Принципы обеспечения экономической безопасности Мурманской области
Система мер обеспечения экономической безопасности включает чрезвычайные, стабилизационные и системные преобразования хозяйства региона. Принцип проведения чрезвычайных (антикризисных) мероприятий состоит в выделении наиболее эффективной и оптимально капиталоемкой отрасли регионального хозяйства (транспорта), в которой возможен экономический эффект на коротком временном интервале. К числу чрезвычайных и стабилизационных мер относится ограниченное проведение конверсионных мероприятий на территории региона в сочетании с повышением трудовой мотивации экономически активного населения, последнее позволит сохранить и увеличить интеллектуальный (научный) потенциал региона. Следует отметить важность принципа адресной государственной поддержки при проведении чрезвычайных и стабилизационных мероприятий в экономике региона. Принцип системного обеспечения экономической безопасности северных регионов, практическая реализация которого состоит уже в двадцать первом веке, заключается в углубленной рациональной разработке природных ресурсов в концепции поддержания экономической безопасности на уровне, обеспечивающим комфортное развитие будущих поколений. Оценка уровня экономической безопасности по критерию ресурсного потенциала и возможностей его развития свидетельствует о высоком уровне этого показателя в Мурманской области и соответствия его мировым стандартам. Среди 20 основных топливных регионов России по топливному рейтингу Мурманская область занимает 15 место, по газовому - 4-е, по газоконденсатному - 12-е. Среднее значение ресурсного потенциала Мурманской области (в % от потенциала РФ) составляет 2,41 (население области - 0,7% населения РФ, область занимает 0,85% территории России), по минеральному топливу - 0,93, рудам цветных металлов - 16,91, железной руде -2,49. Эффективность нефтегазового комплекса региона имеет тенденцию к снижению из-за значительных колебаний цен на энергоносители на мировом рынке.[16] Горнодобывающая отрасль в условиях общего кризисного состояния экономики и перехода к рыночно ориентированным формам хозяйствования оказалась одной из наиболее слабо защищенных отраслей. Причинами снижения уровня экономической безопасности региона по субкретерию горнодобывающего комплекса являются неблагоприятная конъюнктура на мировых рынках и переход на мировые цены в расчетах с партнерами в странах СНГ; резкое падение спроса на внутреннем рынке; причины структурного и технического характера. Таким образом, внедрение мировых технологий будет способствовать укреплению экономической безопасности по критерию горнодобывающего комплекса. В целом состояние промышленного комплекса Мурманской области оценивается как благополучное. Основные отрасли промышленности: горнодобывающая, цветная металлургия, судоремонт, электроэнергетика и рыбная промышленность, на которые в 2008 г. приходилось 94,2% промышленного производства Мурманской области. Морепродукция является важнейшим ресурсом региона. Улов рыбы (включая добычу морепродуктов) в 2008 г. составил 366,1 тыс.т. (снизился по сравнению с 2004 г. более чем в два раза -855,43 тыс.т.), в2008 г. улов рыбы ожидается в пределах 250 тыс.т, однако все еще превышает 15% от общероссийского уровня.[17] Ресурсно-сырьевой потенциал Мурманской области (1,2 млн. долл./чел.; по России в среднем - 200 тыс.долл./чел.) отвечает критериям экономической безопасности мирового уровня, по этому показателю Мурманская область занимает устойчивое 1 место среди регионов АСЗ (8 место среди регионов России), но по остальным критериям экономической безопасности интегральный рейтинг Мурманской области 6-ой среди регионов АСЗ и 47-ой из 89 субъектов Федерации России.[18] С точки зрения экономической безопасности и устойчивого развития на длительную перспективу необходим перевод части используемого ресурсного потенциала в финансовый потенциал специальных региональных фондов. Проблемы повышения уровня эффективности использования материальных ресурсов, капитала и труда до его соответствия уровню в наиболее развитых странах, проблемы повышения конкурентоспособности экономики могут быть решены в русле улучшения инвестиционного климата в регионе. Производной от инвестиционного климата является уровень инвестиционной активности - один из основных индикаторов системы экономической безопасности. Инвестиции в основной капитал составляют в Мурманской области 7,84% ВРП (в России - 16,4% ВВП) - 10 место среди регионов АСЗ, а прямые иностранные инвестиции - всего 0,02% ВРП - 9 место в АСЗ. Инвестиционная активность иностранного капитала не велика и не превышает 1% ВРП в Ленинградской области, самом благополучном по этому показателю регионе АСЗ.[19] Стратегия реанимации экономического потенциала регионов АСЗ основывается на решении проблемы возрождения региональных рынков , для которых характерны: устойчивость хозяйственных связей между основными отраслями региона и наличие отличающегося от общего уровня цен, оказывающего, как правило, серьезное влияние на их динамику во всей экономике. Базовыми отраслями регионального рынка АСЗ могут стать отрасли производственной инфраструктуры (транспорт, связь, коммуникации) и отрасли ОПК. Ни одна отрасль народного хозяйства не имеет во всех регионах АСЗ одновременно такого значения, как железнодорожный транспорт. В структуре ВРП регионов АСЗ на долю железнодорожного транспорта приходится не менее 10%. Создание на территории регионов АСЗ единой транспортной системы (железнодорожный, морской, автомобильный, трубопроводный транспорт) позволит перейти к единому транспортному тарифу по т/км пути, что позволит вдвое увеличить грузооборот Мурманского порта и создать новую транспортную артерию из Северной Америки в Южную Европу и Азию. Значительный инвестиционный потенциал содержится в проекте модернизации и расширении Октябрьской железной дороги - строительство железной дороги на участке Салла - Алакуртти, что уменьшит время сообщения между Мурманском и Санкт-Петербургом на 6-8 часов. Данный проект предусматривает дальнейшее развитие Мурманского порта - создание на его базе, используя инфраструктуру ЗАТО и Северного флота, порта -терминала, что позволит реально загрузить производственные мощности Мурманского порта. Стоимость проекта около 2 млрд.долл. - окупаемость 3 - 4 года. Реализация указанного проекта тесно связана с проведением конверсии на Северном флоте и ЗАТО. Значительное (до 30%) сокращение численности личного состава Северного флота создало дополнительную нагрузку на экономику области: программа "Жилье для военнослужащих" (обеспечение жильем военнослужащих, уволенных в запас или отставку) по существу не выполняет заявленной цели (годовой объем финансирования из федерального бюджета (в 2005 - 2008 гг.) составляет 32 - 38 млн. руб., что позволит обеспечить жильем не более 200 человек в год). Создание дополнительных рабочих мест на территории ЗАТО будет способствовать закреплению высококвалифицированной рабочей силы в производствах Мурманской области, решению жилищной проблемы - и, в конечном итоге, укреплению экономической безопасности региона.[20] На основании изложенного выше в разделе сформулированы следующие принципы формирования экономической безопасности в северном регионе: -ориентация хозяйственного комплекса на развитие отраслей, использующих сравнительные потенциальные преимущества региона; -соизмерение экономического роста с возможностями эффективного хозяйствования в особых природно-климатических и географических условиях; -поддержание ресурсно-природного потенциала с учетом необходимости удовлетворения потребностей будущих поколений; -обеспечение перевода части используемого ресурсного потенциала в финансовый потенциал специальных региональных фондов; -формирование бюджетной обеспеченности и достаточности с учетом увеличенных затрат на воспрошволство трудовых ресурсов и населения, а также расположения на территории области ЗАТО и других оборонных объектов; -повышенный уровень вмешательства государства в регулирование экономики как в связи со стратегическим значением северных территорий, так и их ролью в хозяйственном комплексе страны. В процессе исследования получены следующие результаты: -обоснована система приоритетов и принципы экономической безопасности на национальном и региональном уровнях; -предложена методика агрегированной оценки социально-экономического положения регионов, на основании которой проведено ранжирование областей и республик Ассоциации "Северо-Запад"; -выделены основные принципы обеспечения экономической безопасности Северного региона в условиях макроэкономической нестабильности; -произведен комплексный анализ, определены перспективы развития ТСЭС Мурманской области в концепции экономической безопасности, в том числе с учетом проблем функционирования ЗАТО; -подготовлены практические рекомендации для реализации основных результатов исследования.[21]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ходе проделанной работы и при изучении специальной литературы можно сказать, что система национальной безопасности Российской Федерации имеет свои особенности и черты. Цели и задачи поставленные в курсовой работе были достигнуты. Следует отметить, что система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации создается и развивается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными программами в этой области. Основу системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства. Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их состав, принципы и порядок действий определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации. Так же следует отметить, что региональная кризисная экономическая ситуация может угрожать экономической безопасности РФ, а с другой -катаклизмы национальной экономики, в свою очередь, не могут не сказаться отрицательно на уровне экономической безопасности регионов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Военно-экономический аспект концепции национальной безопасности // Научно-информационный бюллетень "Север и рынок" -Апатиты, КНЦ, 2008. - № 2. – 115 с. 2. Гармония - мера устойчивости развивающихся социально-экономических систем // Человек, общество, государство. Выпуск III - Мурманск, 2008. – 125 с. 3. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для студ. вузов / А. Г. Гранберг. - 3-е изд. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. – 348 с. 4. Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А.А. Прохожева. Изд. 2 М.: Изд-во РАГС, 2005. - 344 с. 5. Региональная экономика и управление: Учебник / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко и Ю.С. Дульшикова. — М.: Изд-во РАГС, 2006. - 616 с. 6. Региональная экономика: учебник для студ. вузов / Т. Г. Морозова, М. П. Победина, Г. Б. Поляк и др.; под ред. Морозовой Т.Г. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, 2007 – 540 с. 7. Российский Север: стратегическое качественное управление: Спецкурс. Вып. 11 // Под ред. Ю.П.Алексеева и А.Н.Алисова. – М.: ООО «Тайдекс Ко», 2004. – 320 с. 8. Россейкина Е.Л., Региональная экономика и управление: Учебное пособие. Часть I. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2002. - 334 с. 9. Теоретические основы управления экономической безопасностью. Муравых А.И. — М.: ООО КОМЭК, — 2008. — 296 с. 10. Челноков И.В., Герасимов Б.И., Быковский В.В., Региональная экономика: организационно-экономический механизм управления ресурсами развития региона. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. - 112 с. 11. Щуков В.Н., Экономический потенциал регионов России и эффективность его использования: Учебное пособие. - Иваново: ИГТА, 2002. - 458 с. 12. Экономическая безопасность России: основы теории и методологии исследований: Учебное пособие. Издание второе. Корнилов М.Я. - М.: Изд-во РАГС, 2007. — 154 с. 13. Экономическая конъюнктура России и региона // Человек, общество, государство. - Мурманск, 2008. - Выпуск V. – 112 с.
[1] Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А.А. Прохожева. Изд. 2 М.: Изд-во РАГС, 2005. - С.47
[2]Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А.А. Прохожева. Изд. 2 М.: Изд-во РАГС, 2005. - С.52
[3] Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А.А. Прохожева. Изд. 2 М.: Изд-во РАГС, 2005. - С.55
[4] Россейкина Е.Л., Региональная экономика и управление: Учебное пособие. Часть I. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2002. – С.104
[5] Региональная экономика: учебник для студ. вузов / Т. Г. Морозова, М. П. Победина, Г. Б. Поляк и др.; под ред. Морозовой Т.Г. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, 2007 – С.219 [6] Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для студ. вузов / А. Г. Гранберг. - 3-е изд. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. – С.85
[7] Челноков И.В., Герасимов Б.И., Быковский В.В., Региональная экономика: организационно-экономический механизм управления ресурсами развития региона. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. – С.26 [8] Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А.А. Прохожева. Изд. 2 М.: Изд-во РАГС, 2005. - С.128 [9] Региональная экономика и управление: Учебник / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко и Ю.С. Дульшикова. — М.: Изд-во РАГС, 2006. – С.306 [10] Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для студ. вузов / А. Г. Гранберг. - 3-е изд. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. – С.194 [11] Региональная экономика: учебник для студ. вузов / Т. Г. Морозова, М. П. Победина, Г. Б. Поляк и др.; под ред. Морозовой Т.Г. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, 2007 – С.241
[12] Региональная экономика: учебник для студ. вузов / Т. Г. Морозова, М. П. Победина, Г. Б. Поляк и др.; под ред. Морозовой Т.Г. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, 2007 – С.246
[13] Военно-экономический аспект концепции национальной безопасности // Научно-информационный бюллетень "Север и рынок" -Апатиты, КНЦ, 2008. - № 2. – С.47
[14] Там же, С.49 [15] Российский Север: стратегическое качественное управление: Спецкурс. Вып. 11 // Под ред. Ю.П.Алексеева и А.Н.Алисова. – М.: ООО «Тайдекс Ко», 2004. – С.63 [16] Гармония - мера устойчивости развивающихся социально-экономических систем // Человек, общество, государство. Выпуск III - Мурманск, 2008. – С.27
[17]Гармония - мера устойчивости развивающихся социально-экономических систем // Человек, общество, государство. Выпуск III - Мурманск, 2008. –С.31
[18] Там же,С.35 [19] Военно-экономический аспект концепции национальной безопасности // Научно-информационный бюллетень "Север и рынок" -Апатиты, КНЦ, 2008. - № 2. – с.49
[20] Гармония - мера устойчивости развивающихся социально-экономических систем // Человек, общество, государство. Выпуск III - Мурманск, 2008. – С.58
[21] Гармония - мера устойчивости развивающихся социально-экономических систем // Человек, общество, государство. Выпуск III - Мурманск, 2008. –С.62
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (487)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |