Особенности художественной практики арабского средневековья?
Пять «столпов» определяющие принадлежность к исламу?
1. Исповедание веры. Исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммеда, которое закреплено в формуле – шахад: «Нет божества, кроме Бога (Аллаха) и Мухаммед – посланник Божий». Чтобы стать мусульманином, достаточно в присутствии свидетелей – мусульман три раза произнести шахад. Этими словами всякий человек подтверждает свою веру (иман) в Аллаха и в посланническую миссию Мухаммеда, и безоговорочно принимает идейную основу Ислама - таухид, суть которого заключается в утверждении абсолютного единобожия и неприятия в какой-либо форме божественного поклонения кому-либо или чему-либо, кроме Аллаха. 2. Молитва.
Ежедневная пятикратная молитва («салам» - араб., «намаз» - перс.), лицом к Мекке на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца и в начале ночи. Один день – пятница, полностью посвящен молитвам в мечетях.
3. Пост.
Пост, который проводится в течение Рамадана, девятого месяца мусульманского года. В течение всего месяца нельзя ни есть, ни пить – от рассвета до заката, нельзя вступать в плотские связи.
4. Налог-милостыня
Каждый имущий обязан раз в году делиться своими доходами, выделяя часть их в качестве милостыни в пользу бедных. Обязательная милостыня – закят – обязательный налог на имущество и доходы, который идет в теории на нужды общины и распределяется среди бедных и малоимущих. Кроме того, каждому мусульманину предписывается еще и садака — добровольные пожертвования и милостыня. "Молитву строго соблюдайте, творите милостыню для очищенья" (Коран, 2:43).
5. Паломничество в Мекку.
Паломничество («хадж») в Мекку, хотя бы раз в жизни, которое рассматривается как «очищение от грехов».
Особенность арабо-мусульманской культуры - халифат.
Важной особенностью арабо-мусульманской культуры является неразделимость духовной и светской власти: религии, морали и права. Выражением неразделимости светской и духовной власти стала особая форма государственности – халифат. Халифат сосредотачивал в своих руках полученную от Мухаммеда власть: духовную (имамат) и светскую (эмират). Халифатом стало называться и арабо-мусульманское государство, возглавляемое халифами. В основе его функционирования лежит концепция исламской государственности, разработанная суннитами. Они истолковали ее таким образом, что государственная власть должна принадлежать уважаемому мусульманину в силу особого договора (мубайи). Этот договор заключается между умой (ее представителями) и претендентом на халифат, которой должен отвечать следующим требованиям: - быть муджтахидом (представителем высшей категории мусульманских богословов); - происходить из племени курейшитов; - быть справедливым, мудрым, смелым, физически здоровым и заботиться о благе подданных. Халиф не может передавать свою власть по наследству, выбирать себе преемника; умма смотрит на него как своего представителя, он должен выполнить предписание Корана и может быть привлечен к ответственности за нарушение сунны и шариата. Халифат был сложным конгломератом различных этносов, стремившихся к восстановлению независимости. Власть халифатов со временем слабела. При всем своеобразии модели развития халифат, как и многие европейские страны, вступили в период раздробленности. К середине X в. У некогда могущественной империи осталась лишь небольшая территория в Месопотамии вокруг Багдада. На этом заканчивается история Арабского халифата, но не ислама и его культуры. Турки сохранили за халифом духовную власть, отобрав светскую. Светским главой турецкого государства был провозглашен султан. Халифы становятся «папами Востока». Разгромив турецкий султанат в 1258г., монгольский хан заставил халифа дать ему титул «султана Запада и Востока». Но вскоре халифы вынуждены были покинуть Багдад, а халифат был упразднен.
Особенности художественной практики арабского средневековья?
Под влиянием ислама сложилась самобытная художественная культура. Исламское искусство не знает культовых изображений. Одной из главных святынь были старинные рукописи. Это привело к развитию каллиграфии и книжной миниатюры. Искусство оформления книги достигло исключительной высоты, в том числе искусство орнамента, который стал применяться также для украшения мечетей, керамики, оружия, изделий из металла и стекла, тканей, ковров. Важнейшее место в арабо-мусульманской художественной культуре занимает поэзия. Арабская поэзия, глубоко философская по своему настрою, как правило, сочетается с музыкой. Даже суры Корана читаются на распев, в такой же манере. Арабская музыка обогатила мир такими инструментами, как кеманча, даф, рабаб. Основной для формирования системы поэтических форм послужила касыда – особая композиционная форма арабской поэзии. Огромное влияние на развитие литературного творчества оказал суфизм, наполнивший поэзию особой символикой и метафоричностью. Выдающимся поэтом был Абу Нувас (между 747--762 -- между 813--815), виртуозно владеющий формой стиха. Для него были характерны ирония и ветреность. он воспевал любовь, веселые пиры и подсмеивался над модным тогда увлечением старыми стихами бедуинов. Абу ль-Атахия искал опору в аскетизме и вере. Его перу принадлежат нравственные стихи о суетности всего земного и несправедливости жизни. Отрешенность от мира давалась ему нелегко, об этом свидетельствует его прозвище - «не знающий чувства меры». В заключение следует отметить, что вся мусульманская литература строится вокруг Корана. Строгие правила Корана, запрещая любые вольности, создавали, вместе с исключительными сложностями, и огромные творческие стимулы для исполнителей – музыкантов, певцов, танцоров. Коран запрещал изображения святых и людей, даже животных, поэтому в арабской культуре отсутствуют живопись и скульптура в обычном понимании. Живописное мастерство проявлялось в основном в области орнамента. Знаменитая арабская связь, арабеска, построенная по принципу бесконечного повторения затейливых узоров, украшает книжные миниатюры, стены и полы мечетей. Простор для творческого воображения давало также ковроткачество. Значительного развития достигла архитектура. Олицетворение наивысших достижений мусульманской архитектуры является культовые сооружения: мечети, медресе и минареты, а также мавзолеи. Кроме культовых сооружений и дворцов возводились также библиотеки, госпитали, бани, мосты и т.д. Все они несут в себе черты, ярко отражающие самобытность художественных традиций арабо-мусульманского мира. Значителен был вклад арабов в математическую науку. Живший в X в. Абу-а-Вафа вывел теорему синусов сферической тригонометрии, вычислил таблицу синусов с интервалом в 15°, ввел отрезки, соответствующие секансу и косекансу. Поэт, ученый Омар Хайям написал «Алгебру» -- выдающееся сочинение, в котором содержалось систематическое исследование уравнений третьей степени. Он также успешно занимался проблемой иррациональных и действительных чисел. Ему принадлежит философский трактат «О всеобщности бытия». В 1079 г. он ввел календарь, более точный, чем современный григорианский. Выдающимся ученым Египта был Ибн-аль-Хайсам, математик и физик, автор знаменитых трудов по оптике.
Значение термининов: «сунна» - ("священное предание") свод обычаев и правил поведения древней общины – означала практику и теорию мусульманского правоверия; она передалась устно и служила дополнением к писаному закону. «суфизм» - (от слова "суфи" — грубая шерстяная ткань), мусульманский мистицизм, религиозно-мистическое течение в исламе. Под этим термином объединяются все мусульманские учения, целью которых является разработка теоретических основ и практических способов, обеспечивающих возможность непосредственного общения человека с Богом. «сура» - арабское слово для обозначения главы Корана. Коран состоит из 114 сур, из которых 86 получены в Мекке, а 28 — в Медине. Каждая сура состоит из аятов (откровений). Количество аятов может быть от 3 до 286. «шиизм» - (от араб. ши’а — секта, партия, группа приверженцев), одно из двух, наряду с суннизмом, основных направлений в исламе. «арабеска» - особый вид орнамента, состоящего из сочетания геометрических фигур и стилизованных изображений растений – растительного орнамента. В орнамент часто включается эпиграфический элемент - надпись с прославлением Аллаха, также выполненная в условном стиле. Геометрические фигуры арабесок обычно представляют собой бесчисленные комбинации звездообразных многоугольников, вокруг которых причудливо переплетаются стилизованные изображения растений и буквенные сочетания (арабская вязь).
Тесты: 1. Установите соответствие: Правильный ответ: а – б, б – а, в – в, г – д, д – г.
2. Одной из святынь арабо-мусульманской культуры является: Правильный ответ: б.
3. Сопоставьте города (памятные места) и события: Правильный ответ: а – д, б – в, в – а, г – г, д – б.
Список используемой литературы:
1. Культурология: учеб. пособие/Сост.: Г.В. Борисова, Д.Н. Белянин, Н.П. Гаврилова, Л.Н. Евдокимова, В.Л. Правда, В.А. Осипов; Гос. Учреждение Кузбас. гос. техн. ун-т– Кемерово, 2002.- 178 с. 2. Торосян В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры: - М., 2005.- 735 с. 3. Садохин А.П. Мировая художественная культура. – М., 2000. 4. Соколова М.В. Мировая культура и искусство. – М., 2004. 5. Маркова А.Н. Культурология: Учебник для вузов.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 600с. 6. Крымский А.Е. История мусульманства – 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии с замеч. авт. – М.: Жуковский: Кучково поле, 2003. – 462с.
25.10.2010г.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (171)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |