Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Духовная и политическая деятельность святителя Алексия.



2020-02-03 220 Обсуждений (0)
Духовная и политическая деятельность святителя Алексия. 0.00 из 5.00 0 оценок




Значительную роль сыграл митрополит Алексий в установлении духовного единства Руси. В этом отношении он особую роль придавал учреждению и распространению общежительских монастырей. Еще в 1353—1354 гг., при поддержке константинопольского патриарха Филофея Алексий предложил инокам подмосковного Троицкого монастыря, основателем которого был преподобный Сергий Радонежский, принять общежительский устав.

Выдвижение на первый план в XIV веке монастырского "общежития" предполагало принципиально иной взгляд на само назначение монастыря. По мысли митрополита Алексия, озабоченного установлением на Руси духовного и политического единства, общежительские монастыри должны были стать центрами, из которых на всю Русь проливался бы свет христианского благочестия. В монастырях, устроенных на правилах "общежития", отменялась частная собственность, вводились общие молитвы, общие трапезы и обязательный труд для каждого инока. Кроме того, ориентированные на Москву, эти монастыри способствовали бы усилению политического единства. К тому же, распространение общежительских монастырей должно было способствовать возрождению общинных идеалов и, следовательно, распространению идеи единства. А устроенные как настоящие крепости, монастыри выполняли и военно-оборонительные функции. Как показала дальнейшая история, митрополит Алексий оказался прав — духовно-политическая жизнь Русского государства во многом строилась вокруг вновь основанных монастырей.

          В самой Москве Алексий основал четыре новых монастыря: Чудов, Андроников, Алексеевский и Симонов. Затем монастырская колонизация двинулась на север и способствовала экономическому освоению края. Ученики Сергия Радонежского во второй половине XIV — начале XV вв. основывают несколько новых монастырей, самыми известными из которых стали Высоцкий в Серпухове, Саввино-Сторожевский в Звенигороде, Благовещенский на Киржаче, Кирилло-Белозерский и Ферапонтовский под Вологдой. Всего же, по подсчетам В.О. Ключевского, в конце XIV—XV вв. возникло 27 пустынных и 8 городских монастырей.

В то время как митрополит Алексий последовательно готовил победу на Куликовом поле и объединял все политические и духовные силы Руси, Константинополь продолжал политику разделения русской митрополии на две части. В 1375 году из Константинополя, еще при живом Алексии, был прислан в сане митрополита Киприан, откровенно ориентировавшийся на Литву и далекий от интересов Москвы. Киприан получил титул митрополита Киевского и входивших в состав Литвы и Польши русских епископств, с перспективой занятия митрополичьей кафедры "всея Руси" после смерти престарелого Алексия.

Митрополит Алексий понимал, что объединить все русские земли (в пределах Древнерусского государства) — задача нереальная в тех конкретно-исторических условиях. Поэтому он собирал тот кулак, который мог стать основой и для освобождения от ордынского ига, и для будущего нового возрождения Руси. Этим кулаком стали Северорусские земли, для которых смягчение ордынского ига или даже полное освобождение от него и было первостепенной задачей. Если бы Алексий придавал первенствующее значение задачам объединения митрополии "всея Руси" под своей властью, то он бы не смог решить главную проблему — объединения Северорусских земель для борьбы с Ордой. Поэтому митрополит Алексий и не противился самому факту разделения митрополии.

В целом, духовная и политическая деятельность митрополита Алексия в значительной степени способствовала объединению сил Северной Руси накануне решающего сражения с татарами на Куликовом поле в 1380 г.

Под мудрым руководством митрополита Алексия возрос государственный и полководческий талант московского князя Дмитрия Ивановича (1350—1389). Уже в начале 70-х годов он сумел отразить три разорительных похода литовского князя Ольгерда на Москву, которые вошли в летописи под названием трех "литовщин". В боях с литовцами впервые проявились и полководческие таланты его двоюродного брата, юного Владимира Андреевича (1353—1410). В это же время Дмитрий Иванович выиграл и дипломатическую битву — сумел отстоять в Орде свое право на великое княжения, на которое претендовал тверской князь Михаил.

Решительный настрой Дмитрия Ивановича свергнуть ордынское иго — это тоже несомненная заслуга митрополита Алексия. На протяжение всех 70-х годов Дмитрий Иванович активно поддерживает любые проявления антиордынской борьбы, а в русских землях все более крепнет надежда на защиту московского князя в случае столкновения с ордынцами. Так, в 1374 году нижегородцы уничтожили "посольство Мамая" и тысячу татар с ним, видимо, надеясь на поддержку Москвы, в случае если Орда попыталась бы наказать их за дерзость. В 1376 году войско под водительством воеводы Боброка Волынца взяло бывшую столицу Волжской Булгарии, получив 5 тысяч рублей "окупа". Но в 1377 году последовало чувствительное поражение от татар на реке Пьяне (притоке Суры, впадающей в Волгу, в Мордовской земле), явившееся следствием халатности воевод. Однако осознание способности противостоять Орде на Руси сохранялось. Это убеждение значительно укрепила победа над ордынским войском во главе с Бегичем на реке Воже в 1378 году, одержанная московскими и рязанскими силами. И недаром в следующем году Мамай опустошит Рязанскую землю, но не осмелится вступать в московские пределы.

Так, у русских людей произошел важнейший психологический перелом в сознании. Со времени монголо-татарского нашествия на Руси сменилось три поколения. В прошлое ушли страх и растерянность перед завоевателями. Зато в общественном сознании сформировалась воля к освобождению и укрепилось убеждение в возможности победы. Более того, русские князья, воодушевленные подобным народным настроем, были готовы к совместным действиям под руководством московского князя.

Но деятеля, подготовившего победу на Куликовом поле, уже не было в живых: 12 февраля 1378 года митрополит Алексий скончался.

После смерти митрополита Алексия похоронили в церкви Архангела Михаила в основанном им Чудовом монастыре. Уже в 1448 году он был канонизирован Русской Православной Церковью, а в 1484 году мощи святого перенесли в церковь, основанную в его честь и построенную в Чудовом монастыре. Ныне мощи святителя Алексия почивают в Свято-Богоявленском Елоховском соборе в Москве.

 

Заключение

Древняя деревянная часовня, построенная задолго до возникновения Самары, была заменена каменной, поставленной на берегу Волги в 1832 году «стараниями священника Успенской церкви Степана Макаровича Бельского» и пользовалась особым уважением жителей Самары. Она, подтапливалась наводнениями, и на ее стенах ежегодно отмечался наивысший уровень воды в Волге.

          В 80-х годах ХIХ века городской Думой было рассмотрено предложение Петра Владимировича Алабина о постройке «в более изящной форме» новой часовни Святого Алексия. Закладка часовни по проекту архитектора А.А. Щербачева состоялась 15 июля 1888 года. 6 мая 1890 года на часовне был установлен крест, а 1 октября состоялось освящение и открытие для молитвенного посещения.

Имя Алексия было запечатлено в названиях Самарских церквей. Так, бывшая церковь во имя Успения Божией Матери, называлась в народе церковью Алексия митрополита. В мужском Преображенском монастыре находилась церковь во имя Преображения Господня с приделом митрополита Алексия. Но она сгорела в пожаре 1807 года. В 1828 году был построен каменный Успенский храм с приделом Алексия.

В Самарском Покровском Кафедральном соборе тщательно сберегается фреска: «Святитель Алексий Московский и всея Руси чудотворец», где святой изображен в полный рост с посохом в левой руке и с поднятой для благословения правой рукой. Существовали и иные памятники Небесному Покровителю Самары. Так в 1871 году был открыт детский приют для 60 мальчиков, построенный на пожертвования по подписке и наименованный Алексеевским. Среди жертвователей значилась Государыня Императрица, внесшая 800 рублей, а посетившие Самару Государь Александр II c наследником цесаревичем Александром III пожаловали на приют 3000 рублей. В приюте существовала школа, где мальчики «учатся Закону Божию, чтению, письму, русской истории, арифметике и приучаются к шитью на себя белья и одежды». Царственные особы тогда положили по кирпичу в строящийся в Самаре по проекту архитектора Э.И. Жибера Кафедральный собор. Собор в 1888 году был освящен во имя Воскресения Господня и имел приделы: правый – во имя Иосифа Песнопевца, левый – во имя митрополита Алексия. В Самаре существовало основанное в 1892 году православное братство во имя Святителя Алексия, которое ныне возрождено, как возрождена и Его часовня на берегу Волги у речного вокзала. Там стоит он, изваянный в камне рядом с собеседником и другом преподобным Сергием Радонежским. А из часовни слышится тихое пение: «пели тропарь Алексию, великому заступнику земли русской, державшему кормило не только церкви, но и царства, который щитом веры отражал Орду и умирял князей, руководителя юного Димитрия до славного имени Донского».                                                                                             

Литература

1. Соколов Пл. Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV в. К., 1993. С. 318–466;

2. Лихачев Н. П. Два митрополита // Сб. ст. в честь Д. Ф. Кобеко. СПб., 1983. С. 1–8;

3. Орешников А. Перстень св. Алексея митрополита // SK. 1928. Т. 2. С. 171–186;

4. Семенченко Г. В. духовная грамота митрополита Алексея: (К изучению истории раннего завещательного акта Северо-Восточной Руси) // Источниковедческие исследования по истории феодальной России. М., 1981;

5. Флоря Б. Н. Борьба московских князей за смоленские и черниговские земли во 2-й пол. XIV в. // Проблемы исторической географии в России. М., 1982. Вып. 1;

6. Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X–XIV вв. М., 1984. С. 242–256;

7. Прохоров Г. М. Алексей (Алексий), митр. всея Руси // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 25–34;

       он же. Житие Алексея митрополита // Там же. С. 243–245;

8. Мейендорф И. Ф., прот. Византия и Московская Русь: Очерки по истории церк. и культурных связей XIV в. П., 1990;

9. Пентковский А.М. Из истории литургических преобразований в Русской Церкви в третьей четверти XIV в. // Символ. 1993. № 29. С. 217–238;

10. Шевченко И. И. Некоторые замечания о политике Константинопольского Патриархата по отношению к Восточной Европе в XIV в. // Славяне и их соседи. М., 1996. Вып. 6;

11. Пресняков А.Е. Образование Великорусского государства. М., 1998. С. 199–217;

Ресурсы Интернет:

http://www.samara.orthodoxy.ru/content/life_of_the_diocese/theological_seminary/



2020-02-03 220 Обсуждений (0)
Духовная и политическая деятельность святителя Алексия. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Духовная и политическая деятельность святителя Алексия.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)