Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. ЗАКОНЫ МАНУ.



2020-02-04 224 Обсуждений (0)
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. ЗАКОНЫ МАНУ. 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ

 

Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более четырех тысяч лет тому назад в долине Инда, с центрами в Хараппе и Махенджо-Даро. Археологические раскопки дали возмож­ность установить, что еще в III тысячелетии до н.э. здесь существо­вали крупные города — центры ремесленного производства, раз­витое земледелие, торговля, имущественное расслоение населения.

Наука, к сожалению, располагает скудными историческими сведениями по этому периоду истории Древней Индии. Полнее представлены исторические свидетельства по так называемому ведическому периоду (вторая половина II тысячелетия до н.э. — середина I тысячелетия до н.э.), когда углубляется социальное рас­слоение и складывается государственность в долине Ганга, чему способствует продолжающееся ряд столетий волнообразное про­никновение на территорию Индии с северо-запада индо-арийских племен, консолидировавшихся где-то на рубеже III—II тысячеле­тия до н.э. в районах Причерноморья и Прикаспия. Долина Ганга к началу проникновения ариев (XIV—XIII вв. до н.э.) была заселена этническими общностями мундов и дравидов, которые были либо оттеснены к югу, либо ассимилированы ариями, носителями более высокой материальной и духовной культуры. До нас дошли отно­сящиеся к этому периоду литературные памятники религиозного содержания — веды, ставшие позже священными книгами индусов, а также произведения народного эпоса.

Хараппская культура долины Инда, существовавшая несколько веков раньше индо-арийской, не оказала существенного воздейст­вия на исторические судьбы народов долины Ганга, с которыми и связано возникновение одной из самобытных, сохранивших до на­стоящего времени свои культурные ценности цивилизаций Востока.

Наиболее многочисленные и разнообразные исторические све­дения (при их общей бедности и ограниченной научной ценности) относятся к следующему, так называемому магадхо-маурийскому периоду (вторая половина I тысячелетия до н.э. — до I в. н.э.), периоду складывания и существования самого крупного не только в Древней Индии, но и на всем Древнем Востоке государственного образования — империи Маурьев (IV в. до н.э. — II в. до н.э.) Среди литературных памятников этого периода особое место занимает древнеиндийский политический трактат Артхашастра, приписы­ваемый Каутилье, советнику основателя империи Маурьев Чанд-рагупте, а также целый ряд религиозно-ритуальных и правовых брахманских компиляций — дхармасутр и дхармашастр, в частно­сти наиболее известная дхармашастра, получившая название "За­коны Ману" (II в. до н.э. — II в. н.э.).

 


ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. ЗАКОНЫ МАНУ.

 

Законы Ману представляют собой сборник религиозно-моральных наставлений, изложенных в стихотворной форме от имени легендарного прародителя челове­чества полубога Ману и относящихся в своей окончательной редак­ции к середине II в. н.э.

Слово "дхарма" происходит от санскритского "то единое, что охватывает и поддерживает все вещи вместе" и означает вечный космический порядок или закон (Закон долга и благочестия, как формулировал его содержание Дж. Неру в книге "Мое открытие Индии"), включающий природные (естественные, в том числе кос­мические) и моральные нормы, а также нормы обычного права и установления государства, не расходящиеся с первыми двумя раз­рядами норм. Распространено также восприятие дхармы и как истинного закона индивидуальной и общественной жизни, и сле­дование ему образует основную человеческую добродетельную обя­занность.

Законы Ману состоят из 12 глав, в которых содержится 2685 стихов-шлок. Стихотворная, или, по крайней мере, ритмизиро-ванная, форма изложения — характерная особенность многих древ­них законодательных и в особенности религиозно-законодательных сводов и текстов. На главы и стихи подразделяются тексты Библии, ритмизированной прозой написаны Законы Хаммурапи и древнерим-ские Законы XII таблиц. Многие законодательные положения древ­них народов имеют также форму афоризма. Афористическая форма, как и стихотворная, имеет родственную близость с художественным творчеством и отчасти с творчеством научным (искусством упорядо­ченного изложения определенных знаний). Афоризмы мы встречаем в гимнах "Ригведы", в комментариях к этим гимнам, которые име­новались упанишадами. Многие буддистские тексты представляют собой литературу изречений, например Кхуддака-никая (Собрание кратких изречений), в которое входит переведенный на русский язык буддистский канон Дхаммапада. Насыщен многими афоризмами древ­неиндийский эпос IV в. до н.э.Махабхарата, включающий в качестве составной части знаменитую Бхагаватгиту. Помимо Законов Ману запоминающиеся изречения можно найти в таких ученых трактатах, КакАртхашастра (Наука политики) Каутильи (IV в. до н.э.) и Кама-сутра (Наука любви) Ватсьяяны (ок.111 в. н.э.).

