ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Необходимость структурной трансформации экономики страны существует практически постоянно. Другое дело, что ее настоятельность бывает разной, разнонаправленными могут быть и векторы реализации, определяемые многими факторами. Важнейшими среди них являются: место страны на карте международного разделения труда, глобализационные процессы и их основные тенденции, уровень развития технологической структуры национальной экономики, степень развитости человеческого капитала и образовательных систем, долговременные целевые установки общества, мотивированность населения на их выполнение и др. Республика Беларусь сегодня находится на переломном этапе формирования национальной экономики, трансформации ее устоявшейся структуры. Обусловлено это, в первую очередь, серьезным отставанием научно-технологической составляющей производства. Его устранение требует незамедлительной системной модернизации экономики на основе долгосрочной научно-технической политики. Она должна опираться на глубокий анализ причин неразвитости технологической структуры, механизмы активизации инновационной деятельности и ориентироваться на траекторию быстрого и устойчивого экономического роста. Именно в этом контексте попытаемся рассмотреть ключевые аспекты перспективной структурно-технологической модернизации экономики Беларуси [21, с.4]. Результаты функционирования экономики страны в 1996-2007 гг. достаточно впечатляющие. ВВП вырос в 2,3 раза, продукция промышленности - в 3,0, инвестиции в основной капитал - в 3,7, реальные денежные доходы населения - в 4,7 раза. Уровень производства промышленной продукции докризисного периода (1990 г.) был превышен в 2000 г., реальных денежных доходов населения - в 2001 г., ВВП - в 2003 г., инвестиций в основной капитал - в 2006 г. В итоге за 1991-2007 гг. рост ВВП составил 151%, продукции промышленности - 185, инвестиций в основной капитал - 142, реальных денежных доходов населения - 241%. Производство продукции сельского хозяйства вплотную приблизилось к уровню 1990 г. - 99%. Для сравнения можно сказать, что в России в 2007 г. только один из названных показателей превысил уровень 1990 г. - ВВП (104%). Производство промышленной продукции составило лишь 81%, сельскохозяйственной - 77, а инвестиции в основной капитал - 56%. Из всех республик СНГ кроме Беларуси и России уровень производства ВВП 1990 г. превзошли Азербайджан, Армения, Казахстан и Узбекистан. Для восстановления уровня ВВП 1990 г. странам понадобилось: Азербайджану - 15 лет, Армении и Казахстану - 14, Беларуси -13,-России - 17, Узбекистану - 11 лет. Очевидно, что этот процесс потребовал у названных стран СНГ времени практически в 2-5 раз больше, чем понадобилось для достижения нижней точки кризиса. В Азербайджане, Беларуси, Казахстане и Узбекистане снижение объемов производства ВВП продолжалось 5 лет, Армении - 3, России - 8, Украине - 9 лет. В 2007 г. только 4 из 12 стран СНГ реализовали инвестиций больше, чем в 1990 г. И Беларуси принадлежит 2-е место после Азербайджана. Отстали как Казахстан (110%), так и Узбекистан (120%). Очевидно, что значительная положительная динамика ВВП в рассматриваемом периоде сопровождалась в Беларуси и наращиванием объемов инвестиций, а это позволяет говорить о неплохих перспективах развития экономики страны в ближайшее время. Но, по моему мнению, при одном обязательном условии - существенном изменении отраслевой и технологической структуры капиталовложений. Кроме отмеченных положительных тенденций, в рассматриваемом периоде в нашей стране были решены задачи обеспечения населения рабочими местами, минимизации уровня безработицы, стабилизации курса национальной валюты и ухода от его множественности, диверсификации внешнеэкономической деятельности, существенного снижения инфляции, роста благосостояния населения, улучшения положения в аграрном секторе и др. Все это было достигнуто преимущественно за счет использования экстенсивных факторов экономического роста, усиления дисциплины труда, улучшения организации производства, мобилизации административных ресурсов. Страна купировала острейшие проблемы социально-экономического характера доступными ей методами [21, с.6]. Как видно, были достигнуты значительные положительные результаты в развитии национальной экономики, но это, в свою очередь, привело к определенной консервации хозяйственной структуры. На фоне исчерпаемости экстенсивных факторов экономического роста стали отчетливо проявляться структурные диспропорции. В промышленном производстве доминируют технологии III и IV укладов (автомобиле-, тракторостроение, сельскохозяйственное машиностроение, органическая химия, переработка нефти и др.), степень износа активной