Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственное регулирование процессов внешней трудовой миграции в Республике Беларусь



2020-02-03 286 Обсуждений (0)
Государственное регулирование процессов внешней трудовой миграции в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок




Международная миграция рабочей силы регулируется как на международном, так и на национальном уровнях. На национальном уровне каждое государство проводит свою миграционную политику.

Государственная миграционная политика – это определенная целенаправленная деятельность государства по регулированию процессов перемещения рабочей силы в данную страну или из нее.

Население Беларуси всегда было включено в процессы добровольной и вынужденной миграции во всех видах и формах. Массовые перемещения на территории нашей страны обусловливались экономико-географическими факторами (расположение на перекрестке основных путей сообщения), политическими (насыщенная войнами история государства), а также этническими факторами (многонациональный состав населения).

На территории Беларуси постоянно происходили и происходят миграционные процессы, которые отличаются относительной стабильностью, протекают непрерывно и затрагивают многие стороны социально-экономической жизни.

Анализ и учет миграционных процессов в Республике Беларусь ведется с 1994 года. По данным Национального статистического комитета, число лиц, прибывших за январь-март 2010 года составило 4148 человек и выбывших - 1608, миграционный прирост составил 2540 человек. [18]

Особенностью миграционных процессов в Беларуси на современном этапе является положительное сальдо миграции со всеми странами СНГ и Балтии. За счет иммиграции в Беларуси частично компенсируется естественная убыль населения страны, однако такой способ сохранения количества населения не гарантирует улучшения его качественных характеристик. Среди тех, кто приезжает в Беларусь, значительную часть составляют беженцы из стран СНГ и нелегальные мигранты третьего мира.

Государственная миграционная политика Республики Беларусь направлена на соблюдение государственных интересов, углубление интеграционных процессов в международный рынок труда, совершенствование регулирования экспорта и импорта рабочей силы.

Для реализации поставленных задач в республике полностью сформировано миграционное законодательство, которое включает в себя законы «Об иммиграции», «О внешней трудовой миграции», «О беженцах», «О правовом положении иностранных лиц и лиц без гражданства в Республике Беларусь», «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь».

Этими документами обеспечиваются права трудящихся-мигрантов, защита национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы, система мер поддержки государственных и коммерческих структур, стремящихся самостоятельно выйти на мировой рынок труда.

Вопросами регулирования миграционных процессов на территории Беларуси занимается Министерство внутренних дел. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по совершенствованию системы органов и подразделений внутренних дел Республики Беларусь» (№ 603 от 30 декабря 2003 г.) был образован Департамент по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь (далее — Департамент). Он создавался на базе Департамента по миграции Министерства труда и социальной защиты и структурных подразделений Министерства внутренних дел, ведающих вопросами паспортно-визовой службы и миграции.

Анализ правовых норм, действующих на территории Республики Беларусь и определяющих правовой статус и правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, позволяет разграничить всех въезжающих мигрантов на пять категорий:

Ø лица, прибывшие из стран дальнего зарубежья по действительным паспортам или документам, их заменяющим, при наличии иммиграционной визы, выданной в установленном порядке (в том числе на учебу);

Ø лица, прибывшие с целью получения статуса беженца;

Ø лица, прибывшие с целью получения убежища;

Ø граждане и лица без гражданства из стран СНГ, постоянно там проживавшие;

Ø граждане Российской Федерации и лица без гражданства, постоянно проживавшие на территории Российской Федерации.

Изучение мирового опыта показывает, что сейчас почти во всех странах мира основным методом государственного регулирования социальных процессов является разработка национальных программ. Основной источник финансирования таких программ — государственный бюджет. Он является также существенным рычагом воздействия и на миграционные процессы, позволяя либо стимулировать миграционную активность, либо сдерживать ее (депортация нелегалов).

В целях повышения эффективности управления миграционными процессами на территории Республики Беларусь подготовлена Государственная миграционная программа на 2006-2010 годы (далее - Государственная программа).

Цель Государственной программы - содействие устойчивому социально-экономическому развитию Республики Беларусь в свете управления миграционными процессами, укрепление государственной безопасности и создание условий для реализации прав мигрантов.

Выполнение намеченных мероприятий Государственной программы позволит:

· создать предпосылки для оптимизации миграционных  потоков с учетом интересов республики, а также эффективную систему управления такими потоками;

· устранить пробелы и противоречия нормативных правовых актов в области миграции;

· усовершенствовать механизм выявления, предупреждения и пресечения незаконной миграции;

· способствовать дальнейшей интеграции в международную систему защиты беженцев;

· стабилизировать внутренний рынок труда за счет развития внешней трудовой миграции, привлечь в Республику Беларусь дополнительные инвестиции.

В целях повышения эффективности управления миграционными процессами на территории Республики Беларусь в Департаменте большое значение придается развитию и укреплению сотрудничества с международными организациями и соответствующими ведомствами других государств.

В этой связи немаловажное значение приобретают следующие направления сотрудничества Департамента на международном уровне в области вынужденной и внешней трудовой миграции:

· участие в разработке международных и межгосударственных документов по вопросам миграции;

· представительство государственных органов Республики Беларусь на международных совещаниях, посвященных вопросам миграции;

· проведение совместных с международными организациями, представителями соответствующих органов других государств научно-практических и обучающих мероприятий для сотрудников органов внутренних дел Республики Беларусь, задействованных в сфере миграции и убежища;

· реализация совместно с международными организациями и с привлечением средств государств-доноров соответствующих проектов международной технической помощи. [8]

Внешняя миграция населения в Республике Беларусь представлена двумя потоками: эмиграция (выезд) и иммиграция (въезд).

Стремление граждан Республики Беларусь работать за границей вызвано различными причинами. Главная из них — желание улучшить свое материальное положение (безработица в регионах и сельской местности, более низкая оплата труда, чем в сопредельных государствах).

В некоторых случаях граждане объясняют выезд на работу за границу стремлением изучить или усовершенствовать знание иностранного языка, повысить профессиональный уровень, ознакомиться с историей и достопримечательностями того или иного государства или просто пожить в другой стране. Особенно высоко количество желающих выехать на работу за границу среди студентов, учащейся и работающей молодежи.

В 2009 году для временной работы за границей выехали около 4,2 тыс. человек.

Под деятельностью, связанной с трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей, понимается любая деятельность субъекта хозяйствования, обеспечивающая выезд граждан Республики Беларусь за границу в качестве трудящихся-мигрантов. На осуществление такой деятельности субъект хозяйствования должен получить специальное разрешение (лицензию) в Департаменте по миграции Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Выдача лицензий на осуществление деятельности по направлению граждан Республики Беларусь на работу за границей по студенческим программам регулируется Инструкцией «О согласовании заявлений соискателям лицензий и выдаче заключений лицензиатам, изъявившим намерение направлять граждан Республики Беларусь на работу за границей по студенческим программам», утвержденной Постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.03.2004 № 68/16/27.

Под студенческой программой понимается предусмотренный в соответствии с соглашением (договором) о совместной деятельности между соискателем лицензии либо лицензиатом и иностранным нанимателем либо иностранной посреднической организацией порядок направления граждан Республики Беларусь, обучающихся в учреждениях образования Республики Беларусь на дневной форме обучения (далее – студенты), на работу за границей с целью содействия в совершенствовании их языковой практики в стране пребывания, а также их общему академическому и культурному развитию.

Направление студентов на работу за границей осуществляется по студенческим программам.

Для Беларуси трудовая миграция, в том числе «утечка мозгов», обусловливает как негативные так и позитивные социальные последствия.

К отрицательным последствиям можно отнести:
- потери «человеческого капитала» страны, ослабление ее интеллектуального потенциала;
- потери инвестиций в обучение и подготовку уехавших специалистов и ученых;
- снижение конкурентоспособности национальной экономики вследствие ухудшения качественных характеристик трудовых ресурсов, количественного и качественного ухудшения кадрового потенциала страны, потери передовых научных школ и снижения уровня изобретательской и рационализаторской активности;
- снижение эффективности воспроизводства национальной элиты.

Положительное воздействие выезда рабочей силы на экономику страны проявляется:
- в снижении давления и напряженности на национальном рынке труда;
- в пополнении валютных резервов страны за счет финансовых поступлений от граждан, работающих за рубежом;
- в налоговых поступлениях от прибыли фирм – посредников;
- в личном инвестировании граждан, возвратившихся с заработков, в национальную экономику.

По статистике «горячей» линии «Ла Страда» география выезда белорусских граждан охватывает 105 стран, включая достаточно экзотические – Йемен, Буркина-Фасо, Мали, Перу, Иордания, Оман.

За годы работы сформировался рейтинг лидирующих стран (за период 2001 – 2009): Германия – 12,7%, Россия – 9,0%, Великобритания – 7,0%, США – 7,2%, Турция - 6,2% и Италия - 6,1%.

 

Привлечение иностранной рабочей силы в Республику Беларусь осуществляется с учетом экономической целесообразности, в интересах защиты внутреннего рынка труда и обеспечения приоритетного права белорусских граждан на труд.

Преимущество отдается высококвалифицированным специалистам, а также тем иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые инвестируют в экономику страны, создают на ее территории иностранные и совместные предприятия, а также осуществляют подготовку и переподготовку кадров на уровне современных требований.

Иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся учредителями, руководителями, консультантами, инструкторами предприятий с иностранными инвестициями и благотворительных фондов, зарегистрированных в качестве юридических лиц Республики Беларусь, привлекаются для занятия трудовой деятельностью без получения такими предприятиями и фондами соответствующих разрешений (лицензий).

Беларусь также открыта для иностранных инвесторов и работников, которые восполняют нехватку финансовых и трудовых ресурсов в районах, пострадавших от чернобыльской аварии, используются на сезонных сельскохозяйственных и ремонтно-строительных работах.

В Беларусь в 2009 году для работы по контракту прибыли более 4,8 тыс. иностранцев, в том числе более 1,3 тыс. - из Украины, почти 1 тыс. - из Турции, немногим менее 800 - из Литвы, а также Китая, Вьетнама, Молдовы, Таджикистана, Армении, Азербайджана, Грузии. [17]

В основном они трудятся в сфере общественного питания, работают руководителями предприятий, маркетологами, строителями.

Департаментом по миграции проводится целенаправленная работа по защите внутреннего рынка труда и государственному регулированию использования в стране труда иностранцев. В этих целях в соответствии с Государственной программой ежегодно проводятся республиканские проверки законности привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Внешняя миграция выступает одним из источников пополнения

численности населения республики. 

Учитывая тенденции старения населения Республики Беларусь и сокращения ее численности, иммиграцию, в том числе и репатриацию соотечественников, следует рассматривать как позитивное явление с точки зрения демографических интересов страны.

Для определения влияния миграции на демографическое и

социально-экономическое развитие Республики Беларусь требуется

создание Республиканского центра исследований миграционных процессов

в Республике Беларусь, основной задачей которого будет ведение

мониторинга миграционной ситуации в стране, разработка и внедрение

системы среднесрочного и долгосрочного прогнозирования миграционных

процессов и их государственного регулирования. Кроме этого, с целью

изучения конкретных миграционных потоков, их характерных

особенностей необходимо создать единую статистику по вопросам

миграции.

С целью создания условий для возврата в Республику Беларусь высококвалифицированных специалистов и перспективных научных работников и привлечения в страну иммигрантов, находящихся в репродуктивном возрасте и имеющих высокий уровень квалификации, необходимо:

провести исследование проблем государственного регулирования

миграции высококвалифицированных специалистов и перспективных научных работников из Республики Беларусь и в Республику Беларусь;

на основании результатов исследования разработать комплекс мер

по возвращению в Республику Беларусь высококвалифицированных специалистов и перспективных научных работников, длительное время работающих за границей по контракту;

регулярно проводить мониторинговые исследования характера

адаптации мигрантов на новом месте жительства и с учетом выявленных недостатков корректировать систему управления миграционными процессами.

Проблема незаконной миграции в Республике   Беларусь обусловлена, прежде всего, ее географическим положением - через территорию республики пролегают маршруты в Западную Европу. Иностранцы прибывают в Республику Беларусь, используя каналы туризма, транзитного проезда, по служебным делам, а также с прямыми нарушениями правил въезда. Большинство незаконных мигрантов рассматривает Республику Беларусь в качестве транзитного государства для последующей незаконной эмиграции в страны Европейского Союза.

Однако ужесточение миграционной политики европейских стран,

финансирование ими затрат на укрепление государственных границ и создание зон фильтрации приводят к тому, что незаконные мигранты, не сумев сразу попасть в желаемые страны, предпринимают попытки осесть в нашей стране.

Незаконная миграция в ряде случаев сопряжена с осуществлением данной категорией иностранцев на территории Республики Беларусь нелегальной трудовой деятельности. Стабильная экономическая ситуация в республике привлекает мигрантов, в особенности из государств Содружества Независимых Государств, которые въезжают на территорию Республики Беларусь и занимаются трудовой, предпринимательской деятельностью с нарушением установленного порядка.

В целях противодействия незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, организации контроля за режимом их пребывания на территории нашей республики необходимо:

- осуществлять прогнозирование миграционных процессов для выявления каналов незаконной миграции из третьих государств;

- создать республиканскую информационную сеть по вопросам миграции;

- повысить эффективность взаимодействия республиканских органов государственного управления по выявлению и пресечению деятельности

лиц, незаконно пребывающих на территории Республики Беларусь, а также организаторов и лиц, содействующих незаконной миграции иностранцев через территорию Республики Беларусь;

- создать региональную базу данных учета иностранных граждан, въезжающих на территорию государств - участников Союзного государства через пункты пропуска Государственной границы Республики

Беларусь;

- создать центр временного содержания иностранных граждан, задержанных за нарушение правил въезда и пребывания на территории

Республики Беларусь;

- осуществить методологическое обеспечение деятельности правоохранительных органов, направленной на предупреждение, выявление и пресечение административных правонарушений и преступлений в сфере миграции;

- дальнейшее развитие сотрудничества с правоохранительными органами других стран и представительствами международных организаций в вопросах противодействия незаконной миграции;

- повышать профессиональную подготовку сотрудников, занимающихся проблемами противодействия незаконной миграции.                                

Проблемы внешней трудовой миграции решаются Республикой Беларусь в строгом соответствии с национальным законодательством, концепцией государственной миграционной политики, международными документами.

Современные масштабы международной миграции таковы, что ни одно государство в мире, каким бы развитым оно ни было, не в состоянии в одиночку решить проблемы, вызываемые миграционными процессами.

Как показывает практика, в большинстве стран, испытывающих на себе миграционное давление, темпы миграции опережают возможности государств по регулированию миграционных процессов и реагированию на их последствия.

В то же время международная координация и сотрудничество в миграционной сфере способны содействовать более эффективному управлению межгосударственными передвижениями населения, минимизировать опасность сопутствующих миграции преступлений и правонарушений.

Специалисты признают, что для совершенствования механизмов регулирования экспорта и импорта рабочей силы необходимо:

1.Создать межрегиональный центр в СНГ с электронной базой миграции трудовых ресурсов.

2.В условиях современного финансового кризиса сформировать механизм реэмиграции научных кадров.

3.Создание европейского фонда по борьбе с нелегальной миграцией с целью компенсации затрат, связанных с репатриацией.

5. Совершенствование системы и качества подготовки кадров в области учета, регулирования и оптимизации миграционных потоков с учетом международного опыта и потребностей системы внутренних дел, труда и соцзащиты.

6. Усилить международное сотрудничество с Фондом ООН, МОТ, МОМ и УВКБ посредством организации обучающих семинаров, летних школ, программ обмена, стажировок и др.

7. Создание привлекательного имиджа и престижа высшего образования и кадров высшей квалификации.

8. Проведение репрезентативных специальных выборочных социологических обследований по вопросам восприятия в белорусском обществе иностранных мигрантов, адаптации беженства и др.

9. Создание специальных отделов в кадровых агентствах и службах занятости по вопросам трудовой и учебной реэмиграции научных кадров.

Таким образом, стремление белорусов поработать за границей может и должно способствовать укреплению безопасности Республики Беларусь в экономической сфере.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, на основе проделанной мной работы, можно сделать следующие  выводы:

1. Международная миграция рабочей силы – процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения, определяющихся соотношением спроса и предложения на рынке труда.

2. Главная причина миграций - экономическая, но может вызываться и неэкономическими: политическими, национальными, религиозными, экологическими и другими причинами.

3. Миграция оказывает существенное влияние на социально–экономическое и демографическое развитие всех стран. Это один из самых сложных демографических процессов, так как на миграционное поведение населения воздействует комплекс межнациональных, политических, экономических и социальных факторов.

4. Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества как принимающим рабочую силу странам, так и поставляющим ее: процессы трудовой миграции способствуют смягчению условий безработицы, появлению для страны-экспортера рабочей силы дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов, а также приобретению ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.

5. К отрицательным последствиям трудовой миграции следует отнести тенденции роста потребления заработанных за границей средств, желание скрыть получаемые доходы, "утечку умов", иногда и понижение квалификации работающих мигрантов и т.п.

6. Цель межгосударственной миграционной политики – максимизация положительных эффектов международной миграции, минимизация отрицательных последствий этого явления, как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов.

7. Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений.

8. Государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними.

9. Стимулирование реэмиграции осуществляется через выплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание экономической помощи странам массовой эмиграции.

10. Государственное регулирование международного рынка труда   осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран, экспортирующих рабочую силу, на основе соглашений между ними, а также на основе конвенций и рекомендаций МОТ.

11.  В Республике Беларусь сформировано миграционное законодательство, отвечающее международным стандартам, разработана Государственная миграционная программа, создана и действует целостная система правовой и социальной защиты мигрантов.

12. Экспорт рабочей силы - это перспективное направление миграции,

 которое позволит Республике Беларусь влиться в международный рынок труда и в перспективе - способствовать росту инвестиций в экономику страны.

 



2020-02-03 286 Обсуждений (0)
Государственное регулирование процессов внешней трудовой миграции в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственное регулирование процессов внешней трудовой миграции в Республике Беларусь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (286)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)