ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ НАПРАВЛЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ
Методические рекомендации из опыта работы МОУ Пичаевской СОШ
С.Пичаево 2007г.
1 ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Современная международная обстановка, положение дел внутри страны показывают, что в настоящее время в России нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные и грамотные люди, которые в случае необходимости были бы готовы встать на ее защиту. В настоящее время государством принимаются меры по возрождению системы гражданско-патриотического воспитания детей и подростков. Во многих регионах страны, сохраняя лучшие традиции в организации и проведении военно-спортивных игр "Зарница" и "Орленок", с учетом местных условий и традиций проводятся игры с новыми названиями: "Катюша", " Славянка" , "Победа", "Подвиг", "Юный патриот", "Знамя" и другие. В регионах создаются и работают детско-юношеские движения, центры, кадетские корпуса, клубы и объединения военно-патриотической направленности: юных патриотов, моряков, десантников, пограничников, спасателей и другие. На занятиях в коллективах военно-патриотической направленности дети и подростки приобретают нравственные, морально-психологические и физические качества, такие как дисциплинированность, инициативность, чувство товарищества, дружбы, упорство, взаимовыручка, мужество, смелость, выносливость, ловкость, сила, воля к победе, доброта, вежливость, самостоятельность, самообладание, а также специальные профессиональные знания, навыки и умения, необходимые будущему защитнику Отечества. Таким образом, стержнем деятельности коллективов, ведущих работу по в гражданско-патриотическому воспитанию детей и подростков, является формирование у них морально-психологических качеств и специальных прикладных знаний, навыков и умений, необходимых патриоту своей страны. Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной трудовой, физической и военно-профессиональной готовности к безупречному несению военной службы, выполнению священного долга по вооруженной защите нашей Родины. Его цели достигаются совместными усилиями органов государственного управления, образовательных учреждений, семьи, общественных организаций и объединений, Вооруженных Сил РФ, других силовых структур. Система гражданско-патриотического воспитания детей и подростков, на наш взгляд, должна включать в себя: духовно-нравственное воспитание, военно-историческую подготовку, подготовку по основам безопасности жизнедеятельности, прикладную физическую подготовку, подготовку по основам военной службы (начальную военную подготовку), военно-техническую и специальную подготовку.
2. Отсюда можно сделать вывод, что работа по гражданско-патриотическому воспитанию с детьми должна проводиться комплексно, в единстве всех его составных частей, с учетом возрастных особенностей учащихся.
Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовьгх и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Особая роль в гражданско-патриотическом воспитании должна принадлежать истории, соприкасаясь с которой подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах жизни и деятельности наших великих предков, дедов и отцов беззаветному служению Отечеству. В условиях деидеологизации общества, в том числе системы образования и воспитания, историческая подготовка в определенной мере призвана решать задачи духовно-нравственного и идейного обеспечения процесса гражданско-патриотического воспитания детей и подростков. • изучение истории научных открытий, создания оружия и военной техники;
• изучение истории малой Родины (родного края), микрорайона, учебного заведения и т.д.; • изучение ратной истории России, истории их Вооруженных Сил, видов и родов войск, боевых традиций армии и флота ; • изучение жизни и подвигов великих людей (в том числе и земляков); • изучение боевого пути воинских частей и соединений; • проведение дней воинской славы России;
Каждый гражданин нашей страны, в том числе и подросток, в случае чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, аварий, катастроф, вооруженных конфликтов и т. д.) должен быть готов защитить себя, товарища, родных и близких.
Большое место в системе гражданско-патриотического воспитания детей и подростков должна занимать физическая подготовка. Общими задачами физической подготовки являются: формирование здорового образа жизни; гармоническое физическое и духовное развитие; развитие и постоянное совершенствование выносливости, силы, быстроты, ловкости; готовность осознанно выполнить свой священный долг по защите Отечества с оружием в руках.
