государственной собственности на момент принятия настоящего Закона и вновь вводимые в эксплуатацию, строительство которых осуществлялось за счет средств республиканского и местных бюджетов, целевых бюджетных и внебюджетных фондов

4.11. Автомобильные дороги общего пользования, включая мосты, путепроводы, тоннели, находящиеся в государственной собственности на момент принятия настоящего Закона.
4.12. Железнодорожные пути, находящиеся в государственной собственности на момент принятия настоящего Закона.
4.13. Предприятия, объекты, системы и средства, связанные с управлением воздушным движением, военные аэродромы, центры метрологии.
4.14. Государственные учреждения, осуществляющие надзор за безопасностью использования лесных ресурсов,
4.15. Учреждения Национального банка Республики Беларусь, обеспечивающие печатание банкнот национальной денежной единицы, чеканку монет, хранение неэмиссированных банкнот и монет, а также хранение печатных форм и штампов.
4.16. Движимые и недвижимые объекты исторического и культурного наследия, включенные в состав музейного, архивного и библиотечного фондов Республики Беларусь и переданные государством на постоянное хранение государственным музеям, государственным архивам, государственным библиотекам, государственным картинным галереям.
4.17. Входящие в состав Государственного архивного фонда и составляющие государственную часть Национального архивного фонда Республики Беларусь документы.
4.18. Информация, сведения, объекты и имущество, отнесенные в соответствии с законодательством к государственным секретам.
4.19. Имущество Национального банка Республики Беларусь, органов государственной власти и управления, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, находящееся на балансе этих органов, которые непосредственно связано с выполнением данными органами своих функциональных обязанностей; средства республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов..
4.20. Предприятия и объекты лечебно-производственных и исправительно-трудовых колоний, находящиеся в государственной собственности.

4.21. Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РБ.
4.22.Предприятия (объединения), организации и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, находящиеся в государственной собственности на момент принятия настоящего Закона.
К отношениям по отчуждению государственного имущества, не урегулированным настоящим Законом, применяются нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Субъекты приватизации:
1. Правительство и местные органы власти.
2. Национальное Агентство по приватизации и управлению государственным имуществом.
3. Покупатели приватизируемого государственного имущества.
4. Покупателями государственного имущества могут быть любые физические и юридические лица.

  Открытые акционерные общества не могут являться покупателями размещенных ими акций, подлежащих приватизации в соответствии с настоящим Законом.
  Покупателями государственного имущества Республики Беларусь не могут быть
- государства и юридические лица, контрольный пакет акций в которых принадлежит иностранным государствам.
- террористические и экстремистские организации или лица, которые являются их членами;
- религиозные секты;
- лица, состоящие на учете в психиатрическом учете.
 Органы приватизации:
1. При проведении приватизации государственного имущества интересы государства, как собственника, представляет Национальное Агентство по приватизации и управлению государственным имуществом и его административно-территориальные единицы.
2. Национальное Агентство по приватизации и управлению государственным имуществом
2.1. является единственным органом, проводящим единую государственной политику в сфере приватизации. Он уполномочен принимать решения относительно приватизации государственного имущества в рамках его компетенций,
2.2. является независимым органом государственного управления, который работает в рамках компетенций, определенных настоящим законом;
2.3. разрабатывает и издает в рамках своей компетенции нормативные правовые акты в области продажи и управления государственного имущества,
2.4. управляет процессом приватизации республиканского и коммунального имущества;
2.5. организует и проводит аукционы по продаже государственного имущества;
2.6. обеспечивает организацию проведения оценки государственного имущества;
2.7. обеспечивает прозрачность процесса приватизации путем
- обязательной публикации стенограмм заседаний министерства,
- балансов всех государственных предприятий или предприятий, в которых есть доля государственной собственности по итогам каждого квартала;
- полных отчетов о проведении приватизационных сделок;
- информирования о выполнении покупателем своих финансовых и других обязательств после выигрыша аукциона;
2.8. привлекает для консультаций представителей предприятий, министерств, концернов, местных органов власти, а также зарубежных специалистов.
2.7. Иные органы государственной власти не имеют права вмешиваться в деятельность Министерство по приватизации и управлению государственным имуществом.
3. Независимость деятельности Национального Агентства по приватизации и управлению государственным имуществом обеспечивается при помощи следующих положений и механизмов:
- назначения Председателя Национального Агентства по приватизации и управлению государственным имуществом на срок, как минимум, 4 год;
- определения перечня финансовых и социальных гарантий, предоставляемых председателю Национального Агентства по приватизации и управлению государственным имуществом и высшим должностным лицам данного агентства. Оклад председателя Национального Агентства по приватизации и управлению государственным имуществом должен составлять, как минимум, сумму, эквивалентную 2000 долларов США;
- определение четких причин и порядка снятия с должности министра приватизации и управления государственным имуществом, а также порядка выплаты ему материальной компенсации в случае досрочного прекращения срока действия контракта;
- определение ответственности председателя Национального Агентства за нарушение порядка проведения приватизации.
- определение ответственности правительства за неправомерное снятие с должности председателя Национального Агентства по приватизации.
4. Кандидатуру на пост председателя Национального Агентства по приватизации и управления государственным имуществом утверждается Палатой Представителей Национального Собрания Республики Беларусь по рекомендации президента Республики Беларусь.
5. Совет Министров заключает с председателем Национального Агентства по приватизации контракт сроком на четыре года.
6. Председатель Национального Агентства по приватизации и управления государственным имуществом самостоятельно принимает решения по приему и увольнению на работу в Национальное агентство по приватизации и управления государственным имуществом сотрудников, определяет права и обязанности сотрудников рамках штатного расписания, которое утверждается Советом Министров.
7. Председатель Национального Агентства по приватизации и управления государственным имуществом имеет право устанавливать надбавки к должностным окладам своих сотрудников в рамках бюджета, устанавливаемых ежегодно принимаемым бюджетом министерства.
8. Национальное Агентство по приватизации и управлению государственным имуществом разрабатывает и представляет на утверждение Палате Представителей Национального Собрания Республики Беларусь перечень имущества для продажи на каждый календарный год.
9. Национальное Агентство по приватизации и управлению государственным имуществом выступает учредителем всех государственных предприятий и владеет от имени государства долями в капитале акционерных обществ.
10. Национальное Агентство по приватизации и управлению государственным имуществом ежегодно представляет Палате Представителей Национального Собрания Республики Беларусь отчет о результатах приватизации государственного имущества за прошедший год.

                         2 Приватизация государственного имущества

2.1 Основные концепции и экономическое содержание приватизации государственного имущества

 

В условиях рыночной трансформации экономики РБ в центре дискуссий чаще всего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация».

В соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная собственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной. Поэтому приватизация представляется изменениями в структуре частной собственности.

Второй подход – «трудовой» – на первый план выдвигает такой критерий, как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность. В принципиальном отношении «трудовой» и «традиционный» подходы весьма близки, так как основным критерием в них выступает наличие или отсутствие эксплуатации.

Значительно отличается от предыдущих третий подход, который по его собственному критерию можно было бы назвать «субъектным». Он тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства.

Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся – отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора. Для оценки приватизации и механизма ее осуществления в РБ наиболее подходящим представляется именно этот подход.

Необходимость приватизации для введения в производстве рыночных отношений определяется еще и тем, что на государственных предприятиях РБ было сосредоточено подавляющей части продукции народного хозяйства и почти все производство промышленной продукции.

Приватизация представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера. Коммерциализация предприятий государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.

   Массовый характер приватизация может принять только при использовании разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи). Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и деприватизации – двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношенийприватизированных и государственных предприятий.

              Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов.

Специфика сложившейся в начале процесса приватизации в РБ ситуации характеризуется следующими чертами: практическое отсутствие крупных частных фирм, слабость негосударственного сектора, отсутствие финансовых компаний и инвестиционных банков. Формализация и унификация структур экономической деятельности до сих пор сказывается на темпах и масштабах приватизации.

Различные способы приватизации приводят к передаче государственного имущества в «частную», «общую долевую» или «акционерную» собственность. При продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной собственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции остаются в государственной собственности, и требуется время, пока их не выкупят другие инвесторы.

Содержание системы отношений приватизации раскрывается через ее цели. В этом аспекте приватизация – не цель реформы, а ее инструмент.

 Приватизация способствует демонополизации производства. К сожалению, резкий переход к акционированию крупных предприятий произошел без их предварительной реорганизации и коммерциализации. Это не позволило увязать задачи приватизации и демонополизации. Следует учитывать, что проблему демонополизации удается решить не во всех отраслях народного хозяйства и не только методами разукрупнения. Взаимосвязь приватизации и демонополизации настолько сложна, что использование разрешенных программой приватизации методов приводило к разрушению сложившихся отраслевых научных комплексов при выходе из них структурных подразделений.

Сравнительный анализ основных черт приватизационного процесса в Восточной Европе и в РБ показывает наличие общих тенденций: 1) использование в качестве инструмента перехода к рынку коммерциализации и акционирования государственных предприятий; 2) введение чековой (или купонной) системы; 3)низкая доходность приватизации; 4) аукционная продажа малых объектов.

 Приватизация в развитых странах имеет ряд существенных отличий: многообразие форм приватизации, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса, использование в качестве постоянного элемента государственного регулирования экономики. В перспективе именно эти характеристики будут свойственны белоруской приватизации.

Проведение приватизационных мероприятий в РБ сталкивается с целым рядом объективных препятствий. Прежде всего, масштаб предполагаемых преобразований несопоставим с аналогичными процессами в других странах. Практически отсутствовала инфраструктура рынка капиталов. Резкий спад производства значительно усложнил оценку потенциала низкорентабельных предприятий. Наблюдалась нехватка финансовых средств у населения. Эти условия объясняют неизбежную неэквивалентность продажи государственного имущества и необходимость привилегий для различных групп населения (трудовых коллективов, безработных и т.п.).

 Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности.

Сложившийся механизм приватизационного процесса в РБ соответствует балансу интересов различных групп и слоев населения.

В белоруской концепции приватизации соединились два разнонаправленных подхода. Первый подход во главу угла ставит интересы трудовых коллективов приватизируемых предприятий, второй – задачи народной приватизации и соблюдение принципа социальной справедливости при распределении государственной собственности. Занявший ведущее место на начальном этапе приватизации механизм закрытой подписки и чековых аукционов совмещает оба эти подхода. Наиболее трудным стал для предприятия выбор момента начала приватизации предприятия в целом (или арендуемого имущества).

Массовое преобразование государственных предприятий в акционерные общества создало возможность развития фондового рынка в Республике Беларусь. Были сняты ограничения на продажу акций, приобретенных работниками предприятий на трудовых льготных условиях.

 



2020-02-03 229 Обсуждений (0)
Субъекты и объекты приватизации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Субъекты и объекты приватизации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)