части основных фондов высока (65-70%), доля инновационно продвинутых предприятий низка (14-16%), удельный вес новой продукции в общем объеме промышленного производства недопустимо мал (11-13%): У критической черты находятся затраты, производимые для развития научных исследований и разработок: в пределах 0,7-1,0% ВВП. Следствием такого положения дел является чрезвычайно незначительная доля высокотехнологичной продукции в общем экспорте товаров Республики Беларусь -1,6%. Одна эта цифра свидетельствует о необходимости проведения серьезной структурно-технологической трансформации национальной экономики, ибо в противном случае трудно надеяться не только на повышение конкурентоспособности отечественного экспорта, но и на сохранение уже завоеванных на внешних рынках позиций. В развитых странах доля высокотехнологичного экспорта в 2006 г. составляла: США - 50,4%, ЕС-25 - 45,3, Япония - 63,9%. Необходимо, однако, отметить, что в интервале 2000-2006 гг. в этих государствах наблюдалась тенденция снижения удельного веса высокотехнологичной продукции в экспорте. В Японии - на 5,5 п. п., в США - на 4, а в ЕС-25 - на 1 п. п. Несколько иной тренд был присущ таким развивающимся странам поздней стадии индустриализации, как Китай и Индия. У них доля высокотехнологичного экспорта росла и составила в Китае 47,6%, в Индии -15,2%. Россия от них существенно отстает, и в ней имела место тенденция снижения веса высокотехнологичного экспорта с 5,0 до 3,9% [4, с. 34, 35]. Решить эти проблемы призвана, в определенной мере, «Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 гг.». Однако большинство из них имеют глубокие корни, сильный инерционный потенциал, требуют существенных вложений инвестиций и могут быть успешно преодолены лишь на основе долговременной структурной трансформации, парадигма которой базируется на необходимости смены технологических укладов (ТУ), поддержании не всей действующей структуры, а лишь ее перспективных точек роста. Среднесрочная инновационная программа развития экономики страны (2007-2010гг.)- это лишь первый шаг на пути вхождения в экономику, основанную на знаниях. Должна быть разработана система долго-, средне- и краткосрочных прогнозных документов, органично взаимосвязанных и определяющих стратегию и тактику врастания национальной экономики в новую экономку, основанная на принципах инновационного развития. В настоящее время в научной литературе достаточно широко используются термины «новая экономика», «экономика знаний», «инновационная экономика», «национальная инновационная система». Не вдаваясь в терминологическую дискуссию, отметим лишь, что в данной работе они рассматриваются как синонимы, т. е. как тождественные, и характеризуют процесс формирования нового уклада, нового типа экономики, доминирование которого можно ожидать через 15-25 лет. Основу этого уклада составляют информационные технологии. Понятно, что в этом укладе инновации должны занять в приросте ВВП подобающее им место. Уже сегодня ориентирами могут служить развитые в экономическом отношении страны. Так, например, в США инновационная составляющая в приросте ВВП в начале XXI веке равнялась примерно 35%, в Японии - 42, а в странах ЕС - 50% [5, С. 49]. Таким образом, необходима разработка стратегического документа, определяющего долговременную инновационную политику государства на 20-25 лет вперед. Ключевые направления этой политики в развитых в экономическом отношении странах определены и представлены, например, в ЕС двумя крупными блоками. В первый включены приоритеты научно-технического развития, определяемые его взаимосвязанным характером, во второй - приоритеты научно-технического характера, обеспечивающие общественное развитие (науки о накоплении знаний, здравоохранение и технологии его обеспечения и др.) [20, с. 134]. Очевидно, что для нашей страны реализация всего многообразия этих приоритетов научно-технического развития является на современном этапе непосильной задачей. Но при их квалифицированном наложении на отечественную экономическую систему вполне могут быть определены реальные основные направления национального инновационного развития как в средне, так и долгосрочной перспективе. Но об этом несколько ниже. Как уже говорилось, нельзя тотально поддерживать и далее развивать высокими темпами всю сложившуюся структуру экономики (материально- и энергоемкую). Это чревато рецессией, а в последующем и новым экономическим кризисом с существенным снижением объемов производств. Необходимо выборочно поддерживать наиболее перспективные производства, создавать новые, базирующиеся на технологических цепочках V и VI укладов. Это должны быть производства, имеющие корни в национальной экономике и подготовленные к интенсивному формированию всем ее предшествующим ходом развития. В первую очередь это касается электронной промышленности, вычислительной техники и программного обеспечения, телекоммуникаций, науки и образования. Названные производства и приоритеты являются несущими для V (информационного) технологического уклада. У нас же он находится на начальной стадии и требует максимальной поддержки как административными, так и экономическими методами. К сожалению, в Беларуси не произошла структурная перестройка экономики, обусловленная замещением IV ТУ пятым, сопровождающаяся резким инновационным скачком. Проблема усугубляется и тем, что в развитых в промышленном отношении странах мира уже начал развиваться VI ТУ – нано-технологии, генная инженерия, телекоммуникации, атомная промышленность и т. п. Следовательно, структурная трансформация в Беларуси должна одновременно решать две задачи: активно развивать производства V уклада и создавать предпосылки для формирования VI ТУ. Благо, что между ними существует мощное связующее звено - информационные технологии. Только эти производства способны обеспечивать получение сверхприбыли, поддерживать достаточно длительное время (более 20 лет) рост ВВП высокими темпами (9-11%), а, следовательно, давать ресурсы, необходимые для технического и технологического переоснащения национальной экономики. И только так можно реализовать «догоняющую стратегию» развития экономики. Хорошие образчики в этом плане имеются - Япония, страны Юго-Восточной Азии и др. Иные варианты - это погоня за тенью. Сегодня во многих странах, решающих задачу развития экономики высокими темпами, преодолеваются две основные проблемы: - выявление основных факторов, повышающих темпы роста ВВП; - устранение негативного влияния некоторых макроэкономических переменных на скорость (динамику) развития. В качестве исследовательского полигона используют, как правило, страны Юго-Восточной Азии (ЮВА). Доминирует точка зрения, согласно которой быстрый рост ВВП в этом регионе был обеспечен благодаря высокому уровню накопления, увеличению численности занятых и повышению качества человеческого капитала Альтернативная позиция состоит в утверждении, что высокий рост ВВП обеспечен активным использованием иностранных технологий, повышением эффективности производства и производительности труда. На основании проведенных исследований некоторые ученые пришли к достаточно обоснованному выводу, что в 1990-2004 гг. в странах быстрого развития ЮВА основными факторами роста стали высокая норма накопления, поддерживаемая государственной политикой формирования благоприятного инвестиционного климата, привлечение иностранных инвестиций и развитие фондового рынка. Это позволило им создать эффективную обрабатывающую промышленность с высокой долей наукоемких отраслей, что в сочетании с низкими издержками производства предопределило экспортную ориентацию индустрии, стимулирующую повышение темпов роста [17, с. 211]. Необходимо активнее развивать сферу услуг (как для населения, так и для производства, как для внутреннего, так и для внешнего рынков). Она эффективна, более восприимчива к малому и среднему бизнесу, частному капиталу, динамичным потребностям общества. В первую очередь следует обратить внимание на индустрию туризма, транспортные и информационные коммуникации и т. п. Ее долю в производстве ВВП нужно довести до 80-85%. Сегодня же она колеблется в пределах 42-45% ВВП. В обозримой перспективе нам, вероятно, сложно будет добиться положительного сальдо внешней торговли товарами. Это обусловлено и мировой тарифной политикой на сырьевые ресурсы и энергоносители, и. международной конъюнктурой валютной политики, и российскими подходами к ценообразованию на нефть и газ по отношению к Республике Беларусь. Для этого, по большому счету, требуется и решение задач реального повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей в контексте процессов глобализации и неизбежности вхождения в ВТО. Нужно всемерно наращивать положительное сальдо торговли услугами, делать более весомым положительное сальдо платежного баланса за счет привлечения иностранных инвестиций. Потенциал последних может быть существенно увеличен на основе создания совместных предприятий и транснациональных корпораций по традиционным производствам (IV ТУ) с мировыми лидерами и производителями стран, являющимися основными потребителями этой продукции. Кроме того, следует активизировать наши альянсы с производителями из крупнейших развивающихся стран (Китай, Индия и др.). Мировые инвестиционные обзоры свидетельствуют о том, что они сегодня располагают значительными финансовыми ресурсами. Интенсивное развитие инновационной системы страны предполагает и радикальное изменение структуры внутренних затрат