Не одно поколение юных граждан России прошло настоящую школу мужества, физической подготовки, взаимовыручки, участвуя в играх:" Зарница" и" Орленок" . Они дают то, чего так не хватает подросткам в образовательной практике: воз- 3. можность на деле проверить себя, свою готовность стать защитником своих родных и близких, своего Отечества. Возродить лучшие традиции военно-спортивных игр, наполнить их новым содержанием, претворить в жизнь все лучшее, что было создано в этой области, -задача сегодняшнего дня. Игровая деятельность является эффективным средством воспитания детей и подростков. Игра для ребенка - выход в большую жизнь, осуществление его мечты, исполнение желаний. Игра делает их более развитыми практически во всех видах деятельности: позволяет ставить в обстоятельства, в которых можно проявить свои лучшие качества, она может быть средством самопознания, духовного и физического развития личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление о жизни, познают окружающий мир. Игра помогает лучше узнать каждого ребенка и воздействовать на развитие в нужном направлении. Ни одна деятельность так ярко, всесторонне не раскрывает характерные черты личности школьника, как игра. Большое место при проведении военно-спортивной игры принадлежит реализации принципа самоуправления. Самоуправление, вызывая к жизни детскую инициативу, открывает неограниченные возможности для постоянного совершенствования коллектива, приводит к положительному результату в его деятельности. Необходимо использовать разнообразные формы работы с детьми в рамках гражданско-патриотического воспитания:
· походы, экспедиции и экскурсии по родному краю; · встречи с ветеранами войн и труда, уроки мужества; · торжественные построения у памятных мест; · празднование дней воинской славы России; · "Неделя боевой славы", "Месячник оборонно-массовой работы", "Вахта Памяти" и др. · спортивные праздники; · встречи с выпускниками, родителями, проходившими службу в ВС РФ, в МВД,.; · посещение музеев и архивов; · создание школьного музея (музея боевой славы), пополнение его фондов, работа в нем; · поисково-исследовательская работа; · тематические сборы, научно-практические конференции, викторины по ратной истории родного края и Отечества; · творческие конкурсы (песни, рисунка, фотографии и др.); · военно-исторические и военно-спортивные игры; комбинированные эстафеты, смотры, соревнования; · учебно-тренировочные сборы, оборонно-спортивные, оздоровительные, трудовые лагеря .
4. Одно из важнейших направлений в работе Пичаевской общеобразовательной школе является гражданско- патриотическое воспитание учащихся. Воспитывая учащихся школы на боевых традициях русского народа, весь педагогический коллектив, родители и учащиеся ведут целенаправленную работу на достойную встречу 65-летия Великой Победы. любовью к России". Девизом этого фестиваля стали строки: "Подвигу жить в веках". В Пичаевской средней школе традиционно проходят встречи с участниками Великой отечественной войны, с воинами-интернационалистами, с ветеранами труда и знаменитыми людьми села.На этих встречах учащиеся школы приобретают знания об истории страны, своего села , героях -ветеранах. В 2005-2006 учебном годы встречи состоялись с Матросовым И.П. ,Патриным А.П., Колотилиным М.Д., Щуркиной К.С. , Деминой В.А., Литвиновым А., Коробовым О.и др.. Традиционно в школе проводятся уроки мужества ,конференции ,круглые столы. В этом учебном году 1 сентября 2006 года в каждом классе прошел творческий урок " Славные традиции моей семьи". Хочется отметить особенно интересные уроки ,которые прошли в 1"б" классе ( кл. рук. Филина И. С.),в 10 п" классе (кл. рук. Шохина Н. Н.),5 б " ( кл. рук. Крюкова Т. В.). В рамках фестиваля в первом полугодии прошли конкурсы: -стихов среди 2-4 кл., среди9-11 кл. на тему: " Нет войне", -рисунков на тему: " Война глазами детей", " Дети против террора". В школе создан и работает музей. Практически все учащиеся школы посетили музей, где прослушали цикл экскурсий и бесед о ветеранах войны , которые жили и живут в нашем селе, о героях Пичаевской земли , о ветеранах педагогического труда и др.. Группа " Поиск" активно работает по сбору материала в школьный музей , привлекая к работе учащихся школы из разных классов. Дети приняли активное участие в сборе материала об участниках войны для написания и оформления стендов и альбомов " Летопись моей семьи в годы войны". Руководитель музея знакомит всех гостей с галереей славы, историей школы, ветеранами педагогического труда. В школе постоянно оформляются переносные стенды к дням воинской славы, важнейшим праздникам страны ,области , села . Например: - к 65 - летию битвы под Москвой; - к снятию блокады Ленинграда; - к Дню Победы; - к Дню защитников Отечества. Оформлены школьные газеты, в которых каждый класс рассказал о героях -земляках, о днях воинской славы, в них собран исторический материал - (письма с фронта , рассказы участников войны и жителей тыла). Этот материал теперь используется классными руководителями на классных часах.
