Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История 1-й роты курсантов КВИУИВ им. А.А. Жданова с июля 1974 по июнь 1979 гг.



2020-02-03 2153 Обсуждений (0)
История 1-й роты курсантов КВИУИВ им. А.А. Жданова с июля 1974 по июнь 1979 гг. 4.67 из 5.00 3 оценки




Содержание памятной книги: «Мы – Первая рота курсантов»

Введение

- собственно введение

- вступительное слово начальника ф-та Комар В.Ф.

     

Основная часть

Первая глава. Историческая (история 1 роты с июля 1974 г. по июнь 1979 г.)

Вторая глава . Воспоминания (наиболее интересные истории и события из курсантской и офицерской жизни)

Третья глава . Что о нас писалось в прессе.

Четвёртая глава. Моя военная биография (основные вехи службы в ВС и деятельности после увольнения в запас)

 

Заключение

Приложения:

1. Руководящий состав роты:

- командиры роты (начальники курсов)

- командиры взводов (курсовые офицеры)

- старшины роты

- зам. ком. взвода

- командиры отделений

- секретари комсомольских организаций роты и взводов

2. Начальники инженерных войск (служб) объединений и соединений, начальники центральных управлений

3. Командиры и заместители командиров соединений, командиры частей инженерных войск, начальники учреждений, начальники ведущих отделов и кафедр ВУЗ-ов МО РФ

4. Награждены орденами и боевыми медалями

5. Участники войны в Афганистане и боевых действий в горячих точках бывшего СССР

6. Участников ликвидации последствий техногенных и природных катастроф

7. Ученые

8. Спортсмены – чемпионы и призеры Олимпийских игр, Вооруженных Сил, Сухопутных войск, военных округов, мастера спорта СССР

9. Линейный взвод

Введение

 

В песне из кинофильма «Офицеры», ставшим гимном нашей роты, поется: «О героях былых времен не осталось порой имен…». Мы – офицеры и курсанты 1 роты инженерно-механического факультета Калининградского высшего инженерного училища инженерных войск выпуска 1979 года, были героями нашего времени. Мы честно служили Родине, воевали в Афганистане и в горячих точках бывшего СССР, презирали невидимую смерть в Чернобыле, спасали жизни людей от «ржавой смерти», вершили военную науку. И где бы мы ни были, какие задачи не выполняли, нас объединяло, согревало и воодушевляло осознание настоящей мужской дружбы, курсантского и офицерского братства. Мы всегда были там, где было нужно стране, где требовались наши знания и наше мужество. Мы были достойными представителями инженерных войск и светлой частичкой великого народа, мы внесли свой посильный вклад в историю своей страны. И потому хотим, чтобы наши имена остались в памяти наших потомков, новых поколений курсантов и офицеров Российской армии.

       В этой Памятной книге мы расскажем о себе. О том, как учились, жили, служили, воевали, дружили и любили. Мы, конечно, не были какими-то особенными, выдающимися. Нет, мы были обычными, простыми ребятами, каждый со своими житейскими мечтами и проблемами. Нас трудно было выделить из курсантской среды родного училища, такими одинаковыми и красивыми все казались… Но нас выделяло другое, главное – «узы святого товарищества», осознание того, что мы - Первая рота, а значит должны быть лучшими, добиваться большего, идти дальше, должны «душу положить за други своя» и в этом мы были неповторимы. Наш любимый начальник факультета Валерий Фомич Комар был прав, когда говорил: «Первая рота – она всегда и во всем Первая».

Легендарному «Фомичу» предоставляется вступительное слово.

«Дорогие ребята! Я счастлив тем, что инженерно-механический факультет начинался с вашей роты. В памятном 1974 году в 1 роту командование факультета и училища отобрало лучших абитуриентов из числа солдат, суворовцев и гражданской молодежи. Командирами назначили лучших офицеров, имеющих опыт службы в войсках.

Замысел начальника училища генерала Жигайло В.В. сделать 1 роту авангардом инженерно-механического факультета, а факультет – авангардом училища, блестяще удался. Все 5 лет мы были первыми и в учебе, и в спорте, и в службе. Мы были лучшими! Первой роте были по плечу любые задачи, которые ставили перед ней командование.

Думая о вас, дорогие мои ребята, я вспоминаю прекрасные 70-е годы, наполненные заботами по организации учебного процесса качественно нового структурного подразделения Калининградского училища – нашего факультета. Вспоминаю каждого из Вас поименно…, проблемы с учебой, с физо да и с дисциплиной бывало… Вспоминаю и грандиозные стройки по благоустройству территории вокруг курсантского общежития, по строительству троллейбусной линии до нашего училища. Курсанты 1 роты были главной ударной силой, моей надежной опорой не только при выполнении этих задач. И совершенно закономерно, что из роты трое ребят закончили училище с золотой медалью и около 20 (извините, что не помню точно) с отличием. Такое количество золотых и краснодипломных специалистов вышедших из одной роты - редчайший случай даже в масштабе всех ВУЗов МО СССР.

От всей души рад, что курсанты 1 роты во главе с ее командиром Димой Акимовым, всегда вместе. Рад вашей замечательной идеи написать эту книгу. Уверен, что она сослужит хорошую службу всем, кто ее прочитает.

Всех крепко обнимаю, Комар В.Ф.»

 

ГЛАВА 1

 

История 1-й роты курсантов КВИУИВ им. А.А. Жданова с июля 1974 по июнь 1979 гг.

 

Начало учебы курсантов набора 1974 г. в Калининградском инженерном училище совпало с крупными организационными изменениями в структуре одного из старейших отечественных военно-учебных заведений. Можно считать, что подобных изменений училище не знало с 1960 г., когда оно было переведено из Ленинграда в достаточно далекий западный Калининград. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования» в мае 1973 г. вышел приказ МО СССР о реорганизации Калининградского высшего военно-инженерного Краснознаменного ордена Ленина командного училища инженерных войск (КВВИКОЛКУ) им. А.А. Жданова со сроком обучения 4 года в высшее училище со сроком обучения 5 лет. Оно становилось учебным и научным центром всех инженерных войск.

Причинами таких преобразований объявлялись коренные качественные изменения в военной технике и оружии, способах и формах ведения боевых действий, а их, в свою очередь, связывали с научно-технической революцией в военном деле. Делался вполне обоснованный вывод о необходимости значительного повышения уровня подготовки всего офицерского состава, и в первую очередь выпускников училищ.

Отныне из названия училища убиралось слово «командное», и звучало полное название так: Калининградское высшее инженерное ордена Ленина Краснознаменное училище инженерных войск (КВИОЛКУИВ) им. А.А. Жданова. Чаще, правда, его называли в сокращенном варианте – КВИУИВ. Под таким названием училище и вошло в последующую историю, просуществовав до середины 90-х гг. Вводились белые погоны для курсантов вместо желтых командных, что сразу отличало новобранцев 1974 г. от старожилов училища.

Изменения самой организационно-штатной структуры вуза оказались весьма впечатляющими. Вместо хорошо известных, привычных курсантских батальонов создавались факультеты, которые готовили будущих офицеров по следующим специальностям: первый факультет – военные инженеры-механики, второй - военные инженеры-строители-фортификаторы. Планировалось создать и третий факультет – электромеханический и радиотехнический, однако в последствии эти специальности вошли во второй факультет, а первый так и остался чисто механическим. Именно первая рота курсантов набора 1974 г. составила костяк первого факультета. Ее первым командиром стал майор М.И. Ильин.

Кроме того, в училище впервые вводилось обучение офицеров, причем сразу в двух формах – очной и заочной. С офицерами-очниками курсантам первой роты в дальнейшем пришлось достаточно тесно общаться в нарядах по факультету и на других дежурствах. В соответствии с тем же приказом в училище создавались научно-исследовательский и редакционно-издательский отделы. Наконец, прекращалась подготовка офицеров воздушно-десантной и переправочно-десантной специальностей, они переводились на обучение в другие инженерные училища – Тюменское и Каменец-Подольское. Таким образом, в августе 1974 г. подводилась черта под историей традиционного командного училища и начиналась история училища нового типа – высшего, инженерно-научного, с лишним годом обучения и манящими, хотя и не очень ясными, перспективами для выпускников.

Начальником училища незадолго до нашего поступления был назначен полковник, в дальнейшем генерал-майор инженерных войск В.В. Жигайло, ныне, увы, давно уже покойный. В то время он казался нам образцом генерала – красивый, импозантный, очень спортивный, властный и одновременно простой в общении. Подумать только, с абитуриентами он играл в настольный теннис и то ли в шутку, то ли всерьез обещал принять в училище любого, кто сумеет его обыграть. Вот только таковых никак не находилось. Ко времени назначения начальником училища Виктор Васильевич уже имел большой опыт командования строевыми и учебными подразделениями, был дважды орденоносцем – награжден орденами Красной Звезды и Трудового Красного Знамени.

Более десяти лет В.В. Жигайло успешно руководил училищем, вносил огромный вклад в развитие учебно-материальной базы, в обучение и воспитание подчиненных, затем попал в жернова антиармейской кампании горбачевских времен и был дискредитирован в главном печатном органе страны – газете «Правда», где появилась заказная статейка некоего военного корреспондента по фамилии Изгаршев (в дальнейшем, припертый к стенке угрозой суда, он признался, что статья была сугубо заказной и к тому же хорошо оплаченной). Видимо, все это повлияло на здоровье Виктора Васильевича, и умер он от сердечного приступа совсем нестарым человеком.

Постепенно курсанты научились различать, что называется, в лицо и непосредственных помощников В.В. Жигайло: заместителей начальника училища по политической части полковника Е.П. Морозова, по учебной и научной работе – генерал-майора А.В. Ольшанского, по строевой части – полковника Н.Н. Коренькова (все трое – участники Великой Отечественной войны, награжденные многими орденами и медалями) и заместителя по материально-техническому обеспечению И.А. Черных. Других офицеров, в первую очередь преподавателей, узнавать и составлять о них мнение приходилось уже в ходе учебы.

Свое пребывание в училище курсанты первой роты начали с освоения новых учебных программ, ориентированных на пятилетний срок обучения. Уже первое знакомство с учебно-материальной базой училища показало, насколько все было продумано, организовано и скомпоновано в многочисленных лабораториях, учебных площадках, огневых и взрывных городках, классах и аудиториях. Впоследствии стало известно, что в короткие сроки, буквально зимой-весной 1974 г., т.е. за несколько месяцев до начала занятий по новым программам, учебно-материальная база училища пополнилась новыми объектами – современным методическим кабинетом кафедры машин инженерного вооружения, классом технического обеспечения, оборудованной по последнему слову электротехнической лабораторией. Было завершено строительство кинолекционного зала, оборудование машинодрома, постоянно благоустраивалась территория городка и прилегающих учебных полей.

Территория училища располагалась на некотором удалении от города, в поселке Борисово. Как объяснили старожилы, до инженерного училища здесь располагалось довоенное немецкое танковое училище войск СС. Отсюда невиданные в других местах Советского Союза длинные кирпичные казармы с остроконечными красными черепичными крышами, прямые аллеи, многочисленные асфальтированные дорожки, наконец, спортивные площадки на каждом шагу. Конечно, после войны все это во многом было переделано и отреставрировано, но все равно атмосфера не по-нашему строгой рациональности всегда присутствовала на территории училища в годы учебы и до сих пор вспоминается при упоминании Калининградской «альма матер».

Конечно, учеба всегда остается на первом месте, в конце концов, для того вчерашние школьники и становятся курсантами. Однако для начала необходимо было познакомиться с непосредственными начальниками, почувствовать их отношение к курсантам как к коллективу и лично к себе, оценить деловые и морально-психологические качества руководителей, с которыми судьба связала на добрые пять лет. Ведь подчиненные всегда оценивают начальников, но не всегда такая оценка поначалу бывает объективной. Как правило, все приходит с годами, в том числе и осознание того, пользу или вред принесли лично каждому требовательность или, наоборот, попустительство непосредственных начальников.

Так вот, начальник первого факультета полковник Валерий Фомич Комар относился как раз к типу разумно требовательных руководителей и понимал, что нужно молодым людям, в большинстве своем вчерашним десятиклассникам, чтобы стать людьми военными. Принял должность начальника факультета он не сразу, не с 1 сентября 1974 г., а несколькими месяцами позже, где-то ближе к новому году. Нельзя сказать, что личный состав первой роты воспринял нового начальника с восторгом, скорее наоборот, прежде всего из-за того, что он сразу показал себя необычайно требовательным, решительным в достижении цели и въедливым руководителем. Проще говоря, Валерий Фомич нас гонял ровно два года, то есть на протяжении первого и второго курсов. Гонял нещадно, что называется, в хвост и в гриву, не давая спуску никому.

Каждое утро в любую погоду мы с голым торсом («форма № 2) или в более щадящем варианте одежды («форма № 3» бегали по машинодрому, наматывая километры, а впереди всех – сам начальник факультета в неизменном спортивном костюме. Уже не молодой человек, он поражал всех своей спортивностью, «упертостью», неизменным оптимизмом. После обеда, тоже практически каждый день, в часы спортивно-массовой работы бегали кросс один километр, проклиная нелегкую судьбу. А в голове во время кроссов билась только одна мысль – 3 минуты 25 секунд – это норматив на отличную оценку. Кроме того, постоянно в часы спортивно-массовой работы до изнеможения занимались на гимнастических площадках, полосах препятствий, в спортивных залах. Такими «глупостями», как волейбол или футбол, могли позволить себе заниматься только по воскресеньям и праздничным дням, да и то когда не было общеучилищных спортивных соревнований.

Помимо этого, с завидной регулярностью приходилось совершать марш-броски на 6 км. Марш-броском этот вид военных соревнований только назывался - якобы можно было часть пути бежать, а часть идти быстрым шагом, но на деле, чтобы уложиться в норматив, надо было только бежать, причем в полной экипировке, со штатным оружием (автомат АКМ), штык-ножом в ножнах, противогазом, подсумком и так далее. Вот такие были физические нагрузки. Кто-то справлялся с ними лучше, кто-то хуже, но абсолютно все в итоге научились преодолевать себя, несмотря ни на что стремиться к победе, добиваться совершенства не только физического, но и морально-психологического.

Может, с позиций сегодняшнего дня такие качества, равно как и культивируемое в тогдашней курсантской среде чувство коллективизма, могут показаться отжившими и нелепыми, но ведь нас готовили к выполнению вполне конкретных боевых задач, а называя вещи своими именами, к реальной войне, причем не с какими-то занюханными террористами или трусливыми грузинами, а с армиями стран НАТО – противником сильным, умелым, прекрасно оснащенным технически.

Но та эпоха безвозвратно ушла в прошлое вместе со страной, рождавшей эпохи. Для нашего времени сгодятся и сегодняшние курсанты, понятия не имеющие о казарменной жизни и коллективизме, да и вообще не знающие каких-либо трудностей, умеющие только тыкать пальцем в клавиши компьютера, а вместо турника и брусьев занимающиеся на комфортных тренажерах марки «Кетлер». Все это очень нравится современным улыбчивым генералам, любящим приезжать в немногочисленные сегодняшние военные институты и университеты и с умилением наблюдать царство уюта и благополучия. Как раз в этом заключается принципиальное отличие сегодняшней системы военного образования от далеких, почти нереальных 70-х годов. Тогда курсантов стремились обучать и воспитывать, а теперь – соблюдать их человеческие права, не напоминая об обязанностях. Ну что ж, может так и надо. В конце концов, им служить в будущей реформированной армии, а если не повезет, то и воевать придется.

Заместителями начальника 1-го факультета по учебной и политической части были назначены соответственно полковники Е.В. Любомирский и Н.И. Голосов, достаточно успешно выполнявшие свои обязанности на протяжении всего периода обучения курсантов первой роты. Но особенно хорошо мы контактировали с секретарем бюро комсомольской организации факультета лейтенантом, впоследствии старшим лейтенантом, Ф.М. Дайноровичем. По возрасту он недалеко ушел от курсантов, кроме того, человеком оказался динамичным, инициативным, хорошим организатором, нацеленным на то, чтобы жизнь курсантов (разумеется, во внеслужебное время) оказалась как можно интереснее и насыщеннее. Особенно ярко проявил он себя на последних курсах, когда сумел организовать целый ряд интересных культурно-массовых мероприятий: дискотеки и танцевальные вечера, посещение музеев, встречи с шефами, такими, например, как работницы молокозавода, и даже обучение бальным танцам – вальсу и танго. Здорово было, чувствовалось, что факультет наш очень даже продвинутый, особенно по сравнению с прежними курсантскими батальонами «старой формации». Конечно, мероприятия считались общими для всего факультета, но тон в них по праву старшинства всегда задавали курсанты первой роты.

Безусловно, самыми близкими из офицерского состава были для нас представители командования роты. Справедливости ради надо отметить, что и рот в новом пятигодичном училище не должно было быть, вместо них предусматривались курсы, а командиры рот и взводов отныне именовались начальниками курса и курсовыми офицерами. Но название «курс» вместо роты как-то не прижилось, первую роту так и продолжали называть ротой, да и офицеров по-прежнему неофициально считали ротными и взводными.

Так вот, командиром (начальником курса) первой роты первого факультета после М.И. Ильина стал капитан Н.В. Погорелов, а на третьем году обучения его сменил бывший командир взвода (курсовой офицер) этой же роты Д.П. Акимов. Именно Дмитрий Павлович Акимов стал первым выпускающим командиром первой по счету роты пятилетнего срока обучения. Оглядываясь в толщу без малого сорока прошедших лет, видишь его невысокую, подтянутую фигуру, всегда до блеска начищенные сапоги, густую копну черных волос под фуражкой. Как и к начальнику факультета В.Ф. Комару, отношение к нему у курсантов поначалу было неоднозначным, настороженным. Как обычно, не нравилась излишняя, как нам тогда казалось, требовательность. А подкупали энергичность, выправка, прекрасная строевая подготовка и, самое главное, человечное отношение к подчиненным. Равнодушного отношения, «оловянных глаз», пустых формальных придирок мы от него не видели никогда.

Когда надо было, Д.П. Акимов защищал курсантов от нападок вышестоящего командования, договаривался с преподавателями, не боялся брать ответственность на себя. А еще умел работать с сержантами, всегда обладал, может, к неудовольствию завзятых «самовольщиков» и прочих нарушителей уставного порядка, полной информацией о положении дел в роте. Каждого курсанта роты он знал вдоль и поперек, и если считал кого-то хорошим человеком (любимое выражение – «с ним я бы пошел в разведку»), то защищал его всеми доступными средствами, старался помочь и подержать. Может, это несколько упрощенный и субъективный подход, и по отношению к отдельным лицам Дмитрий Павлович был неправ и несправедлив. Может быть. Но вот добился же он отчисления на четвертом (!) курсе из училища некоего А. Бондарчука, бывшего суворовца, которого искренне считал и называл мерзавцем. А как еще можно было назвать человека, который совершенно сознательно, будучи часовым на боевом посту, разделся, сняв оружие и боеприпасы, и преспокойно загорал, пока не был пойман проверявшим службу в карауле командиром роты. Естественно, командование училища не было заинтересовано в отчислении курсанта четвертого курса, на Д.П. Акимова оказывалось давление, но он оставался непоколебим и доказал, что таким, как Бондарчук, не место в его роте. Такая принципиальность и убежденность в своей правоте отличали Д.П. Акимова на протяжении всей его дальнейшей службы. Все, кто знал его уже после училища, в процессе дальнейшей службы, могут подтвердить, что волосы он подрастерял, а в морально-психологическом плане остался таким же, как в молодости.

Курсовыми офицерами первой роты в разное время были лейтенанты, в последствии старшие лейтенанты В.П. Потапов, А. А. Семкин, С.А. Нюкало. Должностные обязанности распределялись между ними следующим образом: по два взвода приходилось на каждого курсового офицера. Отношение курсантов к ним был неодинаковым: к Потапову относились с уважением за простоту и незаносчивость, считали «своим мужиком», Семкина курсанты первого и второго взводов в массе своей не любили, считали противным за то, что «сует нос во все дыры», а Нюкало казался уж чересчур простым, эдаким малообразованным крестьянским сыном. Конечно, такие мнения страдали субъективностью, на самом-то деле все эти молодые офицеры, по возрасту недалеко ушедшие от курсантов, дело свое знали и по мере сил и возможностей делали из нас военных специалистов. Никто из них просто так номер не отбывал, а тем более не злоупотреблял должностным положением, как это нередко бывает в наше время.

Первоначально набор первой роты курсантов составлял более 140 человек, представителей самых разных городов и весей бывшего необъятного СССР. Особенно много было представителей Калининграда и области, а также Белоруссии. Довольно значительным оказался контингент с Украины. Несколько меньше оказалось представителей Москвы и подмосковного Нахабина. Были люди из Прибалтийских республик, Молдавии, разных областей и краев России. Большинство приехали учиться всерьез и надолго, но некоторые довольно скоро покинули ряды курсантов, в том числе и из-за элементарного нежелания учиться в высшем военно-учебном заведении, когда стало более или менее ясно, в чем эта учеба заключается.

Примерно тридцать человек отсеялось после первой же сессии, зимой 1975 г., пополнив ряды училищного батальона обеспечения учебного процесса (БОУП), то есть став рядовыми срочной службы на общих солдатских основаниях. Учеба, совмещаемая с постоянными работами на различных объектах училища, выполнением многочисленных служебных обязанностей, многим поначалу давалась с большим трудом. Тем более что в первом семестре пришлось постигать такие сложные теоретические дисциплины, как высшая математика и начертательная геометрия, доступные пониманию далеко не каждого. Приходилось зубрить тяжелые непонятные науки, а делать это было нелегко, потому что в часы самоподготовки после пережитых в первой половине дня физических нагрузок приходилось в первую очередь бороться со сном (а до обеда, соответственно, с голодом).

Однако в конечном итоге теоретические трудности удалось преодолеть, во многом благодаря тому, что преподавали данные дисциплины лучшие преподаватели кафедры общеобразовательных дисциплин: высшую математику - доцент Л.П. Клиновская, а «начерталку» - Э.М. Алеева. Уж как они старались вложить в не очень сообразительные курсантские головы формулы, плоскости и проекции, проводили дополнительные занятия, применяли все возможные педагогические методы. И добились того, что большинство их подопечных сумели освоить материал и успешно сдать экзамены. В дальнейшем подобные общетехнические дисциплины давались нам значительно легче, в том числе знаменитые термех и сопромат во втором семестре первого курса.

Третьей дисциплиной, по которой пришлось сдавать экзамен в первом семестре, оказались инженерные заграждения. Часов по этому предмету было удивительно много, в том числе практических в полях, где приходилось подрывать тротиловые шашки разной мощности, устанавливать противотанковые мины вручную и с прицепного минного заградителя. Под руководством преподавателей полковников Б.И. Осовицкого и Г.М. Зацерковного курсанты освоили практически все виды инженерных боеприпасов, средства разминирования, кумулятивные подрывные машинки КПМ-1 и КПМ-2. Этот экзамен большинство курсантов первой роты сдали с первого раза, предмет нам нравился.

Наряду с отстающими, уже по итогам первой экзаменационной сессии выявились отличники, будущие золотые медалисты и краснодипломники Е. Цыбизов, Е. Муратов, А. Бабич, В. Ярошенко, В.Буренок, В. Аниськов и другие. Курсант Е. Цыбизов за отличные успехи в учебе был досрочно отпущен на зимние каникулы, как и курсант Фатеев из второй роты. Объявил об этом торжественно, перед строем факультета лично В.Ф. Комар. На остальных курсантов первого факультета это произвело сильное впечатление, заставило подтянуться, встряхнуться и с удвоенной энергией взяться за учебу. В дальнейшем поощрение особо отличившихся курсантов перед строем факультета стало устойчивой традицией.

Начиная со второго семестра учиться стало не то чтобы легче, но уже без фатальной обреченности на неуспех. Втянулись в учебный процесс, поняли, что нужно для успешного прохождения семинаров, лабораторных и практических работ, сдачи зачетов и экзаменов. Приходилось осваивать множество предметов, как военных, так и общетехнических. Очень много времени уделялось изучению машин инженерного вооружения на кафедре полковника Н.Г. Бородина. Занятия проводились преимущественно в классах учебных машин и лабораториях, надо сказать, прекрасно оборудованных. В книге «Школа военных инженеров» издания 1980 г. имеется иллюстрация, на которой курсанты первого взвода первой роты первого факультета изучают на занятии устройство гидросистем инженерных машин. Узнаваемые лица преподавателя и курсантов, портрет Ленина на стене и разнообразное лабораторное оборудование. А если есть материальная база для проведения занятий, то и обучение будет эффективным. В этом случае появляется возможность поточного обучения с последовательной отработкой учебных вопросов на разных стендах и установках.

Очень много времени уделялось изучению дисциплин кафедры эксплуатации и ремонта машин инженерного вооружения, которую возглавлял полковник В.Н. Примак. По плану изучения дисциплины «Детали машин» приходилось осваивать некоторые рабочие специальности: электоросварочные работы, лужение, кузнечное дело, токарное и слесарное ремесло. Изучали передвижные ремонтные мастерские, методы восстановления деталей. И всегда все работало, преподаватели понятно объясняли особенности трудовых процессов, знакомили с инструментами, инженерным оборудованием, технологией материалов, руководили лабораторными исследованиями, а курсанты все это с удовольствием постигали опять же под чутким руководством преподавателей. Неудивительно, что коллективы кафедр машин инженерного вооружения и эксплуатации и ремонта машин инженерного вооружения стали победителями смотра на лучшую учебно-материальную базу в честь 30-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Помимо военно-технического, большое внимание уделялось и чисто военному образованию. Общая тактика, защита от оружия массового поражения, топография, огневая подготовка находились в ведении кафедры общевойсковых дисциплин, которую возглавлял полковник В.И. Вислогузов. Здесь в первую очередь вспоминаются полевые тактические занятия, ночное ориентирование на местности, тактические учения с использованием полевых радиостанций и, конечно, занятия на городке химзащиты, где курсанты учились тушить настоящий напалм с помощью обычной солдатской шинели. Особенно сложно на занятиях по ЗОМП было выполнить нормативы по скоростному надеванию общевойсковых защитных комплектов (ОЗК). Многочисленные шпеньки, завязки, тугая негнущаяся резина, к тому же с резким неприятным запахом, жесткие временные рамки и неумолимый преподаватель с секундомером – все это не раз потом вспоминалось как кошмарный сон. Однако некоторые курсанты справлялись с этой сложной задачей легко, без всяких затруднений. Младший сержант В. Шлея даже получал внеочередные увольнения за успешную сдачу нормативов по ЗОМП.

На третьем и четвертом курсах особенно много времени, насколько помнится, в учебных программах пятигодичного училища отводилось предмету «Инженерное обеспечение боя». Одноименную кафедру возглавлял очень авторитетный начальник полковник Н.Я. Арютов, известный чуть ли не всем инженерным войскам. Во всяком случае, в 80-е годы его имя хорошо было известно и в Москве в Военно-инженерной академии. На занятиях по данной кафедре очень большое внимание уделялось полевым занятиям, на которых курсанты предметно изучали основы выполнения многочисленных задач инженерного обеспечения. Другими словами, убеждались, что с помощью уже изученных машин инженерного вооружения можно с высокой эффективностью выполнять практически все задачи инженерного вооружения. Кроме того, на полевых занятиях по инженерному обеспечению боя постигались навыки практической работы командира и начальника инженерной службы в условиях, приближенных к реальной боевой обстановке. Курсанты получали наглядное представление о том, как должны проводиться тактико-специальные учения с войсками.

Завершали же цикл обучения по военным и военно-техническим дисциплинам производственная практика и войсковая стажировка. В отличие от нынешних времен, вопрос с выделением денег для перемещения курсантов из Калининграда в другие города и веси бывшего Советского Союза тогда не стоял, поэтому география прохождения практики и стажировки была весьма обширная. И то, и другое мероприятие продолжалось в течение месяца, не считая времени на проезд к месту проведения.

Организатором производственной практики с выездом курсантов на военные заводы, выпускающие или ремонтирующие инженерную технику, выступила кафедра эксплуатации и ремонта машин инженерного вооружения. Проходила практика зимой 1978 г. в начале второго семестра четвертого курса обучения. Местами проведения стали Ярославль, Тамбов, Слуцк, станция Красные Зори под Ленинградом и другие населенные пункты, где имелись военные заводы. Группы для проведения практики сформировали достаточно большие по численности, человек по десять и больше.

Впервые курсанты оказались в непривычной, большинством из нас никогда не виданной индустриальной среде, причем в качестве не наблюдателей, а участников производственного процесса. Заводские мастера и бригадиры расставляли всех по участкам, где мы и знакомились с производством. Трудно с уверенностью сказать, так ли уж это пригодилось большинству участников практики в дальнейшей службе, но что касалось свободного времени, походов на местные дискотеки и прочие замечательные места досуга, то с этим у практикантов, независимо от места пребывания, все было в полном порядке. Особенно довольными выглядели «тамбовчане», их восторженные разговоры о достоинствах славного города Тамбова продолжались, по крайней мере, еще полгода после окончания практики.

Войсковую стажировку организовывала, конечно же, кафедра общевойсковых дисциплин. Здесь группы формировались небольшими по численности, каждому курсанту выдавалось командировочное предписание. Географический размах стажировки был необычайно обширным – практически все крупные войсковые части и соединения, располагавшиеся в Европейской части СССР. За Урал не поехал никто, очевидно, деньги все же экономились, да и какой смысл, если в европейских военных округах было все необходимое для ознакомления с реальной жизнью нормальных войсковых частей, а не каких-нибудь БХВТ, которые с энтузиазмом создавали на месте боевых частей в 90-е гг. прошлого века. Проходила стажировка в начале пятого курса, в сентябре 1978 года.

Большинство курсантов стажировалось в должностях командиров инженерно-саперных, понтонно-мостовых, переправочно-десантных, дорожных взводов, реже, в основном сержанты, - командиров рот и заместителей командиров рот. Наиболее ценным из того, что вынесли стажеры после месячного пребывания в войсках, стало, скорее всего, представление о масштабах и сложности военного хозяйства. Например, подмосковные Таманская и Кантемировская дивизии – это, оказывается, по площади и «населению» целые небольшие города или, по крайней мере, поселки.

Кроме того, впервые удалось заглянуть за пределы собственно инженерных войск и оценить, как много существует в сухопутных войсках разных военных специальностей – танкистов, артиллеристов, пехотинцев, связистов, химиков, автомобилистов, РЭБовцев и других, и у всех свои традиции, свой образ жизни, можно сказать, свой фольклор. И всем никак не обойтись без инженерных войск – на стажировке такое понимание стало особенно четким, превратившись из сентенции в реальный факт. Вот поэтому в инженерных войсках столько самой разнообразной техники, которая имеет привычку ломаться в самый неподходящий момент, например, на учениях или инспекторских проверках.

Так что не зря нас так усиленно обучали эксплуатации и ремонту этой самой техники, ведь в любой части, тем более соединении, машинами инженерного вооружения были буквально забиты боксы и открытые стоянки. Хорошо, допустим, мотострелкам – у них из техники только БМП да БТР, их уж как-нибудь можно выучить, опять же танкисты, а тут десятки наименований. Вот это осознание важности военно-технической подготовки, которую в полной мере давало пятигодичное училище, как раз и пришло в ходе войсковой стажировки.

Вспоминаются преподаватели военных и военно-технических кафедр, внесшие наиболее весомый вклад в обучение курсантов первой роты. Помимо уже упомянутых начальников кафедр и преподавателей, это А.Н. Андросов, И.Д. Арьков, А.Г. Качалов, Э.И. Каллэ, В.П. Ананьев, А.И. Гельфарб, М.И. Лобачев, Н.Я. Мосиюк, В.М. Ненашев, В.Б. Казимиров, В.П. Карпенко, В.Ф. Милюков, И.П. Разбойников, А.П. Шаров и многие другие. С благодарностью можно вспомнить и преподавателей гуманитарных кафедр (тогда они назывались кафедрами марксизма-ленинизма) – начальника кафедры полковника А.А. Сгурского, М.К. Пашина, В.П. Пакина, В.И. Люлечника и других. Вдохновенно читал курс военной истории полковник В.Н. Мишин – маленького роста, подтянутый, обладавший прекрасной эрудицией, учивший нас не только своему предмету, но и делившийся богатым военным и жизненным опытом.

Нельзя не упомянуть и некоторых гражданских преподавателей, хотя их фамилии помнятся не так хорошо, все-таки общетехнические дисциплины изучались на первом и втором курсах. Однако все выпускники первой роты наверняка помнят строгую, но справедливую преподавательницу теоретической механики В. Бекасову, толстого и добродушного преподавателя сопромата Ю.Н. Болдырева, преподавателей физики Ю.Н. Ткачева и Р.В. Гречишкину, несравненную К.Н. Дулецкую – преподавателя английского языка, сумевшую обучить даже тех, кто не имел никаких школьных знаний по языку.

Как уже отмечалось, в училище к началу обучения по пятилетней программе была создана самая современная учебно-материальная база. В распоряжение курсантов предоставлены оснащенные новейшей аппаратурой, приборами, уникальными установками лаборатории, кабинеты, специализированные классы, кинолекционные залы и даже такие экзотические по тем временам технические приспособления, как классы программированного контроля знаний и вычислительный центр. А фонд библиотеки училища составлял, например, более 100 тысяч экземпляров книг, журналов, брошюр и другой литературы.

Нельзя не упомянуть и прекрасно оборудованные городки кафедр, находившихся в учебном центре за пределами училища. Оказывается, их было целых двадцать два, кроме того, в училище были свой машинодром, полевой лагерь, стрельбище, тир. На машинодроме начиналось обучение вож



2020-02-03 2153 Обсуждений (0)
История 1-й роты курсантов КВИУИВ им. А.А. Жданова с июля 1974 по июнь 1979 гг. 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: История 1-й роты курсантов КВИУИВ им. А.А. Жданова с июля 1974 по июнь 1979 гг.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2153)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)