Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие дружба в психолого-педагогической литературе



2020-02-03 1291 Обсуждений (0)
Понятие дружба в психолого-педагогической литературе 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В словаре С.И. Ожегова дружба рассматривается как близкие отношения, основанные на доверии, привязанности, общности интересов [Ожегов, С.И. Большой толковый словарь. Том 1. А-Д / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М., 1992.].

Дружба – это особая форма межличностных взаимодействий, которая характеризуется индивидуально-выборочными отношениями, взаимной привязанностью участников общения, высоким уровнем удовлетворенности межличностных контактов, взаимными ожиданиями положительных чувств. [Кордуэлл, М. Психология А - Я: Словарь-справочник / М. Кордуэлл. - М.: ФАИРПРЕСС, 2000. - 448 с.]

Дружбой называют устойчивую форму индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. 

Исследование дружеских отношений в психологии активно занимались И.С. Кон, Н.Н. Обозов, Т.П. Скрипкина.

По мнению И.С. Кона, дружеские отношения всегда имеют общее предметное содержание – общность интересов, целей деятельности, во имя которой друзья объединяются и одновременно предполагают взаимную привязанность [Кон].

Явление дружбы рассматривается с позиции различных психологических теорий.

В середине прошлого века дружба связывалась с понятием межличностная аттракция.

С точки зрения представителей поведенческой психологии (Д. Хоманс, Д. Тибо, Г. Келли), дружба является результатом взаимодействия, в котором партнеры получают максимум вознаграждения и минимум издержек, т.е. происходит обмен деятельностью, мотивами, ценностями и т.п.

Психодинамическая теория, предполагает, что истоки дружбы заключаются в неосознаваемых эмоциональных потребностях человека. З. Фрейд отмечал, что дружба имеет инстинктивную природу. У. Шутц утверждает, что человек обладает, определенным соотношением трех межличностных потребностей: в принадлежности, контроле и любви. Соотношение этих потребностей является основой дружеских отношений.

Представители когнитивной психологии (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Э. Уолстер, З. Рубин и др.) указывают на то, что в дружбе важно не столько фактическое совпадение или несовпадение индивидуальных черт, сколько их восприятие, то, какие качества друзья приписывают один другому (в друзьях мы склонны видеть только хорошее, а во врагах только плохое).

Д. Мид, Д. Мак-Колл как представители символическогоинтеракционизма отмечают, что дружба возникает в результате стремления человека на основе положительной привязанности к Другому установить личные взаимно активные отношения с ним.

Таким образом, до настоящего времени нет единого подхода к изучению дружеских отношений.

Существуют объективные предпосылки дружбы:

ü система социальных связей;

ü круг непосредственного общения личности, совместная деятельность (Л.А. Гордон, Э.В. Клопов, М. Шериф);

ü территориальная близость (Т. Ньюком);

ü социально-групповая принадлежность (А.С. Макаренко).

Несмотря на сходство взглядов, оказание эмоциональной и деятельностной поддержки друг другу, между друзьями могут существовать и определенные разногласия. Можно выделить утилитарную {инструментально-деловую, практически действенную) и эмоционально-экспрессивную (эмоционально-исповедальную) дружбу. Дружеские отношения проявляются в различной форме: от межличностной симпатии до взаимной потребности в общении. Такие отношения могут развиваться как в официальной обстановке, так и в неофициальной. Дружеские отношения, по сравнению с товарищескими, характеризуются большей глубиной и доверительностью (Кон, 1987). Друзья откровенно обсуждают друге другом многие аспекты своей жизнедеятельности, в том числе личностные особенности общающихся и общих знакомых.

Важной характеристикой дружеских отношений является доверие. Т. П. Скрипкина в своих исследованиях раскрывает эмпирические корреляты доверия людей к другим людям и к себе (Скрипкина, 1997).