Традиционно в школе проводятся праздники: -23 февраля " День Защитников Отечества", 5. -9 мая " Праздник Победы", - " А ну-ка, мальчики", -" А ну-ка, парни", -общешкольный фестиваль" Мой край - моя Родина", - " День Земли". К знаменательным датам проводятся общешкольные линейки, тематические классные часы, тематические линейки. 23 февраля и 9 мая в школе проходит" Вахта памяти" и операции "Забота", "Поздравляем" .Каждый ветеран получает поздравление и помощь от учащихся Пичаевской средней школы , а весной и осенью дети оказывают помощь пожилым на приусадебных участках , где копают огород ,сажают и убирают картофель. Традиционно в школе проводится игры :"Зарница", "Зарничка", Победа". Эти игры стали любимыми среди детей. Дух соревнований развивает волевые качества учащихся, каждый ребенок стремится к победе. По итогам прошлого учебного года мы заняли 1 место в районной игре " Зарница" и стали участниками областной игры "Зарница", где заняли 7 место. А в сентябре наши ребята приняли участие в областной туристической игре , которая проходила в городе Мичуринске. Ежегодно наши лучшие учащиеся принимают участие в районных и областных конкурсах сочинений о войне, конкурсах стихов о войне, в конкурсах солдатской песни . Школьники принимают участие в областной викторине на тему :"Земля отцов - моя земля". Лучшими работами признаны работы Клювиткиной Юлии, Акатушевой Наталии, Сытюгиной Елены ,Федотовой Наталии , Заболотниковой Елены ,Перова Дмитрия, Филина Алексея. В школе организуются встречи с поэтами Пичаевской земли, на которых они вместе с учащимися читают свои стихи о войне и мире. Учащиеся совместно с учителями приняли участие в районной акции :" написание книги памяти. Для руководителей школ в рамках методической недели было показано открытое мероприятие :общешкольный фестиваль на тему : " Мой край - моя Родина". Были проведены педагогические советы по патриотическому воспитанию учащихся, семинары для классных руководителей по данной тематике, общешкольные родительские собрания. На совещаниях были заслушаны отчеты классных руководителей: Крюковой т.В. Поповой М.П., Матросовой Т.И., Сытюгиной Л.Н., Шохиной Н.Н. и др. о работе в классах по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. В рамках патриотического воспитания учащимися нашей школы были совершены экскурсии в О. Гаи ,в Тарханы , в Белинск , в Тамбов. Проводятся и заочные экскурсии по городам - героям, совершаются походы по родному краю. В школьной библиотеке организованы выставки по различным направлениям гражданско-патриотического воспитания. Проведены
6.
библиотечные уроки о Великой Победе. Библиотекарь совместно с классными руководителями проводят конкурсы чтецов по классам , параллелям и потокам. В школе проводятся спортивные соревнования, конкурсы, военизированные эстафеты и полоса препятствий. Наши учащиеся принимают участие в районных и областных соревнованиях ,где защищают честь своей школы и района. Совместная работа школы, Дома культуры , районной и детской библиотек , Совета ветеранов войны и труда были проведены встречи с участниками различных войн. Возобновилась работа детского кинотеатра, где учащиеся школы коллективно просматривают фильмы о войне, а далее в школе на классных часах проводят обсуждение этих фильмов. В настоящее время дети совместно с учителями и классными руководителями ведут активную подготовку материалов для участия в школьной игре "Зарница". Славные страницы истории игры "Зарница" чтят и помнят учащиеся школы уже более 30 лет .Мы принимаем активное участие в районном конкурсе музейных комнат, где последние 4 года стали лидерами .В конкурсах на лучшую экспозицию стендов ,уголков боевой славы наша школа признана лучшей в районе . Мы готовимся к районному конкурсу рисунков" Традиции моей семьи", к районному конкурсу чтецов " Шел солдат во имя жизни" , к районному фестивалю солдатской песни "Навечно в памяти народной". Сейчас начинается активная подготовка к 3 этапу школьной игры "Зарница", а далее подготовка продолжится к районной и областной играм .Ведется подготовка сценариев готовятся школьные сочинения для школьного конкурса сочинений о войне: "Солдаты Победы". Вся работа по Гражданско-патриотическому воспитанию направлена на привитие учащимся гражданских и патриотических чувств, любви к Родине, трудовым и боевым традициям русского народа, любви к малой Родине, уважении к старшему поколению. Актуальность данного направления работы очевидна, государство рассматривает патриотическое воспитание- как одно из главных , приоритетных. А 65- летие Великой Победы дает нам огромную возможность и благодатный материал для воспитания подрастающего поколения, чтобы каждый ученик знал историю своей страны , своих героев , чтил и помнил традиции России. За большую и целенаправленную работу по патриотическому воспитанию учащихся в районе коллектив Пичаевской средней общеобразовательной школы в 2004 году награжден грамотой главы администрации района.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |