Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нормативно-правовое регулирование лоббизма в Украине и за рубежом



2020-02-03 195 Обсуждений (0)
Нормативно-правовое регулирование лоббизма в Украине и за рубежом 0.00 из 5.00 0 оценок




Лоббизм - это деятельность, которая охраняется конституциями многих стран, в том числе и Конституцией Украины. Конституция Украины, хоть прямо и не регулирует лоббистскую деятельность, но создает условия для такой деятельности, гарантируя «каждому право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений» (статья 34); «на свободу объединения в политические партии и общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод и удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и других интересов» (статья 36); «принимать участие в управлении государственными делами» (статья 38); и «направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения либо лично обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления...» (статья 40). Из этого видно, что лоббирование, по крайней мере, не противоречит Конституции Украины.

На основании того, что лоббирование природно содержит в себе конфликт интересов различных социальных или профессиональных групп, законодатели многих стран контролируют этот процесс различными постановлениями и правилами. Пока еще в Украине не существует никаких юридических механизмов, которые бы регулировали деятельность лоббистов, хотя, без сомнения, лоббирование уже присуще украинской политике.

В данном контексте интересным представляется механизм, разработанный Законом Украины «Об обращениях граждан» в развитие нормы Конституции Украины о праве граждан на обращение в органы власти. Некоторые положения этого закона прямо подразумевают механизм лоббирования (правда, в основном в индивидуальных отношениях гражданин-государство), но само это понятие в Законе не обозначается.

«Граждане Украины имеют право обратиться в органы государственной власти, местного самоуправления, объединения граждан, на предприятия, в учреждения, организации независимо от форм собственности, средства массовой информации, к должностным лицам в соответствии с их функциональными обязанностями с замечаниями, жалобами и предложениями, касающимися их уставной деятельности, заявлением или ходатайством о реализации своих социально-экономических, политических и личных прав, законных интересов и жалобой об их нарушении» (статья 1). Эта норма является производной от указанной выше статьи 40 Конституции Украины. Среди органов, учреждений и лиц, к которым возможно обращение следует отдельно выделить те, в обязанностях которых работа с обращениями граждан является одной из главных. Из этих органов и лиц для исследования особый интерес представляют депутаты.

В соответствии со ст.ст. 10, 24 Закона Украины от 17 ноября 1992 г. «О статусе народного депутата Украины» депутат рассматривает полученные им предложения, заявления и жалобы избирателей, принимает меры к их законному и обоснованному решению; изучает причины, порождающие жалобы, может вносить соответствующие предложения в Верховную Раду Украины и ее органы, местные советы, в иные государственные органы и органы объединений граждан, предприятия, учреждения, организации. Депутат имеет право с привлечением, при необходимости, своих референтов-консультантов, представителей объединений граждан, контрольных органов осуществлять контроль за рассмотрением полученных предложений, заявлений и жалоб в государственных и прочих органах и принимать личное участие в их рассмотрении.

Как видно, указанные законы оставляют довольно широкое поле для лоббирования, что, однако, не означает такую же широкую практику в этом вопросе. По всей видимости, это связано с особенностями индивидуального политического сознания гражданина, которые определяют и низкую политическую активность в целом.

Попытки дать правовую оценку лоббизму за рубежом делались еще в XIX веке, когда некоторые штаты США постановили считать его на своей территории преступлением. С начала XX века стали вноситься законопроекты на федеральном уровне. В 1946 году был принят и действует до сих пор Федеральный закон о лоббизме, являясь основной юридической нормой в этом вопросе. Принятие этого закона было вызвано требованием общественности обуздать чрезмерное влияние групп давления.

Этот нормативный акт распространяется только на лоббистов, осуществляющих свою деятельность в Конгрессе США, и обязывает их регистрироваться и предоставлять «характеризующую» информацию. Все денежные взносы подлежат, в зависимости от суммы, различной степени регистрации. Практическим результатом принятия Закона стало получение информации о целях лоббистов, их числе и сумме регистрируемых «белых» взносов, процент которых незначителен. В настоящее время практически во всех штатах введены в действие законы о регулировании лоббизма, аналогичные федеральному.

Вместе с тем практика реализации данного закона (и некоторых других, связанных с ним) свидетельствует, насколько трудно бывает выработать и сформулировать однозначные принципы и нормы, применимые к деятельности большого числа неоднозначных и разнохарактерных организаций. Необходимо учитывать и то, что такой закон будет «работать» лишь в том случае, если существует и функционирует специальный контрольный орган, наделенный широкими полномочиями и располагающий достаточными средствами. Лоббирование иногда поощряется самой процедурой законотворчества. Так, в Великобритании приглашение реакции заинтересованных групп подразумевается изданием Парламентом «зеленого документа» (green paper), - дискуссионного документа, предшествующего выпуску законопроекта. По результатам дискуссии издается «белый документ» (white paper), содержащий реакцию не зеленый документ и служащий основой для законопроекта. Если на стадии «зеленого документа» реакция приветствуется, то после издания белого документа для эффективного лоббирования время уже упущено.

Есть и другие подходы к упорядочению лоббизма. Так, в Австрии, Франции, Голландии пошли по пути создания специального института - «социально-экономического совета», который, имея весьма четкий юридический статус, выполняет роль своеобразного «лоббистского парламента». Он может выступать в качестве консультативно-совещательного органа, а может обладать и правом решающего голоса в законотворческом процессе. Но и тут до эффективного урегулирования еще далеко, ибо остаются без ответа, в частности, следующие вопросы: какие лоббистские группы могут и должны быть представлены в данном органе и иметь в нем право голоса? Каким образом учитывать изменение численности существующих в стране лоббистских групп?

В Германии нет ни федерального закона о лоббизме, ни специального института, осуществляющего основные направления лоббистской деятельности, главные потоки лоббистской информации. Там используются иные способы и средства. Упор делается не на юридическое нормирование (как в США), хотя, конечно, и здесь правовое регулирование обозначенных проблем имеет место, и не на создание специальной структуры (как в Австрии, Франции и т.п.), хотя и без структурирования тоже не обходится, а на широкую сеть союзов, групп, объединений, представляющих перед лицом государства те или иные интересы, на развитие социальной ответственности организаций гражданского общества В этом и заключается специфика «германского пути» упорядочения лоббизма. Подобный подход позволяет государственным органам привлекать к работе над законопроектами многочисленных вневедомственных экспертов и консультантов, создавать на временной или постоянной основе различные совещательные структуры, не обладающие четким правовым статусом, и т.п.

В связи с тем, что лоббизм имеет такой широкий «веер» возможных последствий, он, безусловно, нуждается в упорядочении, юридическом оформлении. Общество и государство должны совместно участвовать в налаживании механизмов трансформации негативных моментов лоббирования в позитивные, в использовании эффективных инструментов минимизации вредных результатов от лоббизма и в наращивании позитивных.

Вероятно, лучше создавать легальные формы для лоббирования с тем, чтобы их можно было хоть как-то контролировать. Вместе с тем надо отдавать себе отчет в том, что абсолютного контроля над данным явлением установить невозможно. Он многолик, многогранен, воплощается зачастую в уникальных формах. В различных странах ввиду своеобразия демократического строительства, институтов и норм, существующих там, пытаются найти свои пути к разрешению проблемы упорядочения лоббистской деятельности.

В Украине же, я думаю, все же необходимо принятие определенных правил лоббирования и разработка соответствующего механизма. Это даст возможность вывести определенную часть коррупционных деяний из тени, взять ее под контроль (по крайней мере, в законодательной сфере), придать открытый характер самой лоббистской деятельности, преодолеть негативное отношение к ней многих политиков и общества в целом. Лоббизм природно нуждается в урегулировании его нормами права. Мировой опыт лоббирования предлагает основные принципы этого урегулирования. Данное явление присуще и украинской политической системе. Его специфика заключается в том, что объективно создаются нормальные условия для развития и функционирования, но общественное сознание настроено к лоббизму отрицательно как к проявлению коррупции, а сейчас создаются условия для формирования правовой базы лоббизма.

Основным выводом является то, что лоббизм - это более позитивное, нежели негативное явление благодаря тому, что лоббистская деятельность::  1) усиливает легитимность парламента; 2) является источником информации не только для граждан, но и для самих депутатов; 3) благоприятствует обмену знаниями взаимопониманию между депутатами и общественностью; 4) содействует становлению парламента как демократического открытого органа; 5) влияет на популярность депутатов; 6) выполняет представительскую функцию; 7) повышает эффективность принятия решений.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что лоббизм, безусловно, представляет собой важный механизм принятия взвешенных государственных решений на основе согласования различных позиций и интересов. Наступило время и у нас вывести "теневой" отечественный лоббизм "на свет", превратить его в полноценный политический институт, каковым он, к примеру, является в США и Западной Европе, где в органах власти представлены не только мощные корпоративные структуры, но и интересы различных сегментов общества, включая еще не родившихся детей, которых с момента зачатия оберегают от грубого обращения.

Для упрощения процедуры представления интересов граждане объединяются в союзы, объединения, ассоциации и др. Эти организации занимаются представительством интересов общества. Процесс представления интересов общества называется лоббированием. Основой лоббизма в любом случае является та или иная социальная группа, т.н. группа интересов. Группами интересов называют добровольные объединения людей, коллективов и организаций с формальной основной структурой, в которой личные требования соединены с материальной и духовной общественной пользой и которые выражают себя внутри своей организации или высказываются относительно других групп и политических институтов.

Достоинства лоббизма:

1) влияя на управленческие решения, он заставляет “держаться в форме” органы государственной власти и управления, в определенном смысле конкурирует, соревнуется с ними, придает им большую динамику и гибкость;

2) выступает инструментом самоорганизации гражданского общества, с помощью которого мобилизуется общественная поддержка или оппозиция какому-либо законопроекту, оказывается влияние на политику (лоббизм в этой ситуации — своего рода соперник бюрократии; в условиях становления рыночных отношений, когда государство часто устраняется от защиты интересов различных социальных групп и слоев, этот вакуум должен быть заполнен соответствующими структурами гражданского общества);

 3) создает возможности для обеспечения интересов меньшинства, ибо выступает в качестве специфической формы проявления политического плюрализма;

4) воплощает собой принцип свободы социальных негосударственных структур: ассоциаций, общественных организаций, слоев и т.п.

5) применяется как своеобразное социально-политическое стимулирование, направленное на ускорение претворения в жизнь тех или иных целей и интересов, на побуждение к конкретным действиям;

6) позволяет расширить информационную и организационную базу принимаемых решений и обратить внимание на “кричащие” проблемы (лоббирование выступает в виде системы аргументации, механизма подготовки и принятия соответствующих актов);

7) лоббизм можно рассматривать как инструмент взаимодействия представительной и исполнительной власти;

8) лоббизм можно оценивать и как более широкое средство достижения компромисса, способ взаимного уравновешивания и примирения интересов, взаимовыгодного сотрудничества.

Недостатки лоббизма:

1) лоббизм может стать инструментом приоритетного удовлетворения иностранных интересов в ущерб интересам государственным, т.е. реализоваться подчас как “непатриотическое” средство;

2) он выступает иногда проводником неправового воздействия (давления) на государственные органы, здесь уже надо говорить о преступных видах лоббизма (взяточничестве, коррупции и т.п.), которые “подтачивают” фундамент власти;

3) может служить фактором развития и защиты ведомственности, местничества, национализма и т.п., усиливать крайние формы удовлетворения “специальных интересов”;

4) лоббизм таит в себе немалую опасность “размывания” народовластных устоев общества, превращения демократических институтов в мощный инструмент отдельных властных групп;

5) лоббистские мероприятия в определенных условиях могут проявляться в форме социальной несправедливости (как показывает социальная практика некоторых западных государств, результативность лоббизма большого бизнеса, благодаря финансово-материальным возможностям, гораздо выше, чем других субъектов, что может дестабилизировать обстановку, дисбалансировать интересы социальных групп, содействовать росту напряженности в обществе);

6) лоббизм зачастую блокирует действительно нужные управленческие решения, препятствует удовлетворению общественно ценных интересов, сопутствуя осуществлению интересов чиновничьих;

7) лоббизм иногда существенно мешает стабильной и оперативной государственной политике, ибо может быть направлен, например, на постоянное перераспределение бюджета (“перетягивание одеяла на себя”), на частую смену приоритетов, на усиление позиций одной ветви власти при одновременном ослаблении другой и т.п.;

8) лоббизм может использоваться и в более “прозаичных” целях — как инструмент обогащения отдельных слоев, элит.

С моей точки зрения, лоббизм – это особая система и практика организации отдельных групп общества путем целенаправленного влияния на органы законодательной и исполнительной власти.

 

 



2020-02-03 195 Обсуждений (0)
Нормативно-правовое регулирование лоббизма в Украине и за рубежом 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нормативно-правовое регулирование лоббизма в Украине и за рубежом

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)