на исследования и разработки. Тенденции ресурсного обеспечения НИОКР начала XXI в. в развитых странах свидетельствуют о росте расходов преимущественно за счет предпринимательского сектора, расширении кооперации частного бизнеса с университетами и государственными научно-исследовательскими организациями. По мнению специалистов, соотношение частного и государственного секторов в финансировании НИОКР будет стремиться в ближайшие 10-15 лет к пропорции 70:30, но, естественно, с колебаниями, отражающими специфику этих стран [14, с. 92]. У нас сегодня это соотношение имеет обратную пропорцию. На долю бюджета приходится 65% внутренних затрат, а на все остальные источники (средства внебюджетных фондов, собственные средства научных организаций, иностранные источники, финансирование других организаций) - 35%. Более того, за период 2001-2006 гг. доля средств консолидированного бюджета выросла на 15 п. п. Преломление этой негативной тенденции и формирование в перспективе вышеозначенной прогрессивной пропорции в соотношении источников финансирования НИОКР потребует достаточно серьезных изменений в подходах государства к стимулированию бизнеса, роли частного предпринимательства в развитии национальной экономики. Результатом явится получение национальным производителем столь необходимой сверхприбыли, источник которой - интеллектуальная рента. Республика Беларусь избрала интеллектуально-инновационный путь развития. Конституция Республики Беларусь определяет нашу страну как «социальное государство». Особенности белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики: - экологические проблемы, связанные с аварией на Чернобыльской АЭС; - социально щадящий характер реформирования и развития; - интеллектуально-инновационная основа развития экономики; - последовательность и постепенность реформ; - учет менталитета и ценностных приверженностей населения; - смешанность экономической системы; - приверженность социальной справедливости; - опора на собственные силы. Социально ориентированная экономическая модель предлагает сочетание преимуществ рыночного хозяйства с обеспечением социальной справедливости и эффективной защитой населения. Модель социально ориентированной экономики базируется на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы предпринимательства, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности, социальной защиты нетрудоспособных, социального партнерства. Таким образом, динамичное поступательное развитие национальной экономики предполагает необходимость изменения структурной политики, понимаемой как осмысленное целенаправленное воздействие государства на технологическую составляющую хозяйства страны. В контексте сказанного перед национальной экономикой стоят задачи технологического и институционального плана. В технологической области - это, как уже отмечалось, формирование производств V и VI ТУ, обеспечивающих отечественному производителю прорыв на мировые рынки и получение сверхприбылей на принципиально новой по сравнению с III и IV ТУ основе — интеллектуальной ренте. И здесь необходимы всесторонняя поддержка фундаментальной и прикладной науки, развитие современной информационной инфраструктуры, подготовка высококвалифицированных кадров, адекватных требованиям экономики знаний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проблема создания социально ориентированной рыночной экономики не сводится к перераспределению доходов от богатых слоев к малоимущим. Необходимо, прежде всего, создание условий для обеспечения самостоятельно достигнутого высокого уровня жизни каждого трудоспособного члена общества. Трансформационный период должен обеспечить максимальную поддержку малоимущим, нетрудоспособным и тем, кто, в силу менталитета, не способен быстро психологически перестроиться и самореализоваться. Социальная поддержка должна распространяться и на трудоспособных - защиту тех, кто работает по найму. Основной предпосылкой практического перехода к социально ориентированной рыночной экономической модели могут служить только высокие темпы экономического роста. Основные направления системы социальной зашиты: - поддержка бедных; - гарантия права на труд; - регулирование занятости. Объекты социальной защиты: доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение. Социальная защита включает: социальное обеспечение (прямая форма) и социальную поддержку (косвенная форма). В свою очередь, социальное обеспечение состоит из системы страхования и системы помощи. Социальная поддержка касается гарантий и льгот. Такая структура социальной защиты характерна для стран с переходной экономикой. Государство защищает граждан от необоснованного увольнения, обеспечивает выплаты пособий по безработице, оказывает помощь по трудоустройству безработных, организует повышение квалификации и т.п. Таким образом, обеспечивается право на труд. Социальные гарантии: 1) пенсии; 2) минимальная заработная плата; 3) пособия на детей; 4) стипендии; 5) индексация доходов в условиях инфляции; 6) компенсация потерь от стихийных бедствий; 7) пособия по безработице; 8) страхование, в том числе медицинское; 9) защита условий труда. Рыночное распределение доходов вызывает необходимость защиты пенсионеров, инвалидов и других социально незащищенных слоев населения. Действует единая пенсионная система, оказывается адресная помощь, разрабатываются государственные программы помощи (молодежи, женщинам, имеющим детей, пенсионерам, многодетным семьям и т.п.), производится индексация пособий. Финансирование программ социальной защиты идет из республиканского бюджета и специализированных внебюджетных фондов (пенсионного, фонда социального страхования и социальной защиты). Проблему бедности в переходный период государство решает при помощи системы трансфертов, фискальной политики, стимулирования предпринимательства, реализацией программ социальной защиты, формированием фондов общественного потребления и др. Приоритетные направления экономического развития Республики Беларусь в период 2006-2010 гг.: - инновационное развитие, энерго- и ресурсосбережение; - увеличение экспорта; - развитие агропромышленного комплекса; - развитие малых и средних городов; - жилищное строительство. Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. - дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамов В.Л. Мировая экономика / В.Л. Абрамов. 5-е издание. М.: Дашков и К, 2008. 309с. 2. Базылев, Н. И., Экономическая теория / Н. И. Базылев, М. Н. Базылева, Мн.: Книжный дом, 2004. 3. Государственное регулирование экономики: Учебник / Под общей ред. В.В. Мищенко. М.: РАГС, 2003. 832с. 4. Григорьев Л., Плаксин С., Салихов М. Посткризисная структура экономики и формирование коалиций для инноваций // Вопросы экономики. 2007. № 4. 5. Глазьев С.Ю. О задачах структурной политики в условиях глобальных технологических сдвигов. Часть 1 // Экономическая наука современной России. 2007. № 3. 6. Корнейчук Б.В. Трансформационные модели микроэкономики / Б.В. Корнейчук СПб.: Издательство С.-П. государственного политехнического университета, 2003 87с. 7. Курс экономической теории / Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. Киров: «АСА»» 2002. 8. Кушлин В.И. Траектории экономических трансформаций / В.И. Кушлин. М.: экономика, 204 309с. 9. Лутохина, Э. А. Макроэкономика: социально ориентированный подход / Э. А. Лутохина [и др.]. Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2005. 10. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 Т., Т2. Баку «Азербайджан», 1992. 400с. 11. Мировая экономика: прогноз до 2020 года / Под ред. акад. А.А. Дынкина / ИМЭМО РАН. М.: Магистр, 2007. 12. Носова, С. С. Экономическая теория: Краткий курс / С. С. Носова. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. 13. Основы экономической теории и практика рыночных реформ в России / Под ред. М. М. Загорулько, О. В. Иншакова, В. Н. Овчинникова. М. : Изд. Корпорация «Логос», 1997. 14. Россия в многообразии цивимыации. Часть II. Европа глазами России: [монографии/ Ю.И. Рубинский и др.]; [редкол.: Н.П. Шмелев, Т.Т. Тимофеев, В.П. Федоров, В.М. Кудров]. + М.: Ин-т Европы РАН: Рус. сувенир, 2007. 15. Селищев, А. С. Макроэкономика / А. С. Селищев. СПб : Питер, 2001. 16. Современная политическая экономия / Под ред. П. С. Лемещенко. Мн. : Книжный Дом «Мисанта», 2005 17. Тараканов Г. Мировой опыт ускорения экономического роста: ключевые факторы // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 2. 18. Трансформационная экономика / Министерство связи и информации Республики Беларусь, Учреждение образования «Высший государственный колледж связи». Минск: ВГСК, 2008. 17с. 19. Трансформационные преобразования стран Восточной Европы: опыт реформирования экономик региона / Под редакцией Л.П.Заико Мн.: «Стратегия». 2000. 163с. 20. Циренщиков B.C. Европа: тенденции инновационного развития. М., 2004 21. Шимов В.Н. Структурная трансформация экономики Беларуси: предпосылки и приоритеты // Белорусский экономический журнал, 2008. №2, С.4-11. 22. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х Т. Т.2. М. 1992. 290с. 23. Экономика переходного периода / Под ред. В. В. Радаева, А. В. Бузгалина. М:Изд-во МГУ, 1995. 24. Экономическая теория / Под ред. Л. Н. Давыденко. Мн. «Вышэйшая школа», 2004. 25. Экономическая теория / Под ред. В. Д. Камаева. М.: «ВЛАДОС ИМПЭ» им. А. С. Грибоедова, 2001.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (160)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |