Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Реализация принципов: системности, наглядности, последовательности и деятельности при использовании моделирования в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста



2020-02-03 423 Обсуждений (0)
Реализация принципов: системности, наглядности, последовательности и деятельности при использовании моделирования в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




Как известно, ребенок познает окружающий мир через различные специфические для каждого конкретного возраста виды деятельности. Воспитателю всегда необходимо помнить, что экологическое образование дошкольника базируется на деятельностном подходе, поскольку именно деятельность формирует психику ребенка. [11]

Под экологизацией деятельности дошкольника нами понимается обогащение ее содержания за счет экологического компонента. Для целей экологического образования в той или иной степени могут быть использованы все виды детской деятельности, что отражается, соответственно, и в методических подходах. Можно выделить ряд принципов, которые нужно учитывать при выборе методов и форм работы по экологическому образованию.

Принцип системности. Наиболее эффективной является системная организация работы с дошкольниками. Так, например, для каждого блока программы «Наш дом — природа» Н.А. Рыжовой разработана и апробирована своя система занятий, реализующихся через различные виды деятельности ребенка. Экологом и старшим воспитателем составляется годовой план работы учреждения, отражающий структуру программы «Наш дом — природа». Все блоки изучаются в строгой последовательности, так же как и темы внутри самих блоков. Для реализации принципа системности каждый специалист дошкольного учреждения согласует время проведения своих занятий по соответствующей тематике с занятиями педагога-эколога.

Системность проявляется и в организации работы с родителями, в координации работы детского сада с различными учреждениями, в одновременной реализации детским садом всех основных компонентов системы экологического образования.

Принцип наглядности позволяет учитывать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление ребенка-дошкольника. Использование этого принципа предполагает, что для решения целей и задач экологического образования педагог выбирает объекты, процессы, доступные для понимания и освоения ребенком определенного возраста, которые тот может наблюдать непосредственно в своем кружении. Принцип наглядности означает также постоянное использование в работе с детьми наглядного материала: иллюстраций, пособий, видеоматериалов, картин, плакатов, моделей, макетов и т.п. Принцип наглядности учитывается и при организации различных видов деятельности ребенка в развивающей предметной среде.

Принцип последовательности связан с принципами системности и проблемности. Например, экологические занятия должны проводиться в определенной логической последовательности, отражающей структуру блоков программы и тем внутри них. Этот принцип отражается также в системе последовательного развертывания знаний — от простого к более сложному. Он применим как к обучению детей разного возраста (например, последовательность изложения материала детям от 3 до 7 лет), так и к обучению детей в пределах одного возраста (последовательность изложения материала в средней или подготовительной группе) [19].

Принцип деятельности. Как уже указывалось выше, деятельность — это основа экологического образования дошкольника. В процессе ознакомления ребенка с природой традиционно большое внимание уделяется уходу за комнатными растениями, животными комнаты природы, труду на огороде. Однако с позиции экологического образования необходимо расширить рамки такой деятельности за счет участия детей совместно со взрослыми (особенно родителями) или детьми более старшего возраста в различных природоохранных акциях, оценке состояния своего дома, двора, территории детского сада, группы (например, какие растения растут вокруг нас, достаточно ли их, как дома используется вода и т.п.). Такой подход позволяет сделать деятельность ребенка более осмысленной и необходимой для него лично.

Опираясь на принципы: системности, наглядности, последовательности и деятельности, мы приступили к формирующему этапу эксперимента. [19].

В дошкольном обучении применяются разные виды моделей. Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек.

В настоящее время появилось много литературы, пособий для детей, где представлены модели, которые, например, знакомят с органами чувств (устройство глаза, уха), с внутренним строением организма (связь зрения, слуха с мозгом, а мозга - с движениями). Например, на экскурсии в лесу (роще, на лугу) ребята рассматривали бабочку, стрекозу, жука, сравнивали их по внешнему виду, по способу передвижения, находили сходство и различие. Воспитатель изготавливает из бумаги или другого материала изображения насекомых, которыми ребенок может оперировать вместо картинок, выполняя задания на анализ строения тела насекомого, его условия проживания. Предметной моделью может быть коллективно заполненная детьми фланелеграмма, изображающая луг, лес, поле и т.д..

Применяя в рамках формирующего этапа экспериментам различные виды моделей, мы опирались на разработанную С.Н. Николаевой таблицу вариантов модельного материала для трех возрастов. (Приложение 3)

В рамках формирующего эксперимента мы использовали модель хищной птицы, которую рассматривали на занятии по экологии, для того что бы выяснить, чем хищная птица отличается от обычной. (Приложение 4)

Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Пример такой модели - модель-макет, рекомендуемый С.Н. Николаевым для усвоения детьми понятия «мимикрия», как проявление одного из способов защиты от врагов. Это лист картона, окрашенный в два цвета. Накладывая на него цветные изображения различных геометрических фигур, обращают внимание детей на то, что при совпадении цвета поля и геометрической фигуры она становится невидимой. Такая модель помогает детям понять значение покровительственной окраски животных.

В рамках формирующего эксперимента на занятии мы с детьми изготовили модель бабочки с защитной окраской, для того, чтобы дети смогли представить то, что в самой природе они увидеть очень сложно.

Следующий тип моделей - графические, передают обобщенно признаки, связи и отношения природных явлений. Пример такой модели - календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе, таблица фиксации продолжительности дня и т.п. Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов [13].

В рамках формирующего эксперимента мы с детьми ежедневно заполняли календарь природы, который уже был в данной группе. В заполнении календаря участвовали все дети. Сначала мы все вместе наблюдали за тем, какая погода, обычно это происходило на утренней прогулке в первой половине дня. В обсуждении принимали участие абсолютно все ребята. Даже если, кто - то молчал, мы задавали наводящие вопросы ребятам, чтобы абсолютно все пробовали находить изменения в природе и т.д.

Затем мы приступали отмечать увиденное в самом календаре. За каждый параметр календаря отвечали разные ребята. Так же, отмечая на календаре свой параметр, ребенок доказывал, почему он рисует тот или иной знак, чтобы уже каждый ребенок отдельно еще раз закрепил то, что мы проговорили до этого.

В выходные дни (суббота и воскресенье) дети так же наблюдали дома за погодой, с помощью родителей, а приходя в понедельник, два ребенка, из желающих, рассказывали, что они наблюдали в субботу, а что в воскресенье, объясняли, каким знаком нужно отметить тот или иной параметр и отмечали их на календаре природы в группе.

Так же, для закрепления признаков времен года и что бы ребятам было легче в дальнейшем обращать внимание на мелкие изменения в погоде или же рассказывать о признаках изменения во временах года, особенно в переходные периоды, когда зима сменяет осень, или весна сменяет зиму, мы создали с детьми календарь под названием «Времена года».

Работа проходила в группе. Над календарем работали абсолютно все. Для начала, мы вспомнили характерные признаки всех времен года, вспомнили, чем интересно каждое время года, какие праздники мы отмечаем в каждое время года. Так же мы вспомнили, чем можно заниматься и в какие игры можно играть в каждое время года. Затем мы обсудили, как и из чего мы будем выполнять наш календарь. 

На этом этапе мы выявили, что дети очень хорошо знают характерные признаки каждого времени года и их отличия друг от друга, а тем, кому было сложно, с помощью наводящих вопросов, как мы, так и сами дети, помогали найти ответ. Делая календарь времен года, мы закрепляли так же знания детей о растительном и животном мире.

Делая подобные календари, дети закрепляют уже имеющиеся знания о природе, и знакомятся с чем-то новым. На наш взгляд, модель календаря - это самый верный, практичный и интересный способ проверить (выяснить) знания детей, выяснить, что ребенок знает хорошо, а что плохо, и над чем нужно еще работать.

Для усвоения принципа моделирования определенное значение имеет использование модели для описания нового объекта. В этом случае воспитатель дает детям задание: «Расскажите о новом растении (или животном) подробно. Какое оно? А чтобы ни о чем не забыть, смотрите на эту модель». Полезно также использовать демонстрацию моделей в процессе сравнения объектов и нахождения признаков их отличия и сходства. [19]

В беседах о природе педагог широко использует не только пейзажные картины, но и различные предметные и сюжетные дидактические картины-модели, изображающие животных, растения, труд людей. Такие картины, написанные специально для облегчения процесса обучения, помогают расширить знания детей о мире природы, уточнить их представления о внешнем виде, характерных особенностях предметов и явлений природы.

Мы проводили беседы о том, как богат растительный мир, чем полезны его дары, как человек должен к нему относиться. Во время беседы, нами были использованы картины природы таких художников, как: И.И. Шишкина «Рубка леса» (1867), А.К. Саврасова «Грачи прилетели», И. Левитана «Туман над водой».

Так же, в рамках нашего исследования, нами было проведено открытое занятие по экологии, на данном занятии мы закрепляли характерные признаки зимы, ее явления, а также вспоминали, какие животные впадают в спячку, и как можно помочь остальным, что бы холодной зимой они не замерзали и не голодали. Для этого занятия нами была изготовлена модель снегиря, которую мы использовали в рамках данного занятия.

Мы также проводили игры экологического характера, такие как: «Лесные жители», в которой мы использовали модель хищной птицы, которую использовали на одном из занятий, «Волшебный цветок», в которой использовали готовую модель «Части цветка»; «Чудо-дерево», в которой мы использовали готовую модель «Дерева»; в которых вспоминали и закрепляли представления о животном и растительном мире.

Таким образом, вся работа в рамках формирующего этапа исследования опиралась на принципы: системности, наглядности, последовательности и деятельности.

Сначала мы использовали готовые модели, затем изготовили модели вместе с детьми и в дальнейшем эти модели использовали в различных видах деятельности.



2020-02-03 423 Обсуждений (0)
Реализация принципов: системности, наглядности, последовательности и деятельности при использовании моделирования в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Реализация принципов: системности, наглядности, последовательности и деятельности при использовании моделирования в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (423)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)