Зафиксированное афоризмом правило (в том числе дхарма) юридическим становится не сразу, а только после составления прозаических комментариев к нему (Д. Деретт). Таким образом, текст дхармашастры, содержащий ритуальные предписания, ста­новится текстом этическим (моральным) и юридическим лишь после "обрамления ритуальных предписаний этическими"[1]. В этом про­являет себя один из характерных (и типичных) для древних об­ществ Востока и Запада способов возникновения правил этического и юридического назначения из обрядовых и ритуальных правил и соответствующих им способов праведного поведения.

Афоризм, таким образом, выполняет ту же просветительскую роль в существующих правилах праведного и законопослушного поведения, что и тексты дхармашастр или артхашастр, перечис­ляющие конкретные дхармы. При этом афоризм может охватывать правила и обыкновения не одной, а нескольких областей социаль­ной жизни и деятельности в их добродетельном или греховном проявлении. "Злодею ученость служит для споров, деньги — для высокомерия, власть — для угнетения. Доброму же наоборот: уче­ность — для-.увеличения знании, деньги — для подаяния, власть — для защиты ближних". Нарушение законов и обычаев чаще всего связывается в них с проявлением какой-либо страсти и предосудительного влечения. "Пьяный, опрометчивый, безум­ный, утомленный, разгневанный, голодный, жадный, робкий, торопливый и влюбленный — все не знают закона"[2].

Структура Законов Many. Глава I Законов Ману излагает све­дения о мироздании и его Творце (божественном Самосущем), о происхождении основных четырех сословий (варн) и главенствую­щей роли брахманов в охранении сокровищницы вселенского За­кона, которому следуют и люди.

Глава II повествует о воспитании правоверного индуса путем приобщения к знанию Вед, в частности "того священного Зако­на, которому следуют люди, изучившие Веды, и который запе­чатлен в сердцах людей добродетельных, всегда чуждых ненави­сти и страстей" (II, 1). После изучения Вед человек считался при­уготовленным для новой духовной жизни — "дваждырожденным" (двиджати). В этой же главе говорится о роли обычаев, обрядов и ритуалов, а также "запомненной священной мудрости" дхарма­шастр.

Глава III содержит нормы и требования к семейной жизни, правильному браку (анулома), а также повествует о последстви­ях неправильных браков (пратилома) и требованиях к соответству­ющим обрядам.

Главы IV, V и VI содержат сведения о способах сакрализа­ции повседневной жизни: повседневные правила гигиены, распо­рядка дня, перечисление запретных поступков, описание ритуа­лов очищения и аскетических норм и образа жизни.

Глава VII рассказывает о дхарме царя, о роли наказания в правосудии, поддержании порядка и "защите всех творений''; в ней даются советы по делам административным, налоговым, воен­ным и др.

Глава VIII посвящена 18 поводам для обращения в суд (нару­шение договорных отношений, преступные деяния: кража, наси­лие, клевета, оскорбление действием, игра в кости, прелюбодея­ние, осквернение ложа духовного наставника-гуру, распитие хмельных напитков и др.), а также роли закона и правилам судо­производства и вынесения решения о наказании, освобождению от наказания в случае необходимой обороны (защита от насилия ре­бенка, женщины и священника-брахмана).

Глава IX повествует о "вечном законе для мужа и жены" в их семейной жизни, о личных и имущественных правах и обязан­ностях членов семьи, о наследовании, о наказаниях и роли царя в наложении наказаний.

Глава Х содержит правила, общие для трех дваждырожденных варн; семь законных способов приобретения собственности, десять способов существования, дозволенных всем людям в бед­ственном положении; дхармы, общие всем четырем варнам.

Глава XI посвящена регулированию образа жизни касты не­прикасаемых (каста появляется вследствие заключения неправиль­ных, смешанных, межварновых браков, нарушивших дхарму).

Глава XII дает предписания относительно культа, ритуалов и конкретных обязанностей их участников; говорит об ответственно­сти человека за недостаточный контроль за своими мыслями, сло­вами и своим телом.

Согласно толкованиям знатоков Вед, дхарма входит в состав риты (рты), основного справедливого закона, направляющего жизнь вселенной и всего, что в ней содержится. Дхармы имеют , несколько разновидностей. Сакральные дхармы (учение, приноше­ние жертв и раздача даров) входят в обязанности прежде всего брахманов.

Дхармы мирские включают уплату налогов (в шестую долю доходов), охрану всех живых существ (в том числе родственников, душевнобольных, неспособных к оплодотворению и др.). В обязан­ности кшатриев входит исполнение наказаний (X, 70). Однако су­ществуют дхармы для всех четырех варн одновременно.

В шлоке 63 гл. Х говорится: "Ненанесение вреда, правди­вость, неприсвоение чужого, чистота и обуздание органов — ос­новная дхарма для четырех варн, — объявил Ману". И рядом, в шлоке 58, дается перечень запретных поступков и чувств. "Под­лость, грубость, жестокость, неисполнение предписанных обязан­ностей отличают в этом мире человека нечистого по происхожде­нию". Таким образом, исполнение обязанностей и правильное по­ведение с точки зрения морали порождают правильные послед­ствия и сохраняют гармонию человека с вселенским порядком, с правилами (рта) и долгом (карма).

Веды и связанную с ними литературу создали пришлые пле­мена ариев (вначале "арья" означало "земледелец", затем — "бла­городный"). Они же участвовали в распространении учения о варнах и четырех степенях земного совершенства (стадиях прохож­дения земного пути):

   Правовые памятники дают яркую картину сословно-кастового деления древ­него общества Индии, которое приобрело здесь наиболее закончен­ные формы.

Процесс социального расслоения древнеиндийского общества начался в недрах разрозненных племенных общин В результате разложения родоплеменных отношений выдвигались более сильные и влиятельные роды, которые сосредоточивали в своих руках об­щественные функции управления, военной охраны, жреческие обя­занности Это привело к развитию социального и имущественного неравенства, рабовладения, к превращению племенной верхушки в родовую аристократию Способствовали развитию социального не­равенства и войны, в ходе которых возникали отношения зависи­мости, подчинения между отдельными племенами и общинами.

Дхармашастры закрепляют четкие религиозно-правовые гра­ницы между брахманами, кшатриями, вайшиями и шудрами, основанные на многочисленных религиозно-ритуальных ограничениях, запретах, предписаниях. Шудры устраняются, например, от уча­стия в жертвоприношениях, ритуалах — "самскарах", за исключе­нием самскары брака. За каждой варной строго закрепляется на­следственный круг занятий. Изучение священных книг — привиле­гия брахманов, кшатриев и вайшиев, которые получают название дважды рожденных (в отличие от шудр — единожды рожденных). Второе рождение и было связано с ритуалом особого посвящения в связи с началом изучения священных книг. Целые главы дхарма-шастр посвящены жесткой регламентации поведения людей, их общения друг с другом, с представителями так называемых непри­касаемых каст, стоящих вне варн индийского общества, ритуалам

На определенном этапе развития древнеиндийского общества по мере углубле­ния процесса разделения труда, неравенства стало складываться новое, касто­вое деление Кастами становились обособленные группы лиц с наследственным характером их деятельности, складывающиеся по профессиональному, родово­му, религиозному и другим признакам Кастовое деление в Индии существует и в настоящее время наряду с традиционным делением на четыре варны "очищения" от "загрязнения" при таком общении и пр. Тяжесть наказания за совершение тех или иных преступлений определяет­ся в дхармашастрах в строгом соответствии с принадлежностью к той или иной варне.

Закрепляемые правом границы варн чаще всего отражали фактическое положение индивида в системе общественного произ­водства и распределения, непосредственно связанного с его отно­шением к собственности на землю: государственной и общинной. Это и дает основания говорить с определенной долей условности о варнах как о сословиях-классах.

Формированию государственных земель способствовали арий­ские завоевания, войны. Одна часть земель завоеванных племен по мере укрепления государственной власти и расширения государ­ственной территории непосредственно переходила в царские вла­дения (сита), судя по Артхашастре здесь применялся труд рабов и зависимых арендаторов; другая — очень рано стала передаваться знати, лицам управленческого аппарата в виде служилых времен­ных пожалований, в "кормление". Они приобретали право сбора налогов с общин, целых областей, деревень одного или нескольких домохозяйств.[3]

С государственной собственностью на землю была связана экс­плуатация общинников-крестьян господствующей правящей вер­хушкой, состоящей из лиц управленческого аппарата, царских чи­новников, военачальников и пр., осуществляемая путем взимания ренты-налога. Другая система эксплуатации существовала в рам­ках самих полуавтономных изолированных общин с присущим им органическим соединением земледелия и ремесла. Общинная вер­хушка эксплуатировала труд рабов и других неполноправных жи­телей общины.

Владельческие права общин в Индии отличались исключи­тельной прочностью. Община имела почти неограниченное право распоряжения общинной землей: продавать, сдавать в аренду, да­рить ее, особенно храмам. В общинной собственности были пастби­ща, ирригационные сооружения, дороги. Коллективно ответствен­ная за сбор ренты-налога община в лице своей управляющей вер­хушки получала часть поборов с общинников-крестьян в свою пользу.

Общинное землевладение сосуществовало с частным кресть­янским землевладением или землевладением большой семьи, ко-торое также было связано с широкими правомочиями — прода­жей, сдачей в аренду, дарением земли. Основное ограничение зем­левладения свободного общинника-крестьянина выражалось в обя­занности платить налог в пользу государства и частных лиц, если государство передавало им свои права.

Полноправный общинник-землевладелец, чаще всего вайший, сам мог быть эксплуататором. В хозяйствах богатых общинников трудились безземельные наемные работники, .представители "не­прикасаемых" каст, которые в основном и создавали прибавочный продукт, присваиваемый различными категориями эксплуатато­ров, рабы. Рабский труд, однако, не был преобладающим в Древней Индии даже в царском хозяйстве. В наиболее распространен­ном мелконатуральном хозяйстве общинника в использовании труда рабов не было нужды. Невелико было число рабов и в ремесле.

Усиление имущественной дифференциации во второй поло­вине I тысячелетия до н.э. все чаще стало проявляться в расхожде­нии варнового статуса и фактически занимаемого человеком места в обществе. В Законах Ману можно найти упоминание о брахманах, пасущих скот, брахманах-ремесленниках; актерах, слугах, к кото­рым предписывается относиться "как к шудрам".

В маурийский период к кшатриям, сосредоточившим в своих руках военную, политическую и экономическую власть, стали от­носить в основном тех, кто принадлежал непосредственно к цар­скому роду и к категории привилегированных наемных воинов. Расцвет городов и расширение торговли вызвали появление зажи­точной торгово-ремесленной верхушки среди вайшиев, включаю­щей крупных купцов, ростовщиков, преуспевающих ремесленни­ков. Они объединялись в корпорации, выполняли роль торговых агентов царя, сборщиков налогов и пошлин.

В буддийской и джайнистской литературе древности описы­вается высокое положение богатых купцов, которые, вопреки пред­писаниям дхармашастр, причислялись к варне кшатриев, пользо­вались большой властью, в том числе и в суде. Затронуло имуще­ственное расслоение и варну шудр. Об этом свидетельствуют За­коны Ману (X, 129): "Шудра не должен накапливать богатство, даже имея возможность (сделать это), так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов".

О неоднородности варны шудр свидетельствует и то, что к шудрам по мере усиления кастового деления стали относить отверженные, "неприкасаемые" касты па­риев, выполняющих самую унизительную работу. В Законах Ману упоминаются лица, "презренные даже для отверженных" (X, 39).

Таким образом, внутри каждой варны развивалось социаль­ное неравенство, деление на эксплуатируемых и эксплуататоров, но кастовые, общинные, большесемейные границы, скрепленные правом, религией, сдерживали их слияние в единую классовую общность. Это и создавало особую пестроту сословно-классовой социальной структуры Древней Индии.[4]

    Социальное расслоение в Древней Индии привело, однако, не к формированию классов (рабовладельцев и рабов), а к возникно­вению особых сословных групп:

· варн брахманов (священнослу­жителей, жрецов),

· кшатриев (воинов, правителей),

· вайшиев (зем­ледельцев, ремесленников)

· шудр (слуг)

Первое упоминание о брахманах, кшатриях, вайшиях и шудрах содержится в самом ран­нем произведении ведической литературы — Ригведе В более позд­них ведах указывается на наследственный характер религиозной и военно-управленческой деятельности брахманов и кшатриев.[5]

Формированию варны жреческой верхушки брахманов способ­ствовала монополизация ими на определенном этапе историческо­го развития отправления религиозных церемоний, знание ведических гимнов

Особая воинская верхушка, военная аристократия — кшатрии начала складываться в процессе завоевания ариями реч­ных долин Северной Индии В эту категорию первоначально вхо­дили только арии, но в ходе ассимиляции завоеванных племен варна кшатриев пополнялась и местными вождями, главами силь­ных родовых групп, на что, в частности, указывает существование в Древней Индии особой категории "вратья-кшатриев", те кшат­риев по обету, а не по рождению

    Название третьей варны "вайшии" произошло от слова "виш" — народ, племя, поселение. Это основная масса трудового люда, земледельцев и ремесленников Обособлению кшатриев сре­ди своих соплеменников — вайшиев-простолюдинов способствова­ли представления, что кшатрии — полновластные распорядители богатства, приобретаемого войной, в том числе и рабов-военно­пленных

В основе этой первой, трехчленной дифференциации древне-. индийского общества лежало разделение труда, та глубокая соци­ально действенная ступень разделения, когда труд физический от­делялся от умственного, материальный от духовного, производи­тельный от управленческого В таком разделении труда уже были заложены основы социально-экономического неравенства, эксплуа­тации родовой аристократией простого народа

По мере консолидации высших варн — брахманов и кшатриев складывался особый порядок регулярных отчислений от сельско­хозяйственного продукта доли, получившей название боли (налог) Налог шел на содержание брахманов и кшатриев Он все время возрастал, став со временем своеобразной формой государствен­ной эксплуатации рядовых общинников-крестьян

С формированием самой многочисленной и эксплуатируемой варны шудр связаны процессы завоевания аборигенных племен, но не меньшую роль играло и развитие социального неравенства внутри самого арийского общества; разряд шудр пополнялся представите­лями не только коренного населения, но и беднейшей части арий­ской общины, тех ее членов, которые отрабатывали долги, находи­лись в услужении, попадали в зависимость, иногда и в рабскую.

     В Законах Ману (VIII, 415) указаны семь разрядов рабов (а соответственно и семь источников рабства): захваченный под зна­менем (военный плен), раб за содержание, рожденный в доме, куп­ленный, подаренный, доставшийся по наследству, и раб в силу наказания. Право хозяина распоряжаться жизнью и смертью раба было общепризнанным в Древней Индии. Раб был неправоспосо­бен, заключенные им сделки считались недействительными (VIII, 163 и др.). Рабов продавали, уплачивая при этом пошлину, равную 20—25% их цены, как при продаже других товаров, сдавали внаем, закладывали и пр. Потомство рабыни считалось собственностью хозяина (IX, 48, 54—55).[6]

В дхармашастрах в одних случаях проводятся различия меж­ду рабами и шудрами, между рабами и лицами, находящимися в услужении, в других — эти различия отсутствуют. Слово "даса" в Законах Ману (X, 32) одновременно обозначает и раба, и лицо, находящееся в услужении. Связано это было с тем, что рабство в Древней Индии было одной из форм зависимости, но далеко не единственной. Здесь широко были представлены многочисленные переходные социальные формы,. промежуточные социальные со­стояния (от свободных, но неполноправных беднейших слоев насе­ления — к рабам).

 

 



2020-02-04 224 Обсуждений (0)
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. ЗАКОНЫ МАНУ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. ЗАКОНЫ МАНУ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)