Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мавзолей Кожи Ахмеда Яссави ( XV в.)



2020-02-03 181 Обсуждений (0)
Мавзолей Кожи Ахмеда Яссави ( XV в.) 0.00 из 5.00 0 оценок




Моя Родина – Казахстан.

Цель: ознакомить учащихся с государственным праздником, воспитать любовь к родной республике, содействовать формированию знаний о родной стране, ее истории, формированию чувства патриотизма, любви к родине, почитания.

 

25 октября казахский народ отмечает государственный праздник – День Республики Казахстан. Этот праздник является символом возрождения государственности и обновления. Наша страна – Республика Казахстан – это страна, в которой проживают люди более ста национальностей: казахи, русские, уйгуры, татары, молдаване и украинцы, чеченцы и башкиры. Просто невозможно перечислить большие и малые народы нашей свободной Родины.

Наша Родина – это многонациональная страна, где люди - братья, где дружба и узы братства – древнейшие в мире. Казахстан – это Родина для всех нас. Многие из вас здесь родились, живут, получают образования, работают на благо Родины.

 

Так что же слово РОДИНА значит для каждого из нас?

 

Существует легенда:

"Когда-то один юноша был захвачен врагами в плен и продан в рабство на чужбину. Прошло время, джигит стал забывать вскормившую его землю, своих родителей. Он привык к чужой стране, и, в конце концов, благодаря своему терпению мудрости и силе воли стал тамошним властителем. Пролетели годы, властитель постарел и вот однажды караван, прибывший из дальнего странствия по его родной стране, доставил оттуда небольшой пучок полыни. Запах горькой полыни, сорванной в далеком краю, навеял властителю воспоминания о давно забытой им беспечной поре детства, о тех безоблачных днях, когда мальчишкой собирал он в родной степи тюльпаны. Слезы навернулись ему на глаза, и сердце больно сжалось от переполнившей его невыносимой тоски по родине. Ничто больше не могло удержать его на чужбине: ни вожделенный для многих престол, ни слава, ни богатство. Спешно оседлав коня, всемогущий властитель отправился на землю своих отцов…".

 

Вот такая легенда. А дальше Ч. Айтматов продолжает: "Любить родную землю вовсе не означает оставаться на ней, не обращая взора на огромный мир вокруг. Замкнувшись в самих себе, мы никогда не постигнем расцвета, всестороннего развития… Сейчас молодые люди разлетелись по всему миру: кто получить образование, кто перенять опыт, кто просто посмотреть. Предки наши говорили: "Пока ты на коне, познай мир". И это замечательно! Пока молод, просвещайся, изучай жизнь других стран и народов. Но, тем не менее, где бы ты ни был, в какой точке земного шара ни оказался, родная земля остается для тебя одной единственной. Только храня с ней духовную связь, ты будешь с достоинством идти по жизни".

Родина - одна,

Она - родная мать.

Ее нельзя купить.

Нельзя ее продать.

В ней жить и умирать.

И снова воскресать.

О, если б это

Все могли понять!

                    М.Макатаев

 

Закон жизни, не требующий изменений и дополнений - "с момента рождения человека и до становления личностью его наставником является родная земля".

Для тех, кто забыл это, "пора бить во все колокола". Пора вновь обратится к испытанным, вышедшим ныне из моды колыбельным песням, милым сказкам, милым и добрым зверюшкам, фольклору, тихим, задушевным напевам, к более тесному общению с природой". (Г.Бельгер)

Действительно, в казахском фольклоре, в сказках, пословицах, исторических дастанах, тронных речах ханов, в мудрых словах биев, в песнях серэ, салов, любовь к родине, к отчему краю - атамакену - главная тема.

Дух предков, родной край, родной язык - святыни. Казах с раннего детства знает душераздирающую песню "Елим-ай" ("О, край родной"). И каждая молитва казаха была во имя благополучия родной земли.

В этом веками освещенная, немеркнущая истина о том, что в человеческой жизни есть понятия, ценности высокие, нравственно надежные, а именно: отчий край, память предков, история, язык.

Казахская метафора "кiндiк каны тамган жер" - "место, куда капнула кровь от твоей пуповины", - понятие священное.

"Где родился, там и пригодился" - не праздная фраза. Жер - Ана, материнская земля. Она щедро полита потом и кровью твоих предков. Она священна.

Известный поэт Дихан Абилев пишет в своих стихах:

Чистые ручьи по твоим долинам,

Как звон украшений девичьих кос.

О, как я горжусь, что я твой сын родной,

С рождения твоею живу красотой!

Ты - родина мыслей моих и песен.

Моей путеводною стала звездой.

Пусть Родина для каждого казахстанца будет путеводной звездой.

И жить надо с чувством огромной ответственности перед завещанной нам землей, ее культурой и историей.

А сейчас мне бы хотелось провести небольшой тест – опрос и узнать, что вы знаете о прошлом нашей Родины, какие великие имена вы знаете. Итак, начнем…

 

 

ВОПРОСЫ – ТЕСТЫ

1 «Любовью наполнил творение зодчий,

На куполе солнце сияет серьгой,

И кажется, я прикасаюсь воочию

К истории Родины робкой рукой».

Эти поэтические строки казахстанская поэтесса М.Айтхожина посвятила одному из историко-архитектурных памятников. Какому?

 

Кафедральный собор г.Алматы (XX в.)

Мавзолей Кожи Ахмеда Яссави ( XV в.)

Мазар Козы-Корпеша и Баян-Сулу близ г.Аягуз (IX-Xвв.)

 

2. Более тысячи лет назад герой древнего предания, легендарный музыкант изобрел музыкальный инструмент – кобыз. Натянув струны, заиграл. В своих мелодиях он запечатлел радость и печаль, все, чем жил его народ. Чарующие мелодии вошли в сердце народа и остались там навсегда. Как звали легендарного музыканта?

Ыкылас            Коркут                    Амре

 

3. Весной 1723 г. в «Год великого бедствия», полчища джунгар вероломно вторглись на территорию Казахстана. Об этом периоде сложено немало народных песен и сказаний. В те годы китайские историки поторопились объявить всему миру, что казахов больше нет, что казахский народ не в силах отстаивать свои земли. Борьбу за независимость казахского народа возглавили знаменитые батыры. Один из них более сорока лет сражался за свободу казахского народа, принял участие в 103 сражениях. В «Год великого бедствия» он был начальником обороны священного города Туркестан. Назовите имя этого батыра-полководца.

Кабанбай           Богенбай          Наурызбай

4 «… В нем мудрость и сила – начало начал,

 Сплетались, сроднившись, как корни дерев, Он знал наизусть Фараби, Яссави, В войне был бесстрашен, хоть веровал в мир.

 Любимец народа, с отвагой в крови,

 Был ханом Отрара …», пишет народный поэт Казахстана М.Шаханов в «Отрарской легенде». Какому хану посвятил он свое произведение?

 

Каир хан        Кенесары хан         Тауке хан

 

5. В центре огромного евразийского континента раскинулась наша страна, имя которой – Республика Казахстан. Поэт Т.Айбергенов пишет:

«Она велика:

От Алтая до Каспия,

Она широка,

Как народа душа.

Она же – Европа,

Она же и Азия,

И волны Урала,

И всплеск Иртыша».

Много веков понадобилось нашим предкам, чтобы заселить, освоить, защитить ее от врагов и передать в наследство нам, ныне живущим. Вопрос: кто из ниже перечисленных народов не был жителем Древнего Казахстана?

 

Гунны     Скифы        Персы

6. О древности культуры Казахстана говорят находки археологов. Знаменитого «золотого человека» они обнаружили в Иссыкском кургане близ Алматы. Воин был захоронен в парадной, возможно церемониальной одежде. Высокий конической формы головной убор (кулах) возвышался на его голове. Камзол, голенища сапог и кулах украшены золотыми бляшками в виде барсов, тигров, крылатых коней, птиц, архаров. Когда и в каком племени жил «Золотой человек»?

I в. – массагеты

III в. – персы

IV в. до н.э. – саки

 

7. Об одной национальной традиции казахов великий Абай писал: «В бренном мире нет мне занятия милей». Это яркое виртуозное искусство, секреты которого передавались из поколения в поколение. Оно занимало важное место в жизни кочевников. Поэтому так высоко ценились в народе быстроногий скакун, гордый беркут и ловкая борзая-тазы – верные спутники в жизни джигита. Назовите любимое занятие Абая, одну из национальных традиций казахского народа.

Байга

Кокпар



2020-02-03 181 Обсуждений (0)
Мавзолей Кожи Ахмеда Яссави ( XV в.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мавзолей Кожи Ахмеда Яссави ( XV в.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)