Интересные результаты по проблеме доверительных отношений получены « исследовании, проведенном под руководством В. Н. Куницыной на студенческой выборке. «Доверительные отношения в обследованной группе преобладают над отношениями зависимости. Треть опрошенных определяют свои отношения с матерью как доверительные, партнерские; из них больше половины считают, что при всем том с матерью часто возникают отношения зависимости, в то время как с другом отношения оцениваются только как доверительные и партнерские. Оказалось, что отношения зависимости с одним значимым человеком часто компенсируются через построение партнерских отношений с другим значимым человеком. Если в ходе накопления опыта у человека сформировалась недостаточная надежда на установление близких отношений с людьми, то отношения доверия и поддержки чаще возникают с другом, чем с матерью» (Куницына. Казаринова, Погольша, 2001). Дружба может ослабляться и прекращаться, если кто-либо из друзей не сможет сохранить доверяемые ему секреты, не защитит друга в его отсутствие, а также ревниво относится к другим его взаимоотношениям (Аргайл, 1990).

Дружеские отношения в молодые годы сопровождаются интенсивными контактами, психологической насыщенностью и большей значимостью. При этом высоко ценятся чувство юмора и общительность.

Взрослые в дружеских отношениях больше ценят отзывчивость, честность и социальную доступность. Дружеские отношения в этом возрасте более стабильны. «В активном среднем возрасте акцент на психологическую интимность как важнейший признак дружбы несколько ослабевает и дружеские отношения утрачивают свой ореол тотальности» (Кон, 1987, с. 251),

Дружеские отношения у старшего поколения большей частью связаны с семейными узами и людьми, которые имеют одинаковый с ними жизненный опыт и ценности.

При исследовании дружеских (доверительных) отношений наиболее интересные и глубокие результаты получены И. С. Коном, Н. Н. Обозовым, Т. П. Скрипкиной (Обозов, 1979; Кон, 1987, 1989; Скрипкина, 1997). По мнению И. С. Кона, дружеские отношения всегда имеют общее предметное содержание — общность интересов, целей деятельности, во имя которой друзья соединяются (объединяются), и одновременно предполагают взаимную привязанность (Кон, 1987).

Недостаточно изучена проблема критериев дружеских отношений. Одни исследователи относят к ним взаимопомощь, верность и психологическую близость, другие указывают на компетенцию в общении с партнерами, заботу о них, поступки и предсказуемость поведения.

Процесс ослабления межличностных отношений в «обратную» сторону имеет такую же динамику (переход от дружеских к товарищеским, приятельским и затем идет прекращение отношений). Длительность каждого этапа зависит от многих факторов.

Развитие дружбы предполагает соблюдение «кодекса» дружбы. Исследованием правил дружбы занимались М. Лргапл, М. Хендерсо и другие [Кон]. Правила дружбы они разделили на 4 группы, которые включают:

1. Обмен: делиться новостями о своих успехах; выказывать эмоциональную поддержку; добровольно помогать в случае нужды; стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе; возвращать долги и оказанные услуги.

2. Интимность: уверенность в другом человеке и доверие к нему.

3. Отношение к третьим лицам: защищать друга в его отсутствие; быть терпимым к остальным его друзьям; не критиковать друга публично; сохранять доверенные тайны; не ревновать и не критиковать прочие личные отношения другого.

4. Координация: не быть назойливым, не поучать; уважать внутренний мир и автономию друга.

Обобщив данные можно отметить, что дружеские отношения чаще всего осуществляются с учетом следующих негласных правил:

1. необходимость взаимопонимания;

2. открытость, откровенность друг другу;

3. доверительность;

4. активная взаимопомощь;

5. взаимный интерес к делам и переживаниям другого;

6. искренность и бескорыстие чувств. [Краткий психологический словарь /Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского / ред.- сост. Л.А. Карпенко. – Ростов-на/Д: ФЕНИКС, 1998. – 512 с.]

Виды дружбы:

детская дружба, характеризующаяся эмоциональной привязанностью, основанная прежде всего на совместной деятельности;

Юношеская

Взрослых

 




2020-02-03 1291 Обсуждений (0)
Понятие дружба в психолого-педагогической литературе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие дружба в психолого-педагогической литературе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